Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:20, курсовая работа
Термин «философия истории» был введен французским просветителем Вольтером в 18 веке. Он считал, что историк не просто должен описывать события, излагать их в хронологической последовательности, а философски истолковывать исторический процесс, рефлексировать над его бытием. Впоследствии этот термин вошел в научный оборот.
Философию истории можно излагать по-разному. Одни исследователи дают широкую панораму всего исторического процесса. Другие главное внимание обращают на теоретическое наследие крупнейших философов истории.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Биография и творчество Фридриха Гегеля……………………………5
Биография Гегеля…………………………………………………....5
Сочинения Гегеля…………………………………………………...7
Диалектический метод………………………………………………8
Философия природы……………………………………………….10
Философия духа……………………………………………………11
Глава 2. Философия истории Гегеля…………………………………………...14
Заключение………………………………………………………………………26
Список литературы………………………………………………………………28
Оглавление.
Оглавление……………………………………………………
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Биография и творчество Фридриха Гегеля……………………………5
Глава 2. Философия истории Гегеля…………………………………………...14
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Термин «философия истории» был введен французским просветителем Вольтером в 18 веке. Он считал, что историк не просто должен описывать события, излагать их в хронологической последовательности, а философски истолковывать исторический процесс, рефлексировать над его бытием. Впоследствии этот термин вошел в научный оборот.
Философию истории можно излагать по-разному. Одни исследователи дают широкую панораму всего исторического процесса. Другие главное внимание обращают на теоретическое наследие крупнейших философов истории.
Философия Гегеля – это классика первой половины XIX столетия. Классическим этот стиль философствования именуют не в «музейном» смысле, а подразумевая ряд основополагающих принципов, составляющих предпосылки данного способа мышления. Это, прежде всего, безграничная вера в «рацио», разум как человеческий, так и природный, мировой. Это неискоренимая убежденность в том, что мир в целом устроен достаточно упорядоченно, закономерно, разумно, что он не враждебен человеку, а, наоборот, соразмерен, удобен ему. Это, наконец, отсутствие сомнений в том, что разум человека ли, мира ли в целом в принципе открыт, доступен для анализа.
По Гегелю в основе развития
мира в целом и общества в частности
лежит деятельность мирового духа,
т.е. абсолютного духовного
Цель данного реферата – исследование философии истории Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.
Задачи реферата:
Глава 1. Биография и творчество Фридриха Гегеля.
Георг Вильгельм Фридрих
Гегель родился в Штутгарте 27 августа
1770. Его отец, Георг Людвиг Гегель, секретарь
казначейства, был потомком протестантского
рода, изгнанного из Австрии в период Контрреформации.
Окончив гимназию в родном городе, Гегель
учился на богословском отделении Тюбингенского
университета в 1788-1793, прослушал курсы
по философии и теологии и защитил магистерскую
диссертацию. В то же время в Тюбингене
учились Фридрих фон Шеллинг, который
был на пять лет моложе Гегеля, и Фридрих
Гёльдерлин, поэзия которого оказала глубокое
влияние на немецкую литературу. Дружба
с Шеллингом и Гёльдерлином сыграла значительную
роль в умственном развитии Гегеля. Изучая
в университете философию, он обратил
особое внимание на работы Иммануила Канта,
которые широко обсуждались в то время,
а также на поэтические и эстетические
произведения Ф.Шиллера. В 1793-1796 Гегель
служил в качестве домашнего учителя в
швейцарской семье в Берне, а в 1797-1800 - во
Франкфурте-на-Майне. Все эти годы он занимался
изучением теологии и политической мысли
и в 1800 сделал первый набросок будущей
философской системы ("Фрагмент системы").
После смерти отца в 1799 Гегель получил
небольшое наследство, которое, вкупе
с его собственными сбережениями, позволило
ему отказаться от учительствования и
вступить на поприще академической деятельности.
Он представил в Йенский университет вначале
тезисы (Предварительные тезисы диссертации
об орбитах планет), а затем и саму диссертацию
Планетные орбиты и в 1801 получил разрешение
читать лекции. В 1801-1805 Гегель - приват-доцент,
а в 1805-1807 экстраординарный профессор
на весьма скромном содержании. Йенские
лекции были посвящены широкому кругу
тем: логике и метафизике, естественному
праву и чистой математике. Хотя они и
не пользовались большим успехом, годы
в Йене были одним из счастливейших периодов
в жизни философа. Вместе с Шеллингом,
преподававшим в том же университете,
он издавал "Критический журнал философии,
в котором они были не только редакторами,
но и авторами. В тот же период Гегель подготовил
первую из своих главных работ, Феноменологию
духа, после опубликования которой отношения
с Шеллингом были разорваны. В этом труде
Гегель дает первый очерк своей философской
системы. В нем представлено поступательное
шествие сознания от непосредственной
чувственной достоверности ощущения через
восприятие к познанию разумной действительности,
которое единственно и приводит нас к
абсолютному знанию. В этом смысле реальным
является только разум.
Не дождавшись опубликования Феноменологии,
Гегель покинул Йену, не пожелав остаться
в захваченном французами городе. Он оставил
должность в университете, оказавшись
в трудных личных и материальных обстоятельствах.
Какое-то время Гегель редактировал "Бамбергскую
газету", но меньше чем через два года
отказался от "газетной каторги"
и в 1808 получил место ректора классической
гимназии в Нюрнберге. Восемь лет, которые
Гегель провел в Нюрнберге, дали ему богатый
опыт преподавания, руководства и общения
с людьми. В гимназии он преподавал философию
права, этику, логику, феноменологию духа
и обзорный курс философских наук; ему
также приходилось вести уроки литературы,
греческого, латинского, математики и
истории религии. В 1811 он женился на Марии
фон Тухер, семья которой принадлежала
к баварской знати. Этот сравнительно
спокойный период жизни Гегеля способствовал
появлению его наиболее важных произведений.
В Нюрнберге вышла первая часть гегелевской
системы - Наука логики.
В 1816 Гегель возобновил университетскую
карьеру, получив приглашение в
Гейдельберг на место, которое ранее
занимал его соперник по Йене Якоб
Фриз. В Гейдельбергском университете
он преподавал в течение четырех
семестров; из прочитанных лекций был
составлен учебник Энциклопедия философских
наук, по-видимому, лучшее введение в его
философию. В 1818 Гегель был приглашен в
Берлинский университет на место, которое
когда-то занимал знаменитый И.Г.Фихте.
Приглашение было инициировано прусским
министром по делам вероисповеданий с
надеждой усмирить при помощи гегелевской
философии опасный дух мятежа, бродивший
в студенческой среде.
Первые лекции Гегеля в Берлине остались
почти без внимания, однако постепенно
курсы стали собирать всё большую аудиторию.
Студенты не только из различных областей
Германии, но также из Польши, Греции, Скандинавии
и других европейских стран устремились
в Берлин. Гегелевская философия права
и государственного строя все более становилась
официальной философией прусского государства,
и целые поколения деятелей образования,
чиновников и государственных мужей заимствовали
свои взгляды на государство и общество
из гегелевского учения, ставшего реальной
силой в интеллектуальной и политической
жизни Германии. Философ находился на
вершине успеха, когда скоропостижно скончался
14 ноября 1831, по-видимому, от холеры, свирепствовавшей
в те дни в Берлине.
1.2. Сочинения.
Гегель был чрезвычайно
плодовит. Широкие познания, легкость,
с какой он усваивал и запоминал
содержание книг, разнообразие интересов
придали его творчеству необычайный
масштаб. Возвращаясь к вышесказанному,
мы можем составить панораму из наиболее
значительных его сочинений.
Среди ранних работ бернского и франкфуртского
периодов (1793— 1800) особенно выделяются
богословские труды, изданные Ноэлем в
начале нашего века и отмеченные некоторыми
учеными в качестве важных для понимания
того, как возникла гегелевская система.
Вот эти труды: 1) «Народная религия и христианство»
(фрагменты); 2) «Жизнь Иисуса» (1795); 3) «Позитивность
христианской религии» (1795—1796 , первая
редакция); 4) «Дух христианства и его предназначение»
(1798); 5) «Фрагмент системы» (1880) и вторая
редакция (неоконченная) «Позитивности
христианской религии».
В Йене Гегель написал (оставив неизданными)
«Конституцию Германии» и «Систему этики».
В 1801 г. им было опубликовано «Различие
между философскими системами Фихте и
Шеллинга». Из статей, напечатанных в «Критическом
философском журнале», особо выделяются
две: «Отношение скептицизма и философии»,
«Вера и Знание».
«Феноменология духа»
знаменует собой решающий этап. Гегель
отходит от Шеллинга, формируя совершенно
оригинальный тип мышления со своим,
присущим только ему, строем. Все труды,
вышедшие вслед за «Феноменологией»,
— это выдающиеся произведения,
явившие собой вершину
Лекции в публикации учеников имеют следующие
названия. «Лекции по философии истории»,
«Эстетика», «Лекции по философии религии»
и «Лекции по истории философии».
В философии Гегеля необходимо различать метод исследования и систему, в соответствии с которой не только излагается, но и структурируется материал. Метод, по словам Гегеля, «есть движение самой сути дела», сознание «внутреннего самодвижения содержания». Он у Гегеля носит диалектический характер, являясь наиболее общим выражением противоречивого развития мира. Диалектический метод, его принципы и категории разработаны главным образом в первой части его системы. Система — это избранный философом порядок изложения материала, связь логических категорий, общее построение всего философского здания. В отличие от метода, который определяется главным образом объективным содержанием мира, система во многом несет черты авторского произвола. Главным принципом структурного построения выступает триада, в чем мы могли убедиться. В ней есть рациональный смысл (выражение диалектического закона отрицания). Однако Гегель формализует этот принцип и нередко использует как шаблон, которому вынужден подчиняться конкретный материал. Поэтому многие переходы категорий носят произвольный, искусственный характер. Например, последняя триада в системе: искусство — религия — философия. Обосновать логическую связь между ними, показать, что философия есть синтез, единство искусства и религии — эта задача осталась неразрешенной. Гегель просто декларирует, но не обосновывает эту конструкцию.
Фейербах, Герцен, Энгельс и другие мыслители обратили внимание на противоречие между методом и системой в философии Гегеля. Сам дух диалектического метода противоречит формализованной консервативной системе. Это противоречие нельзя отнести к числу диалектических, это противоречие доктрины, которое запрещается как формальной, так и диалектической логикой. У Гегеля получается парадоксальная картина: диалектика с ее борьбой противоположностей, духовный и исторический прогресс фактически обращены в прошлое. Им нет места ни в настоящем, ни в будущем: ведь «абсолютная цель» прогресса достигнута. Диалектический метод не может для Гегеля служить орудием критического осмысления и преобразования действительности. Чтобы он стал таковым, надо отбросить консервативную систему гегелевской философии. И это было сделано К. Марксом и Ф. Энгельсом. Идеалистическая диалектика была заменена диалектикой материалистической.
1.4. Философия природы.
«Философия природы» Гегеля, невзирая на некоторые интересные идеи (о неразрывном единстве материи, пространства, времени и движения), является менее всего оригинальным его произведением. Характерно, что великий диалектик отрицал развитие в природе, считая, что материя лишь становится разнообразнее в пространстве. Значительно плоскостью является его философия духа, в которой Гегель рассмотрел этапы развития духа, изложил свои взгляды на мораль, право, историю, религию, искусство. По всем этим проблемам он читал курсы лекций, которые после его смерти опубликовали слушатели. У них блестяще продемонстрирована плодотворность диалектического метода. И хотя Гегель часто пренебрегал содержанием ради формы (втискивал материал в триады), но благодаря диалектике его философия стала одним из определяющих творений в истории философии. Особенный интерес составляет гегелевское понимание истории. История человечества, по его мнению, — это прогресс в познании свободы, а идеал исторического развития общества — достижение свободы для всех. В соответствии с этим Гегель разделил всемирную историю на три периода: восточный, античный и германский. На Востоке человек, по его словам, еще не зрелый к свободе, потому там все рабы, за исключением одного свободного – деспота; в античности часть общества поднялась и ищет свободы, другая — рабы. Только в Европе в Новое время свобода распространилась на всех. Образцом воплощения свободы считал немецкую монархию, что было очевидным заигрыванием с существующей прусской политической системой.
Это третья ступень гегелевской системы, представляющая собой синтез двух предыдущих. Здесь абсолютная идея как бы пробуждается, освобождается от природных уз и находит свое выражение в абсолютном духе. Человек — часть природы. Однако человеческий дух — продукт не природы, а абсолютного духа. Да и сама природа порождена духом. «Для нас дух имеет своей предпосылкой природу, он является ее истиной, и тем самым абсолютно первым в отношении ее. В этой истине природа исчезла, и дух обнаружился в ней как идея, достигшая для – себя – бытия». Саморазвитие духа идет по трем ступеням. Первая — «субъективный дух» — индивидуальное человеческое сознание, подразделяющееся на три вида: антропологию, феноменологию и психологию. Вторая ступень «объективный дух» — человеческое общество и три его главные формы: право, нравственность, государство. Последняя ступень — «абсолютный дух» — включает искусство, религию, философию.
Проблемы, поднятые Гегелем в «Философии духа», более подробно рассматриваются им в цикле сочинений: «Феноменология духа», «Философия истории», «Философия права», «Эстетика», «Философия религии», «Лекции по истории философии».
«Философия духа» —
труд, посвященный главным образом
индивидуальному и
Дух есть нечто единое и целое, но находящееся в процессе развития, перехода от низшего к высшему. Движущей силой развития духа Гегель считает диалектическое противоречие субъекта и объекта, мысли и предмета. Преодолевая это противоречие, дух прогрессирует в сознании своей свободы. «Субстанция духа есть свобода, т.е. независимость от другого, отношение к самому себе». Действительная свобода, по Гегелю, состоит не в отрицании необходимости, а в ее осознании, в раскрытии ее содержания, которое имеет идеальный характер. История человечества есть прогресс в сознании свободы, но опять-таки свободы духа, мысли. Безусловно, понимание Гегелем свободы носило прогрессивный характер, так как было направлено против феодальных пережитков.
Что же касается философии
истории, то она у Гегеля носит
телеологический характер, т.е. развитие
общества направлено к заранее установленной
цели. Мировую историю философ
делит на три эпохи: восточную, античную
и германскую. Восточная эпоха
полностью лишена сознания свободы,
в античную эпоху сознания свободы
достигло избранное меньшинство, а
что касается германских народов, в
первую очередь немцев, то они уже
достигли стадии свободы. Искусственный
характер и предвзятость такой схемы
совершенно очевидны. Сословный строй,
монархия (правда, конституционная) вполне
вписываются, по Гегелю, в категорию
свободы. Государство он считал не только
воплощением свободы, но и шествием
Бога по земле. Пределом развития человеческого
общества и его политических институтов
выступает конституционная