Философская антропология французских просветителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 17:44, контрольная работа

Описание

В эпоху Просвещения философия фактически реализовала лозунг «назад к природе». Она это сделала в силу культивирования чувственно-эстетического идеала философии.
В последствии этот лозунг будет приобретать популярность по политическим, экономическим и другим основаниям. Как мы видим, каждое из философских направлений имеют свои недостатки и достоинства, которые надо обобщать и синтезировать. Но эта задача решается уже за пределами 18 века.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФИИ ФРАНЦУЗСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ 5
2 МАТЕРИАЛИЗМ ПРИРОДЫ П. ГОЛЬБАХА 7
3 ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ФРАНЦУЗСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ 9
4 СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОВСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ 12
5 ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА В НЕМЕЦКОМ ПРОСВЕЩЕНИИ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

Работа состоит из  1 файл

Философия_ПРОСВЕЩЕНИЯ.doc

— 177.50 Кб (Скачать документ)

     Важной  стороной социально-философской концепции просветителей был просветительский пацифизм. Осуждение агрессивности, экспансионизма, захватнических войн стало основным лейтмотивом произведений Вольтера, Ш. Монтескье, П. Гольбаха. Рассматривая войну, как состояние тревог и насилий,- «противоположное счастью общества», французские просветители выступали против прославления тех честолюбивых монархов, которые «предпочитают нести в другие страны опустошение и смерть».3 Неизбежной и справедливой они считали лишь те войны, которые связаны с отражением нападения «несправедливых захватчиков».

     Причины экспансии захватнических войн французские  просветители усматривали преимущественно в психологических чертах правителей, в их «страсти к славе», в «честолюбии».

     У французских просветителей не было единства в вопросе об источниках социальных противоречий и катаклизмов присущих обществу.

     Если  Руссо видел этот источник в возникновении  частной собственности, то Вольтер, Гольвеций, Гольбах, напротив, считали, что не частная собственность, а природное неравенство сил и способностей людей, действия тиранов и несправедливых правителей приводят к неравномерному распределений общественного богатства.

     Предлагая преобразовать общество на принципах  разума и справедливости, французские  просветители отстаивали в целом  пути мирного реформирования общества, идущего сверху от «просвещенных правителей». Революционный путь преобразования общества признавался ими как крайний случай для свержения такой власти, которая отказывается от просвещенного правления и является «просто разбоем», делающим общество несчастным.

     Важно также отметить, что философия  Французского Просвещения подготовила духовные основы Французской буржуазной революции 1789—1794 гг. Она выдвинула и обосновала такие принципы гражданского общества, как свобода, равенство, братство, социальная справедливость и гуманизм. Можно по-разному оценивать эти принципы с позиций сегодняшней действительности. Но одно несомненно: философия Французского Просвещения вселяла социальный оптимизм, сумела утвердить на долгие десятилетия веру в прогресс, в возможность переустройства общества на началах

 

     

5 ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА В НЕМЕЦКОМ  ПРОСВЕЩЕНИИ

 

     Проблемы  нравственного прогресса человечества,  преодоление всех форм несвободы человеческого разума заняли центральное ме сто в Немецком Просвещении, которое получило развитие в Германии во второй половине XVIII века. Наиболее видными его представителями были Готхолъд Эфраим Лессинг (1729—1781) и Иоганн Готфдрид Гердер (1744-1803).

     В своих тезисах о нравственном прогрессе человечества, изложенных в работе «Воспитание человеческого рода», Лессинг связывает совершенствование общества со всеобщим просвещением и преодолением всех форм религиозного принуждения. Сравнивая развитие отдельного индивида и человеческого рода, Лессинг выделяет три возраста в развитии человечества. Детскому возрасту человечества соответствует Ветхий завет, юношескому — Новый завет, а зрелости — «новое, вечное Евангелие». Только на стадии зрелости человеческий род может достигнуть нравственной чистоты, когда мораль не будет напрямую связана с верой в Бога и станет единственным и всеобщим принципом поведения людей, творящих добро во имя самого добра. А потребность человечества в религиозном принуждении отпадет так же, как потребность во всяком другом внешнем принуждении.

     Идея  непрерывного нравственного совершенствования общества нашла отражение и в произведении Гердера «Идеи к философии истории человечества». В отличие от Лессинга, тайну совершенствования человеческого рода Гердер видит в непрерывном развитии специфических атрибутов человечества — искусства, языка, мышления.

     Он  показывает тесную, неразрывную взаимосвязь  нравственной жизни отдельного человека с духовным генезисом человеческого общества. «Все человеческое в человеке» зависит, по словам Гердера, от культурных традиций и просвещения. Именно культура и просвещение определяют то, каким станет человек и каков будет его духовный облик.

     Особое  значение в нравственном совершенствовании  общества Гердер придает воспитанию гуманности. Хотя в практической жизни человечества гуманность реализуется крайне редко, необходимо постоянное стремление к ней, совершенствование всех ее форм. Отсюда и истинную задачу «подлинно человеческой философии» Гердер усматривает в «исследовании духа гуманности».

     Как и французские просветители, Гердер дает обстоятельное обоснование единства человека с природой, с растительным и животным миром.

     Человек — венец развития всего органического  мира на Земле. Он — микрокосм. В нем воплощается великая цель природы — продолжение жизни и взаимосвязь всего живого. Но в отличие от других живых существ, человек обладает великим даром разума и свободы.

     И потому великое предназначение человека Гердер видит в том, чтобы взвешивать на весах разума добро и зло, истинную ложь, способствуя тем самым утверждению на Земле счастья, любви и красоты.

     Философский оптимизм в рассмотрении природы  человека соединяется у Гердера с отказом от одностороннего рационализма в анализе его сущности. Гердер всячески подчеркивает важную роль чувственного природного начала в человеке. Лишь оно способно подарить человеку полное ощущение всех земных радостей и страданий. Однако удовлетворенность существованием у человека всегда связана с искусством постижения меры. Эта мысль Гердера явно созвучна античному пониманию чувства меры в жизни человека.

     Вместе  с тем, существенной особенностью человека, его «естественным состоянием» он считает жизнь человека в обществе, поскольку именно в нем человек «рождается и воспитывается». Здесь Гердер более солидарен с Вольтером, чем с Руссо, так как считает социальные качества человека основополагающими.

     Решающая  роль в формировании социальных качеств  человека принадлежит воспитанию. Благодаря воспитанию, считает Гердер, человек становится человеком. Воспитание определяет весь духовный генезис человека, развивает его генетические задатки и способности.

     Таким образом Гердер по существу разделяет  точку зрения французских материалистов Гельвеция и Ламетри на определяющую роль воспитания в социализации человека. Однако, в отличие от французских материалистов, он совсем по-иному оценивает роль религии в воспитании человека. Гердер явно не приемлет резкого критического пафоса французских материалистов по отношению к религии. Он подчеркивает гуманистическую направленность религии, ее важную роль в гуманизации человеческой души и человеческих способностей, в облагораживании облика человека.

     В целом Немецкому Просвещению  был присущ меньший радикализм в вопросах социального переустройства общества и более осторожный деизм по сравнению с Французским Просвещением. Осуждение религиозного фанатизма и нетерпимости, жестокости и деспотизма в государственном правлении имело в Немецком Просвещении более мягкие и обтекаемые формы.

     Объяснение  этому можно найти в том, что  в центре внимания немецких просветителей была борьба за национальное единство Германии, за создание централизованного и просвещенного Германского государства, в котором реальностью мог стать идеал свободной личности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Итак, изучив основные концепции философов-просветителей 18 века, мы приходим к выводу их идей, что «природа есть причина всего», она всецело материальна. Сама же природа (по Гольбаху) есть не что иное, как движение материи. Материя есть причина самой себя. Она состоит из частиц.

     Способом  существования материи является движение, которое может быть механическим, химическим или биологическим.

     Природа есть целое. Случайность в природе  отсутствует.

     Согласно  необходимому порядку вещей, в природе  самопроизвольно зарождается жизнь, вершиной которой является человек.

     Что касается идей, то они возникают  из опыта человека, в результате воздействия внешнего мира на его  органы. Опыт и размышления всегда наставят человека на истинный путь.

     Люди  способны разобраться во всех хитросплетениях  существующих явлений.

     Безусловно, у рассматриваемой философии есть свои недостатки и достоинства.

     Философы  того времени гордились тем, что  человек разумен: разум они считали  вершиной интеллекта.

     Путь, избранный французскими материалистами, не единственный, он был продолжен  и развит немецкими философами, которые пошли дальше и глубже в изучении природы и венца её творения- человека.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Гельвеций, К. О человеке, его умственных способностях и его воспитании / К. Гельвеций. –М.: Гос. соц.-экон. изд-во, 1938. – 453 с.
  2. Дидро, Д. Избранные сочинения / Д.Дидро. –М.: Художественная литература, 1951. -  650 с.
  3. Философия: учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. –М.: Юнити-Дана, 2005. – 6 22 с.

Информация о работе Философская антропология французских просветителей