Философия Эриха Фромма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 16:56, реферат

Описание

Отец Эриха, Нафтали Фромм, также был сыном и внуком раввинов и хотя посвятил себя торговле (ею он занимался без особого энтузиазма), сохранял и поддерживал в семье ортодоксальные религиозные традиции. Целыми днями он просиживал в своей скромной лавочке над священными книгами, всякий раз сетуя, что покупатели отвлекают его от столь благочестивого занятия. Нетрудно догадаться, что при таком подходе к коммерции финансовые дела семьи шли из рук вон плохо.

Содержание

Введение 3
§1.Э.Фромм. Жизнь. Эпоха. Биография 4
§2.Э.Фромм о мире и человеке 11
§3.Э.Фромм о языке 23
Заключение 26
Библиографический список 29

Работа состоит из  1 файл

Философия Эриха Фромма2.doc

— 104.50 Кб (Скачать документ)

       У католиков связующим звеном между  Богом и человеком была церковь. Человек представал перед Богом, будучи членом некоторой общности. У протестантов человек и Бог были один на один, в результате чего у человека возникали чувства собственной ничтожности и беспомощности. Подобное отношение человека к Богу у протестантов и явилось подоплекой развития индивидуализма в современном обществе.

       По  сравнению со средними веками характер экономической деятельности сейчас в корне изменился. В средние  века капитал стоял на службе у  человека и был средством достижения его жизненных целей. В наши дни  капитал подчинил себе человека. Любая экономическая деятельность направлена на получение выгоды ради выгоды, что показалось бы абсурдным средневековому человеку. Человек стал маленькой деталью в огромной экономической машине, целью которой является умножение капитала ради самого капитала. Если индивид обладает большим капиталом — он большая и нужная шестерня. Если у него за душой нет ни гроша — он маленькое колесико. Но в любом случае он — всего лишь часть огромной машины и служит ее целям, а не своим. Идея о том, что человек должен посвятить себя  исключительно служению внешним силам, была, как мы выяснили, заложена в учениях Кальвина и Лютера.

       Обычная практика современного капитализма  заключается в том, что полученные прибыли не расходуются на собственные  нужды, а снова пускаются в оборот. Эта система оказалась эффективной и способствовала росту производительных сил. Однако этот принцип сделал человека рабом огромной машины и заставил его работать не на себя, что было бы естественно, а ради вне личностных целей.

       Современная система настолько же иррациональна в плане социальном, насколько она рациональна в плане технологическом. Человек создал свой мир, он построил дома, фабрики и заводы. Но он не является хозяином этого мира, а, наоборот, этот мир превратился в его хозяина. Человек кичится, что он — царь природы, но на самом деле его гложет чувство ничтожности и бессилия, которое наши предки испытывали перед Богом, а мы испытываем перед огромной экономической машиной, которая, правда, нас же и кормит.

       Связи индивидуума с себе подобными приобрели характер взаимных манипуляций, где человек выступает как средство. На первый план в межличностных отношениях вышли законы рынка, нацеленные на выживание в экономическом пространстве и борьбу с конкурентами. Работник и работодатель взаимно используют друг друга для достижения своих личных целей, их отношения проникнуты безразличием. Подобный характер отчуждения проник и в межличностные отношения: в некотором роде они стали напоминать отношения вещей.

       Показателен пример с малым и большим предприятиями. На небольшом предприятии в прежние времена любой рабочий знал хозяина лично, знал все о предприятии и имел представление о процессе производства в целом. Подобная связь с производством давала ему ощущение опоры и надежду на экономический успех. На большом современном предприятии работают тысячи человек. Рабочий видит лишь крошечный сектор его работы; хозяин или директор предприятия — это абстрактная фигура, которую никто не видит и не знает; администрация — это нечто вроде анонимной власти; отдел кадров, как правило, слабо представляет, какие именно кадры нужны конкретным секторам предприятия; личность простого рабочего не представляет никакого интереса ни для администрации, ни для отдела кадров. Все эти аспекты психологически подавляют личность простого работника. Несколько исправило положение появление профсоюзов, призванных поддерживать простого рабочего. Но  некоторые из этих профсоюзов сами превратились в гигантов, не оставив места для инициативы их отдельных членов.

       Сам человек начал ощущать себя товаром. Рабочий продает свою физическую силу, врач или работник умственного труда — свою "личность", которая должна обладать всеми качествами товара, чтобы ее можно было продать. Эта "личность" должна обладать высокими профессиональными качествами, быть энергичной, инициативной и т.п. Рынок же определяет, какие личные качества можно считать товаром, и назначает за них цену.

       Степень самоуважения и уверенности личности прямо пропорциональны ее успеху и популярности на рынке. Если успеха нет, то человек скатывается в пропасть неполноценности.

       Человек стал "индивидуумом", но этот индивидуум одинок и запуган. Собственность  человека стала как бы частью его  личности. Если он лишался своей  собственности, то он уже не может  считаться полноценной личностью, необходимой обществу.

       Однако  некоторые факторы играли и позитивную роль для развития личности: экономические  и политические свободы, возможность  реализации личной инициативы, развитие просвещения. В своем позитивном смысле свобода получила наибольшее развитие во 2-ой половине XIX – начале ХХ века. Позже развитие монополий усилило отрицательные аспекты свободы. Появление монополий являло явную угрозу для мелких и средних предпринимателей. Им было не по силам тягаться с экономическими гигантами, и даже если они выживали в экономическом плане, над ними довлело чувство угрозы. В результате, вера в победу инициативы у мелкого предпринимателя сменилась чувством отчаяния и разочарования. 
 

§3.Э.Фромм  о языке. 

  Если верно что умный человек – это прежде всего тот, кто способен удивляться, то это утверждение- печальный комментарий по поводу ума современного человека. При всех достоинствах  нашей высокой грамотности и всеобщего образования мы утратили этот дар- способность удивляться. В самом деле, удивляться неловко, это считается признаком низкого интеллекта . Даже дети удивляются редко или по крайней мере, стараются не показывать этого, с возрастом  эта способность утрачивается совсем. Мы думаем, что важнее всего найти правильный ответ, а задать правильный вопрос не так существенно.

       Возможно, такая обстановка отчасти объясняет, почему сновидения , одно из наиболее загадочных явлений нашей жизни, так мало нас удивляют и ставят перед нами так мало вопросов. Все мы видим  сны, не понимая своих снов, мы тем  не менее ведем себя так , как будто с нами не происходит ничего странного , по крайней мере по сравнению с логичными и целенаправленными действиями, которые мы совершаем в состоянии бодрствования.

       Когда мы бодрствуем , мы активны и рассудительны ,мы готовы прилагать усилия ,чтобы достичь своих целей и если понадобиться ,защищать себя .Мы действуем и наблюдаем ,смотрим на вещи со стороны, с точки зрения возможности использовать их и манипулировать ими, хотя, возможно, мы видим их не такими, какие они есть на самом деле. Но у нас часто не хватает воображения , и очень редко наше воображение способно пойти дальше простого повторения сюжетов и ситуаций, являющихся частью нашего опыта.

       Самое удивительное – это то, что поражение  нашего спящего ума похожи на древнейшие творения  человека- мифы. Факт остается фактом- большинство сновидений имеют много общего с мифами как по форме , так и по содержанию. Как и во сне , и в мифе происходят драматические события.

       Разумеется , разные люди создают разные мифы, точно  так же , разные люди видят разные сны. Но , несмотря на эти различия, у всех мифов и сновидений есть нечто общее – они все «написаны» на одном языке – языке символов.

       Язык  символов –это такой язык, с помощью  которого внутренние переживания ,чувства  и мысли приобретают форму явственного осязаемых событий внешнего мира. Этот язык, логика которого отлична от той, по чьим законам мы живем в дневное время, логика , в которой главенствующими категориями являются не время и пространство , а интенсивность и ассоциативность. Это единственный универсальный язык , изобретенный человечеством, единый для всех культур во всей истории . Этот язык со своей собственной грамматикой и синтаксисом,  который нужно понимать, если хочешь понять смысл мифов, сказок и снов.

       Но  современный человек , уже не понимает этого языка. Правда, тогда, когда  он бодрствует .

       Со  снами дело обстоит еще хуже. С  позиции современной просвещенности сны считаются абсолютной бессмыслицей , недостойной внимания взрослого  человека ,который занят такими важными  вещами, как создание машин, и который считает себя «реалистом» , поскольку ничего не видит , кроме реальных вещей, которые можно использовать в своих целях.

       Если  бы все наши сны были приятной фантазией , в которых исполнялись все  наши заветные желания , мы , может быть, относились бы к ним с большой привязанностью. Но многие из них вызывают состояние тревоги , часто это кошмары, и ,пробудивший, мы с радостью осознаем , что это всего лишь сон. Но хуже всего то, что мы не понимаем своих снов, когда мы наяву мы уверены, что способны это понять что угодно, стоит лишь подумать.

       Существует  масса эмоциональных переживаний , для выражения которых  в данном языке нет подходящих слов , зато в другом – обилие слов, выражающих те же чувства .Переживания ,для которых  нет подходящих слов в языке, редко проходят в сознание. Наш язык не обеспечивает нас словами, необходимые для описания внутренних переживаний , не соответствующих схеме наших мыслей.

       Языки различаются не только разнообразием  слов, но также синтаксисом , грамматикой , корневыми значениями слов. Язык как целое выражает отношение к миру и является в некотором роде застывшим выражением чувственной жизни.

           

Заключение

       Эрих  Фромм - выдающийся мыслитель ХХ века, во многом определивший общественные настроения своей эпохи. Немного найдется психологов, чьи идеи пользовались бы столь широкой популярностью во всем мире (еще при жизни Фромма его основные труды выдержали десятки переизданий миллионными тиражами).

       Я убеждёна, что все работы Эриха  Фромма в дальнейшем пригодятся в нашей нелёгкой современной жизни. И я придерживаюсь и полностью согласен с его взглядами.

       Фромм проанализировал типы социальных характеров, формирующиеся различными типами культур, показал роль гуманистической и  авторитарной этики в этом формировании и пришел к заключению, что человек может, а значит, и должен противопоставить собственные разум и волю как внешнему авторитету власти, так и анонимному авторитету общественного мнения. Я думаю, что труды великого психолога-философа имеют очень большую роль в нашей жизни.

       Например, он искал способы разрешения человеческого  существования, то есть была затронута  тема человека. Или возьмём к примеру  его работу «Искусство любить». Именно любовь это ведь не просто удовлетворение, а это искусство жить, искусство  быть полезным, быть особенным, иметь отличие от животного царства, а именно разумом человеческим. Ведь когда мы хотим удовлетворить свои потребности, прежде всего мы должны подумать, и всё это сделать осознанно.

       Эта мысль является главной и для, пожалуй, самой известной его книги «Искусство любви». Человеку предстоит самостоятельно выбирать путь меж двух бездн — агрессивности и покорности. Разумом он отличается от прочих живых существ, и, кроме разума, ему не на что рассчитывать. Однако не следует считать Фромма сугубым рационалистом, ведь он имел огромный опыт изучения человеческой иррациональности и не мог недооценивать ее роль на личностном уровне и особенно на уровне больших социальных групп. Еще накануне Второй мировой войны он показал, что тоталитаризм, то есть подавление независимой мысли и свободы воли, — результат не только узурпации и террора власти, но и неспособности миллионов людей ценить и любить свободу и разум, что делает их молчаливыми соучастниками злодеяний, а то и палачами.

       Книга Эриха Фромма “Бегство от свободы” была написана более полувека назад, основные ее положения не утратили свою актуальность и сегодня.

       Беспокойство  и страх сопровождают человечество с самого его зарождения вплоть до наших дней. Старые формы внешнего принуждения сменились на новые неявные формы, часто гораздо более действенные. Чтобы обеспечить свое существование, человеку приходится вертеться в огромной экономической машине, подавляющей его самими своими масштабами. Все эти факторы очень негативно воздействуют на психику человека, побуждают его превратиться в человека-автомата, деталь огромной машины, либо встать под знамена диктатора. Ярким примером этому являются тоталитарные режимы Гитлера и Сталина, унесшие миллионы жизней. Каждому из этих диктаторов удалось построить послушную его воле огромную и агрессивную государственную машину, готовую осуществлять его фактически империалистские планы. При этом многие миллионы людей нашли для себя более удобным не бороться за свободу, а стать послушными винтиками в государственной машине и работать на тоталитарный режим. Но это еще полбеды: нашлось огромное количество людей, готовых ради псевдоидеалов своего тоталитарного режима с рвением уничтожать себе подобных. И все это ради того, чтобы чувствовать себя частью могущественной силы, Царями Природы, которым позволено все — даже убивать себе подобных по собственной прихоти, но, естественно, оправдывая это своими "абсолютно истинными" идеологическими соображениями, возведенными в ранг религии.

Информация о работе Философия Эриха Фромма