Философия Платона и Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 13:27, курсовая работа

Описание

Цель данной работы ознакомиться с учениями великих философов и отразить различия между Платоном и Аристотелем.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
I. Философия Платона. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.1. Классический этап античной философии: Платон . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1. 2. Социально-философские взгляды Платона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8
1. 3. Труды Платона . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
II. Философия Аристотеля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15 2.1. Аристотель: критика теории идеи, метафизика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
2.2. Труды Аристотеля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27

Работа состоит из  1 файл

курсовая-аристотель-платон.doc

— 135.50 Кб (Скачать документ)

     Рассмотрение  социальной проблематики тесно связывается  с размышлением о справедливости, которое выводит Платона на проблему происхождения государства. Он «мысленно  представляет» себе возникающее  государство, чтобы увидеть там зачатки справедливости и несправедливости.

     Платон  «распутывает» целый клубок потребностей, взаимных обязанностей и ожиданий людей. В обществе возникает потребность  в самых различных мастерах. Справедливость же индивида в отношении сограждан и самого себя усматриваются философом, прежде всего, в компетентном, честном исполнении своего дела в ценностной системе разделении труда. Само разделение труда обуславливается свойствами души человека.

       С платоновской концепцией Блага  связан сам смысл существования государства. Государство – это форма организации общества, устремленная к идеалу общежития людей, живущих в мире, и совместными усилиями утверждающих торжество нравственности, справедливости, духовности.

     Прогресс  государства, гармоническое развитие общественных отношений обусловлено не материальными успехами, а успехами духовной культуры. Большую роль в том, насколько данное государство приближается к благой цели, с точки зрения Платона, играет форма правления. Анализируя известные ему общества (спартанское, египетское, афинское и др.) философ определяет несколько форм правления, сравнивая их с созданным в теории идеалом: аристократия, тимократия, олигархия, демократия и тирания.

     Самым правильным и разумным он считает  первые две; остальные формы правления являются последовательным отклонением от идеального государства.

     Аристократия, это совершенное государство, «оно мудро, мужественно, рассудительно и справедливо». Ему соответствует аристократический человек, обладающий этими добродетелями. В основе такой формы правления лежит равенство по рождению. Вырождение аристократии мудрых влечет за собой утверждение частной собственности и обращение в рабство свободных землевладельцев из третьего сословия.

     Так возникает тимократия («тиме» - честь) – крито – лакедемонское устройство, строй, основанный на честолюбии. Тимократия ещё сохраняет черты «совершенного» строя: «воздержание» воинов от земледельческих работ и ремесел, почитание правителей и т.д.), однако ей уже присущи раздор между гражданами, насилие и принуждение, характерные для всех отрицательных «порочных» форм правления. Во главе тимократического государства стоят не мудрые мужи, а люди, «рожденные скорее для войны, чем для мира». Здесь господствует соперничество, честолюбие и живет яростный дух, поэтому это государство будет вечно воевать. Стремление к обогащению приводит к постепенному утверждению «роскошного» образа жизни, что обуславливает переход к олигархии. Как и в первом случае, причина перерождения – это правитель, преследующий лишь собственный интерес, а не интересы народа

     Олигархия, власть немногих, - строй, основанный на определении политических прав имущественным цензом. У власти находятся богатые. В подобного рода государстве отсутствует единство; «в нем как бы будут два государство: одно государство бедняков, другое - богачей». Власть захватывают немногие богатые, зачастую не способные к управлению, тогда как бедные, возможно более способные к государственным делам по своим качествам, от власти устранены. Олигархическое государство, раздираемое враждой богачей и бедняков, будет постоянно воевать само с собой. Развитие олигархии, по теории Платона, приводит к её перерождению в демократию.

     Демократия – власть народа, большинства – возникает в результате восстания бедных против богатых и последующей победы бедных. Демократия характеризуется полной свободой и откровенностью. Однако, с точки зрения Платона, за откровенностью и возможностью делать все, что хочешь, скрывается презрение ко всему, дерзость, неуважение людей друг к другу. Кроме того, демократический строй ещё более усиливает разделение между бедными и богатыми слоями общества, что приводит к частым восстаниям. Борьба за власть становится особо жестокой. Таким образом, избыток свободы при этой форме правления приводит к возникновению государства, вообще не имеющего свободы и живущего по прихоти одного человека (тирана): «из крайней свободы возникает Величайшее и жесточайшее рабство».

     Наихудшей формой государства, по мнению Платона, является тирания, которая представляет собой беззаконное правление (здесь действует произвол тирана). Тиран, являясь единоличным правителем, не считается ни с законами, ни с обычаями и делает вид, что хочет направить все к лучшему, нанося на самом деле вред. Выход общества из порочных состояний Платон видит в возвращении к изначальному строю – управлению мудрых.

       По Платону, все существующие  государственные устройства –  извращение того, что должно быть, и не потому, что они основаны  на социальном неравенстве, а  потому, что их социальное неравенство не соответствует природному неравенству людей. Платон ясно показывает, что корыстные цели правителей, падение нравов общества неизбежно ведут государство к гибели, поскольку стремление к достижению общего Блага заменяется другими, низкими целями. Такой острой критике, какой подверг существующие формы правления Платон, не подвергал ещё ни один греческий философ ни до, ни после него. Платон показал, что всякая несовершенная форма обязательно переходит в другую такую же несовершенную форму, причём переходит с логической и исторической необходимостью. 

    1.3. Труды Платона

 
 
 

      Перу  Платона принадлежит ряд диалогов, из которых — 23 подлинных, 19 сомнительных или определенно не подлинных, 13 писем, а также речь «Апология  Сократа». Есть свидетельства (Аристотель, Элиан) о лекции, прочитанной Платоном афинским гражданам. Лекция была посвящена Благу и основывалась на математических аналогиях. Главным персонажем большей части диалогов является Сократ, который описывается Платоном как идеальный нравственный и философский учитель, к тому же — как человек, показавший новый, подлинный образ жизни, которому должен следовать любой «любитель истины».

      Тексты  Платона вполне определенно делятся  на сократические и зрелые (т.н. «поздние диалоги» мы предпочитаем не выделять в особую подгруппу). В первых ставятся сократовские проблемы этоса, практической значимости добродетельной жизни, выявляются границы истинного мнения и продолжается разработка сократовского метода приведения при определении общих понятий. Переходными являются диалоги «Менон» и «Кратил», где формулируется концепция знания как при(вос)поминания, а также выясняются границы языковой стихии как носительницы истины вещей.

      Вслед за Сократом (и мегарской школой) Платон показывает, что в познании чувственно данная реальность выступает как нечто закономерное и устойчивое, причем отличающееся от непосредственной текучей и становящейся реальности единичных вещей.

      В учении о душе Платон исходит из представлений о последней как  о смешении принципов тождественного и иного, чьим существенным определением является вечное движение, имеющее источник в себе.

      В натурфилософии Платон рассуждает о  телесном бытии как о результате оформления демиургом (умом-создателем мира) «матери-кормилицы, восприемницы сущего», то есть некой безвидной материи, получающей благодаря рассудочно-геометрической деятельности бога телесный облик и качественную выраженность.

      В этике основатель Академии акцентирует  внимание на недостаточности понимания  блага как прагматической цели, а  также сведения его к совокупности удовольствий (как это делали киренаики).

      В учении о государстве Платон считает  политический организм как бы Большим  человеком, реализующим благодаря  наличию трех сословий три добродетели (которым соответствуют особые склады души) — послушание, мужество, мудрость.

    Чтобы понять творчество Платона, необходимо знать, что философия Платона  изменялась с течением времени и  ее нельзя рассматривать как полную и совершенно законченную систему  произведений, планомерно подчиненных  дидактической цели. Труды Платона можно разделить на четыре группы. Первая состоит из полутора десятков диалогов, предшествующих большим произведениям, где Платон излагает теории Идеи; самые значительные из них — «Апология Сократа», «Протагор», «Горгий», «Менон» и «Кратил». Вторая группа включает в себя произведения, где теория Идеи изложена в ее первоначальной форме: «Пир», «Федон», «Государство» и «Федр». Третья группа — это труды, которые можно было бы назвать «критическими», где Платон пересматривает свою доктрину, показывая, что необходимо внести в нее некоторые изменения: это «Теэтет», «Парменид», «Софист» и «Политик». Наконец, в четвертую группу входят труды, излагающие доктрину в ее последней форме: «Филеб», «Тимей» (с незаконченным «Критием»), «Законы» и письма. Сейчас признается подлинность, по крайней мере, некоторых из писем, приписываемых Платону, в частности семи или восьми наиболее значительных.

       Вопрос о тысячелетней значимости Платона возникает у каждого, кто соприкоснулся с его мировоззрением и с художественным стилем его произведений. Платон - первый в Европе последовательный представитель объективного идеализма, основатель этой философии. Объективный идеализм Платона есть учение о самостоятельном существовании идей как общих и родовых понятий.

       Платон является первым в Европе философом, заложившим основы объективного идеализма и разработавшим его в целостном виде.

       Платон создал теорию общего  как закона для единичного, теорию  необходимых и вечных закономерностей  природы и общества, противостоящую  их фактическому смешению и слепой нерасчленённости, противостоящую всякому донаучному пониманию. Именно эта сторона учения Платона об идеях в значительной мере обусловила его тысячелетнюю значимость в истории человеческой мысли.

       Сочинения Платона - уникальное явление в отношении выделения философской концепции. Это высокохудожественное, захватывающее описание самого процесса становления концепции, с сомнениями и неуверенностью, подчас с безрезультатными попытками разрешения поставленного вопроса, с возвратом к исходному пункту, многочисленными повторениями и т.п. Выделить в творчестве Платона какой-либо аспект и систематически изложить его довольно сложно, так как приходится реконструировать мысли Платона из отдельных высказываний, которые настолько динамичны, что в процессе эволюции мысли порой превращаются в свою противоположность. 
 

II. Философия Аристотеля 

2.1. Аристотель: критика  теории идеи, метафизика 

     Классический  период античной философии связан также  с деятельностью еще одного выдающегося  греческого философа – Аристотеля, взгляды которого явились вершиной древней философии.

     Аристотель  продолжил линию преемственности, которая началась с Сократа. В  целом ряде отношений Аристотель выступает вроде бы как решительный  противник Платона. Он упрекал того в проповеди абсолютно изолированных идей. По сути же он продолжает дело своего учителя. Аристотель детальнее Платона входит в тонкости различного рода ситуаций.

     Аристотель  не отрицал существования идей, но во многом отойдя от своего учителя  Платона, считал, что они находятся внутри отдельных вещей как принцип и метод, закон их становления, энергия, фигура, цель. Аристотель соединил мир идеальных сущностей и вещей. Платоновские идеи он назвал «формами», когда идея вещи и сама вещь находятся в органическом единстве. За материей Аристотель оставил пассивное начало, а за бестелесными формами – активное, заявив об их неразрывности.

     Определяя материю как возможность и  развивая взгляды своих предшественников на элементы, из которых состоит  мир, Аристотель выделял в качестве основы первоматерию. Она наделена двумя парами противоположных качеств: теплое и холодное, сухое и влажное. Комбинации этих свойств дают четыре стихии: огонь, воздух, воду и землю. Каждое тело образуется из этих стихий, которые могут трансформироваться одна в другую. К четырем стихиям Аристотель добавлял квинтэссенцию – божественный эфир, из которого состоят вечные тела – звезды и небо.

     Аристотель  выступил против вывода Платона, о том, что понятия – не только наши мысли о бытии, но существуют сами по себе, самобытно и, безусловно, независимо от чувственного мира. Теорию идей он понимал не как Платон, а подправив ее. Идея вещи, по Аристотелю, находится внутри самой же вещи. Он понимал это таким образом, что сущность вещи не может находиться вне самой вещи.

     Идея  вещи, будучи чем-то единичным, как единична и сама вещь, в то же время является и обобщением всех частей вещи, является некоей общностью. Это понимание того, что каждая вещь состоит из каких-нибудь своих частей. Аристотель четко различает как общее и единичное, так и необходимое и случайное.

Информация о работе Философия Платона и Аристотеля