Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 08:06, контрольная работа
"Народная религия и христианство" Гегель выступил критиком христианской религии, и со временем эта критичность только усилилась, особенно — по отношению к современным для него формам христианства. Гегель критиковал историческое христианство с социальной точки зрения,считая, что оно было опорой власти для угнетения народа. При всей критичности позиция Гегеля не была антирелигиозной.
Философия,
по мнению Гегеля, делая предметом
рассмотрения религию, не находится
в раздвоении с последней, у них
общее содержание, потребности и
интересы. Предмет философии, как
и религии, есть вечная истина в ее
объективности, Бог и объяснение
Бога. Философия тождественна с религией,
различие заключается в том, что
философия пользуется собственным
методом, отличным от религиозного. Поясняя
религию, философия поясняет самое
себя, а поясняя себя, поясняет религию.
Философия рассматривает
Философ конструировал и развивал понятие религии по модели “истинной религии” - христианства: постижение религии включает познание Бога, анализ религиозного отношения, исследование культа.
Гегель давал
свою интерпретацию христианской идеи
Бога: Бог — это абсолютная идея,
дух, рассматриваемые как единство
понятия и реальности. Бог представляет
собой абсолютно истинное, из которого
все исходит и к которому все
возвращается, от которого все зависит
и вне которого ничто не имеет
подлинной самостоятельности. Он есть
в себе и для себя всеобщее, всеохватывающее,
всесодержащее и придающее
Раскрыв понятие
Бога и , тем самым, сделав шаг в
определении религии, Гегель переходил
ко второму моменту этого
В основе религии,
полагал философ, лежит существенное
отношение конечного и
В религии
дух существует для духа, вместе
с абсолютным присутствует и субъективный
дух, сознание; в ней конечный дух
относится к божественному. Религиозное
сознание представляет собой уход от
непосредственного, конечного, переход
к интеллектуальной сфере, поглощение
преходящего абсолютной, субстанциальной
сущностью. Гегель писал; “Религия есть
сознание в себе и для себя истинного
в противоположность
Хотя религия
начинается только с появлением конечного
духа субъективного сознания, считал
Гегель, она не является продуктом
последнего. Она есть порождение Божественного
духа, а не человеческое открытие —
результат Божественного
Далее Гегель
анализировал формы религиозного сознания,
истолковывая их как формы религиозного
отношения, проявляющиеся в области
конечного духа. Философ выделял
субъективную и объективную стороны
этих форм: субъективную сторон образует
сознание Бога, вера и уверенность
в его бытии; объективную составляет
содержание, которое выступает в
формах созерцания, представления, мышления.
Первой и наиболее простой формой
субъективного обоснования веры
Гегель считал чувство в нем непосредственно
дан предмет, и, значит, оно свидетельствует,
что в бытии моего “Я”
Созерцание — другая форма религиозного отношения (сознания) — отлично от чувства тем, что в созерцании истина выступает в своей объективности, однако остается в чувственной непосредственной самостоятельности, В созерцании предмет и самосознание распались, но субъект нуждается в чувственно созерцаемом предмете.
Представление
— более высокая ступень
Следующая ступень религиозного отношения (сознания) постижение истины в форме мышления, в понятиях, посредством рассудка и разума. Рассудок мыслит по принципу абстрактного “или - или”, полагает, что противоречивые определения не могут принадлежать единому. Например, он полагает, что всеблагость Бога противоречит его справедливости, что представление о триединстве содержит внутреннее противоречие. Разум в отличие от рассудка имеет две стороны; диалектическую, или отрицательно-разумную, и спекулятивную, или положительно-разумную. В диалектике конечные определения снимаются и переходят в свою противоположность, спекуляция постигает единство определений в их противоположности, в их разрешении и переходе. В спекулятивном разуме Гегель усматривал единственную почву, где религия может быть “у себя”.
Философ подчеркивал,
что все предыдущее “движение”
представляло собой конкретное наполнение
понятия религии, создание понятия,
посредством самого себя. Это понятие
есть самосознание абсолютного духа.
И Гегель следующим образом формулирует
спекулятивное понятие религии:
“...Религия есть соотношение духа
с абсолютным духом... Это — не
только отношение духа к абсолютному
духу, но сам абсолютный дух есть
относящееся к тому, что мы положили
по другую сторону в качестве различенного;
поэтому в более высоком
Гегель реабилитировал рациональные “метафизические” доказательства бытия Бога, в свое время подвергнутые критике И. Кантом, — онтологическое, космологическое, телеологическое. Гегелю особенно импонировал онтологический аргумент, в котором из понятия Бога следует его бытие. При иных доказательствах исходят из конечного бытия и из него заключают к бесконечному, истинному бытию, выступающему в форме необходимости, абсолютной силы, которая одновременно есть мудрость имеющая цели в себе самой. В онтологическом аргументе, напротив, исходят из понятия и переходят к бытию.
Анализ понятия
религии Гегель завершал рассмотрением
культа: деятельность, практическая сторона
представляет собой культ. “...Культ
составляет практическое отношение, поскольку
нем заключена
Историю религии Гегель осмысливал как единый процесс. Естественная религия представляет собой единство духовного природного. Вначале “момент религии и момент возвышения” выступает в виде колдовства. “Первое колдовство” имеет дело предметами природы, над которыми человек может осуществлять непосредственную власть. “Второе колдовство” — это отношение к “самостоятельным” предметам, т. е. силам, — Солнцу, Луне, небу, морю. Развитие колдовства ведет к появлению культа животных и фетишизму.
Далее происходит возвышение духа над природным, вначале непоследовательно. Исторически это происходит в трех восточных религиях субстанции, которым присущ пантеизм: в китайской (религии меры), индуистской (религии фантазии), а также ламаизме или буддизме (религии в-самом-себе-бытия). Далее Гегель выделял религии перехода к ступени свободной субъективности. К их числу он относил персидскую — религию добра или света, сирийскую — страдания, египетскую — загадки. Поскольку и в них дух еще не подчинил себе природное полностью, они вместе с предшествующими составляют в целом сферу естественной религии.
На второй ступени определенной религии последовательно проводится возвышение духа над природным, здесь представлена религия духовной индивидуальности или свободной субъективности. К религии духовной индивидуальности Гегель относил иудейскую - религию возвышенного, греческую — красоты, римскую — целесообразности или рассудка.
От религии целесообразности философ переходил к совершенной религии; таковой является христианство — абсолютная религия, “открывшая себя религия”, “религия духа”, “позитивная религия Откровения”. Понятие Бога составляет ее содержание; данное понятие есть понятие абсолютной идеи. В этой религии открылось, что такое Бог, он больше не является чем-то потусторонним и неизвестным, ибо возвестил людям, что он есть, и не просто во внешней истории, а в сознании. В христианстве неразрывны всеобщее и отдельный дух — бесконечный и конечный.
Яблоков И.Н., д-р филос. наук