Философия как учение о мире и человеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 14:04, практическая работа

Описание

Философия – это древнейшая из всех наук, из которой произошли все остальные дисциплины. Аристотель называл ее наукой из наук, включающей в себя естествознание, математику, науки об обществе. Только к XIX веку эти дисциплины стали самостоятельными по отношению к философии. Но до сих пор философия составляет их общенаучную методологическую основу (индукция, дедукция, анализ, синтез, конкретизация, обобщение).

Работа состоит из  1 файл

seminar_1_moy.doc

— 161.00 Кб (Скачать документ)

 

Диалектическая логика – выражает процесс изменения и преобразования форм мышления.

Законы диалектической логики:

  • Единство и борьба противоположностей. Согласно этому закону, противоположности и противоречия вполне могут сосуществовать мирно, более того, без единства и борьбы противоположностей невозможно движение и развитие. В качестве примера действия закона единства и борьбы противоположностей в природе Гегель приводил все тот же магнит, в котором мирно сосуществующие противоположные полюса находятся в нерасторжимом единстве.
  • Переход количества в качество. Гегель отрицал абсолютность качеств и считал, в отличие от Аристотеля, что всякое новое качество есть лишь результат накопившихся количественных изменений. В подтверждение своего тезиса Гегель приводил изменения агрегатного состояния вещества: плавление, кипение и т.п. - где появление нового качества, например текучести, есть результат количественных изменений, например, увеличения температуры.
  • Отрицание отрицания. Согласно этому закону, всякое развитие в живой и неживой природе осуществляется по спирали. А в качестве примера действия третьего закона диалектики во всех учебниках приводят колос пшеницы. Колос вырастает благодаря смерти зерна, т.е. он как бы отрицает зерно. Однако, когда сам колос созревает, в нем появляются новые зерна, а сам колос как бы умирает, и его срезают серпом. Таким образом, отрицание зерна является причиной возникновения колоса, и отрицание колоса является причиной возникновения новых зерен.

 

Формальная логика событийна, а  диалектическая логика - процессуальна.

 

Термины.

Бытие – философская категория, выявляющая абсолютные, вечные и неизменные свойства вещей. Бытие бывает реальным и идеальным. Реальное бытие со времен Средних веков называется экзистенция (от лат. existentia – существование). Идеальное бытие – эссенция (от лат. essential – сущность). Реальное бытие носит пространственно-временной характер, оно индивидуально. Реальное бытие представляет собой фактическую действительность вещей, событий, действий и т. д. То есть факт – он не может повторяться. Идеальное бытие лишено временного, действительного и опытного характера. Ему не свойственно быть фактом. Идеальным бытие обладают ценности, математические и логические понятия, умозрительные объекты (идеи).

Вера – основополагающее понятие философской науки, с помощью которого      философия      описывает     личностно     свободное самоопределение   человека   по   отношению   к   духовной   и нравственной стороне жизни. Вера означает признание чего-либо истинным  с такой решительностью,  которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств. Сила веры зависит от особого самостоятельного психического акта, не определяемого всецело эмпирическим и логическим основаниям.

Истина – адекватное     отражение     действительности,

воспроизведение её такой, какова она  есть вне и независимо от сознания. Истина характеризует как результат процесса познания, так и методы, с помощью которых осуществляется познавательная деятельность.   Понимание   истины      как   соответствия  знания реальным объектам восходит к мыслителям древности, в частности к Аристотелю (IV век до н. э.), который утверждал, что «истину говорит тот, кто считает разъединенное разъединенным и связанное - связанным, а ложное - тот, кто думает обратно тому, как обстоит дело с вещами». Истина     внутренне противоречивый процесс, связанный с постоянным преодолением заблуждений. Истина относительна, поскольку мышление отражает объект не полностью, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются. Однако в каждой относительной истине содержится «частичка» абсолютного знания, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания (абсолютная истина). Путь от относительной истины абсолютной безграничен. Даже наука не является складом готовых исчерпывающих истин: она лишь процесс их достижения, движения от незнания к знанию и от знания ограниченного, приблизительного ко все более всеобщему, глубокому, точному.

Знание – форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.

Знание – субъективный образ объективной реальности, то есть адекватное отражение внешнего и внутреннего мира в сознании человека в форме представлений, понятий, суждений, теорий.

Знание в широком смысле – совокупность понятий, теоретических построений и представлений.

Знание в узком смысле –  признак определённого объёма информации, определяющий её статус и отделяющий от всей прочей информации по критерию способности к решению поставленной задачи.

Метод –  это подчиненная исследовательской цели совокупность, последовательность действий и суждений. Методы отражают общее мировоззрение исследователя, степень познания им реальной действительности, особенности, частности предмета изучения.

Методология – 1) учение о научном методе познания; 2) совокупность методов, применяемых в какой-либо области человеческой деятельности. По отношению к философии методология есть не только учение о философском методе, о методологических функциях философии, но и сам всеобщий метод. Как система всеобщих принципов познания (в этом случае понятие «всеобщая методология» тождественно понятию «всеобщий метод»).

Мировоззрение – система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в этом мире. В истории человечества выделяется 3 основные формы мировоззрения:

  • Мифология
  • Религия
  • Философия

Миф – создание воображения коллективной общенародной или индивидуальной фантазии, обобщённо отражающее действительность в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевлённых, очеловеченных существ, которые иногда у некоторых людей преломляются (претворяются) в сознании как вполне реальные.

Субъект (от лат. subjectus – лежащий в основе чего-либо). Это понятие впервые было использовано античным философом Аристотелем, который считал, что субъект – это идеальная форма или Бог (только идеальная философия лежит в основе всего). В XVII веке французский философ Рене Декарт назвал субъектом индивида, обладающего сознанием. Субъективное сознание не зависит от объективного мира и других субъектов.

Объект (от лат. objectum – предмет или вещь). В таком неизменном виде оно остается и по сей день. Объекты бывают умозрительные и предметные. Умозрительные объекты – это идея, образ, мысль. Предметный объект всегда представляется в виде определенного предмета.

          Наука – исключительно сложное, многоаспектное и многоуровневое явление. Существует множество определений науки, раскрывающих содержание этого термина:

  • Формы человеческих знаний, составная часть духовной культуры общества;
  • Особая сфера целенаправленной человеческой деятельности, которая включает ученых, с их знаниями и способностями, научными учреждениями и имеет задачей исследование на основе определенных методов познания объективных законов развития природы, общества и мышления для предвидения и преобразования действительности в интересах общества;
  • Система понятий о явлениях и законах действительности;
  • Система всех проверенных практикой знаний, которые являются общим продуктом развития общества;
  • Определенный вид общественной деятельности людей, который сформировался в процессе исторического развития и направлен на познание законов действительности в интересах практики;
  • Форма общественного сознания, отображения действительности в общественном сознании;
  • Итоговый опыт человечества в концентрированном виде, элементы духовной культуры всего человечества, многих исторических эпох и классов, а также способ предвидения и активного осмысления с подощью теоретического анализа явлений объективной реальности для последующего использования полученных результатов в практике;
  • Система знаний, в которой мировоззренческие, философские, основания и выводы являются неотъемлемым обязательным элементом.

Наука – система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний.

Логика –

  • 1) Способность правильно, т.е. логически мыслить
  • 2) Учение о тождестве и его отрицании, учение о последовательности и методах познания. В качестве «элементарной формальной логики» она имеет дело с самыми общими свойствами, присущими всем понятиям. Основные свойства понятий выражаются в логических аксиомах. Сначала рассматривается учение о понятии, затем суждении, и, наконец – умозаключении. Учения о логических аксиомах, понятии, суждении и умозаключении, взятые вместе, образуют чистую логику. Прикладная логика  охватывает в традиционной логике учение об определении, о доказательстве, о методе.
  • 3) наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основными формами бытия являются:

• материальное бытие — существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

• идеальное бытие — существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;

• человеческое бытие - существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;

• социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества. Среди бытия также выделяются:

• ноуменальное бытие (от слов "ноумен" — вещь сама по себе) — бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;

• феноменальное бытие (от слова "феномен" - явление, данное в опыте) — кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.

Практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и  феноменальное бытие совпадают.

4. Категорией, противоположной  бытию, является небытие. Небытие — полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто.

Небытие — состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему.

Предметы, явления  окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так  и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Философия как учение о мире и человеке