Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 19:22, лекция
Историческое мировоззрение протекало в образной форме, в основе мифа лежит образ.
Философия как научное мировоззрение впервые появляется в Древней Элладе. Это объяснялось тем, что у греков в отличие от всех других народов не существовало священных книг, в которых бы чётко фиксировались религиозные догмы. Следовательно, не было и их хранителей – жрецов, считавшихся носителями высшей мудрости, благодаря этому греческая мысль оставалась свободной. Термин философия ввёл в сознание общества Пифагор. Он утверждал, что высшая мудрость (София) доступна только Богам, человеку же дано лишь стремиться к ней любить (фило). Именно на территории Древней Греции сложились первые философские школы, их принято называть натурфилософские.
Развитие её в 20 веке в не малой мере было обусловлено первой мировой войной и последовавшим за нею кризисом ценностей западного общества.
Одним из первых направлений в не малой мере обусловивших развитие мировой психиатрии и мировой философии стало учение австрийского врача и мыслителя Зигмунда Фрейда – Психоанализ. Он исходил из утверждения, что в основе всего бытия человека, всей его деятельности лежат инстинкты, находящиеся в его подсознании. Среди них он особо выделял «Либидо» - основной инстинкт, инстинкт голода, инстинкт самосохранения. Он выстроил свою структуру человека. Данная структура состоит из трёх элементов:
Между ними существует взаимосвязь, но определяющим является бессознательное (Всадник и лошадь; вор и булочник)
Экзистенция – философия существования (жизни). Она делится на религиозную и атеистическую. Представителем первой был датский философ Къер Кергор, свои идеи он изложил в своём труде «Страх и трепет». В середине 20 века широкое распространение получили идеи атеистического экзистенциализма, прежде всего французского: Сартр, Камю. Согласно их убеждению человек заброшен в мир, и он в нём совершенно одинок. В этом и заключается трагизм его бытия. Одним из ярких представителей этого направления был немецкий философ Хайдеггер, автор работы «Бытие и время».
Её появление связано с именем немецкого философа Гадамера. В России герменевтика получила своё развитие в трудах Юрия Лотмана и его учеников представителей Тартуской школы.
Герменевтика – это учение о толковании текстов.
Русская философская мысль начинает складываться только в 18 веке. Первым русским философом принято было считать Григория Сковороду. Несомненно, что философские идеи и обоснования просматриваются в трудах Михаила Васильевича Ломоносова, в частности он опирается в своих научных изысканиях на атомистические учения, однако появление собственных философских теорий связано с 19 веком.
В 30е годы этого века появились в русской мысли 2 направления, определившие на протяжении всего её последующего времени её развития, это западники и славянофилы. Появлению русской философии в огромной мере способствовал события 1812 года
Западничество было представлено очень яркими и интересными мыслителями: Пётр Чаадаев, Дмитрий Каверин, Николай Грановский. Они утверждали, что до Петра, у России не было своей истории и весь процесс следует считать предысторией, следовательно, у России не было и не могло быть своей оригинальной и самобытной культуры. Вместе с тем, Чаадаев отмечал, что Россия является страной не похожей ни на Европу, ни на Азию. Согласно их концепции, только благодаря петровским реформам Россия сумела преодолеть свою провинциальную замкнутость и вышла в европейскую ширь. Они были убеждены в том, что если мы хотим стать людьми цивилизованными, нам необходимо полностью переменить идеалы и ценности нашей культуры и принять идеалы и ценности культуры западной. Чаадаев даже утверждал, что для этого русскому обществу необходимо отказаться от православия и принять католицизм.
Идеи русского
западничества нашли своё развитие
в работах русских
Славянофилы были представлены такими русскими мыслителями, как Алексей Хомяков, братья Аксаковы, братья Киреевские, Степан Шевыряв. Именно они положили начало оригинальной русской религиозной философии. Славянофилы считали, что Россия до Петра прошла свой особый, путь исторического развития, который во многом отличался от западного. Именно это наложило своеобразный отпечаток на культуру русского народа, на его национальное самосознание и на национальный характер. Не учитывать национальной самобытности, отличающей нас от европейцев, считали они, нельзя, поскольку это грозит катастрофическими последствиями. Они считали, что особую роль в становлении русского духа и русской культуры сыграло
Во многом они продолжение развитие идей славянофильства, но особый акцент они делали на то, что русское самосознание и национальный характер складывались на национальной почве, которая в отличие от европейской не являлась понятием чисто географическим, не рассматривалась, как только политическое или социально-экономическое пространство, а всегда являлось пространством, прежде всего духовным. Отсюда особое отношение и особая привязанность русского человека к своему Отечеству.
Ф.М. Достоевский отмечал, что наш народ отличается от всех остальных ни тем, что он их хуже или лучше, он отличается тем, что другой и эта его особенность лежит в присущей ему естественной религиозности. Две главные идеи определяют бытие русского народа:
Идеи почвенничества определили развитие не только русской художественной культуры, но и развитие русской философской мысли. Одним из ярких её представителей был Данилевский, автор работы «Россия и Запад». Он рассматривал исторический процесс как процесс развития и смены одной цивилизации в другую. Он отмечал, что начиная с эпохи возрождения, в мире стала господствовать западная цивилизация с присущим ей рационализмом и утилитаризмом (утилитаризм – практическая польза). В 20 веке эта цивилизация придёт неизбежно к своему закату и гибели, её сменит другая цивилизация, в которой приоритетной станет духовность, поэтому этот тип цивилизации будет славянским. Данилевского считают, поэтому, основоположником панславянизма.
Ещё одним ярким представителем почвеннической мысли был Константин Леонтьев. Он считал, что особенностью национального миросозерцания и мировосприятия русского народа, является его религиозность совершенно естественная и органичная. Ум в своём развитии имеет пределы, поэтому западная цивилизация ограничена в своём развитии. Дух же этих пределов не имеет. В России в силу этого не сложился исторический средний тип, именно серединный человек является олицетворением западной цивилизации, определяющим её конечность и гибель. Он, как и другие русские почвенники, говорил о мессианском предназначении России, но не был убеждён в том, захочет ли запад, сможет ли с его усреднённой культурой воспринять идеи и ценности «не серединной России». Леонтьев не отрицал в русском народе его негативных черт и отмечал то, что русский человек, живущий без Бога в душе может впадать в такой нравственный разврат, в такую духовную бездну, какую «серединный Европеец» и представить себе не может, но этот же народ может пониматься и до такой духовной высоты, о которой на западе нет ни представления не понимания.
Владимир Сергеевич Соловьёв. Он был сыном известного русского историка Сергея Соловьёва. Получил прекрасное образование сначала в России потом в Европе. В юности он всерьёз увлекался идеями марксизма и мечтал о социальном преобразовании мира, однако идеи Маркса не вполне удовлетворяли его. Он начинает искать ответы на духовных путях и постепенно в его сознании и философии происходит глубокий переворот. Своё новое миропонимание он изложил в своей первой программной работе «Лекции о Богочеловечестве», которые имели огромное влияние на русскую интеллигенцию второй половины 19 века - он разбудил её умственную совесть. Соловьёв был очень русским философом, его мысль постоянно металась между западничеством и почвенничеством, что нашло отражение в его работах. Однако в конце жизни он окончательно приходит к убеждению, что не погибнуть, ни встать на путь Антихриста сможет только Россия и то лишь в том случае, если сохранит православие и сохранит его не как религиозную традицию, а как живую веру, определяющую сознание и жизнь людей. Это он изложил в своей последней работе «Повесть об Антихристе». Основные свои идеи он изложил в самой монументальной своей работе «Оправдание добра». В неё он детально изложил выдвинутую им идею (теорию) Всеединства, в которой раскрывал духовные единства мира. Он исходил из того, что разлад и зло в мире стали утверждаться и распространяться после того, как люди перестали жить по Богу. Зло для него это хаос, разлад обособленности. Все люди, отмечал он, сейчас начинают тяготеть обособленности друг от друга экономической, социальной, политической, бытовой. Эгоизм, вот, что прежде всего будет определять человека в грядущие века и наивно полагать, что разум может изменить эту ситуацию, напротив он будет её усугублять. Соловьёв был очень русским философом и потому, что в его философии главное место занимали не онтологические, не гносеологические, а антропологические проблемы. И главным образом этические (нравственные). Он в отличии от Декарта, рассматривает человека не как умственную, а как нравственную реальность. Он перефразирует знаменитое положение Декарта «Я мыслю, значит, я существую следующим образом, я стыжусь, значит, я существую». Человек согласно Соловьёву наполнен нравственными чувствами, среди них он выделяет три:
Три основные понятия китайской философии – Дао, Ци, 5 элементов.