Философия Платона и Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:27, курсовая работа

Описание

Цель данной работы ознакомиться с учениями великих философов и отразить различия между Платоном и Аристотелем.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
I. Философия Платона. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1. Классический этап античной философии: Платон . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1. 2. Социально-философские взгляды Платона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
1. 3. Труды Платона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
II. Философия Аристотеля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15 2.1. Аристотель: критика теории идеи, метафизика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.2. Труды Аристотеля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

Работа состоит из  1 файл

курсовая-аристотель-платон.doc

— 135.50 Кб (Скачать документ)

     Заключение

     Из  рассмотрения философских взглядов Платона и Аристотеля видно, что  они, расходясь в определении  того, что представляет собой окружающая нас действительность. Философия  Платона - это источник разных исследовательских  программ, вполне жизнеспособных и  в наше время. У Платона вещи чувственно воспринимаемого мира рассматриваются лишь как видимость, как искаженное отражение истинно сущего, у Аристотеля чувственно воспринимаемая вещь рассматривается как реально существующее единство формы и материи. Оба стоят на позициях объективного идеализма, так как придают особую, ведущую роль не материи (которая, по Аристотелю, пассивна), а идеальным субстанциям - идеям (у Платона) или форме (у Аристотеля). К тому же весьма важная роль приписывается мировому разуму - богу (Платон), высшей форме (Аристотель), что дает еще одно основание для характеристики этих теорий как объективно-идеалистических.

        Платон является первым в Европе  философом, заложившим основы  объективного идеализма и разработавшим  его в целостном виде.  Платоновский идеализм потому и называется объективным, что он признаёт существование вполне реального, независимого от сознания человека, то есть объективного идеального бытия.

        Основные философские принципы  платонизма:

        1. Идея вещи есть смысл вещи.

        2. Идея вещи есть такая цельность  всех отдельных частей и проявлений  вещи, которая уже не делится  на отдельные части данной  вещи и представляет собою  в сравнении с ними уже новое  качество.

        3. Идея вещи есть та общность  составляющих её особенностей и единичностей, которая является законом для возникновения и получения этих единичных проявлений вещи.

        4. Идея вещи невещественна. 

        5.Идея вещи обладает своим  собственным и вполне самостоятельным  существованием, она тоже есть  особого рода идеальная вещь, или субстанция, которая в своем полном и совершенном виде существует только на небе или выше неба.

        Ученик Платона Аристотель, развил  и критически переосмыслил философию  своего учителя. На путях художественного  осмысления действительности Аристотелю пришлось столкнуться с тем искаженным пониманием Платона, что идеи резко противопоставлены миру вещей. На первый план выдвигались идеи вещей, существующие где-то в недосягаемых небесах, а вещи оказывались брошенными в мир без всякого их идейного наполнения. По мнению Аристотеля, в реальном бытии совершенно невозможно оторвать одно от другого и устанавливать резкое противопоставление вещей и идей. Таким образом, Аристотель сам не отрицал роли идей в осмыслении материального мира, но, становясь на путь критики крайнего идеализма, своё собственное учение об идеях пытался использовать исключительно ради чисто жизненных целей и ради понимания всей действительности как художественного произведения, пронизанного глубочайшим идейным смыслом.

     Основные  положения философии Аристотеля:

        1. Если вещи действительно существуют, то необходимым образом существуют  и идеи вещей; так что без  идеи вещь не существует или  сама вещь остается непознаваемой. 

        2. Нет принципиального отрыва  идеи вещи от самой вещи.

        3. Идея вещи находится внутри самой вещи.

        4. Идея вещи, будучи чем-то единичным,  как единична и сама вещь, в  то же время является и обобщением  всех частей вещи, является некой  общностью. 

        5. Общность вещи обязательно существует  и в каждой отдельной вещи, и существует каждый раз по-разному; но это значит, что общность вещи охватывает все её раздельные части и потому является целостностью вещи.

        6. Целостность вещи, когда с удалением  одной части вещи гибнет и  вся вещь, есть организм вещи  в отличие от механизма вещи, когда вещь остается целостной, несмотря ни на какое удаление отдельных её частей и замену их другими частями.

    7. Организм есть такая целостность  вещи, когда имеется одна или  несколько таких частей, в которых  целостность присутствует 

    субстанционально.

        Четырехпринципная структура всякой  вещи, как организма: 

        1. Эйдос (идея, или форма) вещи  является такой её сущностью, которая находится в ней

     самой, и без которой вообще нельзя понять, что такое данная вещь.

        2. Материя вещи есть только  ещё самая возможность её оформления  и возможность эта - бесконечно  разнообразная. Эйдос вещи не  есть её материя, а материя вещи не есть её эйдос. Материя есть только возможность осуществления эйдоса.

        3. Если вещи движутся, а для  движения должна существовать  какая-нибудь определенная причина  движения, то это значит, что необходимо  признать некое самодвижение, некую  причину, которая является причиной для самой же себя. В бытии имеется самодвижущая причина и эта самодвижность так или иначе, отражается и в реальной зависимости движения одной вещи от движения другой вещи.

        4. Нельзя мыслить движение в  абстрактном виде, то есть без того результата, который она дает. Движение вещи подразумевает цель движения - специфическую категорию вещи, которая не есть ни её форма, ни её материя, ни её причина.

    В заключение можно отметить, что Аристотель критично относился в платоновской теории идей и критический пафос своей позиции он выразил, прежде всего, в учении о чувственной субстанции. Аристотель полагал, что если идеи радикально отделены от мира вещей, как это было у Платона, то они не могут быть ни причинами их существования, ни основанием для их понимания. Аристотель возвращает форму в чувственный мир, как имманентное начало последнего. Теория синтеза материи и формы стала, таким образом, альтернативой мира идей Платона. Однако, это не означает отрицания сверхчувственного мира. Это просто "понижение" статуса идей, утверждение, что идеи есть не более чем умопостигаемое обрамление чувственного.  
 
 

 

Список  литературы:

  1. Аристотель  и античная литература. М., 1978.
  2. Асмус В.Ф. и др. Краткий курс истории философии. М.: Мысль, 1976.
  3. Антипенко Г.  Диалектика истины и красоты в философском наследии Платона и Аристотеля. М., АН СССР, 1983 г.
  4. Губин В.Д, Сидорина Т.Ю., Филатов В.П. Философия. М.: Тон, 1998.
  5. Джохадзе Д. В. Диалектика Аристотеля. М., 1971.
  6. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. - М.: ООО Изд-во ЭКСМО, 2003.
  7. Лосев А.Ф. Бытие, имя, космос. М.: Мысль, 1993.
  8. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993.
  9. Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука, М., 1927.
  10. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975. 
  11. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. М., 1975. 
  12. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Аристотель. Жизнь и смысл. М., 1982
  13. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон. М.: Искусство, 1969.
  14. Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона / Платон. Собр. соч. в 4 т. М.: Мысль 1996. Т. 1. С. 67.
  15. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: историко-философские очерки и портреты. М.,1991.
  16. Марченко О.И. Риторика как норма гуманитарной культуры. М.,1994.
  17. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. I. Античность. СПб., 1994.
  18. Философия: Учебник для вузов. Ростов-на-Дону, 1995.
  19. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Пер с анг. В.И. Кузнецова; под ред. С.Б. Крымского. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  20. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. Изд. 3-е, - М.,1915.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Информация о работе Философия Платона и Аристотеля