Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2011 в 23:43, реферат
Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831) — крупнейший представитель немецкой классической философии, создатель грандиозной системы объективного идеализма и теории (метода) диалектики.
Введение………………………………………...….…....2
Общая характеристика философии Гегеля …...…2-7
Философская система Гегеля и ее структура …..7-14
Заключение………………………………………….…14
Список используемой литературы…………………15
3. Понимание истории как совместной деятельности индивидов, а природы их сознания — как общественного продукта, результата и процесса их социально-исторической деятельности.
4. Представление философии как целостной развивающейся системы знания. Он считал, что философия может плодотворно развиваться только в рационально-понятийной форме. Однако впоследствии Гегель сильно преувеличил значение своей философии как «науки наук», в духе своего панлогизма (т.е. логической деятельности мирового разума).
5. Формулирование идеи триадичности (тезис — антитезис — синтез), выявление формы развития — спирали.
6. Анализ основных форм общественного сознания: философии, религии, искусства, морали (нравственности), правосознания в их взаимосвязи и субординации.
7. Понимание истины как процесса. По образному выражению Гегеля, «истина не есть отчеканенная монета, которая может быть дана в готовом виде и в таком виде спрятана в карман». Причем истина у него (как «великое слово») тесно связана с заблуждением как своей противоположностью.
8. Постановка
вопроса о социальных
антагонизмах — «диалектика
господина и раба».
Проблеме социальной борьбы угнетенных
и угнетаемых, включая предельно острую
форму этой борьбы, Гегель уделил значительное
внимание, очень сочувственно относился
к Великой французской революции.
Философская система Гегеля и ее структура.
В развитом виде
содержание философской системы
Гегеля, сжато изложенное в «Энциклопедии
философских наук» (1817), состоит в следующем.
В основе всех явлений
природы и общества
лежит абсолют, духовное
и разумное начало —
абсолютная идея, мировой
разум, мировой дух и
т.п. Это начало активно
и деятельно, причем
деятельность его состоит
в мышлении, а точнее
— в самопознании.
В своем развитии абсолютная идея проходит три этапа:
1. развитие идеи в ее собственном лоне, в «стихии чистого мышления» — «Логика», где идея раскрывает свое содержание в системе взаимно связанных и переходящих друг в друга логических категорий;
2.развитие идеи в форме «инобытия», т.е. в форме природы — «Философия природы». Природа служит лишь внешним проявлениям саморазвития логических категорий;
3.развитие
идеи в сознании, праве,
нравственности, всемирной
истории, т.е. в «духе»
— «Философия духа».
На этом этапе абсолютная
идея возвращается к
самой себе и постигает
свое содержание в различных
видах человеческого
сознания и деятельности.
1. Логика (наука логики), открывается предварительным понятием, где,
во-первых, рассматриваются три отношения мысли к объективности: метафизика, эмпиризм и критическая философия (как две разновидности второго отношения); непосредственное знание.
Во-вторых,
дается определение
логики как науки
о мышлении (но не только о формальном),
его определениях и законах, формулируется
положение о совпадении
диалектики, Логики
и теории познания, дается
разделение Логики на
три учения (о
бытии, о сущности, о
понятии).
Гегель неоднократно подчеркивал, что его Логику нельзя смешивать с обычной, т.е. с созданной Аристотелем формальной логикой.
В этой связи, говоря о «логическом» (мышлении вообще), он выделяет три стороны (момента) «всякого логически реального»:
а) абстрактная, или рассудочная (рассудок);
б) диалектическая, или отрицательно-разумная;
в) положительно-разумная, диалектика как Логика и теория познания.
Характеризуя эти моменты (стороны), Гегель пишет, что мышление как рассудок не идет дальше неподвижной определенности и такую ограниченную абстракцию считает обладающей самостоятельным существованием. А если эта «неподвижная определенность» абсолютизируется, то получается догматизм.
Иначе говоря, рассудок — важный необходимый момент мышления, он как «неподвижное мышление», отвлекающееся от развития и взаимосвязи явлений, необходим всегда. Но его возможности нельзя преувеличивать, выдавать его за все мышление в целом.
Поскольку рассудок берет вещи и выражающие их понятия как нечто устойчивое, неизменное, то логикой рассудка является формальная логика, которую Гегель считал очень важной и нужной в пределах ее компетенции.
Диалектический момент есть снятие конечными определениями самих себя и их «переход в свою противоположность». Исторически этот момент выступает в двух формах — скептицизм и софистика. В этом смысле диалектика — принцип всякого движения и жизни.
Положительно-разумное мышление постигает единство определений в их противоположностях, есть то утвердительное, которое содержится в их разрешении и переходах.
Итак,
Логика Гегеля —
это целостная развивающаяся
от абстрактного к конкретному
система категорий,
органическое единство
всех трех моментов
логического (мышления),
но при определяющем
значении третьего момента.
Учение о бытии. Учение о бытии начинается с самой общей и абстрактной категории — категории бытия, противоположностью которой является категория «ничто», а их синтезом — категория «становление». Вся гегелевская логика развертывается между этими двумя полюсами — «бытие» и «ничто». Все остальные категории — это посредствующие звенья развертывания данных полюсов.
Становление у Гегеля имеет три аспекта: как синоним категории «развитие»; как выражение процесса создания предпосылок предмета, возникающего на их основе; как характеристика начального этапа уже возникшего предмета.
Важнейшие категории этого учения — качество, количество, мера (единство качества и количества) и скачок. С помощью этих категорий Гегель впервые в мировой философии разработал один из важнейших законов диалектики — закон взаимоперехода количественных (постепенных, непрерывных) и качественных (перерывы непрерывности, скачки) изменений.
Учение о сущности. Главной проблемой этого учения является проблема противоречия и связанных с ней, как правило, парных категорий, — сущность и явление, тождество и различие, основание, содержание и форма, необходимость и случайность, причина и действие, взаимодействие и др.
Кредо Гегеля в
рассматриваемом вопросе
Вот почему, иронизировал Гегель, «смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить». Мышление должно выражать реальные противоречия предмета. Более того, как он считал, присутствие в мышлении противоречия — критерий его истины, отсутствие противоречия — критерий заблуждения.
При этом речь, разумеется,
не идет о так называемых формально-логических
противоречиях (путаница, непоследовательность
мышления), которые, конечно же, должны
устраняться из мышления (в реальности
их нет). Противоречие, будучи источником
саморазвития, само развивается, есть
процесс. Основные этапы его развертывания:
тождество, различие, основание, где
противоречие разрешается. Разрешение
одного противоречия есть одновременно
возникновение другого
Учение о понятии. Понятие, согласно Гегелю — не просто одна из форм мышления и результат абстрагирующей деятельности рассудка. Это абсолютная творческая мощь, порождающая все наличное. В этом разделе рассматривается диалектика основных форм мышления — понятия (в узком смысле), суждения и умозаключения, соотношение единичного, особенного и всеобщего (с выделением двух его видов — абстрактного и конкретного как «единства многообразного»).
Рассматривая
категорию «объект», немецкий философ
различает такие его качественно различные
уровни, как механизм,
химизм, телеологизм. Это означало определенный
подрыв механицизма и метафизического
способа мышления, господствовавших в
то время.
2. Философия природы — это, по Гегелю, учение об идее в форме инобытия, т.е. в форме природы. Задачу философского рассмотрения последней Гегель видел в том, чтобы проследить, каким образом природа, будучи инобытием идеи, становится духом.
Немецкий философ достаточно хорошо знал современное ему естествознание, разделяя все его достоинства и ограниченности — особенно господство в нем механистически-метафизического способа мышления, пытался (хотя и не всегда удачно) эти ограниченности по-своему преодолеть.
В частности, он стремился осмыслить природу в ее целостности и развитии и соединить диалектику с естественными науками. При всех рациональных идеях «Философия природы» — наиболее слабая часть его системы, оказавшая в последующем незначительное влияние и на теоретическое естествознание, и на философско-методологическое осмысление достижений науки в целом.
«Философия природы» распадается у Гегеля на три больших раздела:
Каждый из этих разделов был результатом философского обобщения данных естествознания, накопленных к началу XIX века.
Уже внешнее структурное членение указанной работы содержит по крайней мере две важных позитивных идеи: направленность против механицизма (т.е. стремления только с помощью законов механики объяснить все явления природы, включая человека и общество); подчеркивание (вслед за Шеллингом) иерархичности — расположение областей (сфер) природы по восходящим ступеням от низшего к высшему, т.е. «догадка» о формах движения материи и о классификации естественных наук по этому основанию.
В «механике» Гегель рассматривает такие фундаментальные философские категории, как материя, движение, пространство, время; из частнонаучных понятий — притяжение, отталкивание, масса, тяготение, падение, толчок и др.
Самая фундаментальная положительная идея данного раздела, предвосхитившая в определенной степени теорию относительности, сформулирована самим Гегелем так: лишь в движении пространство и время действительны. Движение есть становление, порождающее само себя. Материя представляет собой продукт внутренней связи времени, пространства и движения, их непосредственное единство; и точно так же, как нет движения без материи, так и не существует материи без движения. При этом материя внутренне противоречива.
В «физике» речь идет об общих и частных свойствах материи и их соединении. В этой связи исследуются такие понятия, как свет, физическое тело, различные «стихии» (например, воздух), удельный вес, звук, теплота и др.
Причем все
категории и понятия
«Органическая физика» содержит три последовательно восходящие один к другому подраздела: геологическая природа, растительная природа и животный организм. Здесь соответственно рассматриваются: история и жизнь Земли как планеты, специфика формообразовательного процесса у растений и животных, функции организма, соотношение рода и вида, рода и индивидуума. Небезынтересно отметить, что при анализе последнего соотношения Гегель выделяет три момента: болезнь индивидуума, исцеление и смерть индивидуума из него самого.
В заключении «Философии природы» мыслитель пишет, что его цель состояла в том, чтобы дать изображение природы, найти в этом внешнем бытии лишь зеркало нас самих, увидеть в природе свободное отражение духа, познать бога не в рассмотрении духа, а в этом его непосредственном наличном бытии (т.е. в природе).
Несмотря на
наличие целого ряда вздорных, фантастических,
а порой и нелепых рассуждений
немецкого философа о природных
явлениях и процессах (обусловленных
прежде всего уровнем естествознания
его времени), он высказывал немало
рациональных философско-методологических
и научных идей. Кроме тех, что
уже были отмечены нами ранее, укажем
на следующие: необходимость единства
философского и част-нонаучного изучения
природы; понимание того, что природа
есть целостный, взаимосвязанный процесс,
а отсюда его призыв к естествоиспытателям
овладеть диалектическим методом (которого
тогда там еще не было); осознание
противоречия как «корня движения и
жизненности» в природе и др.