Философская система Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 23:43, реферат

Описание

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831) — крупнейший представитель немецкой классической философии, создатель грандиозной системы объективного идеализма и теории (метода) диалектики.

Содержание

Введение………………………………………...….…....2
Общая характеристика философии Гегеля …...…2-7
Философская система Гегеля и ее структура …..7-14
Заключение………………………………………….…14
Список используемой литературы…………………15

Работа состоит из  1 файл

Философская система Гегеля.docx

— 39.23 Кб (Скачать документ)

3. Понимание истории как совместной деятельности индивидов, а природы их сознания — как общественного продукта, результата и процесса их социально-исторической деятельности.

4. Представление философии как целостной развивающейся системы знания. Он считал, что философия может плодотворно развиваться только в рационально-понятийной форме. Однако впоследствии Гегель сильно преувеличил значение своей философии как «науки наук», в духе своего панлогизма (т.е. логической деятельности мирового разума).

5. Формулирование идеи триадичности (тезис — антитезис — синтез), выявление формы развитияспирали.

6. Анализ основных форм общественного сознания: философии, религии, искусства, морали (нравственности), правосознания в их взаимосвязи и субординации.

7. Понимание истины как процесса. По образному выражению Гегеля, «истина не есть отчеканенная монета, которая может быть дана в готовом виде и в таком виде спрятана в карман». Причем истина у него (как «великое слово») тесно связана с заблуждением как своей противоположностью.

8. Постановка вопроса о социальных антагонизмах — «диалектика господина и раба». Проблеме социальной борьбы угнетенных и угнетаемых, включая предельно острую форму этой борьбы, Гегель уделил значительное внимание, очень сочувственно относился к Великой французской революции.  
 

         Философская система Гегеля и  ее структура.

В развитом виде содержание философской системы  Гегеля, сжато изложенное в «Энциклопедии философских наук» (1817), состоит в следующем. В основе всех явлений природы и общества лежит абсолют, духовное и разумное начало — абсолютная идея, мировой разум, мировой дух и т.п. Это начало активно и деятельно, причем деятельность его состоит в мышлении, а точнее — в самопознании.  
 

В своем развитии абсолютная идея проходит три  этапа:

1. развитие идеи в ее собственном лоне, в «стихии чистого мышления» — «Логика», где идея раскрывает свое содержание в системе взаимно связанных и переходящих друг в друга логических категорий;

2.развитие идеи в форме «инобытия», т.е. в форме природы«Философия природы». Природа служит лишь внешним проявлениям саморазвития логических категорий;

3.развитие идеи в сознании, праве, нравственности, всемирной истории, т.е. в «духе» — «Философия духа». На этом этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности.  

1. Логика (наука логики), открывается предварительным понятием, где,

во-первых, рассматриваются  три отношения  мысли к объективности: метафизика, эмпиризм и критическая философия (как две разновидности второго отношения); непосредственное знание.

Во-вторых, дается определение  логики как науки  о мышлении (но не только о формальном), его определениях и законах, формулируется положение о совпадении диалектики, Логики и теории познания, дается разделение Логики на три учения (о бытии, о сущности, о понятии).  

Гегель неоднократно подчеркивал, что его Логику нельзя смешивать с обычной, т.е. с созданной  Аристотелем формальной логикой.

В этой связи, говоря о «логическом» (мышлении вообще), он выделяет три стороны (момента) «всякого логически реального»:

а) абстрактная, или рассудочная (рассудок);

б) диалектическая, или отрицательно-разумная;

в) положительно-разумная, диалектика как Логика и теория познания.

Характеризуя  эти моменты (стороны), Гегель пишет, что мышление как рассудок не идет дальше неподвижной определенности и такую ограниченную абстракцию считает обладающей самостоятельным существованием. А если эта «неподвижная определенность» абсолютизируется, то получается догматизм.

Иначе говоря, рассудокважный необходимый момент мышления, он как «неподвижное мышление», отвлекающееся от развития и взаимосвязи явлений, необходим всегда. Но его возможности нельзя преувеличивать, выдавать его за все мышление в целом.

Поскольку рассудок берет вещи и выражающие их понятия  как нечто устойчивое, неизменное, то логикой рассудка является формальная логика, которую Гегель считал очень важной и нужной в пределах ее компетенции.

Диалектический  момент есть снятие конечными определениями самих себя и их «переход в свою противоположность». Исторически этот момент выступает в двух формах скептицизм и софистика. В этом смысле диалектика — принцип всякого движения и жизни.

Положительно-разумное мышление постигает единство определений  в их противоположностях, есть то утвердительное, которое содержится в их разрешении и переходах.

Итак, Логика Гегеля — это целостная развивающаяся от абстрактного к конкретному система категорий, органическое единство всех трех моментов логического (мышления), но при определяющем значении третьего момента.  

Учение  о бытии. Учение о бытии начинается с самой общей и абстрактной категории — категории бытия, противоположностью которой является категория «ничто», а их синтезом — категория «становление». Вся гегелевская логика развертывается между этими двумя полюсами — «бытие» и «ничто». Все остальные категории — это посредствующие звенья развертывания данных полюсов.

Становление у Гегеля имеет  три аспекта: как синоним категории «развитие»; как выражение процесса создания предпосылок предмета, возникающего на их основе; как характеристика начального этапа уже возникшего предмета.

Важнейшие категории этого  учениякачество, количество, мера (единство качества и количества) и скачок. С помощью этих категорий Гегель впервые в мировой философии разработал один из важнейших законов диалектикизакон взаимоперехода количественных (постепенных, непрерывных) и качественных (перерывы непрерывности, скачки) изменений.

Учение  о сущности. Главной проблемой этого учения является проблема противоречия и связанных с ней, как правило, парных категорий, — сущность и явление, тождество и различие, основание, содержание и форма, необходимость и случайность, причина и действие, взаимодействие и др.

Кредо Гегеля в  рассматриваемом вопросе таково: «Противоречие — корень всякого движения и жизненности: лишь поскольку нечто имеет в себе самом противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью». Иначе говоря, великая заслуга немецкого мыслителя заключается в том, что он рассматривал противоречие как источник саморазвития всего сущего — в том числе мышления, познания.

Вот почему, иронизировал Гегель, «смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить». Мышление должно выражать реальные противоречия предмета. Более  того, как он считал, присутствие  в мышлении противоречия — критерий его истины, отсутствие противоречия — критерий заблуждения.

При этом речь, разумеется, не идет о так называемых формально-логических противоречиях (путаница, непоследовательность мышления), которые, конечно же, должны устраняться из мышления (в реальности их нет). Противоречие, будучи источником саморазвития, само развивается, есть процесс. Основные этапы его развертывания: тождество, различие, основание, где  противоречие разрешается. Разрешение одного противоречия есть одновременно возникновение другого противоречия.

Учение  о понятии. Понятие, согласно Гегелю — не просто одна из форм мышления и результат абстрагирующей деятельности рассудка. Это абсолютная творческая мощь, порождающая все наличное. В этом разделе рассматривается диалектика основных форм мышления понятия (в узком смысле), суждения и умозаключения, соотношение единичного, особенного и всеобщего (с выделением двух его видов — абстрактного и конкретного как «единства многообразного»).

Рассматривая  категорию «объект», немецкий философ различает такие его качественно различные уровни, как механизм, химизм, телеологизм. Это означало определенный подрыв механицизма и метафизического способа мышления, господствовавших в то время.  

2. Философия природы — это, по Гегелю, учение об идее в форме инобытия, т.е. в форме природы. Задачу философского рассмотрения последней Гегель видел в том, чтобы проследить, каким образом природа, будучи инобытием идеи, становится духом.

Немецкий философ достаточно хорошо знал современное ему естествознание, разделяя все его достоинства и ограниченности — особенно господство в нем механистически-метафизического способа мышления, пытался (хотя и не всегда удачно) эти ограниченности по-своему преодолеть.

В частности, он стремился осмыслить природу в ее целостности и развитии и соединить диалектику с естественными науками. При всех рациональных идеях «Философия природы»наиболее слабая часть его системы, оказавшая в последующем незначительное влияние и на теоретическое естествознание, и на философско-методологическое осмысление достижений науки в целом.

«Философия  природы» распадается у Гегеля на три больших раздела:

  1. механику;
  2. физику;
  3. органическую физику.

Каждый из этих разделов был результатом философского обобщения данных естествознания, накопленных  к началу XIX века.

Уже внешнее  структурное членение указанной  работы содержит по крайней мере две  важных позитивных идеи: направленность против механицизма (т.е. стремления только с помощью законов механики объяснить  все явления природы, включая  человека и общество); подчеркивание (вслед за Шеллингом) иерархичности  — расположение областей (сфер) природы  по восходящим ступеням от низшего  к высшему, т.е. «догадка» о формах движения материи и о классификации  естественных наук по этому основанию.

В «механике» Гегель рассматривает такие фундаментальные философские категории, как материя, движение, пространство, время; из частнонаучных понятий — притяжение, отталкивание, масса, тяготение, падение, толчок и др.

Самая фундаментальная  положительная идея данного раздела, предвосхитившая  в определенной степени  теорию относительности, сформулирована самим Гегелем так: лишь в движении пространство и время действительны. Движение есть становление, порождающее само себя. Материя представляет собой продукт внутренней связи времени, пространства и движения, их непосредственное единство; и точно так же, как нет движения без материи, так и не существует материи без движения. При этом материя внутренне противоречива.

В «физике» речь идет об общих и частных свойствах материи и их соединении. В этой связи исследуются такие понятия, как свет, физическое тело, различные «стихии» (например, воздух), удельный вес, звук, теплота и др.

Причем все  категории и понятия рассматриваются  не бессистемно, хаотически, а в определенной последовательности, восхождении и  переходах. Так, физика всеобщей индивидуальности переходит в физику особенной  индивидуальности, которая, в свою очередь (что примечательно) перерастает  в химический процесс. При анализе  последнего Гегель использует такие  понятия, как соединение, гальванизм, процесс огня, нейтрализация, разделение и др.

«Органическая физика» содержит три последовательно восходящие один к другому подраздела: геологическая природа, растительная природа и животный организм. Здесь соответственно рассматриваются: история и жизнь Земли как планеты, специфика формообразовательного процесса у растений и животных, функции организма, соотношение рода и вида, рода и индивидуума. Небезынтересно отметить, что при анализе последнего соотношения Гегель выделяет три момента: болезнь индивидуума, исцеление и смерть индивидуума из него самого.

В заключении «Философии природы» мыслитель пишет, что его цель состояла в том, чтобы дать изображение природы, найти в этом внешнем бытии лишь зеркало нас самих, увидеть в природе свободное отражение духа, познать бога не в рассмотрении духа, а в этом его непосредственном наличном бытии (т.е. в природе).

Несмотря на наличие целого ряда вздорных, фантастических, а порой и нелепых рассуждений  немецкого философа о природных  явлениях и процессах (обусловленных  прежде всего уровнем естествознания его времени), он высказывал немало рациональных философско-методологических и научных идей. Кроме тех, что  уже были отмечены нами ранее, укажем на следующие: необходимость единства философского и част-нонаучного изучения природы; понимание того, что природа  есть целостный, взаимосвязанный процесс, а отсюда его призыв к естествоиспытателям  овладеть диалектическим методом (которого тогда там еще не было); осознание  противоречия как «корня движения и  жизненности» в природе и др.  

Информация о работе Философская система Гегеля