Философия всеединства Владимира Соловьёва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 15:06, реферат

Описание

Цель работы – изучить философию «всеединства» В. Соловьева.
Задачи:
1. Проанализировать жизненный путь и философское становление.
2. Изучить идею всеединства.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
Биография Вл. Соловьёва……………………………………………..4
Философия всеединства Вл. Соловьёва……………………………...7
Заключение……………………………………………………………20
Библиография…………………………………………………………21

Работа состоит из  1 файл

реферат по философии.docx

— 45.71 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Вологодский педагогический университет»

Кафедра философии

 

 

 

 

 

 

             Философия всеединства Владимира Соловьёва

                                       Реферат по философии

 

 

Выполнила студентка:

Проверила ассистент кафедры  философии:

 

                                            

 

                                          

 

 

Оглавление

 

  1. Введение……………………………………………………………….3
  2. Биография Вл. Соловьёва……………………………………………..4
  3. Философия всеединства Вл. Соловьёва……………………………...7
  4. Заключение……………………………………………………………20
  5. Библиография…………………………………………………………21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    2 
                                                Введение

Владимир Сергеевич Соловьёв (1853-1900) - выдающийся русский мыслитель. Он очень глубоко изучал каждую философскую проблему и органически объединял философию, религию и науку. Он хотел сформировать систему «цельного знания». К этой идее стремились ранние славянофилы.

Соловьев изучает проблемы метафизики, натурфилософии, историософии, антропологии и гносеологии, этики и эстетики, и все эти проблемы он объединил для того, чтобы создать религиозную философии всеединства, которая могла бы дать ответ на многие волнующие вопросы не только теории, но и жизни. «Цельное знание», как считал Соловьев, должно направлять человека в жизни, а не оставаться лишь отвлеченным знанием.

Актуальность: Творчество В. Соловьева оказало очень большое воздействие на развитие русской религиозной философии конца XIX – начала ХХ вв., так как он был не только выдающимся философом, который обладал широким кругом знаний, но и был очень хорошим литератором и умел очень аргументировано излагать свои мысли.

Цель работы – изучить  философию «всеединства» В. Соловьева.

Задачи:

1. Проанализировать жизненный  путь и философское становление.

2. Изучить идею всеединства.

 

Структура реферата: Реферат  состоит из введения, биографии Вл .Соловьёва, философии всеединства Вл. Соловьёва, заключения и библиографии.

                                                         3

                                 Биография Вл. Соловьёва

Владимир Сергеевич Соловьёв родился в Москве 16 января 1853 г., в семье крупнейшего русского историка Сергея Михайловича Соловьёва (1820—1879). Обстановка ранних лет Вл. Соловьёва сложилась весьма благоприятно для его последующего духовного развития. Отец Вл. Соловьёва отличался строгостью нрава, необычайной систематичностью в своих исторических занятиях, в силу чего он почти каждый год издавал по одному тому своей "Истории России с древнейших времен» (1851 -1879)

Средние образование Вл. Соловьёв получил в московской 5-й гимназии, в которую поступил в 1864 г., а высшее образование — в Московском университете, в который поступил в 1869 г. и окончил в 1873 г. Необычайно одаренная натура Вл. Соловьёва и его постоянные и, можно сказать, страстные поиски высших истин сказались уже в ранние годы его жизни. Всем известно, что Вл. Соловьёв очень рано начал читать славянофилов и крупнейших немецких идеалистов. Однако мало кто знает, что в последние годы гимназии и в первые годы университета Вл. Соловьёв зачитывался тогдашними вульгарными материалистами и даже пережил весьма острую материалистическую направленность, заставившую его перестать ходить в церковь, а однажды даже и выкинуть иконы из окна своей комнаты, что вызвало необычайный гнев у его постоянно добродушного отца.[1]

Вероятно, не без влияния материализма Вл. Соловьёв поступил сначала на физико-математический факультет, где преподавались не только математика и физика, но и все естественные науки. Вл. Соловьев увлекался в те годы биологией, а из биологии больше всего зоологией и ботаникой. Но достаточно было ему только провалиться на  экзамене на II курсе физико-математического факультета, чтобы он тут же перешел на историко-

 

                                                        4

филологический факультет  того же университета и с еще большим  рвением приступил к изучению чисто философских наук.

О том, с какой страстностью Вл. Соловьёв стал овладевать философией и знакомиться с такими прежними властителями умов, как Хомяков, Шеллинг и Гегель ( не без интереса к Канту и Фихте), об этом свидетельствует , например, тот факт, что уже в течение первого года по окончании университета он написал магистерскую диссертацию, которую и защитил в 1874 г.

В июне 1876 г. Вл. Соловьёв приступил к преподаванию в университете, но из за профессорской склоки в марте 1877 г. покинул Москву и перевелся в Петербург. Там он стал членом Ученого комитета при Министерстве народного просвещения и одновременно преподавал в университете, где в 1880 г. защитил докторскую диссертацию. Но игравший в Петербургском университете основную роль М. И. Владиславлев, который раньше столь положительно оценил магистерскую диссертацию Вл. Соловьёва, стал теперь относиться к нему довольно холодно, так что Вл. Соловьёв оставался на должности доцента, но не профессора.

В 1881 г. преподавательская деятельность Вл. Соловьёва навсегда закончилась после прочтения им публичной лекции 28 марта 1881 г.. в которой он призывал помиловать убийц Александра II. Поступок Вл. Соловьёва был продиктован наивным, искренним и вполне честным его убеждением в необходимости христианского всепрощения.

Прочтение этой лекции, текст которой  не сохранился, обычно считают причиной ухода Вл. Соловьёва из университета. Однако ради соблюдения исторической точности необходимо сказать, что в несколько более ранней публичной лекции, от 13 марта того же года, Вл. Соловьёв энергично протестовал против всякого революционного насилия.

 

                                                     5

 Вл. Соловьёв был "бездомный" человек, без семьи, без определенных занятий. Человек он был экспансивный, восторженный, порывистый. К концу 90-х годов здоровье его стало заметно ухудшаться, он стал чувствовать неимоверную физическую слабость. Будучи в Москве летом 1900 г., он принужден был в июле приехать в подмосковное имение Узкое, принадлежавшее тогда кн. Петру Николаевичу Трубецкому, в котором жили также друзья Вл. Соловьёва, известные московские профессора Сергей Николаевич и Евгений Николаевич Трубецкие. Кончина Вл. Соловьёва произошла в этом имении Трубецких 31 июля 1900 г. вследствие артериосклероза, болезни почек и общего истощения организма. Похоронен он был на Новодевичьем кладбище, вблизи могилы его отца [2]      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         6

                 Философия всеединства Владимира Соловьёва

«ВСЕЕДИНСТВО»- т.е. единство всего, принимается в двух главных  смыслах: отрицательном или отвлечённом  и положительном или конкретном. В первом смысле единство всего полагается в том, что общее всему существующему, при чём, по различию философских точек зрения, это общее является различным: так, для материализма оно есть материя, для последовательного идеализма – самораскрывающаяся логическая идея и так далее. Во втором, положительном смысле отношение единого начала ко всему понимается как в отношение всеобъемлющего духовно-органического целого к живым членам и элементам, в нём находящимся. Эта мысль также принимает определённые видоизменения в различных метафизических системах. [3]

Одна из ведущих тем  творчества Соловьёва - определение смысла и предназначения философии, а также проблема "цельного знания". Соловьев стремится определить место философии в духовной жизни человечества, выяснить ее значение и соотношение философского и религиозного миропониманий. Он отмечает, что западная философия с ее рационализмом, односторонней рассудочностью, приверженностью к отвлеченным началам впала в кризисное состояние. Для выхода из кризиса философия должна преодолеть отвлеченность. Соловьев рассматривает философию как развивающееся знание, которое органически сочетается с другими сферами познания и в котором фиксируются различные формы бытия, деятельности человека и общества. Философия, считает Соловьев, призвана освободить человека от рабского подчинения природе, открывая ему идеальное царство, и от насилия со стороны духовных сил. Эта освобождающая деятельность философии основана на том, что человек никогда не удовлетворяется раз и навсегда данными границами, не хочет быть рабом никакой, даже самой высокой ограниченности. Философия, являясь вечным поиском достоверной

                                                              7

истины и духовной свободы, делает самого человека человеком, осуществляет собственно человеческое начало в нем. [4]

Соловьёв находился в  оппозиции к официальной религии. Он считал , что человечество может духовно возродиться лишь благодаря «истине во Христе» , когда не будет «грубого невежества масс» , «духовного опустошения высших классов». Говоря о распространении в обществе атеизма, он объяснял «отчуждение современного ума от христианства тем, что оно вплоть до наших дней было заключено в несоответствующую ему, неразумную форму». Теперь пришло время восстановить «истинное» христианство, необходимо создать христианскую православную философию, раскрывающую богатство и жизненную силу основных догматов христианства. «Ввести вечное содержание христианства в новую, соответствующую ему, т. е. разумную, безусловно, форму». Соловьёв говорит, что «кроме религиозной веры и религиозного опыта требуется ещё религиозное мышление, результат которого есть философия религии». Последняя может дать адекватное знание о Божественном начале , так как она выступает как «система и полный анализ религиозных истин.

Соловьёв резко критиковал буржуазные порядки в Западной Европе, стремление высших классов к «вещественному обогащению». Он выступал также против марксизма, который, по его мнению, принимает  во внимание только грубые вещественные потребности людей и совершенно игнорирует их духовную жизнь. Люди враждебны друг к другу из-за борьбы за материальные блага. Мир и общее благосостояние, благоденствие могут наступать только на духовной основе. В основе нормального общества должен лежать духовный союз, который наиболее полно воплощается в церкви. При этом Соловьёв не идеализирует ни церковь, ни государство в России; и то и другое нужно реформировать.

                                                         8

 

 Соловьёв выступает  за единую, «вселенскую» церковь,  в которой не будет разделения  церквей на православную и католическую. Объединение церквей должно сопровождаться созданием всемирной монархии на основе российского абсолютизма. Определяя свою философскую позицию, соловьёв считает, что западноевропейская философия, как эмпирическая, так и рационалистическая, впала в глубокий кризис. В ней преобладает «рассудочное мышление», сущность которого – в разложении анализа конкретного; при этом чувственные и логические элементы знания берутся в отдельности. Односторонним, по мнению Соловьёва, является понимание материи у Бюхнера, понятия у Гегеля, воли у Шопенгауэра, экономический социализм, позитивизм, утилитарный реализм в искусстве и т.д. Не оставляет в стороне Соловьёв науку, которая «погрязла» в эмпиризме. Дело в том, что сущность истины не постигается ни в опыте, ни в разуме, она не даётся ни в ощущении, ни в логическом мышлении. Соловьёв не отрицает ни факты, ни мир явлений, ни логически развивающиеся понятия. Но и опыт, и разум относятся к области условного бытия, за которым стоит безусловное, абсолютное. Именно абсолютное – предмет истинного знания.

Выход из сложившегося положения  Соловьёв видит в «универсальном синтезе» философии, науки и религии, создании «свободной теософии». Продолжая  концепцию славянофилов о «цельном знании» Соловьёв говорит: «Свободная теософия есть органический синтез теологии, философии и опытной науки, и  только такой синтез может заключать  в себе цельную истину знания: вне  его и наука, и философия, и  теология только отдельные части  или стороны, оторванные органы знания». Заметим, что, говоря о единстве науки, философии и теологи, Соловьёв подвергает критике современное состояние  философии и науки; при этом он не забывает и религию, которая, по его  мнению, находится в упадке –  расшатаны 

                                                           9

основы религиозного мировоззрения. Поэтому должны быть переосмысленны все три составляющие «свободной теософии».

Но дело не только в синтезе  науки, философии и теологии. Нужно  достичь как «полноты знания», так  нравственного совершенства, «цельности духа». Такой синтез даёт человечеству «живую душу» вместо разорванности  и омертвелости его бытия. Эту  задачу лучше всего может выполнить  славянство, и прежде всего русский  народ, который всегда стремится  к «Духовной цельности» человеческого  существования.

Задача «свободной теософии» - постижение абсолютного, «истинно-сущего». Соловьёв говорит, что наше существование  и всё «условное бытие» предполагает, что есть безусловное, истинно-сущее», «абсолютное всеначало», «сущее всеединое», «конкретный всеединый дух». «Раз дано бытие, необходимо есть сущее, раз  дано явление, необходимо есть абсолютное и первоначальное». К такому выводу приводит так называемая органическая логика, т.е. диалектика, которая, как  говорит Соловьёв, является методом  философии.Признание абсолютно-сущего требуется разумом (как «необходимое предположение всякой частной истины»), волей ( «как необходимое предположение всякой нравственной деятельности , как абсолютная цель или благо») , чувством(« как необходимое предположение всякого полного наслаждения, как…абсолютная и вечная красота»).Абсолютно-сущее познаётся тройственным актом «веры, воображения и творчества». Вере соответствует богословско- мистическое знание, воображению – философско-умозрительное, творчеству – опытное, научное познание. Философия призвана «содействовать в своей сфере, то есть в сфере познания, перемещению центра человеческого бытия из его данной природы в абсолютный транцендентный мир, другими словами – внутреннему соединению его с истинно-сущим».

 

                                                        10

Информация о работе Философия всеединства Владимира Соловьёва