Философия Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 08:37, контрольная работа

Описание

Многогранность его дарования удивительна. В нём философ и ученый неотделимы от художника, поэта, драматурга. Платон излагал свои философские и научные идеи в литературных произведениях, диалогах, которые являются с подачи философа философскими комедиями и драмами.
В своей работе я попытаюсь охватить основные аспекты философии Платона: теорию идей как исходное условие существования Бытия, особенности диалектики, учение Платона о человеке и обществе.

Содержание

Введение.....................................................................................................3
1. Теория идей как исходное условие существования Бытия.................5
2. Диалектика Платона и ее особенности..................................................9
3. Учение Платона о человеке и обществе………………………...……21
Заключение..................................................................................................28
Библиографический список........................

Работа состоит из  1 файл

Философия.docx

— 53.29 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ 

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

АГРАРНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ» 

Кафедра гуманитарных наук 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по дисциплине «Философия»

на тему: «Философия Платона» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила:                                                                             Проверил:

Студентка 1 курса                                          

Качалова Надежда  Георгиевна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Красноярск 2011 

      СОДЕРЖАНИЕ 
 

      Введение.....................................................................................................3

      1.  Теория идей как исходное условие существования Бытия.................5

      2.  Диалектика Платона и ее особенности..................................................9

      3. Учение Платона о человеке и обществе………………………...……21

      Заключение..................................................................................................28

      Библиографический список.......................................................................29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ 

      Платон - один из учителей человечества. Он жил в древнегреческом обществе, но как деятель - философ, учёный, писатель - принадлежит всему человечеству. Учителем его делает не только то, что в начале IV в. до н. э. он учредил в окрестностях Афин школу, названную потом Академией и просуществовавшую почти тысячелетие, до 529 года н. э., когда император Юстниан закрыл её как рассадник языческой ложной мудрости. Платон - создатель философского идеализма. Материализм был развит и осознан как философское воззрение старшим современником Платона Демокритом. Идеализм же, как учение и мировоззрение, принципиально противоположное материализму, был осознан и развит впервые Платоном. С этого времени вся последующая история философии оказывается историей борьбы материализма и идеализма, ‹‹линий Платона и Демокрита››. 

      Учение, созданное Платоном многогранно  и обширно. Оно охватывает вопросы  о природе, человеке, душе человека, познании, и об общественно-политическом строе,  языке, искусстве - поэзии, скульптуре, живописи, музыке,  красноречии, воспитании. Если в целом греки были создателями как бы ‹‹пробных систем›› философии, то Платон создал ‹‹пробную систему›› идеализма. 

      В кругу вопросов, составлявших эту  систему, некоторые настолько занимали ум Платона, что он разрабатывал их не только как философ, но и как  учёный. Такими были специальные вопросы  математики, астрономии, музыкальной  акустики.  

      Многогранность  его дарования удивительна. В  нём философ и ученый неотделимы от художника, поэта, драматурга. Платон излагал свои философские и научные идеи в литературных произведениях, диалогах, которые являются с подачи философа философскими комедиями и драмами.

      В своей работе я попытаюсь охватить основные аспекты философии Платона: теорию идей как исходное условие существования Бытия, особенности диалектики,  учение Платона о человеке и обществе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ТЕОРИЯ  ИДЕЙ КАК ИСХОДНОЕ УСЛОВИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ  БЫТИЯ
 

   Основная  часть философии Платона, давшая название целому направлению философии, идеализму,— это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей и мира вещей, или форм. Идеи являются прообразами вещей, их истоками. Идеи лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить.

   Материальный  мир, который нас окружает, и который  мы познаём посредством чувств, является лишь ‹‹тенью›› и произведён от мира идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального  мира преходящи, возникают, гибнут и  изменяются (и поэтому не могут  быть подлинно сущими), идеи же являются неизменными, неподвижными и вечными. Каждая из них единообразная и  существующая сама по себе, всегда неизменна  и одинакова и никогда, ни при  каких условиях не подвержена ни малейшему  изменению. За эти свойства Платон признаёт их подлинным, действительным бытием и  возводит их в ранг единственного  предмета подлинного истинного познания. Для объяснения многообразия чувственного мира Платон вводит понятие материи. Материя, по Платону, это восприемница и как бы кормилица всякого  рождения. Платон считает, что материя  может принять любую форму  потому, что она совершенно бесформенна, неопределена, т. к. назначение её состоит  в том, чтобы во всём своём объёме хорошо воспринимать отпечатки всех вечно сущих вещей, соответственно  быть по природе своей чуждой каким  бы то ни было формам. По Платону ‹‹идеи›› - истинно сущее бытие, а материя - небытие, и не будь ‹‹идей›› не могла бы существовать и материя.

   Между миром идей, как подлинно реальным бытием, и небытием (т. е. материей как  таковой) существует по Платону ‹‹кажущееся  бытие›› (т. е. мир действительно реальных, чувственно воспринимаемых явлений и вещей), которое отделяет истинное бытие от небытия. Так, как мир чувственных вещей занимает, по Патону, ‹‹срединное›› положение между областью бытия и небытия, будучи порождением обеих этих областей, то он в какой-то мере соединяет в себе противоположности, он - единство противоположностей: бытия и небытия, тождественного и нетождественного, неизменного и изменчивого, неподвижного и движущегося, причастного к единственному и множественному.

   В своих диалогах Платон давал конкретные опытные образцы построения своего учения об идеях. Учение об идеях объединяется и отождествляется у Платона  с мифологией, имеет под собой  определённый мистический и социальный опыт.

   Мир идей существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. Благо тождественно абсолютной Красоте, но в то же время это Начало всех начал и Творец Вселенной. В каждой материальной вещи необходимо отыскивать отблеск идеальной красоты, её сущность. В мифе о пещере Благо изображается как Солнце, идеи символизируются теми существами и предметами, которые проходят перед пещерой, а сама пещера — образ материального мира с его иллюзиями.

   Идея  любой вещи или существа — это  самое глубокое, сокровенное и  существенное в нем. У человека роль идеи выполняет его бессмертная  душа. Идеи обладают качествами постоянства, единства и чистоты, а вещи — изменчивости, множественности и искаженности.

   Душа  человека представляется у Платона  в образе колесницы с всадником  и двумя лошадьми, белой и черной. Возница символизирует разумное начало в человеке, а кони: белый  — благородные, высшие качества души, черный — страсти, желания и инстинктивное  начало. Когда человек пребывает  в ином мире, он (возница) получает возможность вместе с богами созерцать вечные истины. Когда же человек вновь рождается в мире материальном, то знание этих истин остается в его душе как воспоминание. Поэтому, согласно философии Платона, единственный для человека способ знать — это припоминать, находить в вещах чувственного мира «отблески» идей. Когда же человеку удается увидеть следы идей — через красоту, любовь или справедливые дела — то, по словам Платона, крылья души, когда-то утерянные ею, вновь начинают расти.

   Отсюда  — важность учения Платона о Красоте, о необходимости искать ее в природе, людях, искусстве или прекрасно  устроенных законах, потому что, когда  душа постепенно восходит от созерцания красоты физической к красоте  наук и искусств, далее — к  красоте нравов и обычаев, — это  наилучший способ для души подняться  по «золотой лестнице» к миру идей.

   Второй  силой, не менее преобразующей человека и способной поднять его до мира богов, является Любовь.

   И философия, и любовь дают возможность  рождения чего-то прекрасного: от создания прекрасных вещей до прекрасных законов  и справедливых идей.

   Платон  учит, что все мы можем выйти  из «пещеры» к свету идей, поскольку  способность видеть свет духовного  Солнца (то есть созерцать истину и  мыслить) есть в каждом, но, к сожалению, мы смотрим не в том направлении.

   В «Государстве» Платон также дает нам учение об основных частях человеческой души, каждая из которых имеет свои добродетели: разумная часть души имеет  в качестве добродетели мудрость, вожделеющее начало (страстное начало души) — умеренность и воздержанность, а яростный дух (который может  быть союзником как первого, так и второго) — мужество и способность подчиняться разуму. Все вместе эти добродетели составляют справедливость.

   Платон  проводит параллели между частями  души и типами людей в государстве  и называет справедливостью в  государстве, когда каждый человек  находится на своем месте и  делает то, к чему более всего  способен. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ДИАЛЕКТИКА  ПЛАТОНА И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ 

     Само  слово «диалектика» (греч. dialegomai - беседую, рассуждаю) впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести спор, диалог, направленный на взаимозаинтересованное обсуждение проблемы с целью достижения истины путем противоборства мнений.

     Продолжая мысль своего учителя и трактуя мир понятий, или идей, как особую самостоятельную действительность, Платон понимал под диалектикой не только расчленение понятий на четко обособленные роды и не только поиск истины с помощью вопросов и ответов, но и знание относительно сущего и истинно сущего. Этого можно достигнуть лишь с помощью сведения противоречивых частностей в цельное и общее. Свои многочисленные труды Платон написал именно в форме диалогов, заключающих в себе замечательные образцы античной диалектики в ее идеалистической интерпретации. У Платона дается диалектика таких категорий, как движение, покой различие, тождество, бытие. Каждая вещь является тождественной сама с собой и со всем иным, а также покоящейся и подвижной в самой себе и относительно всего иного.

     Диалектика  Платона — прежде всего учение о бытии, о родах истинно-сущего бытия или об идеях. Идеализм Платона, так же как и его теория познания и диалектика, имеет явно выраженный онтологический характер. «Идеи» Платона — не только понятия (хотя они имеют свой понятийный аспект), а прежде всего истинно-сущие роды бытия. В соответствии с этим «диалектика», как ее понимает Платон, — не только путь или метод познания, это прежде всего онтологические прообразы, образцы и причины вещей чувственного мира.

     В «Софисте» и в «Пармениде», а также в некоторых других диалогах Платон стремится доказать, что высшие роды всего сущего — бытие, движение, покой, тождество и изменение — могут мыслиться только таким образом, что каждый из них и есть и не есть, и равен и не равен самому себе и пребывает в своей тождественности и переходит в свое «иное», в противоположное себе.

     Когда философ характеризует истинно-сущее  как неизменное, он еще не характеризует, по Платону, всей его сущности. В силу доказательств, развиваемых в «Софисте», должна быть отвергнута не только безусловная подвижность, но и безусловная неподвижность сущего. Как только сущее делается предметом познания, оказывается, что познаваться оно не может ни при условии, если сущее рассматривается в качестве движущегося, ни при условии, если оно рассматривается только как неподвижное. Кто познает, тот действует то, что познается, испытывает действие. И действие и страдательное состояние предполагают изменение, а изменением, в свою очередь, предполагается движение. Кроме того, познание сущего предполагает разум, разум может быть мыслим только в душе; душа же, будучи живой, необходимо причастна к движению: «Поэтому, — рассуждает Платон, — для философа и для всякого, кто особенно ценит знание, по-видимому, совершенно необходимо не принимать неподвижной вселенной...».Еще менее допустима, по Платону, точка зрения тех, «которые двигают сущее всеми способами». Таких философов, по Платону, вовсе не следует слушать. Решение вопроса состоит в том, чтобы поступать подобно детям, которые делают, «чтобы все было неподвижным и двигалось», т. е. «признавать бытие и вселенную вместе и недвижимой и подвижной».

     Но  это решение приводит, по Платону, к новому противоречию. Кто утверждает, что движение и покой равно существуют, тот должен или признать, что движение и покой тождественны с бытием, а потому тождественны между собой, или признать, что бытие хотя и обнимает собой движение, и покой, но отличается от них обоих. В первом случае получается нелепый вывод, будто движение должно остановиться, а покой двигаться. Во втором случае бытие, будучи отличным и от движения и от покоя, не должно ни двигаться, ни покоиться. Но «что не движется, как тому не покоиться?» и «что не покоится, как, опять-таки, тому не двигаться?».

Информация о работе Философия Платона