Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 14:04, практическая работа
Философия – это древнейшая из всех наук, из которой произошли все остальные дисциплины. Аристотель называл ее наукой из наук, включающей в себя естествознание, математику, науки об обществе. Только к XIX веку эти дисциплины стали самостоятельными по отношению к философии. Но до сих пор философия составляет их общенаучную методологическую основу (индукция, дедукция, анализ, синтез, конкретизация, обобщение).
Диалектическая логика – выражает процесс изменения и преобразования форм мышления.
Законы диалектической логики:
Формальная логика событийна, а диалектическая логика - процессуальна.
Термины.
Бытие – философская категория, выявляющая абсолютные, вечные и неизменные свойства вещей. Бытие бывает реальным и идеальным. Реальное бытие со времен Средних веков называется экзистенция (от лат. existentia – существование). Идеальное бытие – эссенция (от лат. essential – сущность). Реальное бытие носит пространственно-временной характер, оно индивидуально. Реальное бытие представляет собой фактическую действительность вещей, событий, действий и т. д. То есть факт – он не может повторяться. Идеальное бытие лишено временного, действительного и опытного характера. Ему не свойственно быть фактом. Идеальным бытие обладают ценности, математические и логические понятия, умозрительные объекты (идеи).
Вера – основополагающее понятие философской науки, с помощью которого философия описывает личностно свободное самоопределение человека по отношению к духовной и нравственной стороне жизни. Вера означает признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств. Сила веры зависит от особого самостоятельного психического акта, не определяемого всецело эмпирическим и логическим основаниям.
Истина – адекватное отражение действительности,
воспроизведение её такой, какова она есть вне и независимо от сознания. Истина характеризует как результат процесса познания, так и методы, с помощью которых осуществляется познавательная деятельность. Понимание истины как соответствия знания реальным объектам восходит к мыслителям древности, в частности к Аристотелю (IV век до н. э.), который утверждал, что «истину говорит тот, кто считает разъединенное разъединенным и связанное - связанным, а ложное - тот, кто думает обратно тому, как обстоит дело с вещами». Истина внутренне противоречивый процесс, связанный с постоянным преодолением заблуждений. Истина относительна, поскольку мышление отражает объект не полностью, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются. Однако в каждой относительной истине содержится «частичка» абсолютного знания, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания (абсолютная истина). Путь от относительной истины абсолютной безграничен. Даже наука не является складом готовых исчерпывающих истин: она лишь процесс их достижения, движения от незнания к знанию и от знания ограниченного, приблизительного ко все более всеобщему, глубокому, точному.
Знание – форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.
Знание – субъективный образ объективной реальности, то есть адекватное отражение внешнего и внутреннего мира в сознании человека в форме представлений, понятий, суждений, теорий.
Знание в широком смысле – совокупность понятий, теоретических построений и представлений.
Знание в узком смысле – признак определённого объёма информации, определяющий её статус и отделяющий от всей прочей информации по критерию способности к решению поставленной задачи.
Метод – это подчиненная исследовательской цели совокупность, последовательность действий и суждений. Методы отражают общее мировоззрение исследователя, степень познания им реальной действительности, особенности, частности предмета изучения.
Методология – 1) учение о научном методе познания; 2) совокупность методов, применяемых в какой-либо области человеческой деятельности. По отношению к философии методология есть не только учение о философском методе, о методологических функциях философии, но и сам всеобщий метод. Как система всеобщих принципов познания (в этом случае понятие «всеобщая методология» тождественно понятию «всеобщий метод»).
Мировоззрение – система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в этом мире. В истории человечества выделяется 3 основные формы мировоззрения:
Миф – создание воображения коллективной общенародной или индивидуальной фантазии, обобщённо отражающее действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых, очеловеченных существ, которые иногда у некоторых людей преломляются (претворяются) в сознании как вполне реальные.
Субъект (от лат. subjectus – лежащий в основе чего-либо). Это понятие впервые было использовано античным философом Аристотелем, который считал, что субъект – это идеальная форма или Бог (только идеальная философия лежит в основе всего). В XVII веке французский философ Рене Декарт назвал субъектом индивида, обладающего сознанием. Субъективное сознание не зависит от объективного мира и других субъектов.
Объект (от лат. objectum – предмет или вещь). В таком неизменном виде оно остается и по сей день. Объекты бывают умозрительные и предметные. Умозрительные объекты – это идея, образ, мысль. Предметный объект всегда представляется в виде определенного предмета.
Наука – исключительно сложное, многоаспектное и многоуровневое явление. Существует множество определений науки, раскрывающих содержание этого термина:
Наука – система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний.
Логика –
Основными формами бытия являются:
• материальное бытие — существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;
• идеальное бытие — существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;
• человеческое бытие - существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;
• социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества. Среди бытия также выделяются:
• ноуменальное бытие (от слов "ноумен" — вещь сама по себе) — бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;
• феноменальное бытие (от слова "феномен" - явление, данное в опыте) — кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.
Практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и феноменальное бытие совпадают.
4. Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие — полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто.
Небытие — состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему.
Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.