Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 08:37, контрольная работа
Многогранность его дарования удивительна. В нём философ и ученый неотделимы от художника, поэта, драматурга. Платон излагал свои философские и научные идеи в литературных произведениях, диалогах, которые являются с подачи философа философскими комедиями и драмами.
В своей работе я попытаюсь охватить основные аспекты философии Платона: теорию идей как исходное условие существования Бытия, особенности диалектики, учение Платона о человеке и обществе.
Введение.....................................................................................................3
1. Теория идей как исходное условие существования Бытия.................5
2. Диалектика Платона и ее особенности..................................................9
3. Учение Платона о человеке и обществе………………………...……21
Заключение..................................................................................................28
Библиографический список........................
Мужеством обладает большее количество людей, это не только правители философы, но и воины-стражи. Если первые две добродетели были характерны только для определенных классов людей, то рассудительность должна быть присуща всем жителям, она "подобна некой гармонии", она "настраивает на свой лад решительно все целиком". Под четвертой добродетелью справедливостью автор понимает уже рассмотренное деление людей на разряды, касты: "...заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие это есть справедливость".
Следовательно,
разделение людей на классы имеет
для Платона огромное значение, определяет
существование "идеального" государства
(ведь оно не может быть несправедливым),
и тогда неудивительно, что нарушение
кастового строя считается
Характерно, что Платон, живший во времена всеобщего рабовладельческого строя, не уделяет рабам особого внимания. В "Государстве" все производственные заботы возлагаются на ремесленников и земледельцев. Здесь же Платон пишет, что в рабство можно обращать только "варваров", неэллинов, во время войны. Однако он же говорит, что война зло, возникающее в порочных государствах "для обогащения", и в "идеальном" государстве войны следует избегать, следовательно, не будет и рабов. Как писал В.Ф. Асмус, в трактате "Государство" "...класс рабов как один из основных классов образцового государства не предусматривается, не указывается, не называется". Это не значит, что автор выступает против угнетения человека человеком, просто, по его мнению, высшие разряды (касты) не должны иметь частной собственности, чтобы сохранить единство. Тем не менее, в диалоге "Законы", где также обсуждаются проблемы государственного устройства, Платон перекладывает основные хозяйственные заботы на рабов и чужестранцев, но осуждает воины.
В
связи с рассмотренным
Философы, на основах разума, управляют остальными классами, ограничивая их свободу, а воины играют роль "собак", держащих в повиновении низшее "стадо". Этим усугубляется и без того жестокое разделение на разряды.
Например,
воины не живут в одних местах
с ремесленниками, людьми труда. Люди
"низшей" породы существуют для
обеспечения "высших" всем необходимым.
"Высшие" же охраняют и направляют
"низших", уничтожая слабейших
и регламентируя жизнь
Прошедшие
тысячелетия показали, что последующие
утопии недалеко ушли от прародительницы,
созданной гением Платона, который
ярко проявился и в создании основ
объективного идеализма и разработке
его в целостном виде.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Платон - один из великих мыслителей античности. Его творчество обогатило духовную культуру всего человечества.
Основу учения Платона составлял философский идеализм. Между идеализмом философии Платона и религией существует нерасторжимая связь. Но в этой связи есть особенность, которая сообщает ей характер воззрения чисто античного, древнегреческого. Религиозные источники платоновской философии неотделимы от мифологии, а сама мифология несёт на себе печать платоновской диалектики, ставшей источником длительного философского влияния. Платон уподоблял диалектику «карнизу, венчающему все знания, и было бы неправильно ставить какое-либо иное знание выше нее: ведь она вершина их всех».
Платон создал теорию общего как закона для единичного, теорию необходимых и вечных закономерностей природы и общества, противостоящую их фактическому смешению и слепой нерасчлененности, противостоящую всякому донаучному их пониманию. Можно с полным правом утверждать, что именно эта сторона учения Платона об идеях в значительной мере обусловила его тысячелетнюю значимость в истории человеческой мысли.
Платон
всю жизнь проповедовал всеобщую
гармонию. Когда Платон захотел очертить
предмет своей эстетики, он назвал
её ни больше ни меньше, как любовью. Платон
считал, что только любовь к прекрасному
открывает глаза на это прекрасное и что
только понимаемое как любовь знание есть
знание подлинное. Гармония человеческой
личности, человеческого общества и всей
окружающей человека природы - вот постоянный
и неизменный идеал Платона в течение
всего его пути.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов / И.Т. Фролов и др. -
3-е изд. - М.: Республика, 2003.
2. История философии: Общий курс: Учебное пособие для вузов./ Мареев С.Н., Мареева Е.В. - М.: Акад. Проект, 2003
3. Платон. Сочинения: В 4т. М., 1990-1995 (диалоги: «Федр», «Государство». «Тимей»).
4. Философия в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов/Под. ред. проф. Е.Е. Несмеянова. - М.: Гардарика, 2004.
5. Философия: Учебник/Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. - 2-е изд., перереб. и доп. - М.: Академический Проект; Трикста, 2004.
6. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов./Канке В.А. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Логос, 2005.
7. Философия. Адаптированный учебник. 20 ключевых тем. 80 основных вопросов./Миголатьев А.А. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2003.
8. Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики, 2004.
8. Философия: Высшее образование/Кириленко Г.Г., Швецов Е.В. - М.: Филол. о-во «СЛОВО»: ООО «Изд-во «Эксмо», 2004.
9. Философия: учеб. пособие для высших учебных заведений./Отв. Ред. В.П. Кохановский. - Изд. 15-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
10. Философия: Конспект лекций / Авт. - сост. А.В. Якушев. - М.: ПРИОР,
2003.