Философия как учение о мире и человеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 14:04, практическая работа

Описание

Философия – это древнейшая из всех наук, из которой произошли все остальные дисциплины. Аристотель называл ее наукой из наук, включающей в себя естествознание, математику, науки об обществе. Только к XIX веку эти дисциплины стали самостоятельными по отношению к философии. Но до сих пор философия составляет их общенаучную методологическую основу (индукция, дедукция, анализ, синтез, конкретизация, обобщение).

Работа состоит из  1 файл

seminar_1_moy.doc

— 161.00 Кб (Скачать документ)

Философия. Семинар №1.

 

Философия как учение о мире и человеке.

 

I. Философия как мировоззрение и научное знание.

Философия (от греч. – любовь к мудрости). Впервые слово «философия» использовал  античный философ и математик  Пифагор (в V веке до н. э.). Философами Пифагор считал тех, кто исследует первопричины возникновения и неизменные свойства действительности. Пифагор называл философию наукой о вечности.

Философия – это древнейшая из всех наук, из которой произошли  все остальные дисциплины. Аристотель называл ее наукой из наук, включающей в себя естествознание, математику, науки об обществе. Только к XIX веку эти дисциплины стали самостоятельными по отношению к философии. Но до сих пор философия составляет их общенаучную методологическую основу (индукция, дедукция, анализ, синтез, конкретизация, обобщение).

Вопрос о соотношении философии  и науки сложен, он имеет различные  толкования, решения. Нельзя однозначно решить вопрос наука ли философия. Между  наукой и философией установились сложные  взаимоотношения, при которых, с одной стороны, между ними не ставится знака равенства, а с другой – не ставятся и непроходимые преграды 

Специфика философского знания заключается  в его двойственности, т.к. оно:

  • Имеет много общего с научным знанием – предмет, методы, логико-понятийный аппарат.
  • Не является научным знанием в чистом виде.

Философия обобщает, интегрирует в  себя науки.

 

Особенности философского научного знания:

  • Имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.).
  • Носит предельно общий, теоретический характер.
  • Содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук.
  • Во многом субъективно – несет в себе отпечаток личности отдельных философов.
  • Является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает влияние эпохи.
  • Изучает не только предмет самого познания, но и механизм познания.
  • Имеет качество рефлексии – обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя).
  • Испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами.
  • В то же время динамично – постоянно развивается и обновляется.
  • Опирается на категории  - предельно общие понятия
  • Неисчерпаемо по своей сути.
  • Ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

 

Философские категории:

 

Субъект (от лат. subjectus – лежащий в основе чего-либо). Это понятие впервые было использовано античным философом Аристотелем, который считал, что субъект – это идеальная форма или Бог (только идеальная философия лежит в основе всего). В XVII веке французский философ Рене Декарт назвал субъектом индивида, обладающего сознанием. Субъективное сознание не зависит от объективного мира и других субъектов.

Объект (от лат. objectum – предмет или вещь). В таком неизменном виде оно остается и по сей день. Объекты бывают умозрительные и предметные. Умозрительные объекты – это идея, образ, мысль. Предметный объект всегда представляется в виде определенного предмета.

Бытие – философская категория, выявляющая абсолютные, вечные и неизменные свойства вещей. Бытие бывает реальным и идеальным. Реальное бытие со времен Средних веков называется экзистенция (от лат. existentia – существование). Идеальное бытие – эссенция (от лат. essential – сущность). Реальное бытие носит пространственно-временной характер, оно индивидуально. Реальное бытие представляет собой фактическую действительность вещей, событий, действий и т. д. То есть факт – он не может повторяться. Идеальное бытие лишено временного, действительного и опытного характера. Ему не свойственно быть фактом. Идеальным бытие обладают ценности, математические и логические понятия, умозрительные объекты (идеи).

Пространство – категория, впервые созданная Аристотелем. Обозначает положение одной вещи относительно другой. С точки зрения субъекта, пространство – это то, что дано в органах чувств человека. Пространство может быть физическим (в нашем восприятии) и абстрактным (представление).

Немецкий философ Кант рассматривал пространство как доопытную форму всех субъективных явлений.

 Немецкий математик Гаусс полагает, что пространство обладает реальностью и вне нашего сознания. Другими словами, он опровергает утверждение Канта, что пространство субъективно; оно объективно.

Теория относительности Эйнштейна отрицает конкретность пространства. Пространственные свойства вещей зависят от систем отношений между ними.

Время (от греч. длительность) – это философская категория, обозначающая формы возникновения и изменение свойств вещей. Время бывает объективным и субъективным. Объективное время измеряется отрезками пути небесных тел. Субъективное время представляет собой осознание своего отношения к прошлому, настоящему, будущему.

С точки зрения Канта, время представляется сознательным условием восприятия вещей. То есть время – характеристика нашего сознания.

В философии присутствует историческое время ( 6 тыс. лет), предысторическое время ( 600 тыс. лет), геологическое время (несколько млрд. лет), космическое время (бесконечно).

 

Философия состоит из отдельных дисциплин, которые различаются между собой по предметам и методам изучения. К таким дисциплинам можно отнести: онтологию и гносеологию, философскую антропологию, аксиологию, этику, эстетику, философию науки и техники.

Онтология – древнейшая отрасль науки, теория бытия, которая занимается изучением общих характеристик объективной действительности. Для Древней Греции поиск бытия был связан с обнаружением первовещества, которое находится в составе любой без исключения вещи. В Средневековье бытием был Бог, сотворивший мир и человека. В современной мировой философии теория бытия формируется под влиянием двух учений – идеализма и материализма. Идеалисты считали, что с идеей копируются реальные вещи. Материалисты утверждали, что материя определяет мир и сознание.

В современной философии центральной  темой изучения является бытие человека. Только через человека можно понять смысл изучения мира.

Гносеология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы, возможностей и сущности познания, о путях постижения истины, её основах и критериях. В гносеологии определяются отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. Гносеология исследует общие принципы получения знания, способы обоснования его достоверности и возможности использования его на практике. Познание, осуществляемое отдельным человеком со всеми случайностями этого процесса, не входят в сферу гносеологии, а составляет предмет психологии.

Философская антропология – в широком смысле – философское учение о природе и сущности человека; в узком – направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни Дильтея, феноменологии Гуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук – психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии и др. Макс Шелер – основоположник философской антропологии.

Аксиология – философское учение (наука) о ценностях, об их происхождении, сущности, исследующая духовные ценности и их соотношение с миром реальностей. Интерес к аксиологической проблематике связан с эволюцией антропоцентрической модели мира. Любой фрагмент реальности, представляющий значение для человека, может стать предметом его внимания а, значит, ценностью, что позволяет утверждать следующее – главная особенность всех ценностей состоит в том, что они носят антропогенный характер. И хотя в реалиях, обозначаемых как ценности, присутствуют некое объективное, онтологическое основание, сообщающее им возможность быть ценностью, все же определяющим фактором выступает отношение человека к ним.

Этика (греч. ethika, от ethos — обычай, нрав, характер) – философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность. Как обозначение особой области исследования термин впервые употребляется Аристотелем. От стоиков идет традиционное деление философии на логику, физику и этику, которая часто понималась как наука о природе человека, т. е. совпадала с антропологией: «Этика» Б. Спинозы – учение о субстанции и ее модусах. Этика – наука о должном в системе И. Канта, который развил идеи так называемой автономной нравственной этики как основанной на внутренних самоочевидных нравственных принципах, противопоставляя ее этике гетерономной, исходящей из каких-либо внешних по отношению к нравственности условий, интересов и целей. В 20 в. М. Шелер и Н. Гартман в противовес кантовской «формальной» этике долга разрабатывали «материальную» (содержательную) этику ценностей. Центральной для этики продолжает оставаться проблема добра и зла.

Эстетика (от греч. aisthetikos – чувствующий, чувственный) – система законов и категорий, осмысляющая в свете художественной практики эстетические свойства реальности и процесс ее освоения по законам красоты, особенности творения, функционирования искусства, его восприятия и развития. Эстетика – философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, их рождении, бытии, восприятии и оценке, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека, и прежде всего в художественном творчестве, о природе эстетического и его многообразии в действительности и в искусстве, о творении, законах бытия, восприятия, функционирования и развития художественной культуры.  Эстетика – система знаний о художественной и эстетической практике человечества.

Философия техники – исследование первопричин техники. Основоположником этого раздела философии является Эрнст Капп, написавший «Основные направления философии техники» (1877).

Философия науки – раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки. Также существуют более специальные разделы философии науки, например философия математики, философия биологии, философия физики.

Философия науки как направление западной и отечественной философии представлена множеством оригинальных концепций, предлагающих ту или иную модель развития науки и эпистемологии. Она сосредоточена на выявлении роли и значимости науки, характеристик когнитивной, теоретической деятельности.

Философия науки как философская дисциплина, наряду с философией истории, логикой, методологией, культурологией, исследующей свой срез рефлексивного отношения мышления к бытию (в данном случае к бытию науки), возникла в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях НТР. Это молодая дисциплина, которая заявила о себе лишь во второй половине XX в. В то время как направление, имеющее название «философия науки», возникло столетием раньше.

 

Философия является мировоззренческой  дисциплиной (наукой), поскольку её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы.

В отличие от других наук, философия  зависит от исторического времени своего возникновения (философия Древнего Мира, Средневековая философия, философия Нового времени), культурно-национальных традиций (Китайская философия, философия античная, западно-европейская философия, русская философия и т. д.) и индивидуального опыта философа. В отличие от других специальных наук главным предметом изучения философии является мир как единое целое. Философия обобщает данные отдельных наук, чтобы сформировать мировоззрение, свойственное определенной исторической эпохе и культуре.

Согласно древнегреческому философу Платону, философия изучает идеальные неизменные свойства всех вещей.

С точки зрения античного философа Аристотеля, философия исследует первопричины возникновения всех вещей.

Римские философы стои определяли философию как путь для достижения счастья посредством разума.

Немецкий философ Кант утверждал, что философия – это наука о границах человеческого познания.

 

Философия как  мировоззрение прошла 3 основные стадии своей эволюции:

1. космоцентризм – философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность бесконечность внешних сил – Космоса, и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (древняя Индия, Древний Китай, Древняя Греция, некоторые страны востока).

2. теоцентризм – тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы – Бога (средневековая Европа)

3. антропоцентризм – тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, новое и новейшее время, совр. Философские школы).

 

II. Дофилософские мировоззрения и картины мира:  мифология и религия.

 

Мифология (от греч. слова - предание, сказание; лог. - слово, понятие) – особая форма восприятия мира. Миф – ранняя форма духовной культуры человека. Интеллектуальное своеобразие мифа в том, что мысль выражается в конкретных образах, метафорах. В мифологии отсутствуют отчетливые разграничения мира и человека, все слито, едино: реальность и фантазия, естественное и сверхъестественное, знание и вера. Постепенно миф сошел со сцены и воплотился в религии и искусстве.

Как правило, миф пытается ответить на следующие  вопросы:

  • Происхождение Вселенной, Земли, человека
  • Объяснение природных явлений
  • Жизнь, судьба, деятельность и достижения человека
  • Вопросы чести, долга, этики и нравственности

Информация о работе Философия как учение о мире и человеке