Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 15:20, контрольная работа
Философия возникла раньше науки. По своему происхождению (как тип
мировоззрения) она - донаучная форма сознания. С возникновением науки,
в особенности науки опытной и математической, встал и реальный вопрос о
взаимоотношении этих двух основных форм рациональности.
изучает, что такое человеческие нравы и как они
соотносятся с представлением о должном.
2. эстетика - это теория прекрасного, она анализирует
прекрасное и в жизни и в искусстве, задаётся
вопросом, где обитает красота, в мире самом по себе
или же в нашем сознании и воображении, стремится
выявить внутренние законы
-а также:
-философия природы (
-философия науки и техники
-философия права
-философия религии
Все эти теоретические
другими формами общественного сознания. Они не занимаются собственно
философскими вопросами, а являют собой использование логико-
гносеологических средств для решения мировоззренческих и
методологических проблем
Такое использование небесполезно и для самой философской науки. Здесь
проверяется эффективность и надёжность философских понятий и
принципов.
Структура философии
Функции философии.
Исходя из рассмотренного подхода к философии как типу мировоззрения и
науки, можно выделить функции
философии.
1) Мировоззренческая функция
Исследуя мир в целом и
мировоззренческую функцию.
Общество требует от философии ответа на вопросы:
-Каким должен быть мир, чтобы соответствовать человеку?
-Каким должен быть сам человек чтобы соответствовать миру?
-Достоин ли мир того, чтобы в нём жить?
-Достоин ли сам человек того,
чтобы выступать от имени
Отвечая на эти вопросы,
Она предлагает систему категорий, выражающих фундаментальные
принципы бытия, в том числе и
специфику существования человека.
Мировоззренческие принципы
-идеалистические и
первично: либо материя, либо сознание);
-диалектические и
них развитие или нет);
-ноуменальные и феноменальные;
-трансцендентные и
-конвенциональные и
-атрибутивные и модусные;
-экзестенциальные и эссенциальные;
-аксиологические и
Мировоззренческие принципы тесно связаны с практической жизнью, с
жизненными (экзистенциальными)
2) Аксиологическая функция.
Эта функция заключается в определении: ценностей жизни; системы
нравственных, гуманистических принципов и идеалов; смысла жизни
человека.
Об этой функции философии мы говорили в первом вопросе, но отметим, что
ценностный аспект философии развивается вместе с ней из эпохи в
эпоху:
-в античное время: - главное внимание уделялось полисным (т.е.
общественным) ценностям. Но уже в эпоху эллинизма философ
Протагор высказывает идею что "Индивидуум (человек) - есть
мера всех вещей".
-в Новом времени: Гегель - высшая ценность - государство.
-Русские философы XIX-XX веков в качестве важнейшей
ценности выдвигали соборность. Соборность - это
органическая, социально-духовная общность людей, в которой
каждый индивид раскрывает свои способности во имя
процветания сообщества.
Современная философия - выдвигает новые ценности:
-общегуманистические,
-ценности качества жизни и конечно центральная
ценность - это сам человек.
Философия не может избавить общество от порождаемых социально-
экономическими системами негативных явлений. Но она
может оградить систему
всего того ложного и
и примитивного.
3) Методологическая функция.
-философия через систему
вооружает конкретные науки мыслительным орудием познания
мира. Философия сама собой являет всеобщий метод, ибо её
предметом исследования выступают наиболее универсальные
принципы мышления, всякого познания.
Философские методы, будучи универсальными, являются
необходимым условием решения
разнообразных конкретных
но не подменяют собой
конкретизируется ими.
-философия интегрирует всю совокупность знаний в современном
мире. Знания, доставляемые отдельными дисциплинами столь
разнообразны, что они нуждаются в сведении в единую
целостную научную картину
Т.о. философия образует методологическую основу для каждой
научной дисциплины, достигшей высот самосознания.
4) Гносеологическая функция
-Философия разрабатывает теорию познания, раскрывает
закономерности возникновения, функционирования и развития
познавательной деятельности человека, исследует формы
движения к истине, пути и средства проверки полученных
данных.
-Философия выявляет наиболее общие идеи, представления, формы
опыта, на которых базируется
та или иная конкретная
или общественно историческая жизнь людей в целом. Их
называют универсалиями
занимают философские
значение при решении
практических задач.
Место философии в процессе становления профессиональной культуры офицера
РВСН.
1. На базе философии формируется система знаний, научная картина мира,
правильный образ мира, что позволяет в итоге повышать теоретический
уровень личности офицера
2. Философия, создавая нравственный климат общества, формирует
духовный мир офицера, его нравственные ценности, отвечает на
смысложизненные вопросы.
3. Философия вооружает офицера теорией познания, её методами духовного
освоения действительности.
4. По мере усвоения философии логическое мышление становится более
культурным, более правильным, более адекватным действительности; у
офицера, иначе говоря формируется диалектический метод мышления,
стимулирующий критическое и
творческое отношение к
5. Уровень философской подготовки офицера-ракетчика во многом
определяет оптимальность
акте мышления во многих случаях в неявном виде используется
динамическая система философских категорий (вернее вся духовная
культура человека, стержнем которой
является философия.
Выводы по лекции
1. Философия - это исторически
развивающаяся система
идей, теоретически объясняющих и оценивающих отношение человека