Философская система Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 23:43, реферат

Описание

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831) — крупнейший представитель немецкой классической философии, создатель грандиозной системы объективного идеализма и теории (метода) диалектики.

Содержание

Введение………………………………………...….…....2
Общая характеристика философии Гегеля …...…2-7
Философская система Гегеля и ее структура …..7-14
Заключение………………………………………….…14
Список используемой литературы…………………15

Работа состоит из  1 файл

Философская система Гегеля.docx

— 39.23 Кб (Скачать документ)

3. Философия духа является завершающей частью гегелевской системы. «Философию духа» Гегель расчленил на три раздела:

1. субъективный дух;

2. объективный дух;

3. абсолютный дух.

Учение  о субъективном духе, состоящее из антропологии, феноменологии и психологии, посвящено в основном характеристике индивидуального сознания. Духовное развитие индивида связывается Гегелем с интеллектуальным развитием всего человеческого рода. Иначе говоря, высказывается продуктивная мысль о социально-исторической природе сознания.

Предметом антропологии, по Гегелю, является дух в его телесности, т.е. душа. Главное внимание здесь он уделяет вопросу о специфичности духовного склада человека в связи с его распространением по Земле, различением людей по расовым, возрастным и половым признакам.

Предметом исследования феноменологии (частично воспроизводящей «Феноменологию духа») являются такие основные понятия, как сознание, самосознание, разум. «Венцом» субъективности духа является у Гегеля психологическое учение о личности в соединении с такими понятиями, как созерцание, представление, сила воображения, память, влечение, счастье и др.

Во  втором разделе —  «Объективный дух»немецкий мыслитель исследует социально-историческую жизнь человечества. Ключевыми здесь становятся понятия права, моральности, добра и зла, нравственности, семьи, гражданского общества, государства, всемирной истории. Так, в параграфе «Всемирная история» Гегель высказывает плодотворные идеи о целостном, диалектическом, поступательном характере истории, о единстве и многообразии исторического процесса, о его закономерном характере, о прогрессе и его критерии (история — «прогресс в сознании свободы»), о диалектике свободы и необходимости, о важности применения диалектического метода при исследовании истории и др.

Особо следует  выделить «прозорливость» Гегеля в  том, что основой деятельности людей (т.е. всемирной истории) является деятельность экономическая, т.е. труд — преобразование природы с помощью орудий труда. В своих орудиях, — подчеркивал немецкий философ, — человек обладает властью над внешней природой, но в своих целях он подчинен ей. Это высказывание — «зародыш» материалистического понимания истории (исторического материализма).

Вместе с тем  в анализе мировой истории  у Гегеля немало недостатков: идеализм; «герметический историзм» (метафизичность) — остановил развитие истории  в «германском мире»; национализм; затушевывание социальных противоречий; «мнимый критицизм» — апологетика  существующего, и ряд других.

Абсолютным  духом немецкий философ называл формы общественного сознания, которые он сделал предметом специального рассмотрения. В разделе «Абсолютный дух» Гегель стремился рассмотреть эти формы во взаимосвязи и субординации между собой и другими сторонами социальной жизни.

Абсолютный  дух, согласно Гегелю, самораскрывался в трех основных формах:

  1. в искусстве;
  2. религии;
  3. философии.

В искусстве он познается в форме созерцания; В религиив форме представления; В философиив форме понятия, т.е. как «мыслящее рассмотрение». Но при этом он ставит философию выше частнонаучного знания, изображает ее как «науку наук».  
 
 

               Заключение.

Гегель изобразил  историю философской мысли не как «перечень мнений», а как  закономерный процесс движения мысли  к истине. В этом процессе выкристаллизовываются  категории, являющиеся центральными для  данной философской системы. Предшествующее философское учение в «снятом  виде» входит в более поздние  учения. Один из серьезных недостатков историко-философской концепции Гегеля — «третирование материализма». Второй недостатокобъявление своей философской системы конечным пунктом, «венцом развития» мировой философской мысли. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой  литературы: 

  1. Кохановский В., Яковлев В. История  философии.

    Раздел II. ЗАПАДНАЯ Философия. Глава 4. Немецкая классическая философия и немецкий романтизм. § 4. Г. В. Ф. Гегель. 

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/

     «Википедия» - электронная библиотека. 

  1. http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000005/st135.shtml    Цифровая библиотека по философии.

Информация о работе Философская система Гегеля