Философия истории Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:20, курсовая работа

Описание

Термин «философия истории» был введен французским просветителем Вольтером в 18 веке. Он считал, что историк не просто должен описывать события, излагать их в хронологической последовательности, а философски истолковывать исторический процесс, рефлексировать над его бытием. Впоследствии этот термин вошел в научный оборот.
Философию истории можно излагать по-разному. Одни исследователи дают широкую панораму всего исторического процесса. Другие главное внимание обращают на теоретическое наследие крупнейших философов истории.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Биография и творчество Фридриха Гегеля……………………………5
Биография Гегеля…………………………………………………....5
Сочинения Гегеля…………………………………………………...7
Диалектический метод………………………………………………8
Философия природы……………………………………………….10
Философия духа……………………………………………………11
Глава 2. Философия истории Гегеля…………………………………………...14
Заключение………………………………………………………………………26
Список литературы………………………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

философия истории гегеля.docx

— 53.86 Кб (Скачать документ)

События всемирной истории  являют собой диалектику отдельных  «народных духов». Каждый народ с  присущим ему «духом» представляет собой одну из ступеней, или моментов всемирной истории. А всемирная  история осуществляет «абсолютную  цель мира». Однако подавляющее число  народов остаются за пределами прогресса, объявляются неисторическими. Они  не смогли выразить какие-то моменты  абсолютного духа. Особенно не повезло  в этом смысле народам Востока, славянам. Они не имеют будущего и навсегда застыли в своем развитии. Если всемирная история берет начало на Востоке, то финиш ее на Западе. Здесь осуществляется «абсолютная цель мира». Развитие человеческого общества, по Гегелю, должно остановиться перед Бранденбургскими воротами в Берлине. Здесь и вершина и конец всемирной истории. Здесь она «прекращает течение свое».

Еще выше государства стоят  в системе Гегеля искусство, религия  и философия. И не какая-нибудь, а  философия самого Гегеля. Именно в  ней нашла свое полное воплощение абсолютная идея. Гегель полагал, что  сущность мира такова, как она изображена в его философии, особенно в «Логике». Его философия — «единственная», «абсолютная», «философия вообще».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Философия истории  Гегеля.

«Философия истории» (точнее «Лекции по философии истории») входит в ряд сочинений Гегеля, которые  не были изданы при жизни и им самим не подготовлены к публикации, а изданы посмертно на основе подготовительных материалов автора и записей слушателями  прочитанных им курсов лекций. В  этой ситуации вопрос об аутентичности, подлинности текста становится существенным, но его однозначное окончательное  решение в отношении «Лекций  по философии истории» невозможно хотя бы уже потому, что сам Гегель имел обыкновение на протяжении ряда лет существенно изменять лекционные курсы, представлять их в разных вариантах  как по формулировкам, так и в  отношении объема и взаимного  расположения материала. До настоящего времени сложились два основных варианта гегелевской «Философии истории». Составителем первого был Э. Ганс (1837), включивший в текст написанную самим Гегелем значительную часть  Введения, его подготовительные материалы  к лекциям и записи слушателей. На его основе было подготовлено с  дополнениями и второе издание под  редакцией сына Гегеля Карла Гегеля, с которого и сделан переиздаваемый здесь русский перевод к Собранию сочинений Гегеля (1935 г.). Принципиально  другой вариант «Философии истории», существенно расширенный и с  иными принципами построения, был  издан Э. Лассоном в 1917—1919 гг. Впоследствии оба варианта издавались как относительно самостоятельные. Для гегелеведов  их сопоставление, сравнительные оценки вариантов и разночтений представляют самостоятельный интерес. Что же касается широкого читателя, ему прежде всего нужна уверенность в  том, что основное содержание «Философии истории» как по духу, так отчасти  и по букве (особенно это относится  к Введению) воспроизводит концепцию  Гегеля в достаточно целостном виде. Это подтверждается и сравнением текста с тем изложением проблем  философии истории, которое содержится в других сочинениях Гегеля, в первую очередь в «Философии права» и  в «Философии духа», а также в «Эстетике», «Феноменологии духа», «Философии религии», «Лекциях по истории философии».

Бесспорной заслугой Г. Гегеля явилась сама постановка вопроса о смысле истории общества. Она знаменовала собой утверждение философии истории в качестве самостоятельного и важного раздела философского знания. Надо учесть, что в исторической науке Нового времени преобладающим являлся эмпирический подход. Историки занимались почти исключительно описанием произошедшего, как правило, не стремясь обнаружить в истории нечто большее, чем совокупность фактов, событий, деяний отдельных личностей. Историческое знание понималось как подобие исторической хронике. Максимум, к чему была устремлена историческая наука, которую Г. Гегель называет «прагматической» (от греч. «прагма» - практика, полезность) - извлечь из прошлого уроки, важные или полезные для современности. Прагматическая история понимала процесс извлечения исторических уроков весьма прямолинейно - путем установления прямых аналогий между прошлым и современностью, однако постепенно в европейской мысли вызревает более глубокий подход к истории. В XVIII в. Вольтер вводит в употребление термин «философия истории». Многие мыслители стремились осмыслить историю философски (Д. Вико, И. Гердер, И. Кант и др.). Однако только Г. Гегель предпринял попытку построения систематической и полной философской исторической концепции.

Г. Гегель усматривает в  истории человечества не случайно-хаотический, а внутренне закономерный процесс. Тем самым «истории деяний» он противопоставляет философскую историю. Основные положения последней можно свести к следующему:

  • В мировой истории действует закономерность, объединяющая историю человечества в единый взаимосвязанный процесс, в котором участвуют различные страны, регионы, народы.
  • Всемирная история - процесс в целом однолинейный, она выстраивается в одну линию, в которой выражается исторический прогресс. Все отклонения и ответвления от основной линии выступают либо в качестве случайностей, либо в качестве проявления «хитрости» исторического разума, т.е. лишь поверхностному взгляду представляются отклонениями, а в действительности таковыми не являются.

Прогресс во всемирной истории  осуществляется всегда каким-либо одним народом, дух которого является носителем Мирового Духа на данном этапе развития (в этой связи Гегель говорит о народном духе). Другие народы или изжили себя, или еще не дошли до необходимой стадии развития, поэтому они играют подчиненную роль. Цель мировой истории - познание Мировым Разумом себя. Мировой Разум воплощается на том или ином этапе в культуре того или иного народа - становится его народным духом. Осуществление этой цели означает начало упадка: познавая себя народ видит свою конечность, ограниченность и открывает дорогу другим, более высоким принципам. "Зрелость народа превращается в старость, но, созданные им плоды не пропадают - дают семена другого народа, которому время зреть". Т.о. каждый народ - определенное звено в цепи развития Мирового Разума, двигающегося к осуществлению своей цели. Критерий общественного прогресса - прогресс в сознании свободы. Человечество, развиваясь, постепенно приходит ко все более глубокому пониманию свободы.

Философия истории, продолжает Гегель, показывает, как народы и  государства стремились к свободе, как ради нее в течении долгого  исторического времени приносились  всевозможные жертвы. Вместе с тем  она рассматривает средства достижения свободы. С этой целью она изучает  действительную историю людей, действия которых вытекает из их потребностей, страстей и интересов, играющих доминирующую роль. Кроме того, задачей философии  истории и выяснение, как сам  Гегель выражается, того материала, в  котором осуществляется разумная цель. Таким материалом оказывается сам субъект со своими потребностями. Но он живет в том или ином государстве, и поэтому государство тоже должно находиться в центре внимания философии истории, хотя подробное изложение государства должно даваться в философии права.

Гегель ищет иные основы деления истории. Главное внимание он обращает на абсолютную идею, дух. В  соответствии с географией он делит  историю на Восточный мир, куда входит Китай, индия, Персия, Сирия, Египет, на Греческий, Римский и Германский.

Восточный мир, пишет Гегель, есть детский возраст истории. Здесь  царствует деспотизм и свободным  чувствует себя только деспот. Люди вращаются вокруг одного центра, то есть властителя, который стоит во главе государства как патриарх. Он требует от всех граждан соблюдать  существующие предписания. патриарх является субстанцией, которой всё принадлежит. Но Гегель считает, что эта история  не есть действительная история, так  как в ней нового ничего нет, а  есть повторение одних и тех же процессов.

Греческий мир - это второй главный принцип всемирной истории  и вместе с тем это период юности, когда формируются индивидуальности. Немецкий философ не жалеет красок для изображения греческого мира. Здесь, по его словам, царствуют действительная свобода индивида, истинная гармония, мир и согласие.

Римский мир - третий принцип. Это возраст возмужалости истории. В Риме господствует абстрактная  свобода, ставящая государство и  политику выше любой индивидуальности, но вместе с тем создается свободная  личность, отличающаяся от индивидуальности.

В Греции, пишет Гегель, в  политической жизни преобладали  демократия, на Востоке - деспотизм, в  Римском мире - аристократия.

Германский мир - четвертый  период всемирной истории. Германский народ, по убеждению его представителя  призван хранить христианские принципы духовной свободы и примирения. Дух  в Германском мире достигает полного  расцвета и зрелости. Венцом и вершиной развития всемирной истории представляется прусская монархия.

Нарастание степени свободы  в сменяющих друг друга исторических эпохах свидетельствует о том, что  дух неуклонно движется к своей  цели, воплощаясь попеременно в конкретном «духе» того или иного народа, который  своим характером, государственным  строем, а также искусством, религией, философией способен наиболее полно  представить, выразить требования мирового духа.

Резюмируя вышеизложенное, следует  отметить, что история - непрерывный  процесс изменения состояния  людей, и изменение это фиксируется  по степени осознания свободы. Поскольку  у Гегеля речь идет о формальных (юридических) свободах, то мы можем сравнивать различные общества по степени развития свободы, в этом смысле гегелевская схема обладает достаточной долей "инструментализма" и ею (схемой) можно пользоваться для объяснения исторических событий, если учесть, что каждый народ не детерминирован "хитростью Мирового Разума". Например, Китай сошел с линии мирового развития и "дрейфовал" вдоль оси времени более 5 тысяч лет, а в середине нашего века перешел скачком сразу в христиано-германский, а Россия постоянно пыталась "улизнуть" с линии мирового развития.

Если рассматривать схему Гегеля вне телеологического контекста, то становится возможной замена его  концепции истории концепцией социального  эволюционизма. В этой связи интересно  рассмотреть марксистскую схему  философии истории, поскольку Маркс  заимствует схему истории Гегеля, разбивая четыре этапа развития мира на семь общественно-экономических формаций (ОЭФ), заменив критерий прогресса (свободу) на рост производительных сил общества.

Гегель ввел термин «всемирная философская история», под которым подразумевал общие размышления о философии истории. Он разделил всю историографию на три вида:

1) первоначальная история; 

2) рефлективная история; 

3) философская история; 

Представители первоначальной истории, к которым Гегель причисляет Геродота и Фукидида, излагали исторические события, свидетелями которых сами были. Содержание трудов таких историков  пространственно ограничено, так  как излагалось то, что их окружало и что они сами видели.

В рефлективной истории изложение  материала уже не связывается  с участием историка в описываемых  событиях. Эту историю великий  философ разбил на определенные виды.

Всеобщая история. При описании истории какого-нибудь народа, государства или всего мира главной задачей историка является обработка исторического материала с точки зрения собственного духа, отличающегося от духа материала. Он должен иметь определенные принципы, служащие ему в качестве методологии анализа материала.

Прагматическая  история. Она предполагает описание прошлого с позиции настоящего. События, пишет Гегель, различны, но в них есть нечто общее и внутреннее. Благодаря прагматическим рефлексиям рассказы о прошлом наполняются современной жизнью.

Критическая история. В данном случае, по выражению Гегеля, излагается не сама история, а история истории, дается оценка исторических трудов, устанавливается их истинность и достоверность.

Философская история. Этот вид представляет собой переход к философской истории, когда исследователь руководствуется при изложении материала некоторыми общими философскими принципами. Философская история, или философия истории, «означает не что иное, как мыслящее рассмотрение ее» - говорит Гегель.

По мысли Гегеля, философия  истории ищет некие общие принципы в истории, которые присущи всей мировой истории. Главным из этих принципов является разум. В данном случае немецкий мыслитель под разумом  понимает закономерности развития исторического  процесса. С его точки зрения, все действительное разумно и  все разумное действительно. Разумно  то, что необходимо и закономерно, а то, что необходимо и закономерно, в то же время действительно.

Важная характеристика исторической концепции Гегеля – высокая оценка активности и даже творческой роли народа в развитии истории. Человеческая деятельность, мотивированная самыми разными побуждениями, интересами, аффектами, является тем единственным «орудием и средством», которым дух  добивается нужного ему результата. Причем результат этот зачастую превосходит  все мыслимые ожидания действующих  лиц. Эта мысль для начала XIX века, конечно, не так уж и нова. Еще А. Смит, к примеру, в XVIII веке восхищался чудесами рыночной экономики, в которой каждый индивид действует на свой страх и риск во имя собственной выгоды, а в результате растет благосостояние всего народа, о котором индивидуалы-рыночники помышляют меньше всего.  Гегель объясняет подобные чудеса «хитростью разума»,  скрывающего под мнимым произволом индивидов порядок и закономерность исторического развития.

Однако подлинный творец истории, мировой разум бывает у  Гегеля не только хитер, но и коварен: зачастую вроде бы благие побуждения и действия людей оборачиваются против них же самих. Таков, например, феномен отчуждения – процесса, в котором созданные людьми предметы, организации, институты начинают жить своей самостоятельной жизнью, порабощая своих создателей. Никакое, скажем, государство не может возникнуть без явно выраженной воли многих людей, но вряд ли эта воля предполагает, что, возникнув, государство начнет работать «на себя», изобретая все новые и новые «государственные интересы», стремясь к тотальному контролю чуть ли не над всеми сторонами жизни своих граждан.  «Частный интерес страсти неразрывно связан с обнаружением всеобщего, потому что всеобщее является результатом частных и определенных интересов и их отрицания. Частные интересы вступают в борьбу между собой, и некоторые из них оказываются совершенно несостоятельными. Не всеобщая идея противополагается чему-либо и борется с чем-либо; не она подвергается опасности; она остается недосягаемой и невредимой на заднем плане. Частное в большинстве случаев слишком мелко по сравнению со всеобщим: индивидуумы приносятся в жертву и обрекаются на гибель. Идея уплачивает дань наличного бытия и бренности не из себя, а из страстей индивидуумов». 

Информация о работе Философия истории Гегеля