Философия жизни Ф. Ницше

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 15:55, реферат

Описание

Философия в переводе с греческого означает "любовь к мудрости". Сама собою мудрость к человеку не приходит, и чем раньше он ее полюбит, тем больших успехов добьется на своем жизненном пути.

Надо только понять какой именно мудрости учит философия. Аристотель (384-322 до н. э.) полагал, что имя мудрости необходимо отнести к некоей способности, "состоятельности", исследующей первые начала и причины. Р. Декарт (1596-1650), отмечая, что слово "философия" обозначает занятие мудростью, уточнял при этом, что "под мудростью понимается не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать человек; ... знание, которое направляет самую жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех науках".

Содержание

Введение 2

Иррационализм философии жизни 3

Основные черты философского учения Фридриха Ницше 5

Место культуры в философии Ф. Ницше 7

Жизнь – центральное понятие философии Ф.Ницше 10

Мифы философии Ф. Ницше 12

Образ «сверхчеловека» в философии Ф.Ницше 13

Заключение 18

Литература 20

Работа состоит из  1 файл

Философия жизни Ницше.docx

— 40.68 Кб (Скачать документ)

Оглавление

Введение 2

Иррационализм философии жизни 3

Основные черты философского учения Фридриха Ницше 5

Место культуры в философии Ф. Ницше 7

Жизнь – центральное понятие философии Ф.Ницше 10

Мифы философии Ф. Ницше 12

Образ «сверхчеловека» в философии Ф.Ницше 13

Заключение 18

Литература 20

Введение

     Философия в переводе с греческого означает "любовь к мудрости". Сама собою  мудрость к человеку не приходит, и  чем раньше он ее полюбит, тем больших  успехов добьется на своем жизненном  пути.

     Надо  только понять какой именно мудрости учит философия. Аристотель (384-322 до н. э.) полагал, что имя мудрости необходимо отнести к некоей способности, "состоятельности", исследующей первые начала и причины. Р. Декарт (1596-1650), отмечая, что слово "философия" обозначает занятие мудростью, уточнял при этом, что "под мудростью понимается не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать человек; ... знание, которое направляет самую жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех науках".

     Из  сказанного уже можно понять, что  философию интересует вполне определенная мудрость - мудрость, которая исследует  и знает первые начала и причины  и тем самым, во-первых, определяет жизненную позицию человека и, во-вторых, дает ему универсальную методологию, позволяющую добиться истинного  познания действительности.

Иррационализм философии жизни

     Философия жизни - иррационалистическое философское течение конца 19 – начала 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи. Ф. ж. явилась выражением кризиса классического буржуазного рационализма. Социально-политические воззрения представителей философии жизни весьма различны: от буржуазного либерализма до консервативных позиций; в своём крайнем биологически-натуралистическом варианте она оказала влияние на формирование идеологии национал-социализма в Германии.

     "Грядут  войны, каких на ещё земля  не видала. С меня начинается  на земле великая политика... Я  человек судьбы". Так определяет своё место в философии Фридрих Ницше (1844 -1900). Ф. Ницше родом из протестантской семьи, проживавшей в Тюрингии (в составе Пруссии). Семейная легенда хранит предание, что семья Ф. Ницше имеет славянские корни и восходит к роду польского графа, покинувшего Польшу во времена смуты и контреформации. В своём учении Ф. Ницше считает себя последователем и продолжателем философии А. Шопенгауэра. Можно выделить в его творчестве три этапа.

     Первый  этап включает ранние работы философа, посвященные проблемам культуры. Здесь следует назвать прежде всего две работы, это - "Философия  в трагическую эпоху Греции" (1873) и "Несвоевременные размышления" (1876). Второй творческий этап традиционно  характеризуется в научной литературе о Ф. Ницше как этап "переоценки всех ценностей". Он отказывается от наследия А. Шопенгауэра и создает  своё философское иррациональное учение о воле. Три работы этого периода  отвечают взглядам Ф. Ницше с 1878 по 1882: "Человеческое, слишком человеческое", "Утренняя зоря" и "Весёлая наука". Третий период творчества прерывается  его болезнью (душевным расстройством). Но данный этап совпадает с формированием  философской концепции, главными идеями которой становятся понятия "воля к власти" и "сверхчеловек", тема "вечного возвращения" и "европейского нигелизма". Определяя жизнь, Ф. Ницше формирует следующую мысль: жизнь - это воля к власти. В этот период появляются самые значительные его произведения: "Так говорил Заратустра", " По ту сторону добра и зла", "Антихристианин". Рукопись "Воля к власти" опубликована уже после смерти философа.

     Наряду  с неокантианством и позитивизмом в буржуазной философской мысли  последней четверти XIX в. все более  усиливается иррационалистическая струя, имеющая свои идейные истоки главным образом в философии  Шопенгауэра.

     В этот период в кругах реакционной  буржуазии, особенно немецкой, значительный успех имела пессимистическая философия  Эдуарда Гартмана (1842—1906), который  использовал ряд идей Шопенгауэра  и объявил духовной основой всего  существующего некое бессознательное  начало, включающее в себя волю и  представление. В это же время  возникло и постепенно усиливалось  влиятельное течение, получившее название «философия жизни», основы которой  были заложены Ф. Ницше и В. Дильтеем в Германии и А. Бергсоном во Франции.

     «Философия  жизни» отличается от позитивизма прежде всего воинствующим иррационализмом, выражающимся не только в отрицании  познавательного значения разума с  его логическими формами и  категориями, но и в признании  мира, человека и его истории иррациональными  по своей природе. Второе отличие  «философии жизни» от позитивизма состоит  в том, что она сосредоточивает  свое внимание преимущественно на вопросах истории, общественной жизни, культуры и пытается создать широкое, всеохватывающее  мировоззрение, противопоставив его  научному, материалистическому мировоззрению. Если позитивисты отвергали коренные мировоззренческие вопросы как  «метафизику», то «философы жизни» выдвинули на первый план именно проблемы мировоззрения, «вечные вопросы» о  смысле жизни и истории, о природе  всего сущего. Они обвиняли позитивистов и неокантианцев в абстрактном формализме, в забвении потребностей жизни и практики, в извращении природы человека и в превращении его в сухое рассудочное существо.

     Но  за выпадами «философов жизни» против позитивизма и одностороннего интеллектуализма скрывалось восстание против разума и науки вообще. Выдвинутая ими  ложная дилемма «разум или жизнь» решалась в пользу иррационалистического  истолкования «жизни», открыто или  в замаскированной форме отвергающего научное познание и прославляющего неразумную волю, инстинкт, бессознательные порывы и иррациональную интуицию. Ницшеанство возникло как реакция наиболее агрессивных слоев германской буржуазии и юнкеров на Парижскую коммуну, на распространение идей социализма и победу марксизма в рабочем движении, на рост организованности рабочего класса.

     А. М. Горький так оценивал общественную роль ницшеанства: «История «болезни»  капитализма начинается почти немедленно вслед за тем, как только буржуазия  вырвала власть из обессилевших рук  феодалов. Можно считать, что первым, кто отметил эту болезнь и  отчаянно закричал о ней, был Фридрих  Ницше, современник Карла Маркса... В те годы, когда Маркс научно и неопровержимо обосновал неизбежность гибели капитализма, неизбежность власти пролетариата, — Ницше, с яростью  больного и устрашенного фанатика, проповедовал законность и безграничие  власти «белокурой бестии»».

Основные  черты философского учения Фридриха Ницше

     Философское учение Фридриха Ницше (1844—1900) непоследовательно  и противоречиво, но, несмотря на свою логическую бессвязность, оно едино  по духу, тенденции и цели. Учение Ницше проникнуто страхом перед  грядущим социализмом, ненавистью к  народу и стремлением любой ценой  предотвратить неизбежную гибель буржуазного  общества.

     Исходный  пункт философствования Ницше —  признание того, что жизнь современной  Европы протекает в «страшной  напряженности противоречий» и  клонится к упадку. «Вся наша европейская  культура... — пишет он, — как  бы направляется к катастрофе».

     Признаки  и симптомы этого упадка Ницше  видит во всеобщем ослаблении духовной жизни, в распространении пессимизма, в повальном увлечении декадентскими  идеями, в утрате веры в почитавшиеся прежде духовные ценности — одним  словом, в нигилизме, сделавшемся  знамением века. Ницше хочет преодолеть этот нигилизм и дать своему классу новое, оптимистическое учение. Но пессимизм  и нигилизм, охватившие значительную часть буржуазной интеллигенции  в конце XIX в., в конечном счете  были отражением кризиса иллюзий  о безмятежном гармоничном развитии капиталистического общества, разрушенных  революционными выступлениями пролетариата. Новые надежды, возникшие в связи  с появившимися признаками наступления  эпохи империализма, были обманчивы, они не могли дать никаких действительных оснований для оптимизма. Поэтому  философия Ницше, претендовавшая на то, чтобы преодолеть декаданс и  дать новую веру господствующему  классу, сама была лишь выражением упадка.

     Разумеется, Ницше не видит и не хочет видеть могучего духовного подъема, связанного с выходом пролетариата на сцену  политической и культурной жизни, с  формированием его классового самосознания, с утверждением марксизма как  его научного мировоззрения. Для  Ницше, как идеолога реакционной  буржуазии, существует лишь буржуазная культура, упадок которой воспринимается и изображается им как утрата общечеловеческих ценностей, как надвигающаяся гибель всей культуры вообще.

     В основе философского учения Ницше лежат  скептицизм и биологический волюнтаризм. Учение Шопенгауэра о космическом  значении воли Ницше интерпретировал  в терминах модного в его время  биологизма, которому отдали дань и махисты. Ницше довел релятивизм «биолого-экономической» теории познания до предела, до превращения ее в иррационалистический фикционализм. Реакционные тенденции субъективно-идеалистической философии последней четверти XIX в. оказались собранными в его учении в один узел.

     Сложность и противоречивость немецкого мыслителя  в полной мере отразились на его  философий, изложенной в афористичной форме в многочисленных сочинениях и эссе: "Антихристианин", "Так  говорил Заратустра", "По ту сторону  добра и зла", "Воля к власти и др. Его современник Г.-Х. Файхингер (1852-1933) писал о Ницше: "С одной  стороны, учение Ницше разрушительно  и в руках неосторожных и недозрелых может действовать как умственный и нравственный динамит. Но с другой стороны, оно... может вывести нас  из "догматической дремоты" и  принудить пересмотреть и заново обосновать наши интеллектуальные и  моральные блага и ценности". Философские взгляды Ницше базируются на имморализме, на сильной антирелигиозной, антихристианской тенденции, на интуитивизме, антидемократизме, индивидуализме, волюнтаризме.

Место культуры в философии  Ф. Ницше

     Философия жизни была попыткой найти интегральные основания для поливариантной творческой реализации человечества, проявляющейся  в разных формах существования, в  разных типах культурной самобытности. Исконное противоречие между рефлексией и интуицией в познании и отражении  мира, между рассудочно-расчленяющим и интуитивно-целостным его постижением, воплощаемое в создаваемой данной культурой картине мира, отразилось и в понимании феномена самой  культуры. Культура трактовалась либо как сфера, враждебная жизни как  таковой, либо как сама жизнь.

     Современную ему культуру немецкий философ критикует  за пессимизм, нигилизм, распространение  социалистических идей (т. к. они подчиняют индивида общему, государству), господство массовости, феминизм, религиозность.

     Развитие  культуры - результат адаптации человеческого  существа к условиям своего существования. Человек, являясь изначально "слабым животным", вынужден использовать в  этом процессе не волю, а интеллект  и фантазию. Рациональность, заложенная в основе культуры и проявляющая  себя прежде всего в символотворении, несет гибель основанной на этом культуре. Культура создавалась посредством  языка, логических законов. Язык же не может выразить богатство мира, лучше  всего фиксируемого в дологическом переживании. Язык, система значений и символов оторваны от реальных объектов, в то время как истинное схватывание  сущностей не требует рефлексии, не нуждается в символической  деятельности интеллекта.

     Символы и язык конституируют иную реальность, чем она есть на самом деле. Они  приводят к созданию сферы тождественных  смыслов, фиксированных значений, повторяющихся  регулянтов. Этот мир разума ведет  к формированию поведенческих стереотипов, годных лишь для массы - "слишком  многих", как называет нетворческое большинство Ницше. Язык и связанный  с ним интеллект создают условия, гасящие инстинктивную волю к  жизни, что приводит к деградации человеческой личности. Иное дело - чувственно-образное отражение действительности, фиксированное  в искусстве. Это - "страна" фантазии, интуиции, целого схватывания действительности.

     Человеческая  культура пытается примирить два  способа видения и объяснения мира, два стиля жизни. Поэтому  культура всегда антиномична, это попытка  обуздания хаоса, попытка его  оформления, упорядочивания. Ницше  полагал что могут существовать два типа культурной ориентации, два  типа культуры. Первый связан с оформленностью, дискурсивностью, рационализмом, сознательным противостоянием миру. Это "аполлонийская  культура". Ее Бог - Слово, ее цель - упорядоченность  мира ценой его упрощения, схематизации, в конечном счете, - отрицания Предельное развитие аполлонийского начала ведет к стереотипизации культуры, к утере самосознания как ценности. к манипулированию лишенными воли индивидуумами, к культу посредственностей, что со всей силой очевидности проявляется в западноевропейской культуре.

Информация о работе Философия жизни Ф. Ницше