Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 16:26, реферат
Данная работа нацелена на подробное изучение философских школ Древнего Китая. Основные задачи, которые я ставила перед собой при написании реферата, это рассмотрение древнекитайской философии в целом, связи ее с философскими учениями других стран Древнего Востока. Я посчитала необходимым отметить специфику и особенности философии, её периодизацию. Более подробно я остановилась на нескольких наиболее распространенных философских школах Древнего Китая, особое внимания уделяя таким школам, как даосизм, конфуцианство и легизм.
I Введение………………………………………………………………………….3
II Философия Древнего Китая……………………………………………………4
1. Особенности развития философии в Китае…………………………………..6
1.1. Основные этапы развития философской мысли……………………………6
1.2. Специфика древнекитайской философии…………………………………..7
2. Школы в древнекитайской философии……………………………………...12
2.1. Даосизм – древнейшее философское учение Китая………………………12
2.2. Социально-философские школы Древнего Китая – конфуцианство и легизм……………………………………………………………………………….13
2.3. Другие философские школы Древнего Китая…………………………….16
III Заключение……………………………………………………………………20
Список использованных источников…………………………………………...22
Государственное
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал
Российской таможенной академии
______________________________
Кафедра
гуманитарных дисциплин
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Философия»
на тему
«Философские школы
Древнего Китая»
Выполнил:
студент 1-го курса
очной формы обучения
экономического факультета
группа
141
П. М. Образцова
Научный руководитель:
И. С. Савельева, кандидат
философских
наук, доцент
Санкт-Петербург
2010
Оглавление
I Введение…………………………………………………………
II Философия
Древнего Китая…………………………………………
1. Особенности
развития философии в Китае…………
1.1. Основные этапы
развития философской мысли……………………………6
1.2. Специфика древнекитайской
философии…………………………………..7
2. Школы в древнекитайской
философии……………………………………...12
2.1. Даосизм – древнейшее
философское учение Китая………………………12
2.2. Социально-философские
школы Древнего Китая – конфуцианство
и легизм………………………………………………………………
2.3. Другие философские
школы Древнего Китая…………………………….16
III Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников…………………………………………...
Введение
Китай - одно из древнейших цивилизованных государств мира. В далеком прошлом, четыре тысячи лет назад, вслед за рождением рабовладельческого строя, начинается история развития китайской философии. Философские идеи в Китае, берущие начало в глубине веков, чрезвычайно богаты по содержанию и являются огромной кладовой идей в истории познания.
Древнекитайская философия оставила знаменательный след в истории философии, выдвинув немало принципов, парадигм и нравственных учений.
Данная
работа нацелена на подробное изучение
философских школ Древнего Китая. Основные
задачи, которые я ставила перед собой
при написании реферата, это рассмотрение
древнекитайской философии в целом, связи
ее с философскими учениями других стран
Древнего Востока. Я посчитала необходимым
отметить специфику и особенности философии,
её периодизацию. Более подробно я остановилась
на нескольких наиболее распространенных
философских школах Древнего Китая, особое
внимания уделяя таким школам, как даосизм,
конфуцианство и легизм.
Философия Древнего Китая
Китай
- страна древней истории, культуры,
философии; уже в середине второго
тысячелетия до н. э. в государстве
Шан-Инь (XVII-XII вв. до н. э.) возникает
рабовладельческий уклад
В эпоху Шан-Инь и в начальный период существования династии Чжоу господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Одной из отличительных черт китайских мифов был зооморфный характер действующих в них богов и духов. Многие из древнекитайских божеств (Шан-ди) имели явное сходство с животными, птицами или рыбами. Но Шан-ди был не только верховным божеством, но и их родоначальником. Согласно мифам, именно он был предком племени Инь.
Важнейшим
элементом древнекитайской
В глубокой древности, когда еще не было ни неба, ни земли, Вселенная представляла собой мрачный бесформенный хаос. В нем родились два духа- инь и ян, которые занялись упорядочением мира.
В
мифах о происхождении
Мифологическая форма мышления господствовала вплоть до первого тысячелетия до н. э.
Разложение
первобытно-общинного строя и
появления новой системы
Многие мифологические образы переходят в позднейшие философские трактаты. Философы, жившие в V-III в. до н. э., часто обращаются к мифам для того, чтобы обосновать свои концепции истинного правления и свои нормы правильного поведения человека. Философия зарождалась в недрах мифологических представлений, использовала их материал. Не была исключением в этом отношении и история древнекитайской философии.
Философия Древнего Китая тесно связана с мифологией. Однако эта связь имела некоторые особенности, вытекавшие из специфики мифологии в Китае. Китайские мифы предстают прежде всего как исторические предания о прошлых династиях, о “золотом веке”.
Борьба за господство между царствами привела во второй половине III в. до н. э. к уничтожению “Сражающихся царств” и объединению Китая в централизованное государство под эгидой сильнейшего царства Цинь.
Глубокие политические потрясения - распад древнего единого государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными царствами за гегемонию - нашли свое отражение в бурной идеологической борьбе различных философско-политических и этических школ. Этот период характеризуется расцветом культуры и философии.
В
таких литературно-исторических памятниках
как “Ши цзин”, “Шу цзин”, мы встречаем
определенные философские идеи, возникшие
на основе обобщения непосредственной
трудовой и общественно-исторической
практики людей.
Необходимо отметить, что в историко-философской науке нет общепринятого критерия периодизации китайской философии.
Тем не менее, выделяют два основных этапа развития философской мысли в Древнем Китае: этап зарождения философских воззрений, который охватывает период VIII-VI вв. до н. э., и этап расцвета философской мысли - этап соперничества “100 школ”, который традиционно относится к VI-III вв. до н. э.
Период
складывания философских
Одновременно история становления и развития философии неразрывно связана с классовой борьбой в обществе, отражает эту борьбу. Противостояние философских идей отражало борьбу различных классов в обществе, борьбу между силами прогресса и реакцией, цеплявшиеся за все старое освящавшее авторитетом традиции, нерушимость и вечность своего господства. В конечном итоге столкновения взглядов и точек зрения выливались в борьбу двух основных направлений в философии - материалистического и идеалистического - с той или иной степенью осознания и глубиной выражения этих направлений.
Подлинный
расцвет древней китайской
именно на период VI-III в до н. э., который по праву называют золотым
веком китайской философии. Именно в этот период появляются такие
произведения философско-социологической мысли, как “Дао дэ цзин”, “Лунь
юий”, “Мо-цзы”, “Мэн-цзы”, “Чжуан-цзы”. Именно в этот период выступают
со своими концепциями и идеями великие мыслители Лао-Цзы, Конфуций,
Мо-цзы,
Чжуан-цзы, Сюнь-цзы. Именно в этот период
происходит формирование китайских школ
- даосизма, конфуцианства, моизма, легизма,
натурфилософов, оказавших затем громадное
влияние на все последующее развитие китайской
философии. Именно в этот период зарождаются
те проблемы. Те понятия и категории, которые
затем становятся традиционными для всей
последующей истории китайской философии,
вплоть до новейшего времени.
Древняя китайская философия весьма специфична. Определяется это прежде всего ее подчиненностью политической и моральной практике. Вопросы этики, ритуала, управления страной, построения идеального общества, упорядочения отношений между "верхами" и "низами" и т. п. были в ней доминирующими. Совпадение с политикой было не только проблемным, но и, скажем так, должностным. Многие философы представляли влиятельные общественные силы и служили министрами, сановниками, послами. "Знание - действие - нравственность" - эта цепочка в Древнем Китае составляла одну из главных линий философствования. Знание оценивалось и отбиралось в соответствии с задачами нравственного совершенствования человека. Высшее знание - знание о добродетелях и правилах поведения великих людей.
Еще один элемент рассматриваемой специфики - оторванность философских исканий от конкретных научных знаний, естественнонаучных наблюдений, опытных свидетельств, экспериментальных данных. В этой оторванности определенно просматривается пренебрежительное отношение к естественнонаучным наблюдениям и прикладным знаниям как к чему-то явно низкому и недостойному человека, человека-мудреца. Противостояние философии и естествознания лишала древнекитайскую культуру возможности выработать цельное и всестороннее мировоззрение. Оно пагубно сказывалось на естественных науках, которые тем самым обрекались на очень низкий общественный статус. Естественнонаучные наблюдения китайских ученых не находили, за небольшим исключением, более или менее адекватного выражения в философии, так как философы, как правило, не считали нужным обращаться к материалам естествознания.
Философия и естествознание существовали в Китае как бы отгородившись друг от друга непроходимой стеной, что нанесло им непоправимый ущерб. Тем самым китайская философия лишила себя надежного источника для формирования цельного и всестороннего мировоззрения, а естествознание, презираемое официальной идеологией, испытывало трудности в развитии. Единственным методологическим компасом китайских естествоиспытателей оставались древнее наивноматериалистические идеи натурфилософов о пяти первостихиях.
Этот взгляд возник в Древнем Китае на рубеже VI и V веков и просуществовал вплоть до нового времени. Что касается такой прикладной отрасли естествознания, как китайская медицина, то она и по сей день руководствуется этими идеями.
Таким образом, оторванность китайской философии от конкретных научных знаний сузила ее предмет. В силу этого натурфилософские концепции, объяснения природы, а также проблемы сущности мышления, вопросы природы человеческого сознания, логики не получили в Китае большего развития.
Обособленность древнекитайской философии от естествознания и неразработанность вопросов логики являются одной из главных причин того, что формирование философского понятийного аппарата шло весьма медленно. Для большинства китайских школ метод логического анализа остался фактически неизвестным.
К
специфике древнекитайской