Философия права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:39, реферат

Описание

Цель реферата является изучение гегелевской философии права.
Задачами реферата являются:
1) определить предмет и задачи философии права.
2) Исследовать идею права как идею свободы.
3) Определить смысл формулы «Освобождение через подчинение обязанности».

Содержание

Введение 3
1. Предмет и задачи философии права 6
2. Идея права как идея свободы 7
3. Смысл формулы «Освобождения через подчинение обязанности» 8
4. Право и закон 10
5. Значение гегелевской философии права для современной теории и практики правого государства 17
Заключение 20
Список литературы 22

Работа состоит из  1 файл

философия права.docx

— 39.75 Кб (Скачать документ)

    Содержание

    Введение                                                                                                         3

  1. Предмет и задачи философии права                                                       6       
  2. Идея права как идея свободы                                                                   7
  3. Смысл формулы «Освобождения через подчинение обязанности»     8
  4. Право и закон                                                                                            10
  5. Значение гегелевской философии права для современной теории и практики правого государства                                                                17

    Заключение                                                                                          20

    Список  литературы                                                                                  22 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение

    В философии права исследуется  право в целом, право как определенная универсальная целостность, весь правовой универсум, весь мир права, все правовое, охватывающее и сущность права, и  формы внешнего проявления этой сущности (правовые явления). Такое понимание  права как некоторой целостности, состоящей из правовой сущности и  форм ее проявления (из правовых явлений), предполагает и включает в себя определенную концепцию различения и вместе с  тем сочетания сущности и явления  в праве, сущности права и правовых явлений, права как внутренней сущности и права как внешнего явления. Поэтому в самом общем виде можно сказать, что предметная область  философии права как науки (отдельной  самостоятельной научной дисциплины) - это право как сущность и право  как явление в их различении, соотношении (совпадении или несовпадении) и  искомом единстве.

    Существенное  своеобразие такого различения и  соотношения сущности и явления  в сфере права обусловлено  тем принципиальным обстоятельством, что научно постигаемая сущность права (право как сущность) носит  объективный характер, а право  как явление носит официально-властный (и в этом смысле субъективный), характер, зависит от воли, усмотрения и возможного произвола субъектов официальной власти. Поэтому закон ( позитивное право ), т.е. то, что в официально-властном (государственном) порядке установлено и считается принудительно-обязательным правом, может как соответствовать сущности права (т.е. быть правовым явлением, правовым законом, выражением правовой сущности), так и противоречить этой сущности (т.е. быть внеправовым явлением, лжеправовым, правонарушающим, противоправным законом).  

    С учетом данного обстоятельства приведенное  определение предметной области  философии права можно сформулировать в следующей более конкретной форме: предмет философии права - это право и закон в их различении, соотношении и искомом единстве.

    Представители почти всех основных течений философской  мысли (от древности до наших дней) выдвигали свою версию философского правопонимания. Применительно к XIX-XX вв. можно говорить о философско-правовых концепциях кантианства и неокантианства, гегельянства, младогегельянства и неогегельянства, различных направлениях христианской философской мысли (неотомизма, неопротестантизма и т.д.), феноменологизма, философской антропологии, интуитивизма, экзистенциализма и др .

    Гегель  пошел значительно дальше своих  великих предшественников.

    В своем учении Гегель рассмотрел идею государства и права, считая задачей  науки о праве и государстве  не разработку представлений о должном  разумном праве и государстве, а  нахождении разумного в самой  действительности. Гегель не стремился  противопоставить свой политический идеал  действительности, а стремился, прежде всего, найти разумность в самой  действительности. Отсюда призыв к  примирению с самой действительностью, отказ от построения должного разумного  права и  государства и стремление оправдать как разумное существующее.

    В философии права Гегель как раз  и освещает формы обнаружения  объективно свободного духа в виде осуществления понятия права  в действительности. Так как реализация понятия в действительности, по Гегелю, есть идея, предметом философии права  оказывается идея права – единство понятия права и его осуществления, наличного бытия. Идея права, которая  и есть свобода, развертывается в  гегелевском учении в мир государства и права, сфера объективного духа предстает как идеальная правовая действительность.

    Цель реферата является изучение гегелевской философии права.

    Задачами  реферата являются:

  1. определить предмет и задачи философии права.
  2. Исследовать идею права как идею свободы.
  3. Определить смысл формулы «Освобождение через подчинение обязанности».
  4. Изучить право и закон.
  5. Выявить значение гегелевской философии права для современной теории и практики правового государства.

    Вышеуказанные задачи соответствуют содержанию реферата. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1.Предмет и задачи философии права.

    Философия права разграничивает право и  закон, как должное и сущее. Философия  права ставит вопрос о справедливости закона, о соотношении права и  закона, закона и произвола. А также  философия права исследует не только бытие права в обществе, но и философские концепции государства.

    Дело  в том, что право не существует без государства. Государство устанавливает  и защищает право, а также является правовой формой организации публичной  власти в цивилизованном обществе.

    «Философская  наука о праве, - отмечает Гегель, - имеет своим предметом идею права - понятие права и его осуществление».

    Идея  права, которая и есть свобода, по замыслу и исполнению Гегеля, развертывается в мир права, ее сфера объективного духа предстает как идеальная  правовая деятельность - объективация форм права и свободы.

    Идея  права как предмет философии  права означает единство понятия  права и наличного бытия права, получаемого в ходе объективации понятия права.

    Задача  философии права, по Гегелю, состоит  в постижении мыслей, лежащих в  основании права, а подлинная  мысль о праве есть его понятие. Эта понятийная трактовка права  «Философия права», содержит систему  объективных формообразований, которые  получаются  в процессе саморазвертывания понятия права при диалектическом его восхождении от абстрактного к конкретному. Без уяснения особого смысла категории «понятие» невозможно понять ни один из разделов гегелевской философии.

    Понятие «право» употребляется в гегелевской  философии права в следующих  основных значениях:

    I) право как свобода (идея права)

    II) право как определенная ступень  и форма свободы (особое право)

    III) право как закон (позитивное  право).

    2.Идея  права как идея  свободы.

    Право с точки зрения Гегеля есть наличное бытие свободной воли. «Право состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли».

    Понятие права значительно более широко,  чем юридическое понятие о праве, оно охватывает «наличное бытие всех отраслей свободы». Разум, дух в области общественных отношений людей с точки зрения Гегеля творит свою работу при помощи индивидуальной воли отдельных лиц и создает объективный мир свободы, то есть право.

    В положении Гегеля о том, что через  индивидуальную волю отдельного лица осуществляется всеобщая воля, можно  видеть отражение в идеалистически извращенной форме представления  о зависимости индивидуального  сознания от общественного сознания.

    Рассмотрение  процесса осуществления якобы подлинной  свободы в действительности не является в учении Гегеля предметом философии  права.

    Понятие о праве в представлении Гегеля имеет своей основой неволю отдельного лица, а некую себе и для себя сущую, всеобщую волю, имеющую самостоятельное существование во времени, пространстве  и выражающую объективно разумную, а не субъективный произвол отдельного лица. Гегель же стремиться постигнуть разумную сущность права и государства самих по себе, независимо от прав и интересов отдельной личности. Он трактует положительное право как выражение самого разума, чтобы тем самым обосновать неправомерность, но революцию уничтожения, не отрицая при этом возможности элементов насилия и тирании в положительном праве, но считает их для самого права чем-то случайным, не касающимся природы права самого по себе, как нечто разумного, как в себе и для себя сущей свободы воли.

3.Смысл формулы «Освобождение через подчинение обязанности».

    Рассматривая  философию права Гегеля, прежде всего нужно выяснить ее основу. Такой основой является понятие свободы воли. Возлагая это понятие в основу своих философско-теоретических конструкций, Гегель прослеживает зарождение и развитие всей системы общественных отношений. Для предшественников Гегеля или не самой сложной проблемой было согласование принципов свободы и человеческого общения, которое необходимо требует ограничения этой свободы. Они считали, что эти понятия ограничивают друг друга, и поэтому каждое из них бралось во всей крайности своего абстрактного выражения.

    Гегель  стремился показать, что свобода  заключается не только в состоянии  выбора и в отсутствии ограничения, но и в свободном выборе какого-то определенного конкретного решения. Такое конкретное решение есть вместе с тем ограничением свободы, но ограничением, которое вытекает из ее свободного выбора. Выбирая для себя определенное определение, воля не перестает быть свободным, поскольку она сама выбирает это определение. Итак, самоограничение  свободы не противоречит ее сущности. Наоборот, это - закономерный момент ее свободного проявления. Отсюда легко  вывести необходимую связь свободы  с законом и индивидуума с  обществом. Прослеживая зарождение и развитие свободной воли, Гегель указывает, что она создается  постепенно из природных наклонностей и стремлений.

    На  низших формах своего проявления она  подчинена этим стремлениям, которые  сами по себе противоречивы и находятся  в борьбе друг с другом. Но воля может  достичь господства над ними, выбирая  те из них, которые отвечают ее сущности. Вследствие этого природные стремление освобождаются от своей случайности  и субъективности и приобретают  значение свободной воли. В этом процессе воля достигает истинного своего развития. В связи с таким пониманием свободы Гегель видел в общении не только ограничения, а прежде полноту личности. В обществе человек находит те ограничения, которые вытекают из ее разумной сущности, с самого основания его свободы. И именно с этих позиций Гегель считал возможной гармонию между индивидом и обществом. И этот неизбежный и бесспорный связь индивида и общества приобретает в мыслителя характера высшей нравственной правды.

    Именно  общество является живым воплощением  идеи добра, которая без него или  вне его остается абстрактной  и бессильной. Чистая субъективность лишает человека прочных основ, и у него может возникнуть такое страстное стремление к объективному порядке, что она будет готова скорее унижаться до полной и рабской зависимости, чтобы избежать мук, которые связаны с внутренней пустотой и бессодержательность. Однако, подчиняясь этому порядку, индивид находит в нем собственную сущность, поскольку объективная мораль не является чем-то чуждым субъекту.

      Создавая для него обязанности,  она не ограничивает, а скорее  освобождает его - от подчинения  непосредственным стремлениям и  от гнета субъективной неопределенности. Она указывает ему путь к высшей нравственной свободы и, формируя его характер, превращает склонность к добру в постоянную свойство, делает ее правом, привычкой, второй природой. Итак, вместе с утверждением и осуществлением объективной морали получает прочную основу и субъективная мораль. Произвол отдельного индивида, который противостоял общем порядке, исчезает. Субъективность как необходимая почва для бытия свободы становится адекватной самому понятию и сущности свободы. Однако надо заметить, что Гегель имел в виду не личные эмпирические явления, а их моральную основу. Идеальной формой примирения он считал не любое проявление государственной идеи, а только ее выше завершения, венец истории, последнюю универсальную форму мирового духа. По этому поводу он писал: «Государство в себе и для себя является моральная целостность, осуществление свободы, и абсолютная цель разума заключается в том, чтобы свобода действительно была. Государство есть дух, который находится в мире и реализуется в нем сознательно, тогда как в природе он получает действительность только как другого себя, как дремлющем духа. Только как существующий в сознании, знающий самого себя как существующий предмет, он является государство. В свободе надо исходить не из одиночного и поодинокости сознания, а только с его сущности, ибо эта сущность, независимо от того, знает человек об этом или нет, реализуется как самостоятельная сила, в которой отдельные индивиды не более чем моменты: государство - это шествие Бога в мире; ее основой служит власть разума, осуществляющего себя как волю. Мысля идею государства, надо иметь в виду не отдельные государства, не отдельные институты, а идею для себя, этого действительного Бога».

Информация о работе Философия права