Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 08:37, контрольная работа
Многогранность его дарования удивительна. В нём философ и ученый неотделимы от художника, поэта, драматурга. Платон излагал свои философские и научные идеи в литературных произведениях, диалогах, которые являются с подачи философа философскими комедиями и драмами.
В своей работе я попытаюсь охватить основные аспекты философии Платона: теорию идей как исходное условие существования Бытия, особенности диалектики, учение Платона о человеке и обществе.
Введение.....................................................................................................3
1. Теория идей как исходное условие существования Бытия.................5
2. Диалектика Платона и ее особенности..................................................9
3. Учение Платона о человеке и обществе………………………...……21
Заключение..................................................................................................28
Библиографический список........................
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АГРАРНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра
гуманитарных наук
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по дисциплине «Философия»
на тему:
«Философия Платона»
Выполнила:
Студентка 1 курса
Качалова Надежда
Георгиевна
Красноярск
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение................
1. Теория идей как исходное условие существования Бытия.................5
2. Диалектика Платона
и ее особенности...................
3. Учение Платона о человеке и обществе………………………...……21
Заключение..............
Библиографический
список........................
ВВЕДЕНИЕ
Платон
- один из учителей человечества. Он жил
в древнегреческом обществе, но как деятель
- философ, учёный, писатель - принадлежит
всему человечеству. Учителем его делает
не только то, что в начале IV в. до н. э. он
учредил в окрестностях Афин школу, названную
потом Академией и просуществовавшую
почти тысячелетие, до 529 года н. э., когда
император Юстниан закрыл её как рассадник
языческой ложной мудрости. Платон - создатель
философского идеализма. Материализм
был развит и осознан как философское
воззрение старшим современником Платона
Демокритом. Идеализм же, как учение и
мировоззрение, принципиально противоположное
материализму, был осознан и развит впервые
Платоном. С этого времени вся последующая
история философии оказывается историей
борьбы материализма и идеализма, ‹‹линий
Платона и Демокрита››.
Учение,
созданное Платоном многогранно
и обширно. Оно охватывает вопросы
о природе, человеке, душе человека, познании,
и об общественно-политическом строе,
языке, искусстве - поэзии, скульптуре,
живописи, музыке, красноречии, воспитании.
Если в целом греки были создателями как
бы ‹‹пробных систем›› философии, то
Платон создал ‹‹пробную систему››
идеализма.
В
кругу вопросов, составлявших эту
систему, некоторые настолько занимали
ум Платона, что он разрабатывал их
не только как философ, но и как
учёный. Такими были специальные вопросы
математики, астрономии, музыкальной
акустики.
Многогранность его дарования удивительна. В нём философ и ученый неотделимы от художника, поэта, драматурга. Платон излагал свои философские и научные идеи в литературных произведениях, диалогах, которые являются с подачи философа философскими комедиями и драмами.
В
своей работе я попытаюсь охватить основные
аспекты философии Платона: теорию идей как исходное условие
существования Бытия,
особенности диалектики, учение Платона
о человеке и обществе.
Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии, идеализму,— это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей и мира вещей, или форм. Идеи являются прообразами вещей, их истоками. Идеи лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить.
Материальный мир, который нас окружает, и который мы познаём посредством чувств, является лишь ‹‹тенью›› и произведён от мира идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть подлинно сущими), идеи же являются неизменными, неподвижными и вечными. Каждая из них единообразная и существующая сама по себе, всегда неизменна и одинакова и никогда, ни при каких условиях не подвержена ни малейшему изменению. За эти свойства Платон признаёт их подлинным, действительным бытием и возводит их в ранг единственного предмета подлинного истинного познания. Для объяснения многообразия чувственного мира Платон вводит понятие материи. Материя, по Платону, это восприемница и как бы кормилица всякого рождения. Платон считает, что материя может принять любую форму потому, что она совершенно бесформенна, неопределена, т. к. назначение её состоит в том, чтобы во всём своём объёме хорошо воспринимать отпечатки всех вечно сущих вещей, соответственно быть по природе своей чуждой каким бы то ни было формам. По Платону ‹‹идеи›› - истинно сущее бытие, а материя - небытие, и не будь ‹‹идей›› не могла бы существовать и материя.
Между миром идей, как подлинно реальным бытием, и небытием (т. е. материей как таковой) существует по Платону ‹‹кажущееся бытие›› (т. е. мир действительно реальных, чувственно воспринимаемых явлений и вещей), которое отделяет истинное бытие от небытия. Так, как мир чувственных вещей занимает, по Патону, ‹‹срединное›› положение между областью бытия и небытия, будучи порождением обеих этих областей, то он в какой-то мере соединяет в себе противоположности, он - единство противоположностей: бытия и небытия, тождественного и нетождественного, неизменного и изменчивого, неподвижного и движущегося, причастного к единственному и множественному.
В своих диалогах Платон давал конкретные опытные образцы построения своего учения об идеях. Учение об идеях объединяется и отождествляется у Платона с мифологией, имеет под собой определённый мистический и социальный опыт.
Мир идей существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. Благо тождественно абсолютной Красоте, но в то же время это Начало всех начал и Творец Вселенной. В каждой материальной вещи необходимо отыскивать отблеск идеальной красоты, её сущность. В мифе о пещере Благо изображается как Солнце, идеи символизируются теми существами и предметами, которые проходят перед пещерой, а сама пещера — образ материального мира с его иллюзиями.
Идея
любой вещи или существа — это
самое глубокое, сокровенное и
существенное в нем. У человека роль
идеи выполняет его бессмертная
душа. Идеи обладают качествами постоянства,
единства и чистоты, а вещи — изменчивости,
множественности и
Душа человека представляется у Платона в образе колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и черной. Возница символизирует разумное начало в человеке, а кони: белый — благородные, высшие качества души, черный — страсти, желания и инстинктивное начало. Когда человек пребывает в ином мире, он (возница) получает возможность вместе с богами созерцать вечные истины. Когда же человек вновь рождается в мире материальном, то знание этих истин остается в его душе как воспоминание. Поэтому, согласно философии Платона, единственный для человека способ знать — это припоминать, находить в вещах чувственного мира «отблески» идей. Когда же человеку удается увидеть следы идей — через красоту, любовь или справедливые дела — то, по словам Платона, крылья души, когда-то утерянные ею, вновь начинают расти.
Отсюда — важность учения Платона о Красоте, о необходимости искать ее в природе, людях, искусстве или прекрасно устроенных законах, потому что, когда душа постепенно восходит от созерцания красоты физической к красоте наук и искусств, далее — к красоте нравов и обычаев, — это наилучший способ для души подняться по «золотой лестнице» к миру идей.
Второй силой, не менее преобразующей человека и способной поднять его до мира богов, является Любовь.
И философия, и любовь дают возможность рождения чего-то прекрасного: от создания прекрасных вещей до прекрасных законов и справедливых идей.
Платон учит, что все мы можем выйти из «пещеры» к свету идей, поскольку способность видеть свет духовного Солнца (то есть созерцать истину и мыслить) есть в каждом, но, к сожалению, мы смотрим не в том направлении.
В
«Государстве» Платон также дает
нам учение об основных частях человеческой
души, каждая из которых имеет свои
добродетели: разумная часть души имеет
в качестве добродетели мудрость,
вожделеющее начало (страстное начало
души) — умеренность и
Платон
проводит параллели между частями
души и типами людей в государстве
и называет справедливостью в
государстве, когда каждый человек
находится на своем месте и
делает то, к чему более всего
способен.
ДИАЛЕКТИКА
ПЛАТОНА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ
Само слово «диалектика» (греч. dialegomai - беседую, рассуждаю) впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести спор, диалог, направленный на взаимозаинтересованное обсуждение проблемы с целью достижения истины путем противоборства мнений.
Продолжая мысль своего учителя и трактуя мир понятий, или идей, как особую самостоятельную действительность, Платон понимал под диалектикой не только расчленение понятий на четко обособленные роды и не только поиск истины с помощью вопросов и ответов, но и знание относительно сущего и истинно сущего. Этого можно достигнуть лишь с помощью сведения противоречивых частностей в цельное и общее. Свои многочисленные труды Платон написал именно в форме диалогов, заключающих в себе замечательные образцы античной диалектики в ее идеалистической интерпретации. У Платона дается диалектика таких категорий, как движение, покой различие, тождество, бытие. Каждая вещь является тождественной сама с собой и со всем иным, а также покоящейся и подвижной в самой себе и относительно всего иного.
Диалектика Платона — прежде всего учение о бытии, о родах истинно-сущего бытия или об идеях. Идеализм Платона, так же как и его теория познания и диалектика, имеет явно выраженный онтологический характер. «Идеи» Платона — не только понятия (хотя они имеют свой понятийный аспект), а прежде всего истинно-сущие роды бытия. В соответствии с этим «диалектика», как ее понимает Платон, — не только путь или метод познания, это прежде всего онтологические прообразы, образцы и причины вещей чувственного мира.
В «Софисте» и в «Пармениде», а также в некоторых других диалогах Платон стремится доказать, что высшие роды всего сущего — бытие, движение, покой, тождество и изменение — могут мыслиться только таким образом, что каждый из них и есть и не есть, и равен и не равен самому себе и пребывает в своей тождественности и переходит в свое «иное», в противоположное себе.
Когда
философ характеризует истинно-
Но это решение приводит, по Платону, к новому противоречию. Кто утверждает, что движение и покой равно существуют, тот должен или признать, что движение и покой тождественны с бытием, а потому тождественны между собой, или признать, что бытие хотя и обнимает собой движение, и покой, но отличается от них обоих. В первом случае получается нелепый вывод, будто движение должно остановиться, а покой двигаться. Во втором случае бытие, будучи отличным и от движения и от покоя, не должно ни двигаться, ни покоиться. Но «что не движется, как тому не покоиться?» и «что не покоится, как, опять-таки, тому не двигаться?».