Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 23:43, реферат
Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831) — крупнейший представитель немецкой классической философии, создатель грандиозной системы объективного идеализма и теории (метода) диалектики.
Введение………………………………………...….…....2
Общая характеристика философии Гегеля …...…2-7
Философская система Гегеля и ее структура …..7-14
Заключение………………………………………….…14
Список используемой литературы…………………15
3. Философия духа является завершающей частью гегелевской системы. «Философию духа» Гегель расчленил на три раздела:
1. субъективный дух;
2. объективный дух;
3. абсолютный дух.
Учение о субъективном духе, состоящее из антропологии, феноменологии и психологии, посвящено в основном характеристике индивидуального сознания. Духовное развитие индивида связывается Гегелем с интеллектуальным развитием всего человеческого рода. Иначе говоря, высказывается продуктивная мысль о социально-исторической природе сознания.
Предметом антропологии, по Гегелю, является дух в его телесности, т.е. душа. Главное внимание здесь он уделяет вопросу о специфичности духовного склада человека в связи с его распространением по Земле, различением людей по расовым, возрастным и половым признакам.
Предметом исследования феноменологии (частично воспроизводящей «Феноменологию духа») являются такие основные понятия, как сознание, самосознание, разум. «Венцом» субъективности духа является у Гегеля психологическое учение о личности в соединении с такими понятиями, как созерцание, представление, сила воображения, память, влечение, счастье и др.
Во втором разделе — «Объективный дух» — немецкий мыслитель исследует социально-историческую жизнь человечества. Ключевыми здесь становятся понятия права, моральности, добра и зла, нравственности, семьи, гражданского общества, государства, всемирной истории. Так, в параграфе «Всемирная история» Гегель высказывает плодотворные идеи о целостном, диалектическом, поступательном характере истории, о единстве и многообразии исторического процесса, о его закономерном характере, о прогрессе и его критерии (история — «прогресс в сознании свободы»), о диалектике свободы и необходимости, о важности применения диалектического метода при исследовании истории и др.
Особо следует выделить «прозорливость» Гегеля в том, что основой деятельности людей (т.е. всемирной истории) является деятельность экономическая, т.е. труд — преобразование природы с помощью орудий труда. В своих орудиях, — подчеркивал немецкий философ, — человек обладает властью над внешней природой, но в своих целях он подчинен ей. Это высказывание — «зародыш» материалистического понимания истории (исторического материализма).
Вместе с тем в анализе мировой истории у Гегеля немало недостатков: идеализм; «герметический историзм» (метафизичность) — остановил развитие истории в «германском мире»; национализм; затушевывание социальных противоречий; «мнимый критицизм» — апологетика существующего, и ряд других.
Абсолютным духом немецкий философ называл формы общественного сознания, которые он сделал предметом специального рассмотрения. В разделе «Абсолютный дух» Гегель стремился рассмотреть эти формы во взаимосвязи и субординации между собой и другими сторонами социальной жизни.
Абсолютный дух, согласно Гегелю, самораскрывался в трех основных формах:
В
искусстве он познается
в форме созерцания; В
религии — в форме
представления; В
философии — в форме
понятия, т.е. как «мыслящее
рассмотрение». Но при этом он ставит
философию выше частнонаучного знания,
изображает ее как «науку наук».
Заключение.
Гегель изобразил
историю философской мысли не
как «перечень мнений», а как
закономерный процесс движения мысли
к истине. В этом процессе выкристаллизовываются
категории, являющиеся центральными для
данной философской системы. Предшествующее
философское учение в «снятом
виде» входит в более поздние
учения. Один из серьезных
недостатков историко-философской
концепции Гегеля — «третирование
материализма». Второй
недостаток — объявление
своей философской системы
конечным пунктом, «венцом
развития» мировой философской
мысли.
Список
используемой литературы:
Раздел II. ЗАПАДНАЯ
Философия. Глава 4. Немецкая классическая
философия и немецкий романтизм. § 4. Г.
В. Ф. Гегель.
«Википедия»
- электронная библиотека.