Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 17:44, контрольная работа
В эпоху Просвещения философия фактически реализовала лозунг «назад к природе». Она это сделала в силу культивирования чувственно-эстетического идеала философии.
В последствии этот лозунг будет приобретать популярность по политическим, экономическим и другим основаниям. Как мы видим, каждое из философских направлений имеют свои недостатки и достоинства, которые надо обобщать и синтезировать. Но эта задача решается уже за пределами 18 века.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФИИ ФРАНЦУЗСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ 5
2 МАТЕРИАЛИЗМ ПРИРОДЫ П. ГОЛЬБАХА 7
3 ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ФРАНЦУЗСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ 9
4 СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОВСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ 12
5 ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА В НЕМЕЦКОМ ПРОСВЕЩЕНИИ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21
Важной
стороной социально-философской
Причины экспансии захватнических войн французские просветители усматривали преимущественно в психологических чертах правителей, в их «страсти к славе», в «честолюбии».
У французских просветителей не было единства в вопросе об источниках социальных противоречий и катаклизмов присущих обществу.
Если Руссо видел этот источник в возникновении частной собственности, то Вольтер, Гольвеций, Гольбах, напротив, считали, что не частная собственность, а природное неравенство сил и способностей людей, действия тиранов и несправедливых правителей приводят к неравномерному распределений общественного богатства.
Предлагая преобразовать общество на принципах разума и справедливости, французские просветители отстаивали в целом пути мирного реформирования общества, идущего сверху от «просвещенных правителей». Революционный путь преобразования общества признавался ими как крайний случай для свержения такой власти, которая отказывается от просвещенного правления и является «просто разбоем», делающим общество несчастным.
Важно также отметить, что философия Французского Просвещения подготовила духовные основы Французской буржуазной революции 1789—1794 гг. Она выдвинула и обосновала такие принципы гражданского общества, как свобода, равенство, братство, социальная справедливость и гуманизм. Можно по-разному оценивать эти принципы с позиций сегодняшней действительности. Но одно несомненно: философия Французского Просвещения вселяла социальный оптимизм, сумела утвердить на долгие десятилетия веру в прогресс, в возможность переустройства общества на началах
Проблемы нравственного прогресса человечества, преодоление всех форм несвободы человеческого разума заняли центральное ме сто в Немецком Просвещении, которое получило развитие в Германии во второй половине XVIII века. Наиболее видными его представителями были Готхолъд Эфраим Лессинг (1729—1781) и Иоганн Готфдрид Гердер (1744-1803).
В своих тезисах о нравственном прогрессе человечества, изложенных в работе «Воспитание человеческого рода», Лессинг связывает совершенствование общества со всеобщим просвещением и преодолением всех форм религиозного принуждения. Сравнивая развитие отдельного индивида и человеческого рода, Лессинг выделяет три возраста в развитии человечества. Детскому возрасту человечества соответствует Ветхий завет, юношескому — Новый завет, а зрелости — «новое, вечное Евангелие». Только на стадии зрелости человеческий род может достигнуть нравственной чистоты, когда мораль не будет напрямую связана с верой в Бога и станет единственным и всеобщим принципом поведения людей, творящих добро во имя самого добра. А потребность человечества в религиозном принуждении отпадет так же, как потребность во всяком другом внешнем принуждении.
Идея
непрерывного нравственного
Он показывает тесную, неразрывную взаимосвязь нравственной жизни отдельного человека с духовным генезисом человеческого общества. «Все человеческое в человеке» зависит, по словам Гердера, от культурных традиций и просвещения. Именно культура и просвещение определяют то, каким станет человек и каков будет его духовный облик.
Особое значение в нравственном совершенствовании общества Гердер придает воспитанию гуманности. Хотя в практической жизни человечества гуманность реализуется крайне редко, необходимо постоянное стремление к ней, совершенствование всех ее форм. Отсюда и истинную задачу «подлинно человеческой философии» Гердер усматривает в «исследовании духа гуманности».
Как и французские просветители, Гердер дает обстоятельное обоснование единства человека с природой, с растительным и животным миром.
Человек — венец развития всего органического мира на Земле. Он — микрокосм. В нем воплощается великая цель природы — продолжение жизни и взаимосвязь всего живого. Но в отличие от других живых существ, человек обладает великим даром разума и свободы.
И потому великое предназначение человека Гердер видит в том, чтобы взвешивать на весах разума добро и зло, истинную ложь, способствуя тем самым утверждению на Земле счастья, любви и красоты.
Философский оптимизм в рассмотрении природы человека соединяется у Гердера с отказом от одностороннего рационализма в анализе его сущности. Гердер всячески подчеркивает важную роль чувственного природного начала в человеке. Лишь оно способно подарить человеку полное ощущение всех земных радостей и страданий. Однако удовлетворенность существованием у человека всегда связана с искусством постижения меры. Эта мысль Гердера явно созвучна античному пониманию чувства меры в жизни человека.
Вместе с тем, существенной особенностью человека, его «естественным состоянием» он считает жизнь человека в обществе, поскольку именно в нем человек «рождается и воспитывается». Здесь Гердер более солидарен с Вольтером, чем с Руссо, так как считает социальные качества человека основополагающими.
Решающая роль в формировании социальных качеств человека принадлежит воспитанию. Благодаря воспитанию, считает Гердер, человек становится человеком. Воспитание определяет весь духовный генезис человека, развивает его генетические задатки и способности.
Таким образом Гердер по существу разделяет точку зрения французских материалистов Гельвеция и Ламетри на определяющую роль воспитания в социализации человека. Однако, в отличие от французских материалистов, он совсем по-иному оценивает роль религии в воспитании человека. Гердер явно не приемлет резкого критического пафоса французских материалистов по отношению к религии. Он подчеркивает гуманистическую направленность религии, ее важную роль в гуманизации человеческой души и человеческих способностей, в облагораживании облика человека.
В целом Немецкому Просвещению был присущ меньший радикализм в вопросах социального переустройства общества и более осторожный деизм по сравнению с Французским Просвещением. Осуждение религиозного фанатизма и нетерпимости, жестокости и деспотизма в государственном правлении имело в Немецком Просвещении более мягкие и обтекаемые формы.
Объяснение этому можно найти в том, что в центре внимания немецких просветителей была борьба за национальное единство Германии, за создание централизованного и просвещенного Германского государства, в котором реальностью мог стать идеал свободной личности.
Итак,
изучив основные концепции философов-
Способом существования материи является движение, которое может быть механическим, химическим или биологическим.
Природа есть целое. Случайность в природе отсутствует.
Согласно
необходимому порядку вещей, в природе
самопроизвольно зарождается
Что касается идей, то они возникают из опыта человека, в результате воздействия внешнего мира на его органы. Опыт и размышления всегда наставят человека на истинный путь.
Люди способны разобраться во всех хитросплетениях существующих явлений.
Безусловно, у рассматриваемой философии есть свои недостатки и достоинства.
Философы того времени гордились тем, что человек разумен: разум они считали вершиной интеллекта.
Путь, избранный французскими материалистами, не единственный, он был продолжен и развит немецкими философами, которые пошли дальше и глубже в изучении природы и венца её творения- человека.
Информация о работе Философская антропология французских просветителей