Философия Эриха Фромма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 16:56, реферат

Описание

Отец Эриха, Нафтали Фромм, также был сыном и внуком раввинов и хотя посвятил себя торговле (ею он занимался без особого энтузиазма), сохранял и поддерживал в семье ортодоксальные религиозные традиции. Целыми днями он просиживал в своей скромной лавочке над священными книгами, всякий раз сетуя, что покупатели отвлекают его от столь благочестивого занятия. Нетрудно догадаться, что при таком подходе к коммерции финансовые дела семьи шли из рук вон плохо.

Содержание

Введение 3
§1.Э.Фромм. Жизнь. Эпоха. Биография 4
§2.Э.Фромм о мире и человеке 11
§3.Э.Фромм о языке 23
Заключение 26
Библиографический список 29

Работа состоит из  1 файл

Философия Эриха Фромма2.doc

— 104.50 Кб (Скачать документ)

ЕЛАБУЖСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

  КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИОЛОГИИ 
 
 
 
 
 
 

Реферат на тему: 

«Философия  Эриха Фромма» 
 
 
 
 

                                                                             Выполнила :

                                                                             студентка II курса

                                                                             733 группы

                                                                             факультета иностранных языков

                                                                              Помогаева Настя 

                                                                              Рецензент:

                                                                              профессор  Сабиров А.Г. 
 

Елабуга,2008

       ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение                                                                                                                  3

§1.Э.Фромм. Жизнь. Эпоха. Биография                                                               4

§2.Э.Фромм  о мире и человеке                                                                            11

§3.Э.Фромм  о языке                                                                                              23

Заключение                                                                                                            26

Библиографический список                                                                                 29

Приложение                                                                                                           30 
 
 

                               §1.Э.Фромм.Жизнь.Эпоха.Биография.

       Эрих  Фромм родился 23 марта 1900 года во Франкфурте-на-Майне  в еврейской семье. Родился в  семье ортодоксальных иудеев (его предки были раввинами). Культурная среда, в которой он рос и воспитывался, была патриархально-докапиталистической. «Мое мироощущение нельзя назвать современным, — говорил Фромм в одном радиоинтервью, — …я изучал Талмуд, Библию и слышал много историй о своих предках, которые жили в добуржуазную эпоху». Интересные подробности он рассказывает про своего деда, владевшего маленькой лавочкой в Баварии: «Всю свою жизнь дед сидел целый день в лавке и штудировал Талмуд; если приходил покупатель, он сердито поднимал голову и спрашивал: „Что, разве нет другого магазина?“ Вот в таком мире я рос».

         Его мать, Роза Фромм, в девичестве Краузе, была дочерью раввина, эмигрировавшего из России, а ее дядя, Даян Людвиг Краузе, слыл одним из самых авторитетных талмудистов в Познани. Под влиянием этого двоюродного деда, который регулярно присылал мальчику указания по чтению Талмуда, юный Эрих намеревался посвятить свою жизнь изучению и проповеди иудаизма. Этому способствовал весь уклад семейной жизни.

       Отец Эриха, Нафтали Фромм, также был сыном и внуком раввинов и хотя посвятил себя торговле (ею он занимался без особого энтузиазма), сохранял и поддерживал в семье ортодоксальные религиозные традиции. Целыми днями он просиживал в своей скромной лавочке над священными книгами, всякий раз сетуя, что покупатели отвлекают его от столь благочестивого занятия. Нетрудно догадаться, что при таком подходе к коммерции финансовые дела семьи шли из рук вон плохо.

       Еврейская среда, из которой вышел Фромм  и связь с которой он сохранял до конца своих дней, не имела ничего общего с миром прагматичных и корыстных дельцов. Сам Фромм называл свой мир докапиталистическим, а иногда и просто средневековым, подчеркивая, что атмосфере, в которой он воспитывался, был абсолютно чужд буржуазный дух рубежа ХIХ–ХХ веков.

       Фромм вспоминал: «Я приходил в недоумение, когда кто-либо в моем присутствии  признавал, что является дельцом, то есть тратит свою жизнь на добывание  денег. Мне становилась за него очень  стыдно». Ведь, согласно иудаистской традиции, конечной целью всякого труда, любой деятельности является самосовершенствование, а самое верное средство для этого — хозяйственная самостоятельность; поэтому собственность может служить не целью, но лишь средством достижения свободы ради удовлетворения духовных запросов. По сути дела, эта идеология и нашла воплощение в философской концепции Фромма, хотя уже вне тесной связи с иудаистской традицией, от которой Фромм постепенно отходил, по мере того как расширялись его интересы.

       Наверное, еще в юношеских штудиях, когда Фромм изучал Тору и Талмуд, зародилась та мысль, которую он высказал много лет спустя: «История человечества начинается с акта непослушания, что в то же время есть начало его освобождения и интеллектуального развития».  Позже эту идею с энтузиазмом подхватило поколение молодых бунтарей шестидесятых

       Характерно, что в Священном писании Фромма привлекали и воодушевляли весьма специфические  моменты — история грехопадения Адама и Евы, заступничество Авраама  за жителей Содома и Гоморры, судьба пророка Ионы.

       «Грехопадение»  самого Фромма произошло на редкость банально. Однажды, чувствуя сильный  голод, он был привлечен вкусным  запахом, исходившим из уличного киоска. Недолго думая юный талмудист  купил и съел на ходу горячую свиную сосиску. И мир не перевернулся! Более того, юноша не ощутил себя грешником, не почувствовал, что стал хуже. Может быть, той самой сосиске мы обязаны тем, что мир потерял заурядного раввина, но приобрел замечательного психолога.

       Во  Франкфурте Фромм посещал национальную школу, в которой наряду с основами вероучения и религиозными традициями преподавались и все предметы общеобразовательного цикла. В 1918 году он сдал экзамены на аттестат зрелости и после недолгих колебаний остановил свой выбор не на продолжении религиозного образования, а на изучении права. Такое решение не было чем-то радикальным, поскольку Фромм понимал право как «кристаллизованный минимум этики какого-либо общества». Однако перспектива стать юристом быстро утратила для него привлекательность, и он отправился в Гейдельберг изучать философию, социологию и психологию.

       Престиж социологии в Гейдельбергском университете был утвержден Максом Вебером, с  которым Фромм, однако, познакомиться  не успел. Он изучал социологию у его  брата Альфреда Вебера и под его  руководством защитил в 1922 году докторскую диссертацию.

       Важным  событием в личной жизни и научной  карьере Фромма явилось знакомство с Фридой Райхман, которая до того успела побывать ассистенткой Курта  Гольдштейна, потом — основателя школы аутогенной тренировки И.Х. Шульца, а в 1923 году освоила психоанализ в Берлинском психоаналитическом институте под руководством Ганса Сакса. В 1924 году Фрида Райхман открыла в Гейдельберге (на Менхофштрассе, 15) пансионат «Терапойтикум», в котором стала практиковать психоанализ.

       Знакомство  состоялось через третье лицо и поначалу носило чисто приятельский характер. Однако довольно скоро Фрида Райхман  сумела заинтересовать Фромма психоанализом  и предложила выступить для него аналитиком. И, подобно историям Шандора  Радо и Вильгельма Райха, женившихся на своих пациентках, терапевтическая связь между Фридой Райхман и Эрихом Фроммом привела к женитьбе (вот и попробуй после этого не спутать любовь с трансфером!). Многие недоумевали, почему ни аналитические откровения, ни солидная разница в возрасте (Фрида была на 10 лет старше) не воспрепятствовали браку. Впрочем, сомнения оказались небезосновательными. Прожив вместе всего четыре года, супруги расстались (развод был оформлен лишь в 1940 году в США, где их пути снова случайно сошлись). Впрочем, добрые отношения им удалось сохранить, и все последующие годы Фрида жила под двойной фамилией — Фромм-Райхман, под которой и получила немалую известность.

       Психоаналитическую  подготовку Фромм завершил в берлинском институте, который с конца 20-х  годов все более становился центром притяжения аналитиков и их клиентов и оспаривал первенство у венского. В разные годы здесь практиковали и преподавали Шандор Радо, Франц Александер, Макс Эйтингон, Ганс Сакс, Вильгельм Райх, Рене Спиц и другие видные аналитики. Здесь Фромм близко познакомился с Карен Хорни, чья протекция впоследствии обеспечила ему должность профессора в Чикаго.

       В 1925 году Фромм, завершив обязательную психоаналитическую подготовку (серьезным  изъяном которой, впрочем, считалось  отсутствие у него медицинского образования), открыл собственную частную практику. Среди его пациентов оказалось немало американцев. Практикуясь с ними в разговорном английском, Фромм делал большие успехи, что впоследствии позволило ему легко ассимилироваться за океаном.

       Первоначально Фромм стоял на позициях ортодоксального  фрейдизма, его ранние работы публиковались  в солидных психоаналитических журналах, в том числе в авторитетном «Имаго». С Зигмундом Фрейдом  он никогда не был лично знаком, но глубоко проникся духом его  учения. Со временем, однако, приверженность фрейдистской доктрине стала ослабевать, и в итоге Фромм выступил одним из самых решительных ревизионистов психоанализа.

       Приход  Гитлера к власти вопринимался в  Германии как наведение порядка  и поэтому приветствовался населением. Фромм сделал вывод о том, что ответственность за свою судьбу, связанная с личной свободой, — невыносимая ноша для большинства, поэтому народ готов расстаться со свободой

       Обширная  практика, общение с пациентами дали Фромму богатый материал для переосмысления соотношения биологического и социального в формировании человеческой психики. Анализ эмпирического материала был осуществлен им в период работы в Институте социальных исследований во Франкфуркте-на-Майне (1929–1932).

       Будучи  руководителем отдела социальной психологии института, Фромм в 1932 году организовал исследование неосознаваемых мотивов поведения больших социальных групп. В результате он пришел к выводу, что народные массы не только не окажут сопротивления нарождающемуся фашизму, но и своими руками приведут его к власти. Объяснение этому «иррациональному» явлению Фромм видел в механизме «бегства от свободы», когда измученные национальным унижением, безработицей, инфляцией народные массы охотно отказываются от привилегий, даваемых свободой, и с готовностью жертвуют ими в обмен на «порядок» и гарантированную миску баланды. (Не потому ли эта концепция стала психологической классикой, что жизнь подтверждает ее снова и снова?)

       Фромм был одним из первых, кто в 1933 году оставил Германию, ибо результаты его изысканий заставили отказаться от всяких иллюзий. (Те его коллеги, кто продолжал питать иллюзии о «твердой руке» и «новом порядке», впоследствии были вынуждены спасаться паническим бегством, а иным и это не удалось.)

       Фромм поселился в США, где в 1941 году увидела свет написанная им по-английски книга «Бегство от свободы», разоблачавшая различные модификации тоталитаризма. Книга принесла автору известность в Америке и вызвала к нему ненависть в Германии, куда он и после окончания войны не вернулся.

       В Америке — сначала в США, а  затем в Мексике — Фромм  занимается широкой исследовательской  и педагогической деятельностью, ведет  большую клиническую практику, пишет  и издает книги, приносящие ему все  большую славу: «Человек для себя» (1947), «Сказки, мифы и сновидения» (1951), «Здоровое общество» (1955), «Искусство любви» (1956), «Революция надежды» (1968), «Иметь или быть?» (1976) и другие (в наши дни большинство основных произведений Фромма издано в переводе на русский язык). Последнюю из названных книг можно считать откликом на сочинение французского философа Г. Марселя «Быть или иметь?», где высказано много близких Фромму суждений о негативных аспектах технократической цивилизации с ее неконтролируемым культом потребления. Подзаголовок книги Фромма ясно обозначает тенденцию его поисков — «В направлении гуманизированной технологии».

       В 1968 году произошел первый инфаркт  сердца. И после длительной реабилитации  Фромм переезжает в Шверцарию,в  которой будет жить до самой смерти.

       Не  ощущая старости, Фромм сохраняет явность ума и живость восприятия, что является явным признаком полноценной творческой жизни.К сожалению в 1977 году случился второй инфаркт, а затем в 1978 и третий.

       В ночь на 18 марта 1980, за 5 дней до своего 80-летия,Эрих Фромм умирает. 

       §2.Э.Фромм о мире и человеке. 

   Эрих Фромм является крупнейшим представителем неофрейдизма XX века. Однако, он считает, что Фрейд не смог разобраться в природе, присущей нормальному человеку, а также в иррациональных явлениях в жизни общества.

       По  Фрейду, человек является изначально антисоциальным существом. Общество должно приручать человека, ограничивать его низменные импульсы. Эти подавленные инстинкты таинственным образом трансформируются в устремления, имеющие культурную ценность. При высокой степени подавления индивидуум становится невротиком, и давление должно быть ослаблено. Если общество полностью устраняет давление на индивидуума,  то оно жертвует культурой. Чем больше давление и подавление, тем больше достижений культуры и, соответственно, невротических расстройств. Индивидуум изначально имеет установку на одиночество и работает для себя, однако он вынужден взаимодействовать с другими людьми для удовлетворения своих потребностей. Фрейд все сводит к удовлетворению инстинктов человека, а роль общества по Фрейду — это удовлетворение либо подавление потребностей индивидуума. Основная заслуга Фрейда состоит в том, что он заложил основы психологии, признающей динамичность человеческой природы.

Информация о работе Философия Эриха Фромма