Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 19:22, лекция
Историческое мировоззрение протекало в образной форме, в основе мифа лежит образ.
Философия как научное мировоззрение впервые появляется в Древней Элладе. Это объяснялось тем, что у греков в отличие от всех других народов не существовало священных книг, в которых бы чётко фиксировались религиозные догмы. Следовательно, не было и их хранителей – жрецов, считавшихся носителями высшей мудрости, благодаря этому греческая мысль оставалась свободной. Термин философия ввёл в сознание общества Пифагор. Он утверждал, что высшая мудрость (София) доступна только Богам, человеку же дано лишь стремиться к ней любить (фило). Именно на территории Древней Греции сложились первые философские школы, их принято называть натурфилософские.
Мишель Монтень. Родился и жил во Франции в 16 веке. Является автором всемирно известного труда «Опыты». Он был представителем направления философии – скептицизм (философия недоверия), но при этом он всегда подчёркивал, что его скептицизм распространяется только на науку и не имеет никакого отношения к вере. Атеизм он рассматривал как состояние противоестественное для человеческой души и потому тяжёлое. В его философии человек так же является главной проблемой. В основу своих размышлений о нём, он кладёт очень близкую ему мысль Аристотеля «человек, создай самого себя». Он полагал, что философия имеет смысл лишь в том случае, если она учит человека быть счастливым, но для этого, писал он, следует ответить на вопрос «Человек не счастлив, но почему?» и отмечал, что здесь не существует ответа одинакового для всех. Нельзя научить быть человека мудрым чужой мудростью и счастливым чужим счастьем. Но при этом Монтень утверждал, что есть одно правило, которому должен следовать каждый человек желающий быть счастливым «Умей говорить жизни да, при любых обстоятельствах». Волю к жизни он считал основой мудрости. Монтень был уверен в том, что в жизни и в людях надо видеть, прежде всего, их лучшие стороны, тот, кто сосредоточен на худшем и видит только его, тем самым отрицает жизнь. Он был уверен в том, что даже смерть следует рассматривать как последний акт жизни, прожить который следует достойно. Счастливым человеком по убеждению Монтеня можно назвать того, кто ещё в юности дал себе обещание ни при каких обстоятельствах не проклинать жизнь и прожил ее, сдержав данную клятву.
Никола Макиавелли. Выдающийся историк, драматург, поэт и политический мыслитель эпохи возрождения. Автор знаменитого трактата «Государь». Он выдвинул утверждение, что всё человечество делится на две неравноценные половины. Подавляющее большинство это толпа, она апатична, безвольна, равнодушна ко всему, что не касается её лично. Её желания не распространяются далее сиюминутных потребностей, поэтому толпа нуждается в том, что бы её вели, ею управляли. Этим правом вести и повелевать обладают государи. Его отличает сильный и властный ум, способный ставить далеко идущие цели, но главное что выделяет его из толпы, это огромная воля, благодаря которой он и добивается поставленных целей. На пути к достижению поставленных целей государь должен забыть о праве и морали. И то и другое существует не для него, а для толпы, что бы с их помощью легче было управлять ей. Государь не должен избегать жестокости и даже откровенного насилия, если они оправданы. Он так же не должен избегать и коварства, ложь необходима в политике. Толпа только и ждет, чтобы её обманули, поэтому следует пообещать ей ожидаемое, а после того как цель будет достигнута, от обещанного всегда можно будет отказаться. В политике, считал Макиавелли, необходимо следовать только двум принципам:
17 век.
Эта эпоха была обозначена не просто дальнейшим развитием научной мысли, оно стало для неё поворотом. По существу эта эпоха научной революции, которая была предопределена Коперником, Галилео Галилеем и Ньютоном. Именно данное время поставило перед учёными вопрос о научном методе.
Он был физиком, математиком, философом. К вопросу о методе он подходил революционно, с его точки зрения всё здание науки необходимо было перестроить заново, начиная с фундамента (метода). Соотношение между философией и другими науками он рассматривал через образ дерева, его корни – это философия, ствол – физика, а ветви это все остальные науки. Де-Карт в основу своего метода положил разум. Сущность его рационалистического метода излагается в его работе «Правило для ума».
Де-Карт подходил к решению проблемы человека как дуалист. Для него в человеке равнозначна душа и тело. Собственно же человек для де-Карта – мыслящая реальность. «Я мыслю, значит, я существую». «Человек как мыслящая реальность наполнен множеством идей». Де-Карт свёл данные идеи к трём видам:
Был политическим деятелем, учёным и философом. Он считал, что философия достаточно долго носила созерцательный характер и была далека от решения практических проблем. Беком полагал, что предлагаемый им новый метод позволит соединить слово и дело. Наука должна встать на службу промышленности. Ему принадлежат известные слова «Знание – сила». Но для того, что бы мозг человека смог воспринять новый метод, необходимо освободить наш ум от идолов (заблуждений, идолов ума).
В основе эмпирического метода лежат чувства, чувственный опыт человека. Одно из направлений эмпиризма – сенсуализм. У Бекома было много последователей, один из них Локк, писавший, что «наш ум, это чистая доска, на которой опыт пишет свои письмена»
Канта считают последним философом нового времени, поэтому у него проблемы гносеологические занимают особое место. Он упрекал Декарта за абсолютизацию роли разума в познании и делал это в работе «Критика чистого разума», но не менее жёстким упрёком подвергался и эмпирический метод Бекома за абсолютизацию чувственного опыта, Кант это делал в работе «Критика практического разума». Согласно учению Канта, познание – это единство чувственного и рационального. Посредством чувств вещи нам даны, посредством ума мы их мыслим. Кант раскрывает процесс познания через категорию «Вещь в себе». Большое место в философии Канта занимают нравственные проблемы. Он в своих размышлениях о морали идёт от утверждения, что все нравственные представления даны нам априорно (доопытно). Поэтому все люди должны жить, сообразуясь с нравственным долгом, однако большинство живут вопреки ему. Дело в том, считал Кант, что люди в своей жизни руководствуются разными императивами (правилами). Он выделяет две группы императивов:
18 век в
Европейской философии был
Агностицизм – учение отрицающее познаваемость мира.
Гегель был представителем объективного идеализма, согласно его философской концепции бытие определяется существованием и развитием «абсолютной идеи», иррациональной умопостигаемой. Процесс появления и человека наделённого сознанием он рассматривал как процесс развития абсолютной идеи. Всё развитие, отмечал Гегель, идёт по закону триады. Своё учение о развитии он обосновал в своём знаменитом диалектическом методе. Гегель вывел три основных закона диалектики.
Первый закон: Закон единства и борьбы противоположностей.
Второй закон: Закон перехода количественных изменений в качественные.
Третий закон: Закон отрицание отрицания. Отрицание никогда не бывает абсолютным и полным, отрицается только изжившее себя свойство и качество. При отрицании обязательно происходит процесс снятия того положительного, что присутствовало в отрицаемом.
Свои идеи Гегель раскрыл в целом ряде работ, одна из них «Философия права».
Ещё одним
ярким представителем данной философии
был Людвиг Фейербах. Он был материалистом,
но его материализм был
Данная философия подразделяется на две части:
Основной вопрос философии сформулировал Энгельс. Этот вопрос имеет две стороны:
Проблемы гносеологии тесно связны в Марксизме с проблемой сознания. Сознание рассматривается ими через теорию отражения. Отражение – всеобщее свойство материи. Высшая форма отражения присущая только человеку – сознание. Оно по своей природе является идеальным. Идеальное, писал Ленин, есть не что иное, как материальное перенесённое в человеческую голову и преобразованное в ней. Свою теорию познания марксисты полностью берут из учения Канта, то есть как единство чувственного и рационального. В вопросах диалектики они так же полностью опираются на Гегелевский диалектический метод, но переносят законы диалектики из плоскости идеализма в плоскость материализма.
В своём учении об обществе, Маркс исходит из новой, предложенной им концепцией исторического развития. Он рассматривает историю как процесс развития и смены одной общественно экономической формации, другой. Он выделяет пять типов формации:
Каждая из этих формаций определяется присущим только ей способом производства материальных благ. Способ производства включает в себя производительные силы и производственные отношения. Производительные силы – орудие и средство производства. Производственные отношения – отношения, в которые люди вступают в процессе производства материальных благ. Производительные силы развиваются гораздо быстрее производственных отношений, поэтому рано или поздно между ними возникает конфликт. Данный конфликт разрешается социальной революцией, благодаря которой и происходят смена одной общественно экономической формации. Высшая форма революции – социалистическая. Все предшествующие социальные революции вели лишь к тому, что одна форма эксплуатации человека человеком сменялась другой и лишь социалистическая революция ведёт к уничтожению эксплуатации человека человеком.
Марксисты утверждали, что экономические отношения являются в развитии общества определяющими, именно они лежат в основе базиса. Базис определяет развитие надстройки, которое включает в себя государство, право, политику, науку, искусство и другое.
Согласно марксистам, уровень надстройки, определяется уровнем развития базиса.
Социальную революцию осуществляют угнетённые классы. Классы, согласно учению Марксизма, появляются тогда, когда появляется частная собственность на орудие и средства производства. Одни ими владеют, а другие вынуждены продавать свою рабочую силу. Между этими классами складываются антагонистические (враждебные) отношения.
Каста – замкнутая группа. Классы – большие группы людей, различающиеся по их месту в системе общественного производства, по отношению к средствам производства, а значит и по доле получаемой ими прибыли.
Регулировать отношения между классами должно государство, именно в этом заключается его главная роль. Основная функция государства регулятивная. Государство возникает там и тогда, где и когда возникает деление общества на классы. Марксисты утверждали, что с исчезновением антагонистических классовых отношений неизбежно и отмирание государства.