Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:39, реферат
Цель реферата является изучение гегелевской философии права.
Задачами реферата являются:
1) определить предмет и задачи философии права.
2) Исследовать идею права как идею свободы.
3) Определить смысл формулы «Освобождение через подчинение обязанности».
Введение 3
1. Предмет и задачи философии права 6
2. Идея права как идея свободы 7
3. Смысл формулы «Освобождения через подчинение обязанности» 8
4. Право и закон 10
5. Значение гегелевской философии права для современной теории и практики правого государства 17
Заключение 20
Список литературы 22
Идея права как предмет философии права означает единство понятия права и наличного бытия права, получаемого в ходе осуществления, объективации понятия права. Для понимания права важны как момент саморазвивающегося понятия права, так и система наличных определений права, которая получается в ходе осуществления понятия. «Структура, которую понятие сообщает себе в процессе своего осуществления,— отмечает Гегель,— есть другой существенный для познания самого понятия момент идеи, отличный от формы, которая есть только понятием.
Свою
концепцию философии права
Философско-правовое
учение Гегеля оказало огромное влияние
на последующую историю политико-
В работе исследуются основные
проблемы философии права
Гегель, говоря о том, что философия
способна лишь понять, но не
омолодить некую устаревшую
Заключение
Право с точки зрения Гегеля есть наличное бытие свободной воли. «Право состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли».
Понятие
права значительно более
В
положении Гегеля о том, что через
индивидуальную волю отдельного лица
осуществляется всеобщая воля, можно
видеть отражение в идеалистически
извращенной форме
Рассмотрение процесса осуществления якобы подлинной свободы в действительности не является в учении Гегеля предметом философии права.
Понятие о праве в представлении Гегеля имеет своей основой не волю отдельного лица, а некую себе и для себя сущую, всеобщую волю, имеющую самостоятельное существование во времени, пространстве и выражающую объективно разумную, а не субъективный произвол отдельного лица, что существенно отлично от понятия о праве данное Кантом и всеми сторонниками критической философии. Категорический императив Канта в области права гласит: «Поступай так, чтобы твоя свобода могла сосуществовать со свободой всех людей, исходное положение - свобода отдельной личности».
Гегель
же стремиться постигнуть разумную сущность
права и государства самих
по себе, независимо от прав и интересов
отдельной личности. Он трактует положительное
право как выражение самого разума, чтобы
тем самым обосновать неправомерность,
но революцию уничтожения, не отрицая
при этом возможности элементов насилия
и тирании в положительном праве, но считает
их для самого права чем-то случайным,
не касающимся природы права самого по
себе, как нечто разумного, как в себе и
для себя сущей свободы воли.
Список используемой литературы
1. Керимов Д.А. и Версесянц В.С. «Философия права»: История и современность. Изд-во «Мысль», 1990 г.;
2. Нерсесянц В.С., История политических и правовых учений, М., 1999 г.;
3. Радугин А.А. Философия. Курс лекций, изд-во Центр, 1996 г.;
4. Соколова Н.Л., Философия, Н.Н., 2004 г.;
5. Торопкин И.А., История политических и правовых учений, Н.Н.,2005 г.