Философия всеединства В. Соловьева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 10:19, контрольная работа

Описание

Исходя из вышеизложенного проблемой считается идея концепции всеединства Вл. Соловьева.
Цель контрольной работы является историко-философский анализ основных идей и традиций философии всеединства Вл. Соловьева.
Данная цель определяет следующие задачи:
1. Выявить специфику решения основных проблем в гносеологии с точки зрения философов всеединства.
2. Определить место и роль софийского аспекта в общем контексте философии всеединства.
3. Обозначить специфику нравственных критериев философии всеединства.
4. Определить степень реализации основных замыслов Вл. Соловьева в философской концепции школы.
5. Рассмотреть философию всеединства в качестве открытой системы знания, имеющей практические преимущества на современном этапе философской, культурной и научно-технической эволюции человека.
Предметом исследования является философия всеединства Вл. Соловьева.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….…..3
Биография Вл. Соловьева. ……………………………………………….5
1.1 Семья……………………………………………………………………....5
1.2 Детство…………………………………………………………………….5
1.3 Образование………………………………………………………………6
1.4 Преподавание……………………………………………………………..8
1.5 Кончина…………………………………………………………………...10
Философские взгляды Вл. Соловьева…………………………………...11
Философия «всеединства» Вл. Соловьева………………………………17
Заключение……………………………………………………………………….24
Список используемой литературы……………………………………………...25
Приложение ……………………………………………………………………...26

Работа состоит из  1 файл

Философия всеединства В. Соловьева.doc

— 144.50 Кб (Скачать документ)

                                               СОДЕРЖАНИЕ

Введение  …………………………………………………………………….…..3

  1. Биография Вл. Соловьева. ……………………………………………….5
  2. 1.1 Семья……………………………………………………………………....5
  3. 1.2 Детство…………………………………………………………………….5
  4. 1.3 Образование………………………………………………………………6
  5. 1.4 Преподавание……………………………………………………………..8
  6. 1.5 Кончина…………………………………………………………………...10
  7. Философские взгляды Вл. Соловьева…………………………………...11
  8. Философия «всеединства» Вл. Соловьева………………………………17

Заключение……………………………………………………………………….24

Список используемой литературы……………………………………………...25

Приложение ……………………………………………………………………...26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                      Введение 

     Вл. Соловьев (1853—1900)– крупнейший русский  философ, заложивший основы русской  религиозной философии. Он пытался создать целостную мировоззренческую систему, которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такого мировоззрения по Соловьеву, должно стать христианство. Особенность подхода Соловьева в том, что он боролся за объединение всех христианских концессий (православия, католицизма и протестантизма). Другая его особенность в том, что он пытался включить в христианское мировоззрение новейшее достижение естествознания, истории и философии, создать синтез религии и науки. [2,284].

      Несмотря  на то, что тема звучит достаточно традиционно, актуальность её не исчезает. О Вл. Соловьеве, действительно, говорится и пишется в последнее время очень много, но от этого он не становится понятнее. Понять его с точки зрения традиционных историко-философских подходов, вообще не представляется возможным, по той причине, что результатом его творческой деятельности является не философия в собственном смысле слова. Философия (если речь идёт о западноевропейской философии) есть по определению познание «исключительно теоретическое и отвлечённое».

      Всё дальнейшее творчество Вл. Соловьева уже не может рассматриваться с чисто философской точки зрения, иначе оно предстаёт в виде фрагментарных писаний с периодическими «уходами» в политику, религию, социологию, искусствоведенье. Чтобы понять целостность его феномена необходимо сменить угол зрения, посмотреть на него с разных сторон, поискать подходящий ракурс. Таким образом, актуальность обусловлена широким культурно-историческим и нравственно-практическим контекстом рассмотрения проблемы. Идейное наследие Вл. Соловьева исследуется в качестве субъективного и объективного оснований для становления; философской традиции всеединства в России. И обратно, традицию всеединства как специфический феномен русской духовной реальности предлагается рассмотреть через обусловленность «философским деланием» Вл. Соловьева.

      Исходя  из вышеизложенного проблемой считается  идея концепции всеединства Вл. Соловьева.

      Цель  контрольной работы является историко-философский анализ основных идей и традиций философии всеединства Вл. Соловьева.

      Данная  цель определяет следующие задачи:

      1. Выявить специфику решения основных проблем в гносеологии с точки зрения философов всеединства.

      2. Определить место и роль софийского аспекта в общем контексте философии всеединства.

      3. Обозначить специфику нравственных критериев философии всеединства.

      4. Определить степень реализации основных замыслов Вл. Соловьева в философской концепции школы.

      5. Рассмотреть философию всеединства в качестве открытой системы знания, имеющей практические преимущества на современном этапе философской, культурной и научно-технической эволюции человека.

      Предметом исследования является философия всеединства  Вл. Соловьева. 
 
 
 
 
 
 
 
 

        1. Биография Вл. Соловьева.
 

     1.1 Семья  

     Владимир  Сергеевич Соловьёв родился в Москве 16 января 1853 года в семье известного русского историка Сергея Михайловича Соловьева (1820—1879). Род Владимира Соловьева ещё в пятом-шестом колене принадлежал к среде великорусского крестьянства, но затем перешёл в духовное сословие. Отец философа, однако, не продолжил линию отцов, обратившись к научной деятельности. Собственным неустанным трудом он шаг за шагом завоевал место в обществе, но, опровергая авторитет Карамзина, постоянно оставался чужим в дворянской среде профессорских кругов. В семье он отличался строгостью и непререкаемым авторитетом. [3,156].

     Со  стороны матери, Поликсены Владимировны, Владимир Соловьёв принадлежал к  украинско-польской дворянской семье  Романовых. Двоюродным прадедом Соловьева  с материнской стороны был известный украинский философ XVIII века Г. С. Сковорода (1722—1794).  

     1.2 Детство  

     Обстановка  ранних лет Владимира Соловьёва  сложилась весьма благоприятно для  его последующего духовного развития. Отец Владимира Соловьёва отличался строгостью нрава, необычайной систематичностью в своих исторических занятиях, в силу чего он почти каждый год издавал по одному тому своей «Истории России с древнейших времен» (1851 − 1879), и таких томов он издал двадцать девять. В его семье всё было подчинено строгим правилам, которые и обеспечивали для Вл. Соловьева его необычайную научную продуктивность в течение всей жизни. Его «История России» современными историками расценивается весьма высоко. В молодости он слушал Ф. Гизо и Ж. Мишле, исторический процесс понимал весьма органически, сделал большой вклад в историю развития русской государственности, был настроен прогрессивно и либерально, имел среди своих учеников таких, как В. О. Ключевский. [9,321]. 

     1.3 Образование  

     Среднее образование Вл. Соловьёв получил в московской 5-й гимназии, в которую поступил в 1864 г., а высшее образование — в Московском университете, в который поступил в 1869 г. и окончил в 1873 г. Необычайно одаренная натура Вл. Соловьёва и его постоянные и, можно сказать, страстные поиски высших истин сказались уже в ранние годы его жизни. Известно, что Вл. Соловьёв очень рано начал читать славянофилов и крупнейших немецких идеалистов. Однако мало кто знает, что в последние годы гимназии и в первые годы университета он зачитывался вульгарными тогдашними материалистами и даже пережил весьма острую материалистическую направленность, заставившую его перестать ходить в церковь, а однажды даже и выкинуть иконы из окна своей комнаты, что вызвало необычайный гнев у его постоянно добродушного отца. Хотя, вообще говоря, С. М. Соловьёв был настроен достаточно либерально, чтобы насильственно внедрять религию в своих детей. К чтению Вл. Соловьёвым тогдашней вольнодумной литературы он относился вполне спокойно, считая это болезнью роста своего сына. Что же касается значительного либерализма в семье С. М. Соловьёва, то об этом достаточно говорит, например, такой факт, как возмущение и отца и сына по поводу известия в 1864 г. о ссылке Чернышевского на каторгу. 11-летний Вл. Соловьёв уже тогда счел это большой несправедливостью в отношении уважаемого писателя и философа. Факт этот ярко свидетельствует о том, насколько ярко и глубоко и насколько давно, почти в детстве, залегали корни соловьёвского либерализма, принесшие в дальнейшем весьма значительные плоды. [10,114].

     Вероятно, не без влияния материализма Вл. Соловьёв поступил сначала на физико-математический факультет, где преподавались не только математика и физика (их он никогда  не любил), но и все естественные науки. Вл. Соловьёв увлекался в те годы биологией, а из биологии больше всего зоологией и ботаникой. Но достаточно было ему только провалиться на одном экзамене на II курсе физико-математического факультета, чтобы он тут же перешёл на историко-филологический факультет того же университета и с ещё большим рвением приступил к изучению чисто философских наук. [5,138].

     О том, с какой страстностью Вл. Соловьёв стал овладевать философией и знакомиться с такими прежними властителями умов, как Хомяков, Шеллинг и Гегель (впрочем, не без интереса к Канту и Фихте), об этом свидетельствует тот, например, факт, что уже в течение первого года по окончании университета он написал магистерскую диссертацию, которую и защитил в 1874 г.

     Между прочим, имеются некоторые сведения о пребывании Вл. Соловьёва в Московской духовной академии в качестве вольнослушателя в промежутке между окончанием университета и защитой магистерской диссертации. Хотя Вл. Соловьёв в течение этого года и проживал в Сергиевом Посаде, где помещалась Московская духовная академия, но из свидетельств бывших его однокашников по учебному году видно, что лекции он почти не посещал, со студентами Академии знакомств не заводил, жил в предоставленной ему комнате крайне уединенно, к окружающим относился достаточно свысока, и по всему видно, что серьезного влияния Духовная академия на него не оказала. И не трудно догадаться почему. Вл. Соловьёв потратил этот год на подготовку к магистерскому диспуту, был слишком углублён в создание собственных философских и богословских концепций, чтобы чему-нибудь существенному поучиться у тогдашних профессоров Академии, проводивших, конечно, традиционную официальную богословскую линию, далекую от его уже тогда создававшейся сложной философской системы.

     Написание и защиту диссертации 21-летним молодым  человеком надо считать чем-то удивительным и поразительным даже для тех времен, когда диссертации хотя и содержали всего несколько десятков страниц и почти не имели научного аппарата, но зато должны были опираться на твердо обоснованную собственную теорию. Эта работа молодого Соловьёва ярко свидетельствует о необычайном напоре, а также о простоте и ясности его философского мышления, о его убедительности и очевидности, соперничавших с его глубиной и широтой исторического горизонта.  

     1.4 Преподавание  

     В июне 1876 г. Вл. Соловьёв приступил к преподаванию в университете, но из-за профессорской склоки в марте 1877 г. покинул Москву и перевёлся в Петербург. Там он стал членом Ученого комитета при Министерстве народного просвещения и одновременно преподавал в университете, где в 1880 г. защитил докторскую диссертацию. Но игравший в Петербургском университете основную роль М. И. Владиславлев, который раньше столь положительно оценил магистерскую диссертацию Вл. Соловьёва, стал теперь относиться к нему довольно холодно, так что Вл. Соловьёв оставался на должности доцента, но не профессора. [8,237].

     В 1881 г. преподавательская деятельность Вл. Соловьёва навсегда закончилась  после прочтения им публичной  лекции 28 марта 1881 г., в которой он призывал помиловать убийц Александра II. Поступок Вл. Соловьёва был продиктован наивным, искренним и вполне честным его убеждением в необходимости христианского всепрощения. Прочтение этой лекции, текст которой не сохранился, обычно считают причиной ухода Соловьёва из университета. Однако ради соблюдения исторической точности необходимо сказать, что в несколько более ранней публичной лекции, от 13 марта того же года, Вл. Соловьёв энергично протестовал против всякого революционного насилия. После прочтения лекции от 28 марта петербургский градоначальник хотел сурово наказать Соловьёва. Министр внутренних дел — М. Т. Лорис-Меликов написал Александру III докладную записку, в которой указывал на нецелесообразность наказания Вл. Соловьёва ввиду его всем известной глубокой религиозности и того обстоятельства, что он — сын крупнейшего русского историка, бывшего ректора Московского университета С. М. Соловьёва. Александр III счёл Вл. Соловьёва «чистейшим психопатом», удивляясь, почему у «милейшего» его отца, С. М. Соловьёва сын, которого К. П. Победоносцев назвал «безумным». И дело осталось без серьёзных последствий. [13,157]

     Из  университета Вл. Соловьёву все же пришлось уйти, хотя его никто не увольнял. Да и ушёл он, как можно  думать, не столько из-за шумихи по поводу его лекции, сколько потому, что  весьма не любил преподавание с его принудительными моментами вроде лекционных программ, расписания лекций, студенческих экзаменов, учёных советов, отчётов и т. д. Несмотря на обширные философские знании и редкую научную выучку, Вл. Соловьёв чувствовал, что в его жилах билась кровь проповедника, публициста и вообще оратора, литературного критика, поэта, иной раз даже какого-то пророка и визионера — человека, преданного изысканным духовным интересам. Быть профессором было для него просто скучно. На этих свободных от казённых форм путях деятельности Вл. Соловьёв целиком отдаётся написанию произведений чисто церковного характера, которые уже были подготовлены его философско-теоретическими раздумьями. Он задумывает трёхтомный труд в защиту католицизма, но по разным причинам цензурного и технического характера вместо этих запланированных трёх томов вышла в 1886 г. работа «История и будущность теократии», а в 1889 г., уже на французском языке, в Париже, «Россия и вселенская церковь». В связи с этим в области богословия у Вл. Соловьёва появилось много врагов и неприятностей, вплоть до запрещения ему печатать труды на церковные темы. Но опять-таки и здесь Вл. Соловьёв нашёл для себя выход. Глубокий ум и широкая натура философа обеспечили ему работу не менее интересную, чем богословие, а именно работу литературно-критическую и эстетическую. Впрочем, в последние годы своей жизни и особенно с 1895 г. он возвращается к философии.  

Информация о работе Философия всеединства В. Соловьева