Философская система Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 23:43, реферат

Описание

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831) — крупнейший представитель немецкой классической философии, создатель грандиозной системы объективного идеализма и теории (метода) диалектики.

Содержание

Введение………………………………………...….…....2
Общая характеристика философии Гегеля …...…2-7
Философская система Гегеля и ее структура …..7-14
Заключение………………………………………….…14
Список используемой литературы…………………15

Работа состоит из  1 файл

Философская система Гегеля.docx

— 39.23 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 

             СОДЕРЖАНИЕ 

  1. Введение………………………………………...….…....2
  2. Общая характеристика философии Гегеля …...…2-7 
  3. Философская система Гегеля и ее структура …..7-14
  4. Заключение………………………………………….…14
  5. Список используемой литературы…………………15
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               Введение

Гегель  Георг Вильгельм  Фридрих (1770—1831) — крупнейший представитель немецкой классической философии, создатель грандиозной системы объективного идеализма и теории (метода) диалектики.

Родился в Штутгарте. Изучал философию и теологию в  Тюбингенском университете. Некоторое  время был домашним учителем, затем  в 1808—1816 — директором престижной гимназии в Нюрнберге. С 1816 г . Гегель был приглашен  в Гейдельбергский университет, а в 1818 г . — в Берлинский, где  он работал профессором (а некоторое  время и ректором) до конца жизни.

Основные  работы: «Наука логики: В 3 т.» (1812—1816) — это так называемая «Большая логика» наряду с «малой логикой» как первой частью «Энциклопедии философских наук» (1817); «Феноменология духа» (1807); «Лекции по истории философии» (1833—1836); «Лекции по эстетике» (1835—1838); «Философия истории» (1821).  

     Общая характеристика философии Гегеля.

Целый ряд важных диалектических идей был сформулирован в философских учениях Фихте (например, антитетический метод) и Шеллинга (особенно диалектическое понимание процессов природы). Вершиной классической немецкой диалектики стала философия Гегеля.

Он  разработал диалектику в систематической, целостной форме, но на основе идеализма и с включением элементов метафизичности. Великая заслуга Гегеля состояла в том, что он, обладая огромным историческим чутьем, впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь, законы этого движения и развития. В каждой из рассматриваемых в его философии сфер действительности — от чисто логических категорий до категориальной диалектики исторического процесса — Гегель старался найти и указать проходящую через них «нить развития», хотя схематизма и искусственных построений при этом избежать не удалось.

Его фундаментальный  вклад в развитие философии состоял  в том, что он впервые  в истории философской  мысли дал глубокую систематическую  разработку диалектического  метода мышления и  стремился реализовать  его принципы при  анализе всех сфер действительности.

Но диалектика Гегелем была развита на объективно-идеалистической  базе, поскольку за основу всех явлений он принимал некое духовное начало, которое обозначал разными терминами (мировой разум, мировой дух, абсолютная идея). Эта абсолютная идея отчуждает себя (т.е. превращается) в природу, а потом в духе, т.е. в мышлении и истории снова возвращается к себе. Вот почему основное противоречие гегелевской философии — это противоречие между консервативной идеалистической системой и революционным диалектическим методом.

Наиболее полно  диалектика Гегеля изложена в его  работе «Наука логики». В этом произведении он дал анализ важнейших законов, категорий и принципов диалектики, обосновал положение о единстве диалектики, Логики и теории познания, создал первую в истории мысли  развернутую систему диалектической логики. Философ выявил во всей полноте (насколько это было можно с  позиций идеализма) роль и значение диалектического метода в познании и других формах социальной деятельности, подверг критике метафизический метод мышления.

Если Кант в  форме трансцендентальной логики представил лишь «неясный абрис» диалектической логики, то Гегель вполне ясно, определенно  изложил содержание последней как  целостную систему знания (логику разума). При этом он нисколько не принизил роль и значение формальной (рассудочной) логики в познании, а  тем более не «третировал» ее. Гегель «третировал» не формальную логику (без  нее вообще невозможно никакое познание), а тех ее неумеренных сторонников, которые считали ее единственной, высшей логикой, не видели (или не хотели видеть) логики разума, не понимали необходимости  перехода к диалектическому мышлению.

Вместе с тем  философ отмечал ограниченность (но не порок) формальной логики, обусловленную тем, что она рассматривает формы мышления в их неизменности и различии, вне их взаимосвязи и субординации. Признавая важное значение формальной логики, Гегель призывал «идти дальше» — к логике диалектической, которая изучает формы мышления как формы истинного знания в их взаимной связи и развитии, в их субординации.

Диалектика  — основа, истинный центр всей философской проблематики у Гегеля. И хотя диалектика у него была подвергнута мистификации, это не помешало ему первому дать всеобъемлющее и сознательное изображение ее всеобщих форм движении, как высших принципов мышления и других видов деятельности.

Гегель подчеркивал, что невозможно понять предмет, не уяснив всего предшествующего пути его развития. Поэтому действительным целым является не «голый результат», а результат вместе со своим становлением. Он обращал внимание на то, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а по «спирали», поступательно, от низших форм к высшим, от содержания к содержанию. В этом процессе совершается взаимопереход количественных и качественных изменений (эволюции и скачки). Источником развития является противоречие, которое движет миром, есть «корень всякого движения и жизненности», принцип всякого самодвижения и познания.

Разрабатывая  субординированную систему категорий  диалектики и выводя их друг из друга  по ступеням логического восхождения  от абстрактного к конкретному, Гегель действительно доказал, что логически  формы и законы — не пустая оболочка, а отражение объективного мира. Вернее, не доказал, а гениально угадал.

Характерная черта гегелевского диалектического  методаего «революционный заряд», который находился в непримиримом противоречии с его консервативной идеалистической системой.

 В частности,  Герцен называл философию Гегеля  «алгеброй революции». Анализируя  его положение о взаимосвязи  разумного и действительного,  Ф. Энгельс подчеркивает, что именно  по всем правилам метода мышления  Гегеля появился вывод: «достойно  гибели все то, что существует».  «Опутанный» внутренними нуждами  своей догматической системы,  он не сделал такого вывода  со всей определенностью, но  к этому неизбежно привел его  «в высшей степени революционный  метод мышления». 

Именно в этом и состояло истинное значение и революционный  характер его философии, что она  раз и навсегда разделалась со всяким представлением об окончательном  характере результатов человеческого мышления и действия. Обоснование Гегелем положения о процессуальном характере истины имело огромное значение не только для философского и всякого иного познания, но и для области практического действия. Это положение ярко высветило то обстоятельство, что, оказывается, не только в познании, но и в реальной истории человечества нет и не может быть окончательного завершения, совершенного, абсолютного состояния, а всегда есть бесконечный процесс развития.

И хотя революционная  сторона гегелевской философии  — диалектический метод — была в конечном итоге «задушена» ее догматической непомерно разросшейся консервативной стороной, именно первая сторона оказалась тем величайшим философским завоеванием, которое в своем материалистическом переосмыслении оказала кардинальное воздействие на развитие познания и практики.

Именно этот метод способствовал появлению  в политике самой крайней оппозиции, представители которой видели на всем «печать неизбежного падения». Исходя из того, что «нет ничего раз  навсегда установленного, святого», они  свергали отжившие общественные порядки. А это свидетельствовало о  том, что диалектическая философия, перед которой «ничто не может устоять», не только играла важную роль в теоретической жизни, но и имела огромное практическое значение. Тем самым она оказывала революционизирующее воздействие не только на сферу философского познания, но и на область практической политики, хотя сам Гегель был весьма далек от этого, склоняясь к очень мирным политическим выводам.

Диалектика  как Логика, теория познания и всеобщий метод не должна, по Гегелю, содержать пустые, мертвые формы мысли и принципы, в нее должна войти вся жизнь человека (и индивидуальная и родовая).

Философ стремился рассмотреть  логику в качестве необходимого компонента практической деятельности человека как общественного  существа, который  изменяет внешнюю  действительность и  делает ее объективно-истинной. А это значит, что исследование всеобщих закономерностей «жизни человека», т.е. его практической деятельности во всех ее формах на основе исторического материализма («одного из гениальных зерен, в зародыше имеющихся у Гегеля»), является ключом к разгадке тайны логических категорий, законов и принципов, механизма их обратного воздействия на практику. Если «жизнь» не включена в Логику, последняя пуста, бессодержательна и, кроме того, «бесконтрольна», так как открываются широкие возможности для произвола, субъективизма и т.п.

В гегелевской  диалектике, даже с точки зрения «чистого мышления», есть что-то большее, чем просто софистика и схоластические изощрения. Идеи Гегеля о соотношении  разума и практики, теоретической  и практической деятельности, его  понимание диалектики материального  и идеального, указывали на необходимость  глубокого материалистического  исследования этих вопросов. И не только процесса освоения мыслью действительности, но и процесса ее материализации, воплощения в объективную реальность.

Гегель  впервые включил  практику (хотя и понимаемую как «абстрактно-духовный труд») в рассмотрение диалектико-мето-дологических проблем, сделал ее ключевой категорией своей Логики. Последняя, резюмированная в диалектическом методе, есть то средство, которое находится на вооружении субъекта, стоит на его стороне не только как существа мыслящего, познающего, но и действующего, преобразующего действительность.

 А это значит, что диалектика «принадлежит» не только «теоретической», но и «практической идее», служит (и должна служить) не только средством развития теории, но и орудием «добра», «воли», «жизни» — практически-преобразовательной деятельности «Феноменология духа» — «тайна и исток» гегелевской философии.

В этой работе (1807) уже достаточно четко сформулировано исходное положение философии Гегеля — тождество бытия и мышления, т.е. понимание реального мира как проявления идеи, понятия, духа. Это тождество мыслитель трактовал как исторически развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самой себя и вместе с тем как процесс порождения всей действительности.

В «Феноменологии духа» рассматривается эволюция человеческого сознания от первых его  проблесков до сознательного овладения  наукой и научной методологией, до абсолютного знания (философии). Тем  самым феноменология предстает  как «лестница знания», возводящая индивида от непосредственного обыденного сознания до философского мышления и  абсолютного знания.

При этом переход  сознания от одной ступени к другой обусловлен противоречием между  предметом и знанием о нем, между сущностью и явлением.

Следовательно, движение идеи в «Феноменологии духа» — это восхождение от абстрактного к конкретному, каждая последующая ступень заключает в себе все предыдущие, воспроизводя их на новом, более высоком уровне.

Наиболее  важные рациональные идеи «Феноменологии духа» состоят  в следующем:

1. Разработка и реализация принципа историзма. Необходимость историзма как закона (принципа) познания вытекает у Гегеля прежде всего из необходимости доказательства исходного пункта его философской системы — идеи о тождестве бытия и мышления. Показывая в «Феноменологии духа» процесс развития абсолютной идеи «от естественного сознания до чистого понятия», где и достигается полное тождество бытия и знания, Гегель в связи с этим формулирует важнейшее методологическое положение о том, что любой результат этого развития не может быть верно познан без правильного понимания того пути, который привел к этому результату. «Действительным целым», по Гегелю, является не «голый результат», а «результат вместе со своим становлением», т.е. со всей предшествующей историей предмета.

2. Подчеркивание важной роли трудовой деятельности в жизни людей, в том числе в формировании их сознания. Гегель «ухватывает сущность труда», понимает человека как результат его собственного труда. Но это у него «абстрактно-духовный труд». В процессе трудовой деятельности человек, по Гегелю, формирует, «образует» не только вещи, но и себя самого.

Информация о работе Философская система Гегеля