Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 15:37, реферат
Биография Платона
1. ЖИЗНЬ 3
2. СУДЬБА 5
3.УЧЕНИЕ 6
ОСНОВАНИЯ ОРИГИНАЛЬНОСТИ 6
О ФИЛОСОФИИ 7
О ВСЕЛЕННОЙ 7
ВРЕМЯ 8
ПРОЦЕСС И ПРОЦЕДУРА ВОЗНИКНОВЕНИЯ 9
О ЗРЕНИИ 9
ГЛАВНОЕ УПОДОБЛЕНИЕ (ОБРАЗ ПЕЩЕРЫ) 10
ИДЕЯ БЛАГА 12
О ДУШЕ 13
ЗНАНИЕ КАК ПРИПОМИНАНИЕ ВИДЕННОГО В ПОТУСТОРОННЕЙ ЖИЗНИ 17
ГОСУДАРСТВАМ ДО ТЕХ ПОР НЕ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ БЕД, ПОКА НЕ БУДУТ В НИХ ПРАВИТЬ ФИЛОСОФЫ 17
4. МЫСЛИ 18
Литература 21
— Никак не будет, — отвечал Симмий.
— А ведь если какому
доводу и следует звучать
— Да, конечно, — согласился Симмий.
— А у тебя не выходит в лад, — сказал Сократ.
— Сколько я помню, мы
говорили, что душа существует
до перехода своего в тело
с такой же необходимостью, с
какой ей принадлежит сущность,
именуемая бытием. Это основание
я принимаю как верное и
достаточное и нимало в нем
не сомневаюсь. А если так, я,
по-видимому, не должен признавать,
что душа есть гармония, кем
бы этот взгляд ни
— Пойдем дальше, Симмий. Как тебе кажется, может ли гармония или любое другое сочетание проявить себя как-то иначе, чем составные части, из которых оно складывается?
— Никак не может.
— Стало быть, ни действовать
само, ни испытывать воздействие
как-нибудь иначе, чем они?
— И значит, гармония не
может руководить своими
— И уж подавно ей и не двинуться, и не прозвучать вопреки составным частям, одним словом, никакого противодействия им не оказать?
— Да, ни малейшего.
— Пойдем дальше. Всякая гармония по природе своей такова, какова настройка?
— Не понимаю тебя.
— Ну, а если настройка лучше, полнее — допустим, что такое возможно, — то и гармония была бы гармонией в большей мере, а если хуже и менее полно, то в меньшей мере.
— Совершенно верно.
— А к душе это приложимо,
так чтобы хоть ненамного одна
душа была лучше, полнее
— Никак не приложимо!
Продолжим, ради Зевса...»
И Симмий и Кебет излагают свои взгляды с привлечением аналогизационного механизма. Предмет их обсуждения — душа — и таинствен, и загадочен, и, даже, бытийно проблематичен. Потому привлечение примеров и образов диктует им закон отставания.
А что делает Платон, слушая
их речи? Он вовсе не ассимилирует
смысл сказанного! Он спорит, и
при этом оспаривает не тему
дискуссии, а правомерность
Это все равно, что
Оспаривать вспомогательную образность или настройную метафору равносильно «стрельбе на поражение», но не в цель, а в ее тень; не в цель, а в нечто, похожее на нее; а если и в цель, то вовсе даже не в эту... Кроме того, здесь есть и принципиальный софистический момент.
Вся софистика строится на
обратном механизме хода
Вот тут-то Платона и
Обволакивая проблему с целью
прояснения и пояснения,
В какой-то мере, а может
быть и полностью, Платон
Но разве это не говорит
о том, что софистика
ЗНАНИЕ КАК ПРИПОМИНАНИЕ
ВИДЕННОГО В ПОТУСТОРОННЕЙ
Жрецы утверждают, что душа человека бессмертна, и, хотя она то перестает жить на земле — это и называют смертью, — то возрождается, но никогда не гибнет. Поэтому и следует прожить жизнь как можно более благочестиво:
Кто Персефоне пеню воздаст
За все, чем встарь он был отягчен,
Души тех на девятый год
К солнцу, горящему в вышине,
Вновь она возвратит.
Из них возрастут великие славой цари
И полные силы кипучей и мудрости вящей мужи, —
Имя чистых героев им люди навек нарекут.
А раз душа бессмертна, часто
рождается и видела все и
здесь, и в Аиде, то нет ничего
такого, чего бы она не познала;
поэтому ничего удивительного
нет в том, что и насчет
добродетели, и насчет всего
прочего она способна
И раз все в природе
друг другу родственно, а душа
все познала, ничто не мешает
тому, кто вспомнил что-нибудь
одно, — люди называют это познанием
— самому найти и все
ГОСУДАРСТВАМ ДО ТЕХ ПОР
НЕ ИЗБАВИТЬСЯ ОТ БЕД, ПОКА
НЕ БУДУТ В НИХ ПРАВИТЬ
Ведь кто устремился к
философии не с целью
— Так, по-твоему, те, кто так говорит, ошибаются?
— Не знаю, но я с удовольствием услышал бы твое мнение.
— Ты услышал бы, что, по-моему мнению, они говорят сущую правду.
— Тогда как же это
— Твой вопрос требует ответа с помощью уподобления.
— А ты, видно, к уподоблениям не привык.
— Пусть будет так. Ты
втянул меня в трудное
Поэтому для уподобления
приходится брать в их защиту
и объединять между собой
Вдобавок они заявляют, что
учиться этому нечего, и готовы
разорвать на части того, кто
скажет, что надо. Они осаждают
кормчего просьбами и всячески
добиваются, чтобы он передал
им кормило. Иные его совсем
не слушают, кое-кто — отчасти,
Вдобавок они восхваляют
и называют знающим моряком,
кормчим, сведущим в
Они думают, что невозможно
приобрести такое умение, опытность
и вместе с тем власть
— Конечно, — отвечал Адимант.
— Я не думаю, чтобы,
видя такую картину, ты
— Вполне.
— Так прежде всего ты
растолкуй этот образ тому, кто
удивляется, почему философы не
пользуются в государствах
— Я ему растолкую это.
4. МЫСЛИ
Когда одни думают так, а другие иначе, тогда уже не бывает общего мнения и непременно каждый презирает другого за его образ мыслей.
Истинное мнение ведет нас к правильным действиям ничуть не хуже, чем разум.
Если я кого-нибудь из
Ты опытен — и дни твои
направляет искусство,
Никто не станет делать того же, что раньше, коль скоро возможно нечто лучшее. Быть ниже самого себя — это не что иное, как невежество, а быть выше самого себя — не что иное, как мудрость.
Без смешного нельзя познать
серьезное, и вообще
Поэт — если только он хочет быть настоящим поэтом — должен творить мифы, а не рассуждения.
Бояться смерти — это не
что иное, как приписывать себе
мудрость, которой не обладаешь,
то есть возомнить, будто
Полнейшее невежество вовсе не так... страшно и не является самым великим злом; а вот многоведение и многознание, плохо направленные, составляют гораздо большее, чем это, наказание.
Можно ответить на любой вопрос, если вопрос задан правильно.
Существует лишь одна
Разве человек, если он дерзок не по разуму, не несет ущерба, а если отважен с умом, не получает пользы?
С человеком хорошим не бывает ничего плохого ни при жизни, ни после смерти.
К благу стремится любая
душа и ради него все
По-видимому, не в природе человека по собственной воле идти вместо блага на то, что считаешь злом; когда же люди вынуждены выбирать из двух зол, никто, очевидно, не выбирает большего, если есть возможность выбирать меньшее.
Самое лучшее — это ни
война, ни междоусобия: ужасно,
если в них возникает нужда;
мир же — это всеобщее
О любом деле можно сказать, что само по себе оно не бывает ни прекрасным, ни безобразным. Если дело делается прекрасно и правильно, оно становится прекрасным.
Спрашивать, почему хочет быть счастливым тот, кто хочет им быть, незачем.
Все, что вызывает переход
из небытия в бытие, —
Все чрезмерное обычно