Философия истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 14:27, контрольная работа

Описание

Философия истории - это относительно самостоятельная область философского знания, которая посвящена осмыслению качественного своеобразия развития общества в его отличии от природы. Историческое развитие в целом носит объективный характер, так как жизнь людей, где бы и когда бы она не проходила, основана на необходимости удовлетворения материальных потребностей.

Содержание

Введение 3

1. Философия истории 4

2. Смысл и направленность истории 6

3. Философские проблемы периодизации истории 9

4. Структура общественно-экономической формации 11

5. Этапы развития общества, типы обществ 14

6. Философия истории Гегеля 15

7. Гегель и марксизм 17

Заключение 18

Работа состоит из  1 файл

Философия.doc

— 106.50 Кб (Скачать документ)

     1. Традиционное общество.

     2. Стадия создания предпосылок  для подъема.

     3. Стадия сдвига.

     4. Стадия роста.

     5. Период высокого уровня массового  потребления. 

     У. Ростоу поясняет, что в конечном итоге, различие между традиционным и современным обществом состоит в том, является ли уровень  капиталовложений низким по отношению к приросту населения. Общество в процессе перехода – это период, когда накапливаются условия, необходимые для перехода к  индустриальной цивилизации. Стадия сдвига – это период промышленной революции, которая была связана  с изменением  методов производства. Стадия роста – это стадия, когда экономика демонстрирует, что у нее есть технические и предпринимательские возможности производить, если не все, то почти все, что она предпочитает производить.

     «Теория стадий экономического роста» очень  близка подразделению всемирной  истории на традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества. Одна из причин этого состоит в том, что в основу периодизации положено развитие орудий труда. 

     6. Философия истории Гегеля. 

     Философия истории – важнейшее звено  учения Гегеля. Здесь, прежде всего, находит свое оправдание и применение диалектическая логика, в частности идея тождества противоположностей, которая и по сей день смущает сторонников формального мышления. В эпоху Гегеля исторический процесс только начинал складываться  как единый, глобальный, как всемирная история, наиболее драматические события, которой были еще впереди.

       Философия истории Гегеля продолжает  и в известной мере завершает линию Августина, подготавливая почву для системного рассмотрения общества. Гегель различал философскую историю и историческую историю. Первая , по его мысли, исследует «мировой дух» во внутренней необходимой связи отдельных ступней его развития, вторая преследует ту же цель, но делает это внешним образом, исследуя события и непосредственные причины, как они видимым образом проявляются в случайных обстоятельствах и индивидуальных характерах. Историческое описание близко к искусству, но не является таковым. Это проза, а не поэзия.

     Таким образом, не обоснованы упреки, обращенные к Гегелю  по поводу того, что он якобы полностью игнорирует  описательную функцию истории. Справедливо лишь то, что Гегель стремиться к синтезу  двух типов исторического знания и отдает явное предпочтение теории.

     Философия истории Гегеля занята отысканием и  изучением разумного субстанционального начала в развитии общества. Истина есть систем, философия есть наука  об истине; следовательно, философия  истории должна построить систему понятий, выражающих закономерные связи, внутренне присущие развитию человечества.

     Средневековая христианская идея истории как промысла божьего, общности людей в осуществлении  высших целей выступила у Гегеля в сочетании, с понимаем роли, которую играет индивид, наделенный сознанием и волей. Философия истории Гегеля утверждала творческую активность личности, но предупреждала о том, что в деятельности человека есть нечто надындивидуальное, содержащееся в поступках, но отсутствующее в намерениях. В мистической форме здесь была выражена идея социального начала, порождаемого совокупным действием массы людей. Гегелю удалось правильно нащупать ту сферу, где взаимно погашаются индивидуальные, а следовательно, закономерные действия людей, где за выступающей на поверхности игрой случая можно обнаружить железную необходимость.

     Диалектика  перехода массовой  случайности  в необходимость открывает соблазнительную  возможность экстраполировать действие тех или иных социальных законов  на всю историю человечества. Гегель фактически так и поступил, попытавшись представить весь путь, пройденный человечеством, в виде некой единой, замкнутой системы развития разума. Ее внутреннюю структуру должны были выразить мысли – категории диалектики, ее реализацию во времени – философия истории.

     Гегель  продолжает уже сложившуюся традицию и обогащает идею прогресса новым  содержанием. По его мнению, в обществе происходит непрерывное движение от низшего к высшему. В связи  с этим Гегель иронизирует над  идеей о первоначальном райском состоянии человека.

     Гегеля  не смущает и то обстоятельство, что его взгляды не совпадают  с утверждениями библии. Не решаясь, однако, полностью отвергнуть авторитет  последней, он говорит, что в Ветхом завете первоначальное состояние человечества обрисовано  лишь в немногих общих чертах; Адама надо рассматривать как одно лицо, целый народ находиться в райском состоянии не мог. 

     Философия истории, по мнению Гегеля, не вправе давать прогнозы  и советы на будущее. Она  наука о том, что есть, и как  таковая не может выйти за пределы современного мира.

     Гегель  резко противопоставляет человеческое общество природе. Только в обществе происходит развитие. При всем многообразии изменений, совершающихся в природе, в них обнаруживается лишь круговращение, которое вечно повторяется. Лишь в изменениях, совершающихся в духовной сфере, появляется новое. Природа существует только в пространстве, дух проявляется во времени, и таким его проявлением служит всемирная история.

     Начало  человечеству кладет дух, однако последний  существует сначала «в себе», в свернутом состоянии и лишь постепенно развертывает свое богатство. История для Гегеля начинается с того времени, когда человеческая разумность превращается из возможности в действительность, определяющим признаком чего является возникновение государства. На этом основании Гегель не считает первобытное состояние человечества предметом исторического исследования. Распространение языка и формирование племен лежит за пределами истории. История начинается с появлением государственных образований. Государство, смена его форм есть точнее определяемый предмет всемирной истории.

     Гегель  последовательно развивает идеалистическую  концепцию исторического процесса, которая, как говорил Маркс, возводит «религиозную иллюзию в движущую силу истории». Подлинные движущие силы истории остаются вне его поля зрения.

     Исходя  из своей концепции, Гегель устанавливает  определенный критерий общественного  прогресса, на основании которого он строит свою периодизацию всемирной  истории. Это прогресс в создании свободы. Человечество, развиваясь, постепенно приходит все к более глубокому пониманию свободы.

 

      7.  Гегель и марксизм. 

     Историзм  как метод мышления предполагает рассмотрение социальной структуры  в непрерывном развитии, когда  исчезают старые закономерности и появляются новые. Если так, то,  следовательно, невозможно охватить единой системой понятий развивающееся целое. А когда перед нами ряд систем, сменивших друг друга в процессе развития, то подойти к ним с единой меркой просто невозможно.

     В этом смысле Маркс говорил, что «не существует производства вообще».  Он подчеркивал, что историю нельзя осмыслить, пользуясь универсальной отмычкой в виде какой-нибудь общей историко-философской теории, наивысшая добродетель которой  состоит в нее надысторичности.

     Каждое общество, каждая эпоха, каждая культура, иногда даже страна, рождают свои собственные локальные специфические закономерности, которые и раскрывают подлинный смысл исторического бытия на том или ином этапе развития. Исследователь, руководствующийся принципом историзма, выделяет в развитие человечества целостные системы и к каждой из них подходит с соответствующей меркой.  Изучение той или иной завершенной системы, лежащей перед глазами историка, задача хотя и сопряженная с определенными трудностями, но все же поддающаяся безошибочному решению. Путь  уже пройден, и никто, кроме мысли историка вторично по нему не пройдет.

     Гегель  замыкает в мыслях открытую систему  и через свое представление о  будущем истолковать прошлое  и настоящее. Марксизму чужд подобный провиденциализм.  При составлении социального прогноза марксист всегда учитывает, что общество располагает несколькими вариантами развития, и зачастую трудно предсказать, какой из них будет реализован.

     Огромное  значение в формировании исторического  процесса  приобретает случайность. Диалектика позволяет различать два типа случайностей: одни выступают в роли более или менее адекватного воплощения необходимости, взаимно погашаясь в массовом процессе или способствуя выявлению и действию определенной закономерности; другой тип случайности, являясь для данного процесса чем-то посторонним, как бы вторгаясь со стороны, может внести в необходимость серьезные коррективы. Гегель видит только первый тип случайности, марксизм – и то и другое.

     Для Гегеля история всегда существовала как всемирная история, как замкнутая, разумная система. Марксизм рассматривает всемирную историю как систему, возникшую не изначально с появление общества, а сложившуюся на весьма высоком уровне его развития, как систему открытую, содержащую в себе различные возможности, в том числе и такие, которые готовите случай.

 

      Заключение 

     На  материалистической основе философия  истории разрабатывалась К. Марксом. В XX веке  большой вклад в развитие данной отрасли знания был внесен Н.А. Бердяевым, К. Ясперсом, Р. Ароном. Одними из наиболее известных трактовок философии истории являются концепции А. Тойнби и     У. Ростоу.

     Философия истории рассматривает несколько  важнейших проблем:

     - направленность и смысл истории;

     - методологические подходы к типологизации общества;

     - критерии периодизации истории;

     - критерии прогресса исторического  процесса.

     В философии нет единства мнений ни по одному из названных выше вопросов.

     Многие  философы, обращаясь к  опыту прошлого и исследуя тенденции настоящего, пытались создать свои периодизации истории. Понятно, что единообразия в подходах к проблеме периодизации нет: ведь выделение периодов в истории зависит от критериев, которые положены в основу периодизации. За основу  периодизации истории брались, к примеру, орудия труда (У. Ростоу), рост народонаселения (Т.Р. Мальтус), географическая среда (Ш.Л. Монтескье) и т.д.

     Для Гегеля история всегда существовала как всемирная история, как замкнутая  разумная система. Маркс рассматривал всемирную историю, как систему, возникшую не изначально с появлением общества, а сложившуюся  на весьма высоком уровне развития, как систему открытую, содержащую в себе различные возможности, в том числе и такие, которые готовит ей случай.

     У каждого свое мнение, своя позиция, каждый человек видит одну и ту же ситуацию по-разному, у каждого своя правда. Сколько людей столько и мнений. 
 

 

      Литература: 

     1. Гегель Г.В.Ф. «Лекции по философии  истории».- 1993г.

     2. Поппер К.Р. «Нищета историцизма».- 1992г.

     3. Чешков М.  «Мировая экономика  и международные отношения» -       1990 г.

     4. Ковалев А. «Еще раз о   формационном и цивилизационном  подходе»- 1996г.

     5. Гулыга А. «Жизнь замечательных  людей»- 1990г. 

                                                                                                                   

Информация о работе Философия истории