Философия русского анархизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 15:39, реферат

Описание

Целью курсовой работы является изучение философии истории русского анархизма.
Исходя из цели работы в ней будут решаться следующие задачи:
1.Рассмотреть появление анархизма в России.
2.Изучить философские убеждения Бакунина.
3. Охарактеризовать просветленный анархизм Кропоткина.
4.Проследить философию учений Толстого.

Работа состоит из  1 файл

Философия русского анархизма.doc

— 127.00 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Начало XX века явилось  как нельзя более благоприятным  периодом для активизации творческого  поиска и развития идей, занимавших умы передовой русской и мировой общественности того времени. Идеи эти находили отражение в литературе и искусстве, философии и научном знании. Писатели и ученые, мыслители и деятели искусства неизменно задавались так называемыми «вечными философскими вопросами» и старались найти на них ответы. Художественное творчество целых поколений и эпох порой являло собой не что иное, как попытку философского самоопределения отдельно взятого человека в мире окружающей его реальности: природы, космоса, других людей. Нельзя не поставить в этот ряд и факт индивидуальной конечности, который человечество неизбежно пыталось преодолеть на протяжении всей истории своего существования. В своем стремлении порвать эту нить предопределенности, соединяющую его с земным бытием, человек выдвинул идею грядущего освоения космического пространства[6,c.93].

Можно определённо  сказать: анархия – не беспорядок, не идеология партии, не бесплодное мечтание фантазёров. Анархия - это  не хаос, а гармоничное общество свободных личностей. Общество не дезорганизованное, а просто организованное на иных, невластнических началах и состоящее из людей, движимых иными ценностями. Анархизм же можно понимать в нескольких смыслах: как социальное учение со своим идеалом общества, как философское мировоззрение со своей системой ценностей (в центре которых личность и её свобода), как субкультуру и движение с определённым набором личных и общественных практик и дискурсов. Разумеется, одно тесно связано с другим, поскольку «вера без дел мертва». Анархизмом нельзя «заниматься»; можно быть анархистом, исповедовать и проповедовать анархизм, активно способствуя всему тому, что пробуждает в людях человеческое достоинство и закладывает кирпичики общественного самоуправления – вне, помимо и против власти. Важен принцип: мыслить глобально, действовать локально. Выдающийся русский анархист первой трети ХХ века Алексей Боровой назвал анархизм «романтическим учением с реалистической тактикой» и «философией пробудившегося человека» [12,c.151].

Целью курсовой работы является изучение философии истории  русского  анархизма.

Исходя из цели работы в ней будут решаться следующие  задачи:

1.Рассмотреть  появление анархизма в России.

2.Изучить философские  убеждения Бакунина.

3. Охарактеризовать просветленный анархизм Кропоткина.

4.Проследить философию учений Толстого.

Данной теме посвящено большое количество работ  и исследований, но, не смотря на это, тему нельзя назвать не актуальной и исчерпанной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Появление  анархизма в России.

 

Анархизм существовал  на протяжении всей известной человеческой истории. В различные эпохи мы находим стихийные порывы народных масс к самоуправлению, безвластию и построению общества без насилия, иерархии и принуждения, стремление личности к обретению максимально возможной свободы. Греческий полис (в котором государство не существовало отдельно от общества и все вопросы решались на народных собраниях) и исландский тинг (народное собрание), сельские и городские общины средних веков и коммуны Нового времени (например, толстовские коммуны, или многие израильские киббуцы в начальный период их существования), религиозные движения духоборов и анабаптистов, рабочие Советы в России в 1905 году или в Венгрии в 1956 году – вот лишь немногие, несовершенные, но вполне реальные примеры массового анархического по своей сути творчества «снизу». Параллельно развивалась многоликая и пёстрая анархическая мысль: от отдельных мечтаний поэтов и философов до развёрнутых и продуманных учений [15,c.233].

Анархизм в России возник в конце 60-х — начале 70-х гг. 19 в. В 70-е гг. часть народников, вплоть до образования, находилась под влиянием анархистских идей М. А. Бакунина. Программные и тактические установки русских анархистов сформулированы Бакуниным в книге «Государственность и анархия» (1873). Характерными чертами анархизма. тех лет были: отрицание необходимости политической борьбы с правительством, отрицание парламентаризма, вера в социалистические «инстинкты» русского крестьянства, вера в крестьянскую общину как основу социализма, в близкую социальную революцию в России, которая якобы должна произойти в результате повсеместного крестьянского восстания. Бакунин убеждал молодёжь в глубокой и неистощимой революционности крестьянских масс, считая, что «ничего не стоит поднять любую деревню» на бунт. Под влиянием Бакунина в революционном народническом движении 70-х гг. сформировалось бунтарское бакунистское направление. А. 70-х гг. выражал интересы мелкой буржуазии и части крестьянства. «Хождение в народ» показало несостоятельность надежд русских анархистов на готовность крестьянства к революции. Выявились противоречия, которые были заложены в учении самого Бакунина. В 70-е гг. А. смог «... развиться необыкновенно пышно и обнаружить до конца свою неверность, свою непригодность, как руководящей теории для революционного класса [2,c.151]. В 80-е гг. А. по существу не играет никакой роли в русском освободительном движении. 

 В конце 19 — начале 20 вв. идеологом анархизма выступил П. А. Кропоткин. В 1906 в Петербурге появились его работы «Анархия, ее философия, ее идеал», «Анархия и ее место в социалистической революции». В 1903 в Швейцарии при участии Кропоткина стал выходить анархистский журнал «Хлеб и воля». В России анархистские группы образовались в Одессе, Екатеринославе, Белостоке и др. Социальная база анархизма в эти годы — отсталые слои рабочего класса, мелкая буржуазия. 

 В период Революции  1905—07 анархистские организации  появились почти во всех крупных  промышленных городах, особенно  на юге России, и на флоте.  Однако их влияние было незначительно.  В. И. Ленин, отмечая вред теоретических взглядов анархистов и их тактики для пролетариата, в декабре 1905 писал: «...Мы употребим... все средства идейной борьбы, чтобы влияние анархистов на русских рабочих осталось столь же ничтожным, каким оно было и до сих пор» [14,c.311]. Анархисты вместе с меньшевиками в 1906—07 вели пропаганду за созыв беспартийного «рабочего съезда», 5-й съезд РСДРП принял специальное решение о ненужности такого съезда. Среди анархистов в этот период оформилось несколько течений: «хлебовольцы», отрицавшие экспроприацию и признававшие пользу рабочих организаций; « анархисты-синдикалисты», рассматривавшие синдикаты (объединение рабочих на почве производственных интересов в профсоюзы) как ячейки будущего безгосударственного общества и издававшие за границей журнал «Буревестник»; «безначальцы» и «чернознаменцы» (позднее часть из них выделилась в группу «безмотивников»), которые выдвигали на первый план террор и экспроприацию. Организации анархистов почти все были разгромлены полицией [17,c.237]. 

 После Февральской революции 1917, в связи с пробуждением к политической жизни широких мелкобуржуазных масс, анархисты активизировались; они создали во многих городах «федерации» и образовали фракции в ряде Советов (Кронштадтский совет). 

 Анархистское движение 1917 в значительной мере свелось к экспроприациям и террору. Выступавшие часто под видом анархистов бандиты и авантюристы способствовали полной компрометации А. как политического течения. Октябрьская революция, лишившая буржуазию политических прав, ликвидировала почву для анархистской агитации. Часть анархистов признала Советскую власть. Другая часть анархистов по мере укрепления Советского государства стала развёртывать пропаганду против Советской власти, заявляя, что она якобы означает «восстановление государственного гнёта». В обстановке Гражданской войны некоторые анархисты выступали против Советской власти с оружием в руках в различных бандах . В 1919 в Москве сложилась «Всероссийская организация анархистов подполья», совершившая ряд террористических актов (например, совместно с левыми эсерами — взрыв 25 сентября1919 здания МК РКП(б) в Леонтьевском переулке и др.). Эта и др. подобные организации анархистов были раскрыты органами ВЧК. До середины 20-х гг. продолжали действовать лишь небольшие легальные группы или кружки анархистов, пытавшиеся пропагандировать свои идеи (издательство «Голос труда»). Потеряв свою классовую базу, анархизм в СССР был ликвидирован. 

 

2.Философия русских анархистов

2.1. Бакунин: « один против двух... империй»

 

 «Отец» русского анархизма – Михаил Александрович Бакунин (1814-1876). М.А.Бакунин, на первое место выдвигал борьбу всеми дозволенными способами с государством и его институтами и громогласно объявил себя врагом любой власти. В манифесте-книге “Государственность и Анархия” - он предложил своим последователям единственную форму революционной борьбы - немедленное всенародное восстание для разрушения государственного строя. Взамен предлагалось организация вольного братского союза. Развивая теоретические построение Бакунина, члены кружка А.В. Долгушина вскоре предложили идею “хождение в народ” с целью подготовки крестьянских восстаний для осуществления социальной революции. Через “хождение в народ” прошли многие видные люди эпохи, искавшие действительные способы борьбы с самодержавием. При работе Первого Интернационала анархисты разошлись с коммунистами, которые отрицали взгляды Прудона. После теории анархистов были подвергнуты серьезной критике со стороны Маркса и Энгельса, поскольку по их мнению отказ анархистов от завоевания политической власти пролетариатом служит подчинению рабочего класса буржуазии.

Именно марксисты  отодвинули анархизм на второй план в  Интернационале, идеи централизации  были не так туманны, как анархические. В Западной Европе на смену Прудону и Бакунину пришла целая плеяда талантливых анархических писателей - теоретиков и пропагандистов. Среди них швейцарец Джеймс Гильом, бельгиец Цезарь де Пап, французы Элизе Реклю, Жан Грав и Луиза Мишель, итальянец Эррико Малатеста, немцы Макс Неттлау и Иоганн Мост и многие другие. Не ограничиваясь пропагандой, участием в рабочем движении и организацией кооперативов, профсоюзов и коммун, хотя и отрицая парламентскую борьбу, анархисты Европы и Америки зачастую инициировали антимилитаристские, феминистские, просветительские инициативы - которые способствовали освобождению личности и самоорганизации общества [9,с.141].

Михаил Бакунин друг Александра Герцена и яростный противник  Карла Маркса. Ему принадлежит  известное изречение: “Страсть к разрушению – творческая страсть” [2,c.169], которую, к сожалению, многие из его сторонников приняли слишком буквально. Вся ненависть к государству и церкви, накопленная в русской истории, внезапно выплеснулась в жизни этого человека. Его цель была настолько же благородной, сколь и безумной: разрушить две величайшие мировые империи – российскую и австрийскую – и освободить порабощенные народы. Несмотря на всю фантастичность такой идеи, казалось, он был близок к ее осуществлению. Его подстрекательские идеи насчет упразднения государства и церкви и установления свободных, управляемых рабочими предприятий встретили восторженную поддержку среди крестьян и рабочих по всей Европе, и яростное сопротивление со стороны властей.

Все монархи были не на шутку встревожены. После разъездов по Европе и подстрекательств, он был схвачен и приговорен к эшафоту. Однако саксонский король заменил топор вечной тюрьмой, потом, без всякого основания передал Австрии. Там его приковали к стене, и в этом положении он пробыл полгода. Наконец, Австрии наскучило кормить чужого преступника; она предложила его России. Александру II пришлось посадить его в Шлиссельбург, где Бакунин отсидел еще несколько лет, а затем направить его на вечное поселение в Восточную Сибирь. Как пишет Герцен, “Бегство Бакунина замечательно пространствами, это самое длинное бегство в географическом смысле. Пробравшись на Амур под предлогом торговых дел, он уговорил какого-то американского шкипера взять его с собой к японскому берегу. В Хакодате другой американский капитан взялся довести его до С.-Франциско”. После пересечения Америки он с тем же упорством плывет в Европу, намереваясь на этот раз обязательно “отплатить” австрийскому монарху [11,c.163].

 В 60-х и 70-х годах  авторитет Бакунина возрастает, по мере того, как он участвует во всех европейских революциях и пытается ввести анархические принципы в 1-й Интернационал. Он спорит с Марксом, т. к. вообще недолюбливает немцев и считает, что государственность – немецкое влияние. И Бакунин предсказывает, что если в какой-нибудь стране осуществится марксизм, это будет страшная тирания. История полностью подтвердила его опасения.

Бакунинские идеи о негосударственном  социализме становятся особенно привлекательными сегодня, когда мы видим, с одной стороны, неспособность авторитарных и технократических государств в централизованном порядке решить насущные социальные и экологические проблемы, а с другой – стремление во всем мире к свободным, самоуправляемым экологическим общинам. В этом отношении интересно отметить весьма скептическое отношение Бакунина к рациональным теориям. В частности, он не доверяет науке и ее способности организовать общество на справедливых началах – точка зрения прямо противоположная Марксу. Он пишет:

“Нельзя допустить, чтобы науки правили над жизнью, никому не позволено проявлять насилие над жизнью... То, что я проповедую, есть, следовательно, до известной степени бунт жизни против науки или, скорее, против правления науки, не разрушение науки, – это было бы преступлением против человечества, – но водворение науки на ее настоящее место, чтобы она уже никогда не могла покинуть его”[2,c.211].

В работе “Всестороннее  образование” он дает уничтожающую критику  ортодоксальной науке, прекрасно понимая, как государство использует ее в качестве своего главного орудия:

Информация о работе Философия русского анархизма