Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 15:20, контрольная работа
Философия возникла раньше науки. По своему происхождению (как тип
мировоззрения) она - донаучная форма сознания. С возникновением науки,
в особенности науки опытной и математической, встал и реальный вопрос о
взаимоотношении этих двух основных форм рациональности.
1) Проблема личности философии.
Философия возникла раньше науки. По своему происхождению (как тип
мировоззрения) она - донаучная форма сознания. С возникновением науки,
в особенности науки опытной и математической, встал и реальный вопрос о
взаимоотношении этих двух
А) Ряд философов отрицают её принадлежность к миру науки, выдвигая
следующие аргументы:
1. Философские воззрения не нуждаются в подтверждении фактами,
наблюдениями, экспериментами, т.е. не удовлетворяют критерию
научного знания;
2. Утверждения философии
неопровержимы (как например опровергнуть утверждение, что в
основе развития природы лежит саморазвитие духа);
3. В философии никогда не было положений, признаваемых всеми
философами, для неё характерен плюрализм взглядов, и каждый
самостоятельный мыслитель создаёт собственную философскую
систему.
Выдвигаются и аргументы,
языка философии.
Эти претензии к философии имеют место в силу того, что философия не
противоположна науке, но и полностью не сводима к ней.
Это можно рассмотреть через то, что объединяет и различает науку и
философию.
Общее и различное в философии
и науке.
1) Общее: Философия и наука опираются по преимуществу на разум и
нуждаются в рациональном знании.
Различие: Философия опирается на совокупный опыт человечества. Наука
- только на часть опыта.
Т.е., а) Для философии
мирового целого, единства окружающего мира, что крайне
важно для специалиста в любой отрасли народного хозяйства
и культурной науки. Частное всегда может быть правильно
понято лишь в контексте
б) В науке: качественное разнообразие реальных процессов
оборачивается в
дисциплин, каждая из которых создается для исследования
особого фрагмента действительности.
2) Общее: Философия и наука, обеспечивая прогресс человечества,
создают развивающуюся систему знаний.
Различие:
а) В науке: Научные знания
как бы безотносительны к
Например, для физика- ядерщика совершенно безразлично,
живут ли в мире физических величин и скоростей некие
существа, которым нравятся или не нравятся элементарные
частицы, то есть математика, физика, химия, биология и др.
науки стремятся изобразить
она вне человека, без вмешательства его сознания, его
страхов и предпочтений.
б) А философия, опираясь на достижения науки, от имени
человека оценивает научные открытия и даёт им
мировоззренческую и
согласуются с потребностями
насколько они вписываются в гуманистические идеалы и
делают человека более
3) Общее: Философия и наука, исторически развиваясь, занимаются
научным освоением мира.
Различие: Путь их развития при этом различен. Они как бы идут
навстречу друг другу.
а) Научное освоение мира идёт от низших, простых форм
движения материального мира к формам всё более сложным и
высшим, история науки такова: сначала возникает механика,
затем физика, за ними химия, биология, позже других -
социология.
б) Философия неизбежно
состояние, позволяющее на
проекцию человеческих
объективной картиной мира. Он обязательно "вписывает" в
неё человека. Отношение человека к миру - вечный предмет
философии. Ницше сказал о философском знании, что оно
"человеческое, слишком человеческое".
4) Общее: Философские и научные знания обладают общим свойством
преемственности.
Различие:
а) В науке: Научное знание развивается как бы линейно
Т.е. на базе старого знания развивается новое, на нём
следующее новое и т.д.
Учёные по образному выражению И. Ньютона, стоят "на плечах"
своих предшественников: все они продолжают, развивают одно
общее дело.
б) В философии:
1. Теоретическая составляющая философского знания
наследуется более сложным
многозначна, она может быть развита, продолжена в
разные, даже противоположные направления. Это происходит
потому, что решающая роль в рождении нового философского
знания принадлежит
Девиз К. Маркса - "Подвергай всё сомнению".
2. Как ценностно-личностное проявление духа, философские
учения сохраняют свою значимость во времени. Этим
философия сродни искусству. Великий философ как и
великий художник - это выразители своего времени, и
именно в этом их творчество их творчество имеет вечное,
непреходящее значение для
5) Общее: Философия существуют и развиваются как мировое знание, хотя
создаются конкретными
а) Но в науке нет и не может быть немецкой (русской, японской)
математики (физики, биологии и т.д.).
б) В философии - в относительной самостоятельности к мировой
философии существуют
немецкая, французская философии - понятия не только
допустимые, но и совершенно необходимые для того, чтобы
вести речь о реальном процессе рождения и жизни
философских идей в мире
философии (в первую очередь со стороны их социального
содержания и генезиса) глубочайшим образом выражают "душу"
народа, его внутренний духовный
опыт.
6) Отличительной чертой
глубоко личностно (в отличие от науки, где к одним и тем же
результатам приходят разные учёные).
Личность, образ жизни философа не отделимы от его мысли.
В этом философия опять сродни искусству. Подлинный философ как и
подлинный поэт, музыкант, художник - уникален. Творимый им мир
никто иной сотворить не может ("Феноменальность духа" за Гегеля
никто написать бы не смог).
Т.е. всё вышеперечисленное
системы научных знаний. И связано
это прежде всего с
предмета исследования философии.
О чём мы будем говорить далее.
Б) Философия как наука.
Распространена и
является наукой.
В истории философии сменили друг друга три подхода к пониманию