Философия Рене Декарта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 21:05, реферат

Описание

Наиболее крупную роль в становлении и развитии философии нового типа сыграл Французский философ Рене Декарт(1596-11650).Его система была философской системой Нового Времени, не только отрицающей схоластическое мышление, но и содержащей позитивную программу, опирающуюся на собственный метод, системой, которая во многом определила восходящее развитие философской мысли Европы на последующие триста лет.
Декарт глубоко верил в величайшее значение правильного научного метода познания. “Уже лучше, – говорил он, – совсем не помышлять об отыскании каких-либо истин, чем делать это без всякого метода….”1 . По его мнению, польза развиваемого им метода такова, что приступать без него к научным занятиям скорее вредно, чем полезно, ибо познающие без правильного метода уподобляются слепым, хотя они и обладают зрением.

Содержание

Введение. 3
1. Жизнь Рене Декарта 4
2. Предмет философии с точки зрения Декарта. 6
3. Рационалистический метод Р. Декарта. 8
4. Методологическое сомнение. 12
5. Проблема Бога. Врожденные идеи. 15
6. Дуализм Декарта. Учение о субстанциях. 18
Заключение. 20
Список использованных литературных источников. 21

Работа состоит из  1 файл

Философия1.doc

— 183.00 Кб (Скачать документ)

 

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение  образования

Брестский государственный  технический университет

Кафедра философии  и культурологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по философии

 

На тему: “Философия Рене Декарта”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                           Выполнила аспирантка

                                                       Третьяк С.В.

 

                                                                                                        Проверила  

                                                                                                        к.ф.н. Варич В.Н.    

 

 

 

 

 

 

 

Брест 2005

Содержание.

 

                                                                                                                                     стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

 

Наиболее крупную роль в становлении и развитии философии нового типа сыграл Французский философ  Рене Декарт(1596-11650).Его система была философской системой Нового Времени, не только отрицающей схоластическое мышление, но и содержащей позитивную программу, опирающуюся на собственный метод, системой, которая во многом определила восходящее развитие философской мысли Европы на последующие триста лет.

 Декарт глубоко верил в величайшее значение правильного научного метода познания. “Уже лучше, – говорил он, – совсем не помышлять об отыскании каких-либо истин, чем делать это без всякого метода….”1 . По его мнению, польза развиваемого им метода такова, что приступать без него к научным занятиям скорее вредно, чем полезно, ибо познающие без правильного метода уподобляются слепым, хотя они и обладают зрением.

Практическая полезность “Рационалистического метода” Декарта сохраняется и в настоящее время. Для постижения научного знания это особенно актуально.

Рассмотрением      философии    Декарта       занимались     Соловьев В.В. [1],

Нарский И.С. [4],    Грицанов А.А. [2],     Кирвель Ч.С. [8],      Шаповалов В.Ф. [5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

“…..” 1 – История философии. Под ред. М.А.Дынина, М.Т.Иовчука, Б.М.Кедрова, М.Б.Митина, О.В.Трахтенберга. Издательство академии наук  СССР. М.: 1957г.  стр.392.

1. Жизнь Рене Декарта.

 

Рене Декарт (Renatus Cartesius Decartes) – французский философ и математик. Родился в имении своих аристократических предков в южной Турени 31 марта 1596 г. в семье мелкопоместного дворянина Иоахима Декарта, советника парламента Бретани. С 1604 по август 1612 г. Декарт был воспитанником основанной Генрихом IV привилегированной коллегии Ла Флеш, где под руководством отцов-иезуитов изучал древние языки, риторику, поэзию, физику, математику и особенно основательно – философию.    1612-1628 гг. были для Декарта временем его первых путешествий, изучения "великой книги мира", поиска и выбора путей, которыми "можно было бы уверенно идти в этой жизни". Возвращаясь из путешествий на родину, он уединенно жил в парижском предместье Сен-Жермен. В 1616 он получил степень бакалавра права в университете города Пуатье (где занимался изучением права и медицины), хотя впоследствии никогда не занимался юридической практикой. В 1617 г. Декарт поступил на военную службу волонтером, что лишало его чинов и жалованья, но зато предоставляло определенную свободу. Годы службы в Нидерландах (1617-1619) совпали с периодом мира. Времени для научных занятий было достаточно.

В 1619 г. в Европе разразилась война, которой было суждено продлиться тридцать лет. Декарт вместе с армией, в которой он служил, отправился в Германию. До 1621 г. он принимал участие в военных действиях. С 1621 по 1628 гг., живя во Франции, Декарт совершал путешествия по Европе. В Париже, где он поселился с 1623 г., Декарт входил в круг выдающихся французских ученых первой половины XVII века и постепенно завоевал славу оригинального математика и философа, искусного спорщика, способного опровергать ходячие мнения и закрепившиеся в науке предрассудки. Последнюю часть жизни, 1629-1650 гг., Декарт провел в Нидерландах.

До середины 30-х годов XVII в. Декарт создавал, вынашивал и корректировал свою концепцию. И вот исторический час ее включения в науку и философию наконец пробил. Одно за другим стали выходить в свет знаменитые Декартовы сочинения. В 1637 г. в Лейдене были опубликованы «Рассуждения о методе». Работа содержала первый очерк центральных идей Декартовой философии. Вместе с «Рассуждениями» появились «Диоптрика», «Метеоры» и «Геометрия», задуманные как приложения универсальных правил метода к конкретным научным областям. В 1641 г. в Париже на латинском языке вышли первым, а в 1642 году – вторым изданием «Метафизические размышления» Декарта. В 1644 г. были опубликованы «Начала философии», самое обширное сочинение Декарта, уточняющее и резюмирующее главные идеи и разделы его философии – теорию познания, метафизику, физику, космологию и космогонию. Последние произведения мыслителя – это «Описание человеческого тела» и «Страсти души». Вошедшее в моду картезианство простирало свое влияние и на королевские дворы Европы. В конце 40-х годов учением Декарта заинтересовалась молодая шведская королева Христина. Она пригласила знаменитого философа в Стокгольм, чтобы из его уст услышать разъяснения наиболее трудных положений картезианства. Он прибыл в Стокгольм в октябре 1649 г. Имея привычку проводить утренние часы в постели, Декарт был вынужден вставать зимой посреди ночи и добираться до королевского дворца, преодолевая значительное расстояние. Возвращаясь как-то с уроков, назначенных на пять утра, он простудился и умер от пневмонии на девятый день болезни 11 февраля 1650. . Погребение состоялось в Стокгольме. В 1667 г. останки великого философа были перевезены во Францию и захоронены в Париже, в церкви Сент-Жермен-де-Пре (теперь – Пантеон).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Предмет философии с точки  зрения Декарта.

 

Предмет философии в понимании Декарта четко определен им в предисловии его “Первоначал философии”: “Вся философия подобна дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви, исходящие от этого ствола, – все прочие науки, сводящиеся к трем главным: медицине, механике и этике ….Подобно тому как плоды собирают не с корней и не со ствола дерева, а только с концов ветвей, так и особая полезность философии зависит от тех ее частей, которые могут быть изучены только под конец”1. В данном определении провозглашено единство всего знания. Философ подчеркивал, что “все науки связаны между собой настолько, что гораздо легче изучить их все сразу, чем отделяя одну от других”2. Единство наук Декарт отождествлял с философией. Ее фундамент составляет метафизика.

 В цитированном  выше декартовском определении  предмета философии практически наиболее полезными  объявлялись конкретные науки, выраставшие на кроне дерева знания. Декарт противопоставлял умозрительной бесплодности школьной философии такую “практическую философию с помощью которой, зная силу и действие огня, воды, воздуха, звезд, небес, и всех прочих окружающих нас тел так же отчетливо, как мы знаем различные ремесла наших мастеров, мы могли бы, как и они, использовать и эти силы во всех свойственных им применениях и стать, таким образом, как бы господами и владетелями природы”3. Следовательно, декартовская концепция науки означала преодоление созерцательного отношения к знанию.

 Декарт, как видно из определения философии, начинал с самых общих положений метафизики и от них продвигался к более частным положениям физики, доходя затем до максимально конкретных наук, доставляющих людям нужные им плоды.


“…..” 1  – Соколов В.В. Европейская философия XV–XVII веков: Учеб. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1996.  стр.215.

“…..” 2 – Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века. Учебное пособие. ”Высшая школа”  1974г.  стр.86.

“…..”3 – История философии. Под ред. М.А.Дынина, М.Т.Иовчука, Б.М.Кедрова, М.Б.Митина, О.В.Трахтенберга. Издательство академии наук  СССР. М.: 1957г.  стр.385.

Этот путь Декарта  от общего к частному определялся  его математическим гением, для которого степень научности любой отрасли знания прямо пропорциональна степени ее математизации. Опыт и математика – главные двигатели знаний, особенно естественно–научных.

 Всю философию Декарта пронизывало убеждение в беспредельности человеческого разума, хотя он, разумеется, порицал мнимое схоластическое всезнайство. Для Декарта характерно его убеждение в том, что два пути познания совершенно равноправны и приводят к одному и тому же результату: разум, постигая себя, познает и природу, а познавая природу, приобретает в конечном итоге знание о себе самом, так что субъект и объект по содержанию тесно взаимообусловлены, и это приводит к полной равнозначности двух путей.

 Всей своей философией  Декарт стремился, соответственно, придать четкий и ясный облик,  так чтобы одни ее тезисы  самым бесспорным образом, без  каких–либо

натяжек, естественно  и очевидно вытекали из других. Однако сделать это последовательно ему не удалось.

 С чего начать  построение философско–научных знаний?

 Как ученый–естествоиспытатель  он хочет начать с рассмотрения  простых свойств телесной субстанции. Как философ–метафизик он хотел бы начать философское рассуждение с бесконечного божества, но как математик–исследователь считает, что обоим отправным пунктам анализа должно быть предпослано рассмотрение метода.

 

3. Рационалистический метод Р. Декарта.

 

   В круге вопросов философии, которые разрабатывал Декарт, первостепенное значение имел вопрос о методе познания. Проблема метода встала в неразрывной связи с бурным прогрессом научных исследований и познаний. Для передовых представителей  науки и философии стала очевидной неспособность традиционной логики быть эффективным методологическим средством в деле открытия новых истин. Декарт считал, что “только обладая истинным методом, возможно добиваться познания всего” 1. Он также подчеркивал, что “традиционная логика содержит некоторые правильные и полезные предписания, но больше в ней бесполезного и даже вредного, что в целом она более пригодна к изложению уже известного, чем к открытию еще не известного” 2.

В учении о познании Д. был родоначальником рационализма, который сложился в результате наблюдений за логическим характером математического знания. Математические истины, по Декарту, совершенно достоверны, обладают всеобщностью и необходимостью, вытекающими из природы самого интеллекта. Поэтому Декарт отвёл исключительную роль в процессе познания дедукции, под которой он понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов. Достоверность аксиом усматривается разумом интуитивно, с полной ясностью и отчётливостью. Для ясного и отчётливого представления всей цепи звеньев дедукции нужна сила памяти. Поэтому непосредственно очевидные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассуждениями дедукции. Вооружённый достоверными средствами мышления – интуицией и дедукцией, разум может достигнуть во всех областях знания полной достоверности, если только будет руководствоваться истинным методом. Правила рационалистического метода Д. состоят из четырёх требований:


“…..” 1 – Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века. Учебное пособие. ”Высшая школа”  1974г.  стр.88.

“…..” 2  – Соколов В.В. Европейская философия XV–XVII веков: Учеб. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1996.  стр.218.

Первое – “никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью” 1 (т.е. допускать в качестве истинных только такие положения, которые представляются ясными и отчётливыми, не могут вызвать никаких сомнений в их истинности).

Второе – “делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить” 1 (т.е. расчленять каждую сложную проблему на составляющие её частные проблемы или задачи).

Третье – “располагать свои мысли в определённом порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало по малу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу” 1 (т.е. методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному).

И последнее – “делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено” 1 (т.е. не допускать никаких пропусков в логических звеньях исследования).

Важнейшим правилом своего метода Декарт считал первое, так  как это не просто правило, но фундаментальный нормативный принцип, именно потому, что все должно сводиться к ясности и отчетливости, в чем заключается очевидность. Умственное действие посредством которого достигается очевидность интуитивное действие, или интуиция. Со слов Декарта это не вера в шаткое свидетельство человеческих чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но прочное понятие ясного и внимательного ума, порожденная лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция. Интуиция служит исходным пунктом для более или менее длинной цепи дедукции, вывода одного понятия из другого. Начало каждой из таких цепей и составляет конкретная интуиция. Она перестала бы быть таковой, если бы не могла быть развернута в последующие звенья дедукции, выявляющие плодотворность любой интуитивной истины. Итак, речь идет о действии, которое служит себе и основой, и подтверждением, ибо


 

“…..” 1 – История философии. Под ред. М.А.Дынина, М.Т.Иовчука, Б.М.Кедрова, М.Б.Митина, О.В.Трахтенберга. Издательство академии наук  СССР. М.: 1957г.  стр.394.

 

оно опирается  ни на что иное, как на взаимную прозрачность интуитивного действия. Речь идет о ясной и отчетливой идее, отражающий "чистый свет разума", еще не согласованный с другими идеями, но увиденной сама собой, интуитивно данной и не доказанной. Речь идет об идее, присутствующей в уме, и об уме, открытом идее без какого бы то ни было посредничества. Достичь этой взаимной прозрачности - цель трех других правил.

Информация о работе Философия Рене Декарта