Философия Рене Декарта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 21:05, реферат

Описание

Наиболее крупную роль в становлении и развитии философии нового типа сыграл Французский философ Рене Декарт(1596-11650).Его система была философской системой Нового Времени, не только отрицающей схоластическое мышление, но и содержащей позитивную программу, опирающуюся на собственный метод, системой, которая во многом определила восходящее развитие философской мысли Европы на последующие триста лет.
Декарт глубоко верил в величайшее значение правильного научного метода познания. “Уже лучше, – говорил он, – совсем не помышлять об отыскании каких-либо истин, чем делать это без всякого метода….”1 . По его мнению, польза развиваемого им метода такова, что приступать без него к научным занятиям скорее вредно, чем полезно, ибо познающие без правильного метода уподобляются слепым, хотя они и обладают зрением.

Содержание

Введение. 3
1. Жизнь Рене Декарта 4
2. Предмет философии с точки зрения Декарта. 6
3. Рационалистический метод Р. Декарта. 8
4. Методологическое сомнение. 12
5. Проблема Бога. Врожденные идеи. 15
6. Дуализм Декарта. Учение о субстанциях. 18
Заключение. 20
Список использованных литературных источников. 21

Работа состоит из  1 файл

Философия1.doc

— 183.00 Кб (Скачать документ)

          Врожденность идей не означает, что они всегда имеются в  человеческом уме как готовые,  автоматически ясные чуть ли  не с утробного существования  человека. В действительности врожденность  означает только предрасположенность,  склонность к проявлению этих идей в определенных условиях, когда они становятся совершенно ясными, отчетливыми и очевидными.

Не Декарт изобрел  принцип врожденных идей. Но он им воспользовался, ибо без него не находил решения  для ряда философских проблем  и трудностей. Если бы человек зависел только от своего опыта или от опыта других индивидов, с которыми непосредственно общается, то он, вряд ли мог бы действовать свободно, рационально, эффективно. Все перешагивающие опыт идеи, согласно Декарту, нам, нашим душам "даны", "внушены" как врожденные. Идея Бога тут стоит особняком. Ибо врожденные идеи – в том числе и идею Бога – в наши души "вносит" сам Бог. Однако философствующий человек может, да и должен с помощью своего интеллекта постигнуть, обрести такие общие идеи.

 

 

 

 

 

 

6. Дуализм Декарта. Учение о субстанциях.

 

Для того чтобы объяснить природу и структуру мира, Декарт ввел понятие телесной субстанции, которая безраздельно господствует во всем универсуме. Определяя  субстанцию как то, что не нуждается ни в чем другом для своего существования, Декарт подчеркивает всеобщность материального начала в природе. По мысли Декарта, материальной субстанции присущи определенные всеобщие неизменные свойства: объемность и протяженность, которые он называл простыми элементами материи. Из этих элементов логически вытекают, в свою очередь, следующие свойства: фигура, величина, расположение, порядок частей, их количество, делимость, длительность, перемещение. По мысли философа, протяженность не может быть чем–либо ограничена, материальная Вселенная беспредельна.

Если материальный мир беспределен, то всякое движение тел возможно только как относительное взамосмещение их. А поскольку все свойства материальных частиц сводимы к их взаимным расположениям, это приводит к разнообразию в движениях частей систем и конгломератов. В свою очередь все движения и изменения в мире суть следствия внешних причин. Отводя роль “первопричины” Богу, Декарт называет законы перемещения “вторыми причинами” материального мира.

Декарт утверждает, что в человеке находятся две “конечные”, “сотворенные”, резко отличающиеся друг от друга субстанции, из которых одна телесная, а другая субстанция мыслящая, духовная. Мышление есть атрибут и сущность духовной субстанции, и поскольку главные атрибуты обеих субстанций различны их сущности не совместимы друг с другом и находятся во взаимоисключающем отношении. Для их гармоничного взаимодействия  требуется апелляция к функции Бога.

Однако Декарт не мог строго придерживаться своей дуалистической схемы взаимонезависимых субстанций. Приходилось косвенно признавать их взаимодействие. Декарт предложил здесь компромиссное, дуалистическое решение. Суть этого решения состояла в том, что ни тело само по себе не может вызывать изменений в душе, ни душа как таковая не способна произвести никаких телесных изменений. Однако тело все же может повлиять на направление душевных процессов, как и душа – на направление процессов телесных. Душа, по Декарту, нуждается в определенном месте обитания (теле), а тело человека и нервные процессы в нем тесно связаны.

Идея связи двух субстанций обнаружилась и в Декартовском учении о страстях. Декарт начал считать, то аффективные состояния души отражают те или иные явления тела. При этом чем ниже сфера психической деятельности, тем больше ее зависимость от соответствующих действий тела. Декарт свел разнообразие человеческих страстей к шести основным: удивление, любовь, ненависть, желание, радость и печаль. На основании учения о страстях Декарт пытался создать учение о морали, однако не смог его развить достаточно всесторонне и определенно.

 Главный принцип морали, по мысли Декарта, – требование разумного поведения, основанного на знании. Моральный идеал состоит в земном счастье, которое в ясном самосознании  и покое мыслящей души. Цель жизни – это “душевное довольство”. Для достижения этого состояния разум должен с помощью знаний подчинить себе страсти и заняться познанием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Декарт – великий математик, один из главных создателей алгебры и аналитической геометрии, он – один из творцов механики. Углубившись в вопросы оптики, он открыл закон преломления света. Изучая и анатомируя тела животных, Декарт стал одним из основоположников физиологии, сразу оценившим громадное значение кровообращения, открытого английским врачом Вильямом Гарвеем (причем Декарт и сам шел к этому открытию). Его интерес к физиологии дополняется интересом к психологии – история психологии Нового времени начинается с его произведений. В качестве физика Декарт первым в Новое время поставил космогоническую проблему на новом уровне. Она означала уже выход к мировоззренческим вопросам науки, следовательно, и к философским вопросам. Быть может, впервые после Аристотеля в лице Декарта органически соединился гений великого ученого–естествоиспытателя и глубочайшего философа.

Декарт принадлежит к числу тех мыслителей, которые являются постоянными “собеседниками” последующих поколений философов. Многие идеи Декарта в трансформированном виде жить в философии 20в. (феноменализм, экзистенциализм и др.) Его метафизика, рационализм, учение о сомнении находятся в центре непрекращающихся споров современной философии с классическим рационализмом. На основании работ Декарта формулируют свои концепции крупнейшие философы современности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных литературных источников.

 

  1. Соколов В.В. Европейская философия XV–XVII веков: Учеб. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1996. – 400 с.
  2. Грицанов А.А. История философии: Энциклопедия. – Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002 – 1376 с. – (Мир энциклопедий).
  3. История философии. Под ред. М.А.Дынина, М.Т.Иовчука, Б.М.Кедрова, М.Б.Митина, О.В.Трахтенберга. Издательство академии наук  СССР. М.: 1957г. – 720 с.
  4. Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века. Учебное пособие. ”Высшая школа”  1974г. 
  5. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности. Учебное пособие для вузов. – М.: “Фаир–пресс”,1998 – 576 с.
  6. Курбатов В.Н. История философии.
  7. Философия. Учебник. Под. Ред. В.Д. Губина
  8. История философии: Учебник / Ч.С. Кирвель, А.А.Бородич, У.Д. Розенфельд и др.; Под ред. Кирвеля. – Мн.: Новое знание, 2001. – 792 с.: ил.

Информация о работе Философия Рене Декарта