Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 13:25, реферат
1. Кант и идея философии религии
2. Развитие науки о религии в сочинениях Канта (общая картина)
3. Отношение религии к морали как основной вопрос кантовской философии религии
Замечательно
то, что Кант призывает своих критиков
и друзей задуматься над последствиями
их идей. «Мужи духа и широких убеждений!
Я чту ваши таланты и с любовью отношусь
к вашему человеческому чувству. Но хорошо
ли вы обдумали, что делаете и куда целите,
совершая ваши нападки на разум? Вы, без
сомнения, желаете, чтобы свобода мысли
сохранялась в неприкосновенности; ибо
без неё даже свободному полёту вашего
гения скоро пришёл бы конец» (Там же. –
С. 228-229). Отказ от власти разума имеет следствием
не только разгул неразумия, но и подавление
свобод. Эти мудрые предостережения Канта
не утратили своей актуальности и сегодня.
Вместе с тем атаки на позиции философии
разума, которые в настоящее время стали
особенно сильными, во многом объясняются
теми отрицательными последствиями научно-технического
прогресса, которые поставили человечество
на грань катастрофы. В связи с этим следует
подчеркнуть то обстоятельство, что Кант
говорит о «вере разума» как об указателе
пути, или компасе, «с помощью которого
спекулятивный мыслитель, идя тропами
разума, ориентируется в сфере сверхчувственных
предметов» (Там же. – С. 221), т.е. такая «вера»
предполагает такое обращение с человеком,
«который есть нечто большее, чем машина,
сообразно его достоинству» (Там же. –
С. 147).
Библиография
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. Изд-е 3, доп. и перераб. – М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2000.
Анисимов С.Ф., Гурев Г.А. Проблема смысла жизни в религии и атеизме. – М.: Знание, 1981.
Ардабьев А.И. Атеизм Людвига Фейербаха. – М., 1963.
Архив К. Маркса и Ф. Энгельса. – М.; Л.: Партиздат, 1927.
Асмус В.Ф. Избранные философские труды. – М., 1971.
Асмус В.Ф. Иммануил Кант. – М., 1973.
Асмус В.Ф. Метафизика Аристотеля //Аристотель. Сочинения в четырёх томах. Т. 1. – М.: Мысль, 1976.
Атеистические чтения: Сборник. – М.: Политиздат, 1981.
Ахутин А.В. София и чёрт (Кант перед лицом русской религиозной метафизики) //Вопросы философии, № 1, 1990.
Бакрадзе К.С. Система и метод философии Гегеля. – Тбилиси, 1958.
Баховский Б.Э. Людвиг Фейербах. – М., 1967.
Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М., 1990.
Библер В.С. Кант – Галилей – Кант: (Разум Нового времени в парадоксах самообоснования). – М.: Мысль, 1991.
Блох Э. Тюбингенское введение в философию. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1997.
Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. – М.: Мысль, 1971.
Бур М. Фихте. – М.: Мысль, 1985.
Бур М., Иррлиц Г. Притязание разума. Из истории немецкой классической философии и литературы. – М., 1978.
Быкова М.Ф., Кричевский А.В. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля. – М.: Наука, 1993.
Бытие: Коллективная монография /Отв. ред. А.Ф. Кудряшев. – УЮИ МВД РФ, Уфа, 2001.
Васильева А.В. Эволюция пантеизма и его роль в современных религиозно-философских концепциях. – Киев: Наукова думка, 1978.
Виндельбанд В. От Канта до Ницше. – М.: «КАНОН-пресс», «Кучково поле», 1998.
Вышеславцев Б.П. Этика Фихте. – М., 1914.
Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма. – М., 1990.
Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма: Гельдерлин, Шлейермахер. – М.: Наука, 1989.
Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология ХХ века. – М.: Республика, 1997.
Гайденко П.П. Философия Фихте и современность. – М.: Мысль, 1979.
Гайм Р. Гегель и его время. – СПб., 1861.
Галимов Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы. – Саратов, 1981.
Галимов Б.С. Конец философии? //Философия и современность: мысли, понятия, идеи /Изд-е Башкирск. ун-та. – Уфа, 1999.
Гараджа В.И. Религиеведение: Пособие для студентов педагогических вузов. – М.: АО «Аспект-Пресс», 1994.
Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: В 2 т. Вступит. статья А.В. Гулыги. – М., 1970-1971.
Гегель Г.В.Ф. Система наук. Часть первая. Феноменология духа. Пер. Г. Шпета. – СПб.: Наука, 1992.
Гегель Г.В.Ф. Сочинения: В 14 т. – М.; Л., 1929-1959.
Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2-х томах. Т. 1-2. – М.: Мысль, 1976-1977.
Гельдерлин. Сочинения. – М.: Художественная литература, 1969.
Гёте И.В. Собрание сочинений. В 10-ти т. – М.: Художественная литература, 1975-1980.
Горохов П.А. К вопросу о мировоззрении Гёте: учёный, поэт, мыслитель //Философия и религия на рубеже тысячелетий. – Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 2001.
Грант-Аллен. Эволюция идеи Божества: исследование о происхождении религий. – СПб., 1906.
Громыко Н.В. Метапредмет «Знание». – М.: Пушкинский институт, 2001.
Громыко Ю.В. Метапредмет «Знак». Схематизация и построение знаков. Понимание символов. – М.: Пушкинский институт, 2001.
Гулыга А.В. Гегель. – М., 1970.
Гулыга А.В. Из истории немецкого материализма. – М., 1962.
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986.
Гулыга А.В. Шеллинг. – 2-е изд. – М.: Молодая гвардия, 1984.
Длугач Т.Б. Проблема единства теории и практики в немецкой классической философии (И. Кант, И.Г. Фихте). – М., 1986.
Духовность: традиции и проблемы: Межвуз. сб. науч. ст. Редкол.: А.В. Лукьянов, М.С. Кунафин, В Хёсле. – Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 1991.
Зиновьев А.А. Восхождение от абстрактного к конкретному. О логической природе восхождения от абстрактного к конкретному //Философская Энциклопедия. Т. 1. – М., 1960.
Ильин И.А. Кризис идеи субъекта в наукоучении Фихте Старшего //Вопросы философии и психологии. – М., 1912, кн. 112.
Ильин И.А. Философия Фихте как религия совести //Там же. – М., 1914, кн. 122(2).
Ильин И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека: В 2-х т. – СПб., 1994.
История диалектики. Немецкая классическая философия. – М., 1978.
История религии. Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете. – СПб., 1997.
Кант И. Сочинения. В 6 т. Вступит. статьи Т.И. Ойзермана, А.В. Гулыги, В.Ф. Асмуса. – М., 1963-1966.
Кант И. Трактаты и письма. Вступит. статья А.В. Гулыги. – М., 1980.
Капустин Н.С. Особенности эволюции религии: (На материалах древних верований и христианства). – М.: Мысль, 1984.
Каримский А.М. Проблема зла в современной теологии. – М.: Знание, 1979.
Кашин В.В. Онтологические и гносеологические проблемы генезиса понимания /Изд-е Башкирск. ун-та. – Уфа, 2001.
Кимелёв Ю.А. Современная западная философия религии. – М., 1989.
Кимелёв Ю.А. Философский теизм: Типология современных форм. – М.: Наука, 1993.
Кимелёв Ю.А., Полякова Н.Л. Наука и религия: историко-культурный очерк. – М.: Наука, 1988.
Киссель М.А. Гегель и современный мир. – Л., 1982.
Киссель М.А., Эмдин М.В. Этика Гегеля и кризис современной буржуазной этики. – Л., 1966.
Классики мирового религиоведения. Антология. Т. 1. – М.: Канон +, 1996.
Кобецкий В.Д. Социологическое изучение религиозности и атеизма. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1978.
Колесников А.С. Свободомыслие Бертрана Рассела. – М.: Мысль, 1978.
Колосницын В.И. Религиозное отчуждение. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1987.
Корню О. Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Жизнь и деятельность. – М.: Изд-во иностр. лит., 1959-1964. – Т. 1-3.
Коротков Н.Д. Социальный аспект проблемы человека в религиозной философии. – Киев: Наукова думка, 1978.
Критика философской апологии религии. – Киев: Наукова думка, 1985.
Крывелёв И.А. История религий: Очерки: В 2-х т. – М.: Мысль, 1988.
Крывелёв И.А. Библия: историко-критический анализ. – М.: Политиздат, 1985.
Крывелёв И.А. Критика религиозного учения о бессмертии. – М.: Наука, 1979.
Крывелёв И.А. Критика религиозной концепции нравственного достоинства человека. – М.: Знание, 1977.
Крывелёв И.А. Маркс и Энгельс о религии. – М.: Наука, 1964.
Крывелёв И.А. Религиозная картина мира и её богословская модернизация. – М.: Наука, 1968.
Крывелёв И.А. Религиозное утешение и его социальная роль. – М.: Знание, 1975.
Кудряшев А.Ф. Уровни бытия в философском учении Фихте //Фихте и конец ХХ века: «Я» и «Не-Я». – Уфа, 1992.
Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века: Учеб. пособие для ун-тов. – М.: Высшая школа, 1989.
Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVIII века. – М., 1986.
Лазарев В.В. Философия раннего и позднего Шеллинга. – М.: Наука, 1990.
Лазарев В.В. Шеллинг. – М., 1976.
Лазарев В.В., Рау И.А. Гегель и философские дискуссии его времени. – М.: Наука, 1991.
Ланге Ф.А. История материализма и критика его значения в настоящее время. – СПб., 1881-1883. – Т. 1-2.
Ланц Г. Фихте //Вопросы философии и психологии, 1914, кн. 122(2).
Лапин Н.И. Молодой Маркс. – М.: Мысль, 1967.
Лекторский В.А. «Альтернативные миры» и проблема непрерывного опыта //Природа научного знания. – Минск, 1979.
Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. – М., 1980.
Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М.: Эдиториал УРСС, 2001.
Лившиц Г.М. Атеизм Людвига Фейербаха. – Минск, 1978.
Лисовенко Н.А. Философия религии Марбургской школы неокантианства. – Киев: Наукова думка, 1983.
Лобовик Б.А. Религия как социальное явление. – Киев: Вища школа, 1982.
Лукач Д. Молодой Гегель и проблемы капиталистического общества. – М., 1987.
Лукьянов А.В. Идея метакритики «чистой» любви (Философское введение в проблему соотношения диалектики и метафизики). –Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 2001.
Лукьянов А.В. Основы истории и философии религий. В 3-х т.: Т. 1. Дохристианский период. – Уфа: Изд-е ВЭГУ, 1995.
Лукьянов А.В. Философия Иоганна Готлиба Фихте (1762-1814). – Оренбург: Издат. центр ОГАУ, 1997.
Любутин К.Н. Категории субъекта и объекта в немецкой классической и марксистско-ленинской философии. – Свердловск, 1969.
Малахова И.А. Анатомия религиозной веры. – М.: Политиздат, 1980.
Малинин В.А. Диалектика Гегеля и антигегельянство. – М.: Мысль, 1983.
Малинин В.А., Шинкарук В.И. К. Маркс, Ф. Энгельс и левое гегельянство. – Киев: Наукова думка, 1986.
Малинин В.А., Шинкарук В.И. Левое гегельянство: критический анализ. – Киев: Наукова думка, 1983.
Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990.
Мамардашвили М.К. Кантианские вариации. – М.: Аграф, 1997.
Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. – Тбилиси, 1984.
Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления. – М., 1968.
Маркова Л.А. Наука и религия. – СПб.: Алетейя, 2000.
Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Т. 1. Кн. 1. – М.: Политиздат, 1983.
Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. – М.: Госполитиздат, 1956.
Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – 2-е изд. – М.: Политиздат, 1955-1981. – Т. 1-50.
Меринг Ф. Карл Маркс. История его жизни. – М.: Госполитиздат, 1957.
Меринг Ф. Юношеские годы Карла Маркса. – М., 1906.
Методологические проблемы современного религиоведения. Научно-аналитический обзор. – М., 1990.
Минский Н.М. Религия будущего: (Философские разговоры). – СПб., 1995.
Митрохин Л.Н. Баптизм. – М., 1966.
Митрохин Л.Н. Социалистическая действительность и религия //Наука и религия, № 11, 1987.
Митрохин Л.Н. Философия религии: (опыт истолкования Марксова наследия). – М.: Республика, 1993.
Мосс М. Социальные функции священного. – СПб.: Евразия, 2000.
Мотрошилова Н.В. Иоганн Готлиб Фихте //История философии: Запад – Россия – Восток. КН. 2. – М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1996.