Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 14:27, контрольная работа
Философия истории - это относительно самостоятельная область философского знания, которая посвящена осмыслению качественного своеобразия развития общества в его отличии от природы. Историческое развитие в целом носит объективный характер, так как жизнь людей, где бы и когда бы она не проходила, основана на необходимости удовлетворения материальных потребностей.
Введение 3
1. Философия истории 4
2. Смысл и направленность истории 6
3. Философские проблемы периодизации истории 9
4. Структура общественно-экономической формации 11
5. Этапы развития общества, типы обществ 14
6. Философия истории Гегеля 15
7. Гегель и марксизм 17
Заключение 18
Алтайский
Государственный Технический
Институт
Развития Дополнительного
Контрольная работа
По Философии
Тема: «Философия
Истории»
Выполнил:
Студент группы МО-81
Сартакова М.В.
Проверил:
Гусева
А.А.
Барнаул 2008
Содержание
Введение 3
1. Философия истории 4
2. Смысл и направленность истории 6
3. Философские проблемы периодизации истории 9
4. Структура
общественно-экономической
5. Этапы развития общества, типы обществ 14
6. Философия истории Гегеля 15
7. Гегель и марксизм 17
Заключение 18
Литература
19
Введение
Философия истории - это относительно самостоятельная область философского знания, которая посвящена осмыслению качественного своеобразия развития общества в его отличии от природы. Историческое развитие в целом носит объективный характер, так как жизнь людей, где бы и когда бы она не проходила, основана на необходимости удовлетворения материальных потребностей.
Интерес философии истории в Европе появился в эпоху Французского Просвещения. Термин «философия истории» был введен Вольтером и охватывал совокупность философских рассуждений о всемирной истории без специального философско-теоритического обоснования их необходимости и правомерности.
В философии истории нет единства мнений. Точки зрения различны настолько, что скорее, они противоположны, а не дополняют друг друга. Так, некоторые философы признают исторические законы, другие отрицают. Ряд философов считает, что у истории есть смысл, другие же считают, что смысла у истории нет и быть не может.
Тема
моей контрольной работы «Философия
истории» является актуальной, так
как на эту тему много различных
мнений, противоположных взглядов. Цель
моей контрольной работы выяснить, что
же такое философия истории и рассмотреть
учения, мнения, позиции великих философов,
таких как Гегель, Маркс, Ростоу, Тойнби
и т.д.
1. Философия истории
Исходным
пунктом философии истории
Гегель прославился не только наукой диалектикой, но и лекционным курсом по философии истории, к котором в начале XIX века впервые соединил философию и историю. Им была разработана концепция разумности всемирно-исторического процесса – исторически первая оценка хода истории. Гегель утверждал: « но единственною мыслью, которую превносит с собой философия, является та простая мысль разума, что разум господствует в мире, так что, следовательно, и всемирно-исторический процесс совершался разумно. Это убеждение и понимание являются предпосылкой по отношению к истории как таковой вообще; в самой философии это не является предпосылкой. Путем умозрительного познания в ней доказывается, что разум является как субстанцией, так и бесконечной мощью; он является для самого себя бесконечным содержанием всей природной и духовной жизни, равно как бесконечной формой, - проявлением этого ее содержания»
Интерес к философии истории в Европе появился в эпоху Французского Просвещения. Термин «Философия Истории» охватывал совокупность философских рассуждений о всемирной истории без специального философско-теоретического обоснования их необходимости и правомерности.
На материалистической основе философия истории разрабатывалась К.Марксом. в XIX веке большой вклад в развитие данной отрасли знания был внесен Н.А. Бердяевым, К.Ясперсом, Р. Ароном. Одним из наиболее известных трактовок философии истории являются концепции А. Тойнби и У. Ростоу.
Современная
философия истории – это
1.
Направленность и смысл
2. Методологические подходы УК типологизации общества.
3. Критерии периодизации истории.
4.
Критерии прогресса
В философии истории нет единства мнений ни по одному из названных выше вопросов. Точки зрения различны настолько, что скорее, они противоположны, а не дополняют друг друга. Так, некоторые философы признают исторические законы, другие отрицают. Ряд философов считает, что у истории есть смысл, другие же считают, что смысла у истории нет, и не может быть. Благодаря каким движущим силам совершается исторический процесс? И на этот вопрос разные философы дают самые различные ответы. Объяснить эти противоречия можно достаточно просто. История протекает в разное социальное время, в различных культурах и цивилизациях, на фоне различной географической среды, при различном уровне развитии техники и производительных сил каждого общества. Наконец, в разных обществах господствующими являются разные иерархии ценностей, разные религии, идеологии и т.п.
Историческое развитие в целом носит объективный характер, так как жизнь людей, где бы и когда бы она не проходила, основана на необходимости удовлетворения материальных потребностей, то есть в любом случае, общество, на какой бы ступени развития оно не находилось, должно уделять значительное внимание материальному производству. Это производство осуществляется на определенном уровне развития производительных сил, который достался в «в наследство» от предыдущих поколений, иначе говоря, объективно. Объективность исторического процесса связана, таким образом, с наличием определенных материальных основ жизнедеятельности людей, с интересами, которые они преследуют, и потребностями, которые они должны удовлетворить.
Все люди выступают одновременно и как субъекты, и как объекты истории. Отсюда следует, что история не завершена, она не имеет конца. Кроме того, она имеет не линейный, а вариационный характер.
В
чем же задача социальной философии,
как области филосовского знания,
анализирующей историю
2. Смысл и направленность
истории
Проблема
«направленности « истории
В античной философии распространенной была точка зрения, гласящая, что общество с развитием цивилизации деградирует. Оно идет от «золотого века» к «серебряному веку» и от него – к «железному». В библейской традиции эта точка зрения появилась в трактовке всемирного потопа, как божьего наказания. Интересно, что в обыденно-практическом сознании подобная позиция, когда прошлое вспоминается в радужных тонах, имеет весьма широкое хождение.
В античности появилась и другая трактовка исторического процесса, основы которой заложил Гераклит. Его идея «пульсация» истории как вечного огня, то угасающего, то разгорающегося с новой силой, фактически стала исторически первой из так называемых «теории круговорота». Авторами теорий круговорота были Аристотель, Д.Вико, П.А. Сорокин, А. Тойнби.
Третью группу представляют теории, рассматривающие историю как поступательное развитие, перехода общества от низших к более совершенствованным формам жизни.
Многие философы начинают философию истории с Аврелия Августина. Правильно философию истории начать с Гегеля, но заслуги Аврелия Августина в западноевропейской христианской философии велики. Он стремиться показать единство всемирно-исторического процесса, определив в качестве начала истории явление Христа. Таким образом, история человечества – это «сотворение» бытия, концом которого является Страшный суд. На протяжении многих веков, включая и век XX, у Августина было немало последователей.
Отделить человеческую историю от истории божественной, земную от небесной, попытался итальянский мыслитель Д.Вито. Он связывал смысл истории с естественной необходимостью, то есть с постоянно повторяющимся порядком причин и следствий. Все народы проходят единый путь, включающий три эпохи: божественную, героическую, человеческую, которые соответствуют детству, юности и зрелости человека. Пройдя положенный круг, страны и народы начинают круг новый – те же три названные выше эпохи. При этом Д.Вито не отрицал роли Божественного провидения, которое обуздывает человеческие страсти.
XVIII век упоминался как время, когда благодаря Вольтеру появилось понятие «философия истории». В это время к смыслу и значению истории начал складываться подход, характерный для эпохи Просвещения. Смысл истории при этом связывался с прогрессом человеческого разума, а история человечества, таким образом, становилась движением по ступеням этого прогресса.
Фундаментальное обоснование принципа историцизма, появившегося еще у Гердера, принадлежит Гегелю. Историцизм Гегеля включает в себя два основополагающих принципа:
1. Признание собственности истории, наличие в ней качестве основополагающих субстанций разума, который обладает бесконечной мощью.
2. Утверждение целостности исторического процесса и его целесообразности; конечной целью всемирной истории выступает создание духом его свободы.
Принцип
историзма был воспринят
Представители многих философских школ частично или полностью отрицают принцип историзма. К ним можно отнести П. Риккерта и В. Виндельбанда (неокантианство), К. Ясперса (экзистенциализм), представителей прагматизма и неопозитивизма.
Марксистский подход к истолкованию исторического процесса К. Р. Поппер категорически не принят. Всю социальную философию К. Маркса К.Р. Поппер называл «историцизмом», объясняющим весь исторический процесс в зависимости от классовой борьбы за экономическое превосходство. Поппер отрицал объективные законы исторического процесса, а поэтому и возможность социального прогнозирования.
В обоснование своей позиции К. Поппер приводит следующие аргументы:
1. Ход человеческой истории в значительной степени зависит от роста человеческого знания.
2.
Мы не можем предсказать,