Философия права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 15:39, реферат

Описание

Цель реферата является изучение гегелевской философии права.
Задачами реферата являются:
1) определить предмет и задачи философии права.
2) Исследовать идею права как идею свободы.
3) Определить смысл формулы «Освобождение через подчинение обязанности».

Содержание

Введение 3
1. Предмет и задачи философии права 6
2. Идея права как идея свободы 7
3. Смысл формулы «Освобождения через подчинение обязанности» 8
4. Право и закон 10
5. Значение гегелевской философии права для современной теории и практики правого государства 17
Заключение 20
Список литературы 22

Работа состоит из  1 файл

философия права.docx

— 39.75 Кб (Скачать документ)

    4. право и закон

    Право как закон (позитивное право) является одним из «особых прав». Гегель пишет: «То, что есть право в себе, положено в своем объективном наличном бытие, т. е. определено для сознания мыслью, и определено как то, что есть право и считается правом, что известно как закон, право есть вообще, благодаря этому определению, положительное право».

       Различая право и закон, Гегель в то же время стремится в своей конструкции исключить их противопоставление. Как крупное недоразумение расценивает он «превращение отличия естественного или философского права от положительного в противоположность и противоречие между ними».

    В гегелевской философии права  речь идет о праве и законе в  их развитой (т. е. соответствующей их понятию) форме. Тем самым вне  границ такого философского (логико- понятийного) анализа оказываются все остальные случаи и ситуации соотношения права и закона (противоправное, анти- правовое законодательство и т. д.) как еще не развившиеся до идеи свободы.

    Признавая заслугу Монтескье в выделении  исторического элемента в положительном  праве, Гегель вслед за ним утверждает,  что в законах отражается национальный характер данного  народа, ступень  его исторического развития, естественные условия его жизни и т. п. Но Гегель вместе с тем отмечает, что  чисто историческое исследование (и  сравнительно-историческое  познание) отличается от философского (понятийного) способа  рассмотрения, находится  вне его. Те или иные обстоятельства исторического развития права и государства не относятся непосредственно к их сущности. Исторический материал, не будучи  сам по себе философски разумным, приобретает в гегелевской концепции философское значение лишь тогда, когда он раскрывается как момент развития философского понятия.

    В гегелевском учении тремя главными формообразованиями свободной воли и соответственно тремя основными  ступенями развития понятия права  являются: абстрактное право, мораль и нравственность.

     Абстрактное право представляет собой первую ступень в движении понятия права от абстрактного к конкретному. Это - право абстрактно свободной личности. Абстрактное право имеет тот смысл, что вообще в основе права лежит свобода отдельного человека (лица, личности). Личность, по Гегелю, подразумевает вообще правоспособность. Абстрактное право представляет собой абстракцию и голую возможность всех последующих, более конкретных определений права и свободы. На этой стадии положительный закон еще не обнаружил себя, его эквивалентом является формальная правовая заповедь: «Будь лицом и уважай  других в качестве лиц».

    Свою  реализацию свобода личности, прежде всего находит, по Гегелю, в праве частной собственности. Гегель обосновывает формальное, правовое равенство людей: люди равны именно как свободные личности, равны в их одинаковом праве на частную собственность, но не в размере владения собственностью.

    Следующим моментом учения об абстрактном праве  являются  гегелевские суждения о неправде (простодушная неправда, обман, принуждение и преступление).

    Преступление - это сознательное нарушение права как права, и наказание поэтому является, по Гегелю, не только средством восстановления нарушенного права, но и правом самого преступника, заложенным уже в его деянии - поступке свободной личности.

    Снятие  преступления через наказание приводит, по гегелевской  схеме конкретизации  понятия права, к морали. На этой ступени, когда личность (персона) абстрактного права становится  субъектом свободной  воли, впервые приобретают значение мотивы и цели поступков субъекта. Требование субъективной свободы состоит  в том, чтобы о человеке судили по его самоопределению.  Лишь в  поступке субъективная воля достигает  объективности и, следовательно, сферы  действия закона; сама же по себе моральная  воля ненаказуема.

    Абстрактное право и мораль являются двумя  односторонними моментами, которые  приобретают свою действительность и конкретность в нравственности, когда понятие свободы объективируется  в наличном мире в виде семьи, гражданского общества и государства.

    Гегель  различает гражданское общество и политическое государство. Под  гражданским обществом при этом по существу имеется в виду буржуазное общество. «Гражданское общество, -  пишет Гегель, - создано, впрочем, лишь в современном мире, который всем определениям идеи предоставляет впервые их право». Гражданское общество - сфера реализации особенных,  частных целей и интересов отдельной личности.

    С точки зрения развития понятия права - это необходимый этап, так как здесь демонстрируются взаимосвязь и взаимообусловленность особенного и всеобщего. Развитость идеи предполагает, по Гегелю, достижение такого единства, в рамках которого противоположности разума, в частности моменты особенности и всеобщности, свобода частного лица и целого, признаны и развернуты в их мощи. Этого не было ни в античных государствах,  ни в платоновском идеальном государстве, где самостоятельное развитие особенности (свобода отдельного лица) воспринималось  как порча нравов и предвестник гибели нравственного  целого - государства.

    В структуре гражданского общества Гегель выделяет три сословия:

    1) субстанциальное (землевладельцы - дворяне и крестьяне);

    2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники); 

    3) всеобщее (чиновники).

    Гегель  обосновывает необходимость публичного оглашения законов, публичного судопроизводства и суда присяжных. Критикуя  концепцию  вездесущего полицейского государства, он вместе с тем не указывает границы  полицейского вмешательства  в частные  дела. Высшие интересы гражданского общества, охраняемые законодательством, судом  и полицией, ведут, по логике развития понятия права, за пределы этой сферы - в область государства.

    Общество  и государство, по гегелевской концепции, соотносятся  как рассудок и разум: общество - это «внешнее государство», «государство нужды и рассудка», а подлинное государство -  разумно.

    Гегелевская идея государства представляет собой  правовую действительность, в иерархической  структуре которой государство, само будучи наиболее конкретным правом, предстает как правовое государство. Свобода (в ее гегелевской трактовке) означает достигнутость такой ситуации правового государства.

 Идея государства, по Гегелю, проявляется трояко:

1) как  непосредственная действительность  в виде индивидуального государства;  (речь тут идет о государственном строе, внутреннем государственном праве)

2) в  отношениях между государствами  как внешнее государственное право; 3) во всемирной истории.

    Государство как действительность конкретной свободы  есть индивидуальное государство. В  своем развитом и разумном виде такое  государство представляет собой, согласно гегелевской трактовке, основанную на разделении властей конституционную  монархию.

    Тремя различными властями, на которые подразделяется политическое государство, по Гегелю, являются: законодательная  власть, правительственная власть и власть государя.

    Так, Гегель считает точку зрения самостоятельности  властей и их взаимного ограничения  ложной, поскольку при таком подходе  как бы уже предполагается враждебность каждой из властей к другим, их взаимные опасения и противодействия. Он выступает  за такое органическое единство различных  властей, при котором все власти исходят из мощи целого и являются его «текучими членами». В господстве целого, в зависимости и подчиненности различных властей государственному единству и состоит, по Гегелю, существо внутреннего суверенитета государства.

    Гегель  критикует демократическую идею народного суверенитета  и обосновывает суверенитет наследственного конституционного  монарха.

    Поясняя характер компетенции монарха, Гегель отмечает, что в благоустроенной  конституционной монархии объективная  сторона государственного дела определяется законами, а монарху  остается лишь присоединить к этому свое субъективное: «Я хочу».

    Правительственная власть, куда Гегель относит и власть судебную, определяется им как власть подводить особенные сферы и  отдельные случаи под всеобщее. Задача правительственной  власти - выполнение решений монарха, поддержание существующих законов и учреждений. Члены правительства и государственные чиновники составляют, по Гегелю, «основную  часть среднего сословия, которое характеризует развитый интеллект и правовое сознание народной массы». Он указывает на такие средства борьбы против возможного произвола и господства чиновников, как контроль учреждений суверенной власти сверху и права корпораций и объединений снизу.

    Законодательная власть, по характеристике Гегеля, это  власть определять и устанавливать  всеобщее. Законодательное собрание  состоит из двух палат. Верхняя палата формируется по принципу наследственности и состоит из владельцев майоратного  имения. Палата же депутатов образуется от остальной части гражданского общества, причем депутаты выделяются по корпорациям, общинам, товариществам  и т. п., а не путем индивидуального  голосования.

    Гегель  отстаивает принцип публичности  прений в палатах сословного собрания, свободу печати и публичных сообщений.

      Высший момент идеи государства, по Гегелю, представляет собой идеальность суверенитета. Государства относятся друг к другу как самостоятельные, свободные и независимые индивидуальности.  Субстанция государства, его суверенитет, выступает  как абсолютная власть идеального целого над всем единичным,  особенным и конечным, над жизнь, собственностью и правами отдельных лиц и их объединений. В вопросе о суверенитете  речь идет, о действительности государства как свободного и нравственного целого. В этом, по мнению Гегеля, состоит «нравственный момент войны, которую не следует рассматривать  как абсолютное зло и чисто внешнюю случайность...».

    Сферу межгосударственных отношений Гегель трактует как область проявления внешнего государственного права. Международное  право - это, по Гегелю, не действительное право, каковым является внутреннее государственное право (положительное право, законодательство), а лишь долженствование. Какова же будет действительность этого долженствования-зависит  от суверенных воль различных государств, над которыми  нет высшего права и судьи в обычном смысле этих понятий.

    Спор  между государствами, если их суверенные воли не приходят к согласию, считал Гегель, может быть решен лишь войной.

    В столкновении различных суверенных воль и через диалектику  их соотношений  выступает, по Гегелю, всеобщий мировой  дух, который обладает наивысшим  правом по отношению к отдельным  государствам (духам отдельных народов) и судит их. Вслед за Шиллером Гегель характеризует всемирную  историю как всемирный суд.

    Носителем мирового духа является господствующий на данной  ступени истории народ, который получает однократную и  единственную возможность составить  эпоху всемирной истории.

    Сконструированное Гегелем разумное государство, являющееся  в конкретно-историческом плане  буржуазной конституционной  монархией, в философско-правовом плане представляет собой право в его системно-развитой целостности, т. е. правовое государство. С точки зрения всемирно-исторического прогресса такое государство трактуется Гегелем как наиболее полная и адекватная объективация свободы в государственно-правовых формах наличного бытия. 

    Философско-правовое учение Гегеля оказало заметное влияние  на последующую историю политико-правовой мысли. Это было наглядно продемонстрировано в последующей истории гегельянства и трактовок учения Гегеля с различных  идейно - теоретических позиций.

    5.Значение Гегелевской философии права для современной теории и практики правового государства.

    Философия права представляет собой, согласно гегелевской концепции, философскую науку о праве, является частью философии, а именно той частью, которая принадлежит философии объективного духа.

    В «Философии права» как составной части системы гегелевской философии развитие объективного духа дается через раскрытие диалектического движения понятия права от его абстрактных форм до конкретных — от абстрактного права к моральности, а затем к нравственности (семье, гражданскому обществу и государству).

    В общей гегелевской схеме развития духа объективный дух — это  этап в самопознании, и именно поэтому  общество, государство, право и все  относящееся к сфере объективного духа в «Философии права» исследуется и трактуется с позиции абсолютного духа.

    Гегель, располагая таким дедуктивно полученным понятием права в соответствии с основными посылками своей диалектики, прослеживает осуществление этого понятия в действительности. Поскольку же осуществление, реализация понятия в действительности, по Гегелю, есть идея, постольку предметом гегелевской философии права оказывается идея права. «Философская наука о праве,— отмечает Гегель,— имеет своим предметом идею права — понятие права и его осуществление». Идея права, которая и есть свобода, по замыслу и исполнению Гегеля, развертывается в мир права, и сфера объективного духа предстает как идеальная правовая действительность — объективация форм права и свободы.

Информация о работе Философия права