Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 15:06, реферат
Цель работы – изучить философию «всеединства» В. Соловьева.
Задачи:
1. Проанализировать жизненный путь и философское становление.
2. Изучить идею всеединства.
Введение……………………………………………………………….3
Биография Вл. Соловьёва……………………………………………..4
Философия всеединства Вл. Соловьёва……………………………...7
Заключение……………………………………………………………20
Библиография…………………………………………………………21
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО «Вологодский педагогический университет»
Кафедра философии
Философия всеединства Владимира Соловьёва
Выполнила студентка:
Проверила ассистент кафедры философии:
Оглавление
Введение
Владимир Сергеевич Соловьёв (1853-1900) - выдающийся русский мыслитель. Он очень глубоко изучал каждую философскую проблему и органически объединял философию, религию и науку. Он хотел сформировать систему «цельного знания». К этой идее стремились ранние славянофилы.
Соловьев изучает проблемы метафизики, натурфилософии, историософии, антропологии и гносеологии, этики и эстетики, и все эти проблемы он объединил для того, чтобы создать религиозную философии всеединства, которая могла бы дать ответ на многие волнующие вопросы не только теории, но и жизни. «Цельное знание», как считал Соловьев, должно направлять человека в жизни, а не оставаться лишь отвлеченным знанием.
Актуальность: Творчество В. Соловьева оказало очень большое воздействие на развитие русской религиозной философии конца XIX – начала ХХ вв., так как он был не только выдающимся философом, который обладал широким кругом знаний, но и был очень хорошим литератором и умел очень аргументировано излагать свои мысли.
Цель работы – изучить философию «всеединства» В. Соловьева.
Задачи:
1. Проанализировать жизненный
путь и философское
2. Изучить идею всеединства.
Структура реферата: Реферат состоит из введения, биографии Вл .Соловьёва, философии всеединства Вл. Соловьёва, заключения и библиографии.
3
Биография Вл. Соловьёва
Владимир Сергеевич Соловьёв родился в Москве 16 января 1853 г., в семье крупнейшего русского историка Сергея Михайловича Соловьёва (1820—1879). Обстановка ранних лет Вл. Соловьёва сложилась весьма благоприятно для его последующего духовного развития. Отец Вл. Соловьёва отличался строгостью нрава, необычайной систематичностью в своих исторических занятиях, в силу чего он почти каждый год издавал по одному тому своей "Истории России с древнейших времен» (1851 -1879)
Средние образование Вл. Соловьёв получил в московской 5-й гимназии, в которую поступил в 1864 г., а высшее образование — в Московском университете, в который поступил в 1869 г. и окончил в 1873 г. Необычайно одаренная натура Вл. Соловьёва и его постоянные и, можно сказать, страстные поиски высших истин сказались уже в ранние годы его жизни. Всем известно, что Вл. Соловьёв очень рано начал читать славянофилов и крупнейших немецких идеалистов. Однако мало кто знает, что в последние годы гимназии и в первые годы университета Вл. Соловьёв зачитывался тогдашними вульгарными материалистами и даже пережил весьма острую материалистическую направленность, заставившую его перестать ходить в церковь, а однажды даже и выкинуть иконы из окна своей комнаты, что вызвало необычайный гнев у его постоянно добродушного отца.[1]
Вероятно, не без влияния материализма Вл. Соловьёв поступил сначала на физико-математический факультет, где преподавались не только математика и физика, но и все естественные науки. Вл. Соловьев увлекался в те годы биологией, а из биологии больше всего зоологией и ботаникой. Но достаточно было ему только провалиться на экзамене на II курсе физико-математического факультета, чтобы он тут же перешел на историко-
филологический факультет того же университета и с еще большим рвением приступил к изучению чисто философских наук.
О том, с какой страстностью Вл. Соловьёв стал овладевать философией и знакомиться с такими прежними властителями умов, как Хомяков, Шеллинг и Гегель ( не без интереса к Канту и Фихте), об этом свидетельствует , например, тот факт, что уже в течение первого года по окончании университета он написал магистерскую диссертацию, которую и защитил в 1874 г.
В июне 1876 г. Вл. Соловьёв приступил к преподаванию в университете, но из за профессорской склоки в марте 1877 г. покинул Москву и перевелся в Петербург. Там он стал членом Ученого комитета при Министерстве народного просвещения и одновременно преподавал в университете, где в 1880 г. защитил докторскую диссертацию. Но игравший в Петербургском университете основную роль М. И. Владиславлев, который раньше столь положительно оценил магистерскую диссертацию Вл. Соловьёва, стал теперь относиться к нему довольно холодно, так что Вл. Соловьёв оставался на должности доцента, но не профессора.
В 1881 г. преподавательская деятельность Вл. Соловьёва навсегда закончилась после прочтения им публичной лекции 28 марта 1881 г.. в которой он призывал помиловать убийц Александра II. Поступок Вл. Соловьёва был продиктован наивным, искренним и вполне честным его убеждением в необходимости христианского всепрощения.
Прочтение этой лекции, текст которой не сохранился, обычно считают причиной ухода Вл. Соловьёва из университета. Однако ради соблюдения исторической точности необходимо сказать, что в несколько более ранней публичной лекции, от 13 марта того же года, Вл. Соловьёв энергично протестовал против всякого революционного насилия.
Вл. Соловьёв был "бездомный" человек, без семьи, без определенных занятий. Человек он был экспансивный, восторженный, порывистый. К концу 90-х годов здоровье его стало заметно ухудшаться, он стал чувствовать неимоверную физическую слабость. Будучи в Москве летом 1900 г., он принужден был в июле приехать в подмосковное имение Узкое, принадлежавшее тогда кн. Петру Николаевичу Трубецкому, в котором жили также друзья Вл. Соловьёва, известные московские профессора Сергей Николаевич и Евгений Николаевич Трубецкие. Кончина Вл. Соловьёва произошла в этом имении Трубецких 31 июля 1900 г. вследствие артериосклероза, болезни почек и общего истощения организма. Похоронен он был на Новодевичьем кладбище, вблизи могилы его отца [2]
Философия всеединства Владимира Соловьёва
«ВСЕЕДИНСТВО»- т.е. единство
всего, принимается в двух главных
смыслах: отрицательном или отвлечённом
и положительном или
Одна из ведущих тем творчества Соловьёва - определение смысла и предназначения философии, а также проблема "цельного знания". Соловьев стремится определить место философии в духовной жизни человечества, выяснить ее значение и соотношение философского и религиозного миропониманий. Он отмечает, что западная философия с ее рационализмом, односторонней рассудочностью, приверженностью к отвлеченным началам впала в кризисное состояние. Для выхода из кризиса философия должна преодолеть отвлеченность. Соловьев рассматривает философию как развивающееся знание, которое органически сочетается с другими сферами познания и в котором фиксируются различные формы бытия, деятельности человека и общества. Философия, считает Соловьев, призвана освободить человека от рабского подчинения природе, открывая ему идеальное царство, и от насилия со стороны духовных сил. Эта освобождающая деятельность философии основана на том, что человек никогда не удовлетворяется раз и навсегда данными границами, не хочет быть рабом никакой, даже самой высокой ограниченности. Философия, являясь вечным поиском достоверной
истины и духовной свободы, делает самого человека человеком, осуществляет собственно человеческое начало в нем. [4]
Соловьёв находился в
оппозиции к официальной
Соловьёв резко критиковал буржуазные порядки в Западной Европе, стремление высших классов к «вещественному обогащению». Он выступал также против марксизма, который, по его мнению, принимает во внимание только грубые вещественные потребности людей и совершенно игнорирует их духовную жизнь. Люди враждебны друг к другу из-за борьбы за материальные блага. Мир и общее благосостояние, благоденствие могут наступать только на духовной основе. В основе нормального общества должен лежать духовный союз, который наиболее полно воплощается в церкви. При этом Соловьёв не идеализирует ни церковь, ни государство в России; и то и другое нужно реформировать.
Соловьёв выступает за единую, «вселенскую» церковь, в которой не будет разделения церквей на православную и католическую. Объединение церквей должно сопровождаться созданием всемирной монархии на основе российского абсолютизма. Определяя свою философскую позицию, соловьёв считает, что западноевропейская философия, как эмпирическая, так и рационалистическая, впала в глубокий кризис. В ней преобладает «рассудочное мышление», сущность которого – в разложении анализа конкретного; при этом чувственные и логические элементы знания берутся в отдельности. Односторонним, по мнению Соловьёва, является понимание материи у Бюхнера, понятия у Гегеля, воли у Шопенгауэра, экономический социализм, позитивизм, утилитарный реализм в искусстве и т.д. Не оставляет в стороне Соловьёв науку, которая «погрязла» в эмпиризме. Дело в том, что сущность истины не постигается ни в опыте, ни в разуме, она не даётся ни в ощущении, ни в логическом мышлении. Соловьёв не отрицает ни факты, ни мир явлений, ни логически развивающиеся понятия. Но и опыт, и разум относятся к области условного бытия, за которым стоит безусловное, абсолютное. Именно абсолютное – предмет истинного знания.
Выход из сложившегося положения Соловьёв видит в «универсальном синтезе» философии, науки и религии, создании «свободной теософии». Продолжая концепцию славянофилов о «цельном знании» Соловьёв говорит: «Свободная теософия есть органический синтез теологии, философии и опытной науки, и только такой синтез может заключать в себе цельную истину знания: вне его и наука, и философия, и теология только отдельные части или стороны, оторванные органы знания». Заметим, что, говоря о единстве науки, философии и теологи, Соловьёв подвергает критике современное состояние философии и науки; при этом он не забывает и религию, которая, по его мнению, находится в упадке – расшатаны
основы религиозного мировоззрения. Поэтому должны быть переосмысленны все три составляющие «свободной теософии».
Но дело не только в синтезе науки, философии и теологии. Нужно достичь как «полноты знания», так нравственного совершенства, «цельности духа». Такой синтез даёт человечеству «живую душу» вместо разорванности и омертвелости его бытия. Эту задачу лучше всего может выполнить славянство, и прежде всего русский народ, который всегда стремится к «Духовной цельности» человеческого существования.
Задача «свободной теософии» - постижение абсолютного, «истинно-сущего». Соловьёв говорит, что наше существование и всё «условное бытие» предполагает, что есть безусловное, истинно-сущее», «абсолютное всеначало», «сущее всеединое», «конкретный всеединый дух». «Раз дано бытие, необходимо есть сущее, раз дано явление, необходимо есть абсолютное и первоначальное». К такому выводу приводит так называемая органическая логика, т.е. диалектика, которая, как говорит Соловьёв, является методом философии.Признание абсолютно-сущего требуется разумом (как «необходимое предположение всякой частной истины»), волей ( «как необходимое предположение всякой нравственной деятельности , как абсолютная цель или благо») , чувством(« как необходимое предположение всякого полного наслаждения, как…абсолютная и вечная красота»).Абсолютно-сущее познаётся тройственным актом «веры, воображения и творчества». Вере соответствует богословско- мистическое знание, воображению – философско-умозрительное, творчеству – опытное, научное познание. Философия призвана «содействовать в своей сфере, то есть в сфере познания, перемещению центра человеческого бытия из его данной природы в абсолютный транцендентный мир, другими словами – внутреннему соединению его с истинно-сущим».
Информация о работе Философия всеединства Владимира Соловьёва