Философия как учение о мире и человеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 14:04, практическая работа

Описание

Философия – это древнейшая из всех наук, из которой произошли все остальные дисциплины. Аристотель называл ее наукой из наук, включающей в себя естествознание, математику, науки об обществе. Только к XIX веку эти дисциплины стали самостоятельными по отношению к философии. Но до сих пор философия составляет их общенаучную методологическую основу (индукция, дедукция, анализ, синтез, конкретизация, обобщение).

Работа состоит из  1 файл

seminar_1_moy.doc

— 161.00 Кб (Скачать документ)

Чертами мифа являются:

    • Очеловечивание природы
    • Наличие фантастических богов
    • Отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии)
    • Практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, стихии)
    • Однообразие и поверхность сюжетов

 

Религия (от лат. - благочестие, набожность, святыня) – форма мировоззрения, в котором освоение мира осуществляется через его удвоение на "земной", естественный, и "небесный", потусторонний. На высших этапах религиозного сознания развиваются этические идеалы, нормы, носящие общечеловеческий характер.

Родственность, близость философии  и религии в том, что обе  решают задачи мироуяснения. Но для  философии фундаментом является позиция разума, интеллекта, свободомыслия, дух поиска мудрости.

Религия исследует те же вопросы, что и миф.

Помимо мировоззренческих  религия имеет ряд иных функций:

  • Объединительную (консолидирует общество вокруг идей или ради идей).
  • Культурологическую (способствует распространению опр. культуры).
  • Нравственно-воспитательную (культивирует в обществе различные идеалы).

 

III. Специфика философского знания и его функции.

 

Природа философского вопроса определяется поиском первопринципа мира и  его познания. Мир во всем своем  многообразии и целостности, а также  его постижении человеком, чаще всего объясняется с позиций таких философских направлений, как материализм, идеализм, экзистенциализм, структурализм и т. д.

В зависимости от ответа на вопрос, что такое бытие, выделяют несколько направлений:

Материализм – философское учение об объективном бытии мира (его независимости от воли, духа, сознания). Материализм не отвергает духовные явления и ценности, но рассматривает их как свойства и отношения, определяемые материальной субстанцией на высших уровнях развития. Гносеологической основой материализма является практика, всемирно-исторический опыт человека по преобразованию действительности. Учение, противоположное материализму, - идеализм.

Идеализм – философское направление, утверждающее, в противоположность идеализму, первичность материи и вторичность сознания, материальность мира, независимость его существования от сознания людей и его познаваемость.

  Экзистенциализм (от лат. exsistentia – существование) –  направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Экзистенция трактуется как противоположность эссенции (сущности). Если судьба вещей и животных предопределена, то есть они обладают сущностью прежде существования, то человек обретает свою сущность в процессе своего существования. Основным проявлением экзистенции является свобода, которая подразумевает тревогу за результат своего выбора.

Структурализм – направление в лингвистике, литературоведении и других гуманитарных науках, использующее методы, основанные на анализе структурных свойств объекта и их логически непротиворечивом и формализованном описании.

 

Функциональная принадлежность философии  определяется задачей каждого из ее разделов: познавательной, социальной, эстетической, этической, идеологической, методологической и др.

 

 

 

Специфика философского знания заключается в его двойственности, т.к. оно:

  • Имеет много общего с научным знанием – предмет, методы, логико-понятийный аппарат
  • Не является научным знанием в чистом виде

 

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что  философия является теоретическим  мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством  знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

 

Особенности философского научного знания:

  • Имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т.д.).
  • Носит предельно общий, теоретический характер.
  • Содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук.
  • Во многом субъективно – несет в себе отпечаток личности отдельных философов.
  • Является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает влияние эпохи.
  • Изучает не только предмет самого познания, но и механизм познания.
  • Имеет качество рефлексии – обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя).
  • Испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами.
  • В то же время динамично – постоянно развивается и обновляется.
  • Опирается на категории  - предельно общие понятия
  • Неисчерпаемо по своей сути.
  • Ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

 

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

Выделяют следующие  функции:

 

1 Мировоззренческая - обобщая представления людей о существующем мире, философия создает систему взглядов о мире и о месте человека в этом мире.

(основная функция!)

 

 

2 Методологическая - вырабатывает основополагающие принципы познания, исследует наиболее общие пути, способы познания мира.

 

3 Мыслительно-теоретическая – выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

 

4 Гносеологическая  – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (т.е. механизм познания).

 

5 Критическая  – подвержение сомнению окружающего мира и существующих знаний, поиск нового, вскрытие противоречий. Конечная задача – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, модернизацию и увеличение достоверности знания.

 

6 Аксиологическая – оценка вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. (Аксиологическая функция усиливает свое значение в переломные моменты истории)

 

7 Социальная  функция – объяснение общества, причин его возникновения, эволюции, отображение его состояния, структуры, движущей силы. Поиск путей развития, совершенствования общества, решение противоречий.

 

8 Воспитательно-гуманитарная  функция – культивирование гуманистических ценностей и идеалов, укрепление морали, поиск смысла жизни и помощь человеку в адаптации в обществе.

 

9 Прогностическая  функция – прогнозирование тенденций развития, будущего материи, сознания, человека, природы и общества (на основе имеющихся знаний)

 

IV. Особенности философского метода и логики (теоретическое и эмпирическое знание, индукция и дедукция, формальная и диалектическая логика).

 

Метод, путь или способ законосообразной организации познания может носить вненаучный, частнонаучный, общенаучный и, конечно, философский характер.

Метод – это подчиненная исследовательской цели совокупность, последовательность действий и суждений. Методы отражают общее мировоззрение исследователя, степень познания им реальной действительности, особенности, частности предмета изучения.

Метод познания – это система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания.

Сравнительно-исторический метод – традиционный для мировой и отечественной науки, широко применяется не только в истории, но и в социологии, философии и других фундаментальных науках. Он ставит свершившийся факт в основу всех рассуждений и выводов. Изучая факты (события, явления, биографии, процессы) в их диалектической связи, историк ищет их соответствие с явлениями предшествующими или параллельными, производит группировку по наиболее общим признакам, по степени отражения в них закономерностей процесса. Для нас важно, что сравнительно-исторический метод есть главный критерий и для реконструкции прошлого книги, связанного с общим развитием культуры, экономики, техники, промышленности.

Метод моделирования – применяется в управлении для создания модели определенного стиля руководства, необходимого для выявления наиболее существенных и действенных форм взаимодействия людей.

Анализ и синтез – мысленное расчленение целого на части и создание целого из частей. Анализ – это метод познания, содержанием которого является совокупность приемов и закономерностей расчленения предмета исследования на составные его части. Синтез – метод познания, содержанием которого является совокупность приемов и закономерностей соединения отдельных частей предмета в единое целое.

Индукция (от лат. inductio – наведение) – умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению). Различают полную индукцию, когда обобщение относится к конечнообозримой области фактов, и неполную индукцию, когда оно относится к бесконечно- или конечнонеобозримой области фактов.

Дедукция (лат. deductio – выведение) – метод мышления, при котором частное положение логическим путем выводится из общего, вывод по правилам логики;цепь умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением логического следования. Началом (посылками) дедукции являются аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений («общее»), а концом – следствия из посылок, теоремы («частное»). Если посылки дедукции истинны, то истинны и ее следствия. Дедукция – основное средство доказательства. Противоположно индукции.

 

В сфере науки выделяются эмпирические и теоретические знания. В первом случае воспроизводятся эмпирические отношения, во втором – внутренние связи, закономерности.

На эмпирическом уровне научного знания в результате непосредственного контакта с реальностью ученые получают знания об определенных событиях, выявляют свойства интересующих их объектов или процессов, фиксируют отношения, устанавливают эмпирические закономерности. Эмпирическое познание отражает внешние, являющиеся свойствами предметов, связи. Оно использует методы наблюдения, экспериментирование, описания и выражает свои результаты в общих представлениях и отдельных понятиях. В отличие от теоретического, эмпирическое познание обслуживает существующие виды практики.

Теоретическое же познание  отличается  от эмпирического тем, что проникает в сферу внутренних, существенных, его связей. Для выяснения специфики теоретического познания важно подчеркнуть, что теория строится с явной направленностью на объяснение объективной реальности, но описывает непосредственно она не окружающую действительность, а идеальные объекты, которые в отличие от реальных объектов характеризуются не бесконечным, а вполне определенным числом свойств. Она использует методы абстрагирования, идеализации и моделирования. Теоретическое познание фиксирует свое содержание в формах теорий, элементы которых связываются логическими доказательствами. Теоретическое знание всегда содержит в себе принципиально новые формы производственной и социальной активности. Сила теории состоит в том, что она может развиваться как бы сама по себе, без прямого контакта с действительностью. Поскольку в теории мы имеем дело с интеллектуально контролируемым объектом, то теоретический объект можно, в принципе, описать как угодно детально и получить как угодно далекие следствия из исходных представлений. Если исходные абстракции верны, то и следствия из них будут верны. В свою очередь теоретический уровень научного знания расчленяется на две части: фундаментальные теории, в которых ученый имеет дело с наиболее абстрактными идеальными объектами, и теории, описывающие конкретную область реальности на базе фундаментальных теорий.

Несмотря на различие этих двух видов  знания именно в науке они объединяются и дополняют друг друга в непрерывном  процессе научного познания.

Эмпирическое мышление характеризует процесс классификации и упорядочивания реальности, то есть отнесение отдельных предметов к общим классам объектов и отношений.

Основная задача – выявить свойства и связи вещей, которые достигаются путем следующих мыслительных операций:

  • Анализ и синтез – (разложение и соединение частей)  - выявление свойств предметов через разложении и соединение частей внутри целого.
  • Сравнение свойств – выявление тождественных и отличающихся сторон предметов.
  • Абстрагирование – выделение определенных сторон предметов не целого.
  • Обобщение – объединение вещей с общими признаками в 1 классе.
  • Определение – именование класса вещей или явлений.

 

Существуют  мыслительные операции с целыми классами:

  • Композиция – объединение данного класса с другим металлы бывают черные и цветные).
  • Инверсия – определение другого класса от данного (энергетов обучают по технической специальности).
  • Тавтология – объединение данного класса с самим собой (парта-стол, месяц-луна).
  • Идентификация – определение данного класса в самом себе (среди нашего профиля, мы – ВМ-08).
  • Ассоциация – объединение нескольких классов

 

Теоретическое мышление – процесс познания через абстрактное представление в системе понятий, отражающее разные стороны и отношения реальности.

Основная задача – выявление закономерностей (закономерность – повторяющиеся связи между понятиями(понятие – обобщенное свойство вещи)).

Теоретическое мышление проявляется в высказываниях  или суждениях.

  • Последовательность высказываний – «система суждений».
  • Выведение из нескольких суждений одного – «умозаключение».
  • Цепь суждений – «рассуждение».
  • Выдвинутое суждение на основании другого суждения – «доказательство».

 

Формальная логика – основана на статичности и неизменности мира.

Основоположник – Аристотель.

Основные законы формальной логики:

  • Тождества – всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе.
  • Противоречия – два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными.
  • Исключающий принцип – 2 суждения, где 1 отрицает то, что доказано другим, не могут быть одновременно истинными/ложными.
  • Достаточное основание – всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание в виде другой проверенной мысли.

Информация о работе Философия как учение о мире и человеке