Философия истории Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:20, курсовая работа

Описание

Термин «философия истории» был введен французским просветителем Вольтером в 18 веке. Он считал, что историк не просто должен описывать события, излагать их в хронологической последовательности, а философски истолковывать исторический процесс, рефлексировать над его бытием. Впоследствии этот термин вошел в научный оборот.
Философию истории можно излагать по-разному. Одни исследователи дают широкую панораму всего исторического процесса. Другие главное внимание обращают на теоретическое наследие крупнейших философов истории.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Биография и творчество Фридриха Гегеля……………………………5
Биография Гегеля…………………………………………………....5
Сочинения Гегеля…………………………………………………...7
Диалектический метод………………………………………………8
Философия природы……………………………………………….10
Философия духа……………………………………………………11
Глава 2. Философия истории Гегеля…………………………………………...14
Заключение………………………………………………………………………26
Список литературы………………………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

философия истории гегеля.docx

— 53.86 Кб (Скачать документ)

Таким образом, для развития и процветания любого народа необходимо достижение полной свободы духа и  наоборот, полная реализация идеи свободы  возможна только в сильном и процветающем государстве. Во всемирной истории  может быть речь только о таких  народах, которые образуют государство. Государство существует само для  себя, а вся ценность человека, его  духовная действительность существует исключительно благодаря государству. В противоположность мнению о  том, что государство есть структура, ограничивающая свободу человека, Гегель утверждает и успешно доказывает мысль о том, что государство  — это способ осуществления свободы. «Государство есть духовная идея, проявляющаяся  в форме человеческой воли и ее свободы. Поэтому исторический процесс  изменения вообще по существу дела совершается при посредстве государства, и моменты идеи являются в нем как различные принципы». То есть, всемирная история представляет собой ход развития принципа, содержание которого есть сознание свободы.

Итак, по Гегелю, развитие необходимо связано с возникновением нового, более совершенного, и что это  возникновение не есть продукт случайного стечения обстоятельств. Наоборот, оно  внутренне связано и подготовлено всем ходом жизни старой, предыдущей формы и идет на смену ему по внутренней, имманентной обусловленности. Общей категорией, объединяющей бесконечную  смену людей и народов, Гегель называет изменение вообще, и «ближайшим определением, относящимся к изменению, является то, что изменение, которое есть гибель, есть в то же время возникновение новой жизни, что из жизни происходит смерть, а из смерти — жизнь». Эта гениальная и великая мысль нашла воплощение в идее реинкарнации или, позже, в образе феникса у античных народов. К 19-му веку абстрактная мысль о простом изменении превратилась в мысль о духе, всесторонне себя проявляющем и развивающем. Существенной характеристикой духа является его деятельность. «Дух по существу дела действует, он делает себя тем, что он есть в себе, своим действием, своим произведением; таким образом, он становится предметом для себя, таким образом, он имеет себя, как наличное бытие пред собой». Но это относится не только к деятельности духа отдельных людей. Таким же образом действует и дух народа. «Он есть определенный дух, создающий из себя наличный действительный мир, который в данное время держится и существует в своей религии, в своем культе, в своих обычаях, в своем государственном устройстве и в своих политических законах, во всех своих учреждениях, в своих действиях и делах. Это есть его дело — это есть этот народ. Народы суть то, чем оказываются их действия». Отношение отдельного человека к народному духу есть отношение усвоения и приближения к его исторически сложившемуся в действии характеру: «Отношение индивидуума к этому заключается в том, что он усваивает себе это субстанциальное бытие, что таков становится его образ мыслей, и его способности развиваются так, чтобы он представлял собою нечто». по Гегелю, сила действенности народного духа настолько велика, что ею снимается противоречие между тем, что народ есть в своей возможности и тем, что он есть в действительности. Возможность, хотя бы путем рефлексии, указывает на нечто такое, что должно стать действительным. Таким образом, «разлад между тем, что народ есть в себе, субъективно, по своей внутренней цели и по существу своему, и тем, что он действительно есть, устраняется».

Развитие мирового духа, по Гегелю, влечет за собой то, что  оно является рядом ступеней, и  всякая ступень как отличающаяся от другой имеет свой собственный  принцип. Таким принципом в истории  является определенность духа, особый дух народа. В этом принципе народного  духа Гегель находит обоснование  своеобразия каждой эпохи: общее  — то, что он (принцип) есть ступень  развития и конкретизации единого  начала (мирового духа); индивидуальное — деятельность людей как необходимое  орудие претворения в действительность содержания народного духа.

При таком подходе индивидуальное в истории, как случайный и  хаотичный элемент, исчезает и приобретает  вполне закономерный характер как особенный  тип и содержание сознания эпохи. Индивидуальность же сохраняет значение лишь как претворяющее в жизнь  то, чего желает народный дух. Человек  в своей деятельности становится определенным человеком определенного  исторического народа, и характер его действий теперь обуславливается  общим содержанием данной эпохи. Вопрос же перехода одних исторических формаций в последующие оказывается  разрешенным, ибо всякий принцип  есть нечто определенное, исторически  особенное, а, следовательно, исторически  ограниченное и обреченное со временем к переходу в новое, более высокое  и развитое по содержанию: «Только конкретный дух проявляется во всех делах и стремлениях народа, он осуществляет себя, приобщается к самому себе и доходит до понимания себя, потому что он имеет дело лишь с тем, что он сам из себя производит. Но высшее достижение для духа заключается в том, чтобы знать себя, дойти не только до самосозерцания, но и до мысли о самом себе. Он должен совершить это, но это свершение оказывается одновременно и его гибелью и выступлением другого духа, другого всемирно-исторического народа, наступлением другой эпохи всемирной истории».

Различные народы (регионы  мира) выступают лидерами мирового развития поочередно: от Древнего Востока  лидерство через ряд этапов переходит  к Европе. Лидер мирового развития - та страна или группа стран, где  в данный исторический период в наибольшей полноте осуществляется исторический прогресс, т.е. «прогресс в сознании свободы». Народы, на чью долю роль лидера не выпадает или таковая выполнена  в прошлом, могут включиться в  прогрессивное развитие только через  подражание лидеру и заимствование  достигнутых им результатов.

Для истории особое значение имеет деятельность так называемых «великих личностей». Под великими личностями Г. Гегель понимает политиков, полководцев, государственных руководителей, в чьей деятельности в наибольшей полноте воплотилась реализация провиденциального плана истории. Строгие критерии выделения великих  личностей мыслителем не задаются. Излюбленными примерами для него были Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон.

Историческая реализация провиденциального плана истории  сопровождается ростом самосознания народов  и личностей, к ним принадлежащих, однако только в тех случаях, когда  народ проявил себя как «исторический». Исторические народы - те народы, которые обнаружили способность к осознанию своей исторической судьбы, своей особой миссии в составе всемирно-исторического целого. Такие народы способны творчески усваивать опыт истории и приумножать его. Этим самым они обеспечивают динамизм и поступательность своего развития, в отличие от народов неисторических, которые либо застыли в своем развитии, либо движутся скачками и зигзагами, не задумываясь о своем прошлом и будущем. К числу неисторических народов Г. Гегель относит народы Африки, Южной Америки, славянские народы.

Исторический процесс  в своей «основной линии» не может  иметь движение вспять. Достигнутое  не может быть утрачено. Так или  иначе, оно сохраняется в составе  последующего развития. Следовательно, исторический прогресс гарантирован самой  историей. Катастрофы и исторические потрясения, гибель и страдания людей  и прочее служат в конечном итоге  реализации провиденциального плана. С точки зрения истории они  не имеют принципиального значения. Возможность глобальной катастрофы, приведшей бы к нарушению закономерного  хода истории, прежде чем она выполнит предначертанный план, Гегелем не допускается и не рассматривается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Философско-историческая концепция  изложена Гегелем в курсе лекций под названием "Философия всемирной  истории". Сфера истории - это сфера  объективного духа, по терминологии Гегеля.  
Объективный дух выступает в форме права, морали и нравственности, а нравственность, в свою очередь, объективируется через семью, гражданское общество и государство. Понятие "всемирной истории" впервые появляется у Гегеля как один из моментов в характеристике государства.  
Высшей ступенью познания истории Гегель считает философское её постижение. Философское - значит разумное. Разум правит в мире, а значит и в истории. Реальный исторический процесс разумен. Лишь приняв эту установку, мы сможем адекватно постичь тайну истории.

Философия истории у Гегеля носит телеологический характер, т.е. развитие общества направлено к заранее установленной цели. Мировую историю Гегель делит на 3 эпохи: восточную, античную и германскую. Восточная эпоха лишена сознания свободы, в античную эпоху сознания свободы достигла избранные меньшинства, Германские народы уже ее достигли. Искусственный характер и предвзятость такой схемы очевиден. Сословный строй, монархия вписываются по Гегелем в категорию свободы. Государство он считал не только воплощением свободы, но и шествием Бога по земле. Еще выше государства стоят в системе Гегеля искусство, религия и философия, причем философия самого Гегеля.

Философия Гегеля проникнута глубоким противоречием. Метод, разработанный Гегелем, направлен на бесконечность познания. Поскольку же объективной основой его является абсолютный дух, а целью - самопознание этого абсолютного духа, постольку познание конечно, ограничено. То есть система познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершится последней ступенью - самопознание, реализацией которого является сама философия Гегеля. Таким образом, противоречие между методом и системой Гегеля есть противоречие между конечным и бесконечным. Данное противоречие у Гегеля отнюдь не диалектично, ибо не является источником дальнейшего развития. Нет диалектики материи - нет ее развития во времени. Так как это просто результат материализации идеи или ее отчуждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Блинников Л.В. Великие философы. – М., 1998.
  2. Бобров В.В. Введение в философию: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2002.
  3. Бультман Р.Н. Философия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: 100 вопросов – 100 ответов: Учебное пособие  для студ. вузов. – М.: ВЛАДОС, 2002.

  1. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. – СПб.: Наука, 1993.
  2. Гегель Г. В.Ф. Наука логики. Т.1-3.М., 1970-1972.
  3. Гегель Г.В.Ф. Философия истории. // Гегель. Сочинения: В 14 т. – М.; Л., 1935.
  4. Гегель Г. В.Ф. Философия права. М., 1990.
  5. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Ч. III. Философия духа. М., 1956-С. 32.
  6. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.
  7. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Историко-философские очерки и портреты. М., 1991.
  8. Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: 100 вопросов – 100 ответов: Учебное пособие для студ. вузов. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 128с.
  9. Сергейчик Е.М. Философия истории. – СПб.: Лань, 2002.
  10. http://www.c-cafe.ru/days/bio/44/hegel.php
  11. http://www.filosofa.net/referat-673-15.html
  12. http://www.myline.ru/cntnt/gegel.html

 


Информация о работе Философия истории Гегеля