Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 13:36, реферат
VII и XVIII века – это время особых исторических изменений в странах Западной Европы. В этот период мы наблюдаем становление и развитие промышленного производства. Все активнее осваиваются в чисто производственных целях новые природные силы и явления: строятся водяные мельницы, конструируются новые подъемные машины для шахт, создается первая паровая машина и т.д. Все эти и другие инженерные работы выявляют очевидную потребность общества в развитии конкретно-научного знания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ.................................3
ФРАНЦУЗСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ XVIII ВЕКА, ЕГО ОСОБЕННОСТИ...................................6
НОВЫЕ ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ В ФИЛОСОФИИ XVIII ВЕКА..................................9
“ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ” ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА................................................10
СОМНЕНИЯ В БЕЗГРАНИЧНЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ НАУКИ.............................................13
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................................16
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ
РЕФЕРАТ
По дисциплине: «Философия»
Тема: «Философия эпохи просвещения»
Выполнил:
студент 1 курса
группа ТИ-7
Волков Д.А.
Проверил:
Архипов Юрий Сергеевич
Москва – 2012 г.
План
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ...
ФРАНЦУЗСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ
XVIII ВЕКА, ЕГО ОСОБЕННОСТИ...............
НОВЫЕ ИДЕАЛИСТИЧЕСКИЕ
ШКОЛЫ В ФИЛОСОФИИ XVIII ВЕКА..........................
“ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ”
ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА..........................
СОМНЕНИЯ В
БЕЗГРАНИЧНЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ НАУКИ.........................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
XVII и XVIII века – это
время особых исторических
В XVIII веке еще более закрепляется
безграничная вера в науку, в наш
разум. Если в эпоху Возрождения
принималось, что наш разум безграничен
в своих возможностях в познании
мира, то в XVIII столетии с разумом
стали связывать не только успехи
в познании, но и надежды на благоприятное
для человека переустройство как
природы, так и общества. Для многих
мыслителей XVIII века научный прогресс
начинает выступать как необходимое
условие успешного продвижения
общества по пути к человеческой свободе,
к счастью людей, к общественному
благополучию. При этом принималось,
что все наши действия, все поступки
(и в производстве, и в переустройстве
общества) лишь тогда могут быть
гарантированно успешными, когда они
будут пронизаны светом знаний, будут
опираться на достижения наук. Поэтому
главной задачей
Многие мыслители XVIII века
уверенно стали объявлять, что первой
и главной обязанностью любого “истинного
друга прогресса и
Первой в эту эпоху вступает Англия. Для английских просветителей (Д.Локк, Д.Толанд, М.Тиндаль и др.) была характерна борьба с традиционным религиозным мировосприятием, которое объективно сдерживало свободное развитие наук о природе, о человеке и обществе. Идейной формой свободомыслия в Европе с первых десятилетий XVIII века становится деизм. Деизм еще не отвергает бога как творца всей живой и неживой природы, но в рамках деизма жестоко постулируется, что это творение мира уже свершилось, что после этого акта творения бог не вмешивается в природу: теперь природа ничем внешним не определяется и теперь причины и объяснения всех событий и процессов в ней следует искать только в ней самой, в ее собственных закономерностях. Это был существенный шаг на пути к науке, свободной от пут традиционных религиозных предрассудков.
И все же английское просвещение
было просвещением для избранных, носило
аристократический характер. В отличие
от него французское просвещение
ориентировано не на аристократическую
элиту, а на широкие круги городского
общества. Именно во Франции в русле
этого демократического просвещения
зарождается идея создания “Энциклопедии,
или толкового словаря наук, искусств
и ремесел”, энциклопедии, которая
бы в простой и доходчивой форме
(а не в форме научных трактатов)
знакомила читателей с
Идейным вождем этого начинания
выступает Д.Дидро, а его ближайшим
соратником – Д.Аламбер. Статьи же для
этой “Энциклопедии” соглашались
писать самые выдающиеся философы и
естествоиспытатели Франции. По замыслу
Д.Дидро в “Энциклопедии” должны
были отражаться не только достижения
конкретных наук, но и многие новые
философские концепции
В Германии движение Просвещения
связано с деятельностью Х.
Философия для Х.Вольфа - это “мировая мудрость”, предполагающая научное объяснение мира и построение системы знаний о нем. Он доказывал практическую полезность научных знаний. Сам он известен был и как физик, и как математик, и как философ. И характеризуется он часто как отец систематического изложения философии в Германии (И.Кант). Работы свои писал Х.Вольф на простом и доходчивом языке.
Его философская система излагалась в учебниках, заменивших схоластические средневековые курсы во многих странах Европы (в том числе и в Киеве, а затем и в Москве). Х.Вольф был избран членом многих академий Европы.
Кстати у самого Х.Вольфа
учились М.В.Ломоносов, Ф.Прокопович
и другие наши соотечественники, проходившие
учебу в Германии. И если деятельность
Х.Вольфа не освещалась должным образом
в нашей философской
Итак, подводя итоги сказанному выше о философии Просвещения, можно отметить следующие важные моменты в ее общей характеристике:
2. ФРАНЦУЗСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ XVIII ВЕКА, ЕГО ОСОБЕННОСТИ
Выше мы уже отмечали,
что деизм явился той формой еще
религиозного мировосприятия, которая
расширяла возможности
В истоках этого материализма лежат философские идеи Б.Спинозы, Д.Локка, Р.Декарта, П.Гассенди, а также многие достижения естественных наук, связанные с именами И. Ньютона, П.Лапласа, Ж.Бюффона и др. Итак, что же конкретно представляет собой французский материализм XVIII века? Его наиболее яркими представителями являются П.Гольбах, К.Гельвеций, Д.Дидро и др.
Французские материалисты создают научную картину мира, в которой нет места богу. Вся наблюдаемая действительность, все бесчисленные тела, подчеркивали они, есть не что иное, как материя. Все явления – это конкретные формы ее существования. По Гольбаху, материя есть “все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства…” Вместе с тем, будучи тесно связанными с естественнонаучным знанием XVIII века, французские материалисты полагали, что материя – это не только собирательное понятие, охватывающее все реально существующие тела, все телесное. Для них материя – это также и бесконечное количество элементов (атомов, корпускул), из которых образованы все тела.
Французские материалисты утверждали в своих работах вечность и несотворимость всего материального мира. Причем мир этот мыслился бесконечным не только во времени, но и в пространстве. Важнейшим свойством материи они рассматривали движение. Движение определялось ими как способ существования материи, необходимо вытекающий из самой ее сущности. В этом тезисе французские материалисты идут дальше Б.Спинозы полагавшего, что материя сама по себе пассивна.
Более того, французские
материалисты предвосхитили некоторые
положения эволюционного
Французские материалисты утверждали,
что все в природе
И все же следует отметить, что это следование Лапласу не было безоглядным. Д.Дидро, в частности, в одной из своих работ высказывает сомнение в том, что движение можно свести лишь к перемещению в пространстве.
Французские материалисты утверждали познаваемость мира. При этом основой познания они рассматривали опыт и показания органов чувств, т.е. развивали идеи сенсуализма и эмпиризма XVII века (Ф.Бэкон, Д.Локк и др.). Познание они определяли как процесс отражения в нашем сознании, в наших знаниях реальных явлений действительности.
Утверждение материалистических идей французские материалисты совмещали с резкой критикой религии и церкви. Они отвергали идею существования бога, доказывали иллюзорность идеи бессмертия души и идеи сотворения мира. Церковь и религия, полагали они, дезориентирует массы и тем самым служат интересам короля и дворянства.
Касаясь общественной жизни, они доказывали, что история определяется прежде всего сознанием и волей выдающихся личностей. Они склонялись к мысли о том, что лучшее правление обществом – это правление просвещенного монарха (каким многим из них представлялась Екатерина II). Подчеркивали существенную зависимость психического и морального склада человека от особенностей той среды, в которой человек воспитывается.
Конечно, французский материализм
XVIII века отражал особенности