Философия всеединства Владимира Соловьёва

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 15:06, реферат

Описание

Цель работы – изучить философию «всеединства» В. Соловьева.
Задачи:
1. Проанализировать жизненный путь и философское становление.
2. Изучить идею всеединства.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
Биография Вл. Соловьёва……………………………………………..4
Философия всеединства Вл. Соловьёва……………………………...7
Заключение……………………………………………………………20
Библиография…………………………………………………………21

Работа состоит из  1 файл

реферат по философии.docx

— 45.71 Кб (Скачать документ)

 Соловьёв строит метафизическую  систему, в основе которой лежит  «истинно-абсолютно-сущее». Оно характеризуется  с разных сторон, оно - бытие и «сила бытия» и в то же время оно выше бытия; «абсолютное первоначало точнее должно быть названо сверхсущим или даже сверхмогущим». Оно заключает в себе «всё бытие и все действительности», оставаясь выше этого бытия и этой действительности. «Абсолютное есть ничто и всё: ничто – поскольку оно не есть что-нибудь, и всё – поскольку оно не может быть лишено чего-нибудь».

Абсолютное далее характеризуется  как «всеединство». Учение Соловьёва  о «всеединстве» начинается с  положения о том, что ни одно явление  не может существовать и быть познанным  вне его отношений к другим явлениям. Любая вещь познаётся в  её отношении к целому. А целое  – это не просто множество вещей, а всеединство. Всеединство существует во всех своих элементах, является носителем  всех мировых свойств. Всеединство  есть абсолютное начало всякого бытия. Всеединство как истинно-сущее  имеет свою собственную абсолютную действительность, совершенно независимую  от реальности вещественного мира и  нашего мышления, оно сообщает этому  миру его  реальность, а нашему мышлению – его идеальное содержание. Всеединство, в конце концов, - это Бог.

В то же время Соловьёв говорит  об абсолютном как о некоторой «потенции бытия», «первой материи». Абсолютное предполагает нечто иное, и «осуществляется или проявляется в своём другом или идее, которая, таким образом, есть осуществление или проявление (открытое) сверхсущие; самый же акт проявления или откровения есть Логос или, точнее, сверхидея в акте своего откровения есть Логос».[5]

Также важной идеей философского творчества Соловьева является идея Богочеловека.

                                                      11

По мнению Соловьёва, она неотделима от проблем человека и человечества. Между двумя абсолютными началами, т.е. Космосом, природой и Богом, находится человек как крошечная часть мирового целого, представляющая собой таинственный мир огромных и потенциально бесконечных сил. Причем человека он рассматривал, как и вся русская философия, не только как часть мирового целого, но и как представителя рода человеческого. А судьба и благо человека зависят от благополучия и судьбы человечества и спасения Мира. Человек наделен самосознанием. Он является высшим звеном эволюции природы и обладает способностью знать цель космогонического процесса. Более того, он может продолжить дело Творения, осуществляя в своей жизни высшую целесообразность бытия. Человек в состоянии утверждать себя отдельно от Бога, вне его, осознавать себя внутри свободным, выше всякого внешнего, от него не зависящего начала, считать себя центром всего. Но это неизбежно порождает массу проблем. Прежде человек как духовный центр мироздания был близок к природе, понимал и любил ее и в силу этого мог управлять природой. Теперь, когда человек заявляет о своей самостоятельности и независимости от Бога, он "закрывает" от всего свою душу и оказывается в чуждом, враждебном для себя мире. Отступив от Бога, человек вынужден искать его, чтобы избавиться от этой враждебности. Постепенное одухотворение человека через внутреннее усвоение и развитие им божественного начала открывает путь к богочеловечеству. Человек становится естественным посредником, связующим звеном между Богом и бытием, между природой божеской и человеческой.

Выдвигая идею богочеловечества, Соловьёв обосновывает свободу и активность человека и человечества. Он верит, что свободное раскрытие человеком своих сил и потенциала приведет к осуществлению Царства Божьего, которое нельзя реализовать путем принуждения и насилия, ибо к

                                                            12

Богу возможно только свободное движение. Он особо подчеркивает активное выражение человеческого начала в богочеловечестве, не только рассматривая человека в качестве связующего звена, но и подчеркивая его активность. Осуществление Царства Божьего зависит не только от Бога, но и от людей. Человечество должно не только принимать благодать и истину во Христе, но и осуществлять их в своей собственной и исторической жизни. Человек безусловно вечен, и не только в Боге, но и в самом себе, и каждое Я обладает своим качеством, отмечает Соловьев. Но человек вечен не как природное явление, а как носитель Бога. Действительно самостоятельной и содержательной личность человека делается тогда, когда утверждает себя, выступая как ипостась другого, высшего, Бога. В богочеловечестве коллективно должно произойти такое же соединение божественного и человеческого начал, какое индивидуально произошло в Богочеловеке - Христе, отмечает Соловьев. И человечество как целое, истинное, чистое и полное является высшей и всеобъемлющей формой и живой душой природы и Вселенной. Оно вечно соединено с Богом и соединяет с ним все, что есть. Мир и человечество - духовный организм, главой которого является Бог. Он проявляет себя в человечестве через человека как связующего звена между природным и божественным миром. Такова суть идеи богочеловечества.

С концепцией богочеловечества тесно коррелирует одна из наиболее сложных и наименее разработанных  идей Соловьёва - идея "Софии". По мнению Соловьёва, всем существам мира свойственно неопределенное, инстинктивное стремление к всеобщему единству. Во всяком организме содержится два единства. С одной стороны, единство действующего начала, благодаря которому множественность элементов сводится им к себе как единому целому. Это всеединство воплощено в Боге. С другой стороны, единство как определенный образ этого единого начала, как осуществление идеи божественного единства.

                                                           13

 Это единство "произведенное", и оно воплощено в Софии. "София", по Соловьеву, - это "мировой  разум", "душа мира", "божественная  премудрость". "София" - это выражение  творческого женственного начала, животворной силы Бога, которая  проявляется в его способности  создавать новое. Это персонифицированная,  очеловеченная, божественная премудрость.  София проявляется как живое  духовное существо, обладающее всей  полнотой сил и действий. В  ней заключена объединяющая сила  раздробленного мирового бытия. Главное предназначение человечества заключается в том, чтобы воплотить в себе Софию, т.е. творческую энергию Бога. Воплощая Софию, божественную премудрость, человечество, и через него весь мир, приближается к Богу как к Абсолюту.

Философский смысл учения о Софии заключается в том, чтобы дать более глубокое обоснование  божественного присутствия в  реальной действительности, показать, что это присутствие вызвано  проявлением, деятельностью в действительности "души мира", Софии, олицетворяющей и выражающей премудрость Бога. При  этом София выступает как организующая сила, обеспечивающая всеединство, единство всего сущего. И эта способность  Софии быть организующей силой обусловливается  ее соединением с божественным началом.

Рассмотрение социальных проблем Соловьёв связывает с вопросами нравственного совершенствования человека и общества. Он исходит из признания наличия в мире добра как идеальной сущности, как нормы и должного. Вместе с тем Соловьёв подчеркивает значение активности индивидуального и социального объекта в творческом осознании добра и его воплощения во всем. Нравственный смысл человека, считает Соловьёв, состоит в служении чистому, всестороннему добру, ибо только оно ведет к абсолютному совершенству, сочетающему в себе добро, благо и блаженство.

                                                       14

 

Говоря о совершенствовании человека, Соловьёв отмечает, что человек должен прежде всего осознать свое нравственное несовершенство. Далее, ему необходимо признать существование абсолютного добра. И, наконец, он должен испытать свое стремление приблизиться к идеалу добра, чувствовать постоянное желание совершенствоваться. Причем это "долженствование" исключает любое принуждение. Человек вступает на путь служения добру на основе внутренней потребности, сознательного убеждения, свободно раскрывая возможности своих сил. И никакое насилие над человеком, даже во имя самых высших целей, недопустимо. Духовная свобода человека, свободная воля его души в стремлении делать добро и исполнять общее дело как свое собственное лежат в основе всех благ на земле, подчеркивает Соловьёв. Процесс совершенствования человека, по мнению философа, поддерживают, кроме божественной помощи, природные предпосылки его нравственности. К ним относятся такие первичные атрибуты человеческой природы, как стыд, жалость и благоговение. Человек стыдится своей животности. Он проявляет чувство жалости и сочувствия ко всем живым существам, обнаруживая солидарность с ними как непременное условие общественной жизни. Чувство благоговения выражает особое отношение человека к высшим началам и является "индивидуально-психическим корнем религии". Чувства эти - стыд, жалость и благоговение - выражают специфическое отношение человека к тому, что он считает ниже себя, равным себе и выше себя. В основе данных чувств лежит стремление человека к цельности своего бытия. Человек не может игнорировать негативные стороны действительности, равно как и абсолютизировать их. Он должен замечать в настоящем, в том, что есть, реальные зачатки и задатки того, что должно быть и максимально способствовать сохранению, росту и торжеству этих добрых начал.

                                                           15

 Тем самым достигается  все большее и большее сближение  действительности с идеалом. В  этом заключена суть достойной  жизни человека, считает Соловьёв Личное совершенствование каждого человека, по мнению Соловьёва, зависит не только от его желания и стремления, но и от состояния общественной среды в данный исторический момент, т.е. оно органически едино с совершенствованием общества. Подобно другим русским философам конца XIX в., Соловьёв стремится найти истинные формы "собирательной", совместной, солидарной жизни людей, определить земные средства для их достижения. Он считает, что солидарность - всеобщий шаг мирового развития человечества, но она сама нуждается в совершенствовании, ибо зачастую не одухотворена высокими нравственными нормами. Поэтому общество должно не просто жить и развиваться, но должно постоянно совершенствоваться. И это должно проявляться в общественном прогрессе, направленном на достижение идеально-совершенной цели. Нравственное совершенствование общества, считает Соловьёв, будет способствовать разрешению социальных противоречий и установлению "христианского мира" и всеобщей справедливости. Рассматривая структуру общества, Соловьёв отмечает, что оно должно прежде всего жить естественной жизнью, т.е. обеспечить свое материальное существование, твердо стоять на земле. Нормальное развитие общества обусловливается наличием реальных средств для его совершенствования. Эту возможность открывает искусственная жизнь общества, т.е. цивилизация, достижения которой способствуют движению общества вперед и развитию его сил. Цель и направленность развития цивилизованной жизни, смысл общественного прогресса определяет духовная жизнь, т.е. формирование высших идеалов и духовных благ, ради которых вообще стоит жить и действовать.

Развитием общества, считает Соловьёв, управляют "три коренные силы". Первой является центростремительная сила.

                                                         16

 Она стремится подчинить  человечество одному верховному  началу, устранить все многообразие  общественных форм и подавить  свободу личности. Вторая сила  центробежная. Она отрицает значение  общих единых начал, утверждает  множественность отдельных единиц  без всякой внутренней связи, "всеобщий эгоизм и анархию". Наибольшее значение имеет третья  сила, дающая положительное содержание  первой и второй силам, освобождая  их от исключительности. Это сила  примиряет единство высшего начала  со свободной множественностью  частных форм и элементов, способствует  формированию целостного общечеловеческого  организма и дает ему внутреннюю  жизнь. Такой третьей силой  может быть только откровение  высшего божественного мира. Поэтому  именно она должна дать общественному  развитию его безусловное содержание  и цель.

Идеалом общества, воплощающего в себе высшую цель и основанного  на принципах справедливости, является, по мнению Соловьёва, свободная теократия. Это общество, в котором нравственная власть принадлежит церкви и ее верховному представителю первосвященнику, сила - царю, а право живого совета с Богом - пророкам. Характерной особенностью такого социального порядка является добровольное подчинение государства власти церкви. Истинная теократия может существовать только на принципах свободы, на основе добровольного единства духовных и светских сил, считает Соловьёв. По его мнению, христианская культура и свободная теократия создаются на основе единства положительных элементов духовной культуры Востока и Запада. И началом этого должно быть соединение восточной и западной церквей, синтез православия, католичества и протестантизма. Такой синтез приведет к созданию вселенской церкви. Ее союз с единым всемирным государством образует в будущем истинно нормальное общество - теократическую христианскую монархию, и свободную теократию.

                                                            17

Соловьёв надеялся, что именно Россия заложит основы свободной теократии. Ибо она является носителем божественной силы, подлинного православия. Этим определяется историческая миссия России в посредничестве между человечеством и высшим божественным миром, в церковном примирении Востока и Запада. Высшая сила, которую русскому народу предназначено провести в человечество, есть сила не от мира сего. Историческое призвание России, определяющее значимость ее ближайших задач, есть призвание религиозное в высшем смысле этого слова, отмечал Соловьёв. Следует отметить, что в конце жизни Соловьёв придает большое значение проблеме взаимоотношения общества и личности, подчеркивая их органическое единство. Эта проблема решается им в свете главной задачи исторического процесса - совместного осуществления Добра, разумного сочетания их прав и обязанностей по отношению друг к другу. Соловьёв подчеркивает, что каждый человек независимо от своего общественного статуса имеет безусловное право на достойное существование и свободное развитие своих положительных сил. Вслед за Кантом он выдвигает требование, в соответствии с которым личность не должна быть средством для достижения блага другого лица или общества. Напротив, она всегда должна быть целью. Ибо каждое лицо есть нечто особенное и незаменимое. Но Соловьёв не ограничивается формальными, абстрактными рассуждениями на эту тему. Он утверждает, что суверенное достоинство человека должно проявляться во всем многообразии жизни людей в мировом процессе восхождения к Истине, Добру, Красоте Соловьёв выдвигает нравственное требование и для общества. Он отмечает, что единственной нравственной нормой общества, при соблюдении которой оно может определяться как внутреннее, свободное согласие всех, должен быть принцип достоинства человека, или безусловное значение каждого лица. Соловьёв подчеркивает, что степень подчинения отдельного лица обществу должна соответствовать степени подчинения

Информация о работе Философия всеединства Владимира Соловьёва