Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 08:06, контрольная работа
"Народная религия и христианство" Гегель выступил критиком христианской религии, и со временем эта критичность только усилилась, особенно — по отношению к современным для него формам христианства. Гегель критиковал историческое христианство с социальной точки зрения,считая, что оно было опорой власти для угнетения народа. При всей критичности позиция Гегеля не была антирелигиозной.
Следующая ступень
в развитии религии состоит в
том, что силы, действующие в различных
вещах, централизуются и представляются
как единая всеохватывающая, абсолютная,
божественная мощь, а человек осознает
себя как существо ничтожное и
бессильное. Это - религия природы, или
субстанции, и эта религия является
по-настоящему пантеистической. Гегель
понимает под пантеизмом следующее:
"Выражение пантеизм двойственно,
подобно всеобщности вообще. '??????
???' (одно и все) называется одно всеединое,
все которое остается одним, но ???
(все) называется и все, что есть в
мире, таким образом, представление
о всеедином переходит в
Так, под пантеизмом понимают обожествление всего, а не всеединое божество, ибо если бог - всеединое, то есть лишь один бог; во всеединстве растворены единичные вещи они - лишь тени, схемы: они приходят и уходят, смысл их бытия в том, что оно исчезает.
Философии приписывают пантеизм именно в первом значении и прежде всего теологии".
В первоначальном варианте пантеистичной религии - китайском - центральным моментом является чувственное представление мирового целого: всеохватывающая сущность есть небо, середину его занимает земля, в середине земли лежит Серединное царство (то есть Китайская империя), в центре которого сын неба, главный волшебник, господствующий над царствами живых и мертвых. Небо китайцев находится фактически на земле, управляет им не небесный владыка, а император. В этом царстве все регламентировано, измерено, словно по циркулю, каждый шаг человека определен законом. Поэтому Гегель называет верования китайцев религией меры. "Что касается меры, то здесь имеются твердые определения, именуемые разумом (Дао). Законы Дао, или меры, суть определения, конфигурации, не абстрактное бытие или абстрактная субстанция, а конфигурации субстанции, которые могут постигаться и более абстрактно, но суть вместе с тем - определения для природы и духа человека, законы его воли и разума". Определения меры составляют основу, разум. Люди должны соразмерять с ними свое поведение.
Культ в этой религии носит всеобъемлющий характер, внутренний мир человека заменен внешними церемониями. "Китайцы пребывают в постоянном страхе всего, так как все внешнее имеет значение, есть для них мощь, которая может осуществить свою власть над ними, может влиять на них ... Индивидуум сам не принимает здесь никаких решений и не имеет субъективной свободы".
В индийской
религии - брахманизме - монархическая
форма пантеизма сменяется
Следующая ступень - буддизм, религия "в-себе-бытия". Здесь бог представляется как ничто: из ничего все произошло, в ничто все обратится. Но познается бог как вполне определенный человек - Будда, Далай-Лама и т.д. Эта религия в-самом-себе-бытия есть концентрация и успокоение духа, который из страшного беспорядка индийской религии возвращается в самое себя и в существенное единство.
Бог здесь становится ближе к человеку. Если мы сравним это представление с предрассудком, согласно, которому о боге ничего нельзя знать, то эта религия при всех ее недостатках окажется выше религии, утверждающей, что бог не может быть познан ибо в последнем случае вообще не может быть никакого почитания бога, так как чтить можно только то, что доступно знанию, познанию.
Следующий этап в развитии религии - разделение высших сил на негативные и позитивные. Тем самым бог определен как добро. Ему противопоставлены силы зла, и между этими двумя началами неизбежно возникает борьба.
Древнеперсидская
религия добра и света
Дуализм персидских
верований устраняет
В культе Адониса в чувственной, символической форме выражен бесконечный процесс жизни. Но здесь еще нет идеи бессмертия. Она появляется лишь у египтян. Египетская религия загадки занята великой тайной жизни и смерти, она сделала эту тайну предметом культа. Нигде такое внимание не уделялось погребальному обряду, непреходящим воплощением которого являются гигантские пирамиды. Дворцы царей и жрецов превратились в груды мусора, а могилы их сопротивляются времени.
Загадки жизни
и смерти, заданные египетской религией,
разгадываются в религиях "духовной
индивидуальности", к которым
Гегель относит иудейскую, древнегреческую
и древнеримскую веру, где бог
выступает уже как некая
Согласно господствующей в иудейской религии основной идее, иудейский народ - народ избранный. О боге говорится, что он могущественнее и сильнее других богов (как будто наряду с ним есть и еще боги; но для иудеев это ложные боги). "Его чтит именно этот народ, и таким образом, он есть бог этого народа, а именно, его господин. Он есть тот, кого знают как творца неба и земли, он положил всему цель и меру, наделил все его собственной природой; таким образом, и человеку он дал цель, меру и закон".
Иудейский фанатизм отличается от мусульманского: последний не знает национальных границ, направлен на обращение в истинную веру всех народов, первый же служит самоутверждению одной нации.
В преодолении
этой национальной ограниченности видит
Гегель задачу дальнейшего развития
религиозной идеи. Эту задачу решает
древнегреческая религия
В отличие
от греческой - римская религия, по мнению
Гегеля, глубоко прозаична. Ее боги
сухи и серьезны, лишены идеальной
красоты, а религиозная идея подчинена
одной цели - государству, достижению
мирового господства. Эта религия
целесообразности. В римской религии
личность служит безраздельно делу империи.
Римский император, как властелин
мира, оказался выше формального права,
он стал римским богом. Так, римское
мировое господство воплотилось
в одном человеке, в деспоте. "Рим
- это пантеон, где боги стоят рядом
друг с другом, взаимно друг друга
поглощают и подчиняются
Римляне завоевывают Великую Грецию, Египет и т.д., грабят храмы; мы видим, как Рим стал собранием всех религий: греческих, персидских, египетских, христианских, культа Митры. В Риме царит терпимость, здесь сходятся и смешиваются все религии. Римляне хватаются за все религии, и общее состояние представляет собой путаницу, в которой перемешаны разные виды культа и утрачен образ, принадлежащий искусству".
Бесспорная важность и необходимость римской религии состояли в том, что в ней все мировые цели были соотнесены с одной целью - римским государством.
Венчает курс
философии религии
Следует отметить, что из истории религий, созданной Гегелем, выпал ислам, несмотря на то, что в начале XIX века число мусульман превышало число приверженцев любой из остальных религий. Остается предположить, что Гегель умышленно "забыл" об исламе. Мусульманство появилось несколькими столетиями спустя после христианства, уложить его в религии "все более адекватного познания бога" было невозможно. Может быть философ имел свое мнение на этот счет.
Лекции по
философии религии Гегеля содержат
грандиозную для своего времени
попытку осмыслить историю
Список литературы:
1. Гегель, "Философия религии", том 1,2, М.:, 1976.
2. Гегель, "Работы разных лет", том 1, М.:, 1970.
3. А.В. Гулыга, "Гегель", М.:, 1970.
4. М.С. Овсянников, "Философия Гегеля", М.:, 1959.
5. Лукач Георг, "Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества" / перевод с немецкого /.
План.
1. Ранние работы Гегеля.
а) Народная религия и христианство.
б) Жизнь Иисуса.
в) Позитивность христианской религии.
2. Лекции Гегеля по философии религии.
а) "Естественная" религия.
б) Религия духовной индивидуальности.
в) Абсолютная религия.
Немецкий
философ Г. Гегель исследовал проблемы
философии религии во многих своих
произведениях: “Феноменология духа”,
“Энциклопедия философских
Субстанцию
всего сущего, по Гегелю, составляет
мышление, преодолевшее односторонность
субъективного и объективного. Оно
есть субстанция не только внешних
вещей, но и всего духовного. От этого
понимания мышления в его “объективном
значении” Гегель отличал мышление
“в субъективном смысле” — мышление
человека. Мышление в “объективном
значении”, “объективная мысль” представляют
собой “разум” в мире, который
есть его внутренняя сущность, внутренняя
природа. Мысль в своей завершенной
всеобщности предстает как
Философия духа
исследует субъективный, объективный
и абсолютный дух: субъективный дух
— это духовные образования индивида;
объективный — представляет собой
общественную жизнь в человеческой
истории; абсолютный — делает себя
своим предметом и выражает для
себя свою сущность. Субъективный и
объективный дух обнаруживаются
в человеческих индивидах, обществах,
народах, поэтому конечны и ограничены.
Абсолютный дух свободен и бесконечен.
Формами абсолютного духа являются
искусство, религия, философия. Искусство
- это конкретное созерцание и представление
в себе абсолютного духа как идеала,
“форма красоты”, порожденная субъективным
духом, в которой природная