Философия в целом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 19:22, лекция

Описание

Историческое мировоззрение протекало в образной форме, в основе мифа лежит образ.
Философия как научное мировоззрение впервые появляется в Древней Элладе. Это объяснялось тем, что у греков в отличие от всех других народов не существовало священных книг, в которых бы чётко фиксировались религиозные догмы. Следовательно, не было и их хранителей – жрецов, считавшихся носителями высшей мудрости, благодаря этому греческая мысль оставалась свободной. Термин философия ввёл в сознание общества Пифагор. Он утверждал, что высшая мудрость (София) доступна только Богам, человеку же дано лишь стремиться к ней любить (фило). Именно на территории Древней Греции сложились первые философские школы, их принято называть натурфилософские.

Работа состоит из  1 файл

Философия.docx

— 59.01 Кб (Скачать документ)

Историческое  мировоззрение протекало в образной форме, в основе мифа лежит образ.

Философия как научное  мировоззрение впервые появляется в Древней Элладе. Это объяснялось  тем, что у греков в отличие  от всех других народов не существовало священных книг, в которых бы чётко  фиксировались религиозные догмы. Следовательно, не было и их хранителей – жрецов, считавшихся носителями высшей мудрости, благодаря этому  греческая мысль оставалась свободной. Термин философия ввёл в сознание общества Пифагор. Он утверждал, что  высшая мудрость (София) доступна только Богам, человеку же дано лишь стремиться к ней любить (фило). Именно на территории Древней Греции сложились первые философские школы, их принято называть натурфилософские.

 Для представителей  этих школ основной проблемой  была проблема бытия, и значит, главный вопрос, который их интересовал,  был вопрос «что есть начало  всего». Этих философов называли  физиками, они изучали «первооснову»,  то есть то состояние бытия,  которое остаётся неизменным  при любых превращениях.  Они  называли эту первооснову –  «физис».

Милетская школа

  Главой Милетской школы был Фалес, его принято считать первым философом. Он полагал, что первооснова это вода. Из воды всё выходит и в неё же всё возвращается, вода это жизнь, высыхание смерть, но под водой он понимал не то, что мы пьём, то, что мы пьём это лишь одно из её состояний. Вода как физис это нечто жидкое и тягучее. Ученик Фалеса – Анаксимен считал, что первоосновой считается воздух.

Эфесская  школа

Главой этой школы был Гераклит. Для Гераклита основой бытия являлся огонь. Он был первым мыслителем, выдвинувшим мысль о том, что всё в окружающем нас мире находится в постоянном движении. В основе развития лежит закон единства и борьбы противоположностей. Он отразил эту мысль в двух известных положениях:

  1. «В одну и ту же реку, нельзя войти дважды»
  2. «Мы те же  самые и одновременно не те же самые»

Атомистическая  школа

Философ Демокрит утверждал, что всё  в окружающем нас мире состоит из крохотных  неделимых частичек – атомов. В космосе нет ничего кроме атомов и пустоты. Атомы носятся в этой пустоте, соединяются, разъединяются, и поэтому одни вещи возникают, а другие исчезают. Поскольку атомов великое множество они создают бесчисленные комбинации, чем и объясняется разнообразие мира. Поэтому Демокрит и считается так же основоположником учения «о множественности миров».

Гуманистический период

В это время  проблемы бытия отходят на второй план, и главной становится проблема человека. Основоположником учения о  человеке считается Сократ.

Жизнь и  учения Сократа

Этот философ  не оставил ни каких письменных текстов. Сам себя он называл философом  рыночной площади.  Среди вопросов, над которыми он размышлял, главными были следующие:   что есть человек?  в чём его особенность? какое  место он занимает в космосе?

Согласно  его учению, человек это, прежде всего  душа, под которой он понимал ум, поэтому главная цель каждого из людей – развитие ума. Главным признаком человеческого в человеке он считал мудрость, а главным пороком – невежество, по которым он понимал нежелание человека знать. Цель познания для Сократа – получение истины. Истина рождается в столкновении двух противоположных точек зрения, то есть в диалоге. Задача философа заключается в том, что бы путём правильно поставленных вопросов помочь истине родиться на свет.

Классический  период

Философия Платона

Платон после  смерти Сократа оставляет Афины  и начинает путешествовать. По возращении в Афины он основывает Академию, этот мыслитель стал революционером философии, основоположником объективного идеализма. Свою философию он излагал в диалоговой форме, главный герой диалогов – Сократ. Своей главной задачей Платон считал разбудить человеческую душу (ум), вывести мысль из потаённости и тем самым заставить человека услышать голос своей души. Платон выдвинул утверждение, что помимо той реальности, которая дана нам в наших ощущениях, существует другая реальность – сверхчувственная и именно она является основой бытия. По существу он выдвинул учение о двоемирии, согласно которому есть мир идей (эйдосов), идеи это не мысли, это то по поводу чего наша мысль думает, когда свободна от власти чувственного и есть мир теней – вторичный (чувственный). Мир идей открывается нам только одним путём – умозаключения. Соотношение между этими двумя мирами Платон рассматривал следующим образом: «На Олимпе есть некий Бог Демиург», который и создаёт чувственную копию идеального мира – из любви к благу, но он является автором только копии, а не идеальной модели. Он своего рода – ремесленник, божественный мастеровой.

С проблемой  бытия у Платона тесно связана  проблема познания. Согласно его учению душа по смерти человека не исчезает, а  переселяется в другое тело. Она  уже была, она всё знает и  владеет истиною как сущностью. Процесс познания заключается в  том, что бы это вспомнить «познание  это припоминание». Большое место в философии Платона, занимает учение о человеке и государстве. Душа согласно Платону имеет тройственное деление, её высшая главная часть – ум, средняя – воля, низшая – чувственность. Он отмечал, что у каждого из этих свойств души должна быть своя добродетель. Добродетель ума – мудрость, воли – мужество, а чувственности – умеренность. Именно на этом утверждении основывается учение Платона об идеальном государстве. Он считал, что управлять им  должны мудрецы, защищать – мужественные войны, а жить и трудиться – умеренные граждане. Единство этих трёх добродетелей рождает главную, на которой и основывается идеальное государство.

Философия Аристотеля

Был учеником Платона, основателем ликея  в Афинах. Но его взгляды во многом не совпадали с взглядами учителя. «Платон мне друг, но истина дороже». Так, например, его взгляд на проблему бытия не совпадал ни с взглядами натурфилософов, ни с взглядами Платона. Аристотель утверждал, что истину следует искать посередине. Его считают главным систематизатором как научного, так и философского знания. Все науки он разделил на 3 вида:

  1. Теоретические (философия, логика).
  2. Практические. Они способствуют усовершенствованию человека и общества (этика, эстетика, педагогика, риторика, политика).
  3. Продуктивные. Способствуют производству предметов (механика).

По  своему значению выше всех – философия. В отличие от других наук она решает не конкретные проблемы, а всеобщие и подходит к их рассмотрению так  же с точки зрения всеобщего. Кроме  того все науки решают практические вопросы, в то время как философия  ищет знание, ради самого знания, а не ради практической пользы «Бескорыстная  любовь к истине». Аристотель определил  и основные философские учения:

  • Онтология – учение о бытии;
  • Гносеология – учение о познании;
  • Антропология – учение о человеке;
  • Диалектика – учение о развитии;
  • Этика – учение о нравственности;
  • Эстетика – учение о прекрасном.

Для Аристотеля, как и для Платона, учение о человеке связано с учением о государстве. Он рассматривал человека как политическое животное. Поэтому для него счастье отдельного человека то же самое, что и счастье всего государства, только многократно умноженное. Он выделяет 3 правильные формы государственной власти и 3 неправильные и отмечает, что форма власти зависит от того, кто правит  и в соответствии с чьими интересами.

Неправильные:

  • Олигархия – власть меньшинства (богатого) управляющего в собственных корыстных интересах.
  • Демократия (Демагогия) – власть большинства, но не реальная, а декларируемая. При ней расслоение общества не уменьшается, а возрастает – богатые становятся богаче, а бедные беднее. Она провозглашает широкие возможности, чем пользуются  люди не добросовестные и не честные, поэтому законы  при демократии исполнятся плохо или не исполняются вовсе. При этом преступность растёт, социальное неравенство и преступность вызывает в обществе недовольство. Недовольство создаёт почву для появления тирании.
  • Тирания – власть одного человека, осуществляемая в личных политических и экономических интересов.

Правильные:

  • Аристократия – власть родового меньшинства, осуществляемая в интересах большинства. 
  • Монархия - власть одного человека, но проводимая в общих интересах.
  • Полития – реальная власть большинства без издержек присущих демократии.

В своём развитии античная философия  прошла долгий путь:

1 период – натурфилософский

2 период –  гуманистический 

3 период –  эллинистический 

4 период – римский

Средневековая философия

Христианство  стало глобальным переворотом во всей системе ценностей и прежде всего мировоззренческих.

В начале 4 века, когда римская империя  принимает крещение, начинает происходить  поворот к новому сознанию и новой  культуре. Всё это происходит не вдруг и не сразу. Сохраняются  языческие храмы. 4 век – это  век культурного двоемирия, поэтому он весь проходит в возбуждённых богословских философских спорах. В данных спорах вырабатывалось новое мировоззрение и новое понятие. Именно в данное время складывается богословская наука – патристика (патро – отец).  Патристика занимается изучением и систематизацией трудов святых отцов. Периоды патристики:

  • Ранняя патристика 4-7 век. Представителями были: Иоанн Златоуст, Григория Богослов, Василий Великий,
  • Поздняя Патристика 8-9 век. В основном это восточная патристика. Представитель Иоанн Дамаски.

В этой науке  очень ярко был выражен философский  элемент. Она рассматривала следующие  проблемы: Бог и человек; соотношение  воли и благодати; вера и знание. Самым ярким представителем Западной патристике был Августин Блаженный (Аврелий Августин). Своё учение и понимание бытия он изложил в знаменитом труде «Исповедь». Главная тема этого труда – «Бог и человек», Бог – есть творец, поскольку всё существующие в мире создано им, Бог это и есть бытие. Бог – есть истина, так как он всё освящает, Бог – любовь, поскольку он всё соединяет и примиряет. Соединяющим звеном между Богом и человеком, является истина. Он подчёркивает, что сущность человека есть дух. В Европе складывается религиозная философия.

Развитие  схоластики так же,  как и патристика,  делится на 2 периода:

  • Ранняя схоластика 9 – начало 11 века.
  • Зрелая схоластика 11 – 13 век.

Фома Аквинский, как  систематизатор средневековой схоластики.

Главной проблемой его философии было соотношение веры и знания. Он отмечал, что философия и теология отличаются друг от друга не предметом исследования, обе размышляют о боге, о мире, о человеке, но одна (теология) даёт знание достаточно точное и полное, а философия не точное и не полное. Аквинский утверждал, что поскольку большая часть людей не обладают духовным видением, то для того, чтобы ориентироваться в окружающем мире, им необходимо опираться на ум, которым не следует пренебрегать, поскольку он является одной из сущностных характеристик человека.  Он выдвинул 5 доказательств бытия Бога или иначе 5 путей ведущих к Богу:

  • Доказательство от движения. Всё в мире движется, всё изменятся, но это движение изначально должно быть, кем то задано, и это Бог.
  • Доказательство от первопричин. Любое явление в мире, любая вещь, это всегда следствие какой-то причины, но должна быть первопричина, не являющаяся ни чьим следствием, это Бог.
  • Доказательство от возможного. Всё в окружающем нас мире могло быть, а могло и не быть и возможность бытия дана Богом
  • Доказательство от степеней совершенства. Градацию вещей, людей, в большей или меньшей мере умных, добрых, красивых мы можем найти и в окружающем нас мире. Их совершенное воплощение это Бог.
  • Доказательство от финализации. Всё в окружающем нас мире стремится к результату, к законченности, но это происходит не по нашему намерению, а направляется по воле Божьей. 

 

Фома  Аквинский утверждал, что если в  наших умах закрадывается ошибка, то искать её следует не в теологии, а в философии.

Философия эпохи возрождения

Временные границы  этой эпохи – конец 13 – начало 14 века.

Развитие  мануфактурного производства в Европе, стимулировала развитие науки и  научных знаний. Многие из них радикально перевернули представление людей о вселенной, так именно в эту эпоху выходит знаменитая работа Николая Коперника «О вращении небесных сфер». В целом, развитие науки привело к тому, что кардинально изменились представления человека и об окружающем его мире и о своём месте в нём. Картина мира сменилась с теоцентрической на антропоцентрическую картину.  

Антропоцентризм - главная черта ренессансной философии и всей ренессансной культуры.

Человек становится главным предметом исследования не только для учёных, философов  и художников.

Гуманизм – основная идея, главное умонастроение эпохи возрождения.

Особое  внимание ренессансные мыслители обращали на  природу, возвращаясь в этом отношении к античным пантеистическим (пантеизм – Обожествление природы) представлениям.  Изменившееся представление о мире изменило и представление о человеке. Акцент переносится с его духовной сущности на его телесную природу. Главное в человеке это присущее ему тело, ум и воля. Проблема человека главная для всех творцов эпохи возрождения:  Джордано Бруно, Леонардо Давинчи, Никола Кузанский.

Альберти жил в 15 веке, и был архитектором, математиком и философом. Человек занимает в его размышлениях главное место, но его интересует не человек вообще, а человек деятельный: вялость, нежелание и неспособность действовать, никчемность, он рассматривает как главный порок. Альберти был убеждён, что мы приходим в этот мир не для того что бы бесполезно просуществовать, а потом умереть и сгнить, но для великих и славных деяний. Деятельный человек, считал он, способен изменить всё даже свою судьбу, «её иго терпит тот, кто привык подчиняться».

Информация о работе Философия в целом