Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 12:22, реферат
Существовавшие же в древности традиционные (т. е. религиозные) ответы на эти вопросы, часто не могли удовлетворить потребностям разума, поэтому подвергались жесткой критике. И вот, еще в античном мире возникает философия - как стремление найти ответ на вопрос о смысле жизни отличный от традиционного. И так как "на первых же порах своего развития греческая философия разрывает связь с народными религиозными представлениями, то люди преданные философии, вследствие этого, искали в ней не только знания в собственном смысле, но и убеждений, потребных для жизни практической".
Введение
1)Философия Платона
2)Философия Аристотеля
Заключение
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОРДОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ИМЕНИ Е.В.ЕВСЕВЬЕВА»
КАФЕДРА
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТАРА И СПОРТ»
РЕФЕРАТ на тему
“Философия
Платона и Аристотеля”
Выполнил:
студент гр. КДФ – 309
Даниленко Е.А.
Родина Е.Н.
Саранск
2011
Содержание:
Введение
1)Философия Платона
2)Философия Аристотеля
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Мышление человека
так устроено, что по самой своей
природе непрестанно стремиться
к познанию начал в бытии вещей
и жизни. Само осознание себя мыслящим,
разумным, заставляет человека искать
ответы на вопросы о смысле жизни, о первоначальных
основах бытия и познания.
Существовавшие
же в древности традиционные (т. е.
религиозные) ответы на эти вопросы,
часто не могли удовлетворить
потребностям разума, поэтому подвергались
жесткой критике. И вот, еще в
античном мире возникает философия
- как стремление найти ответ на
вопрос о смысле жизни отличный от
традиционного. И так как "на первых
же порах своего развития греческая философия
разрывает связь с народными религиозными
представлениями, то люди преданные философии,
вследствие этого, искали в ней не только
знания в собственном смысле, но и убеждений,
потребных для жизни практической".Другими
словами, "философия эллинов с самого
начала не была лишь бесплодной умственной
гимнастикой", но имела широкое значение
и была призвана стать основой и возможностью
для осуществления нравственной деятельности
античного общества.
Греческая философская
мысль была достаточно разнообразна
в своем развитии, оригинальность
греческого мышления не позволяла заключить
себя в узкие рамки определенных
направлений, но "с методической
постепенностью, хотя в, то, же время, заявляя
редкую подвижность, переходя от одной
системы в другую, развилась в целом ряду
форм, отразивших в себе движение в различных
направлениях греческого гения".
Такая свобода
философствования таила в себе определенную
опасность, которая и нашла свое
выражение в учении софистов, посредством
учения которых "в греческую мысль
вливается скептическая струя, т.к.
та субъективная рассудочность, которую
они развивали, неизбежно ведет к скептицизму".
Так, корифей софистов Протагор (V в.) учил
о невозможности абсолютного знания на
том основании, что все меняется, и сам
человек, и окружающая действительность.
Столкновении же их приводит к знанию,
которое не имеет объективного характера
в силу его мимолетности, т.к. другое столкновение
дает уже другую информацию. А раз познать
предмет невозможно, то надо принимать
его таким, как он представляется. Такое
учение об относительности всего воспринимаемого
- есть провозглашение принципиального
релятивизма наших знаний, который последователи
Протагора доводили до конца, что приводило,
в свою очередь, к релятивизму во всем.
Отрицая какие бы то ни было объективные
нормы и, признавая "человека мерой
всех вещей" (Теэтет 152а, т. 2, с. 238), т.
е. субъективное мнение и произвол, софисты
"в отношении практическом (т. е. нравственном)
не в состоянии были представить ни определенных
начал действования, ни твердо установленной
точки зрения, для суждения о нравственном
достоинстве действий человеческих",
иначе говоря, "софисты будучи отрицателями
по преимуществу, отрицали без исключения
все определяющие начала общежития, принципиально
отвергали саму возможность таких начал,
т. е. каких бы то ни было устоев жизни и
мысли". Таким образом, философское
утверждение софистами релятивизма наших
знаний приводило к релятивизму в этике,
а это разрушало сами основы общественной
жизни.
Первым против
софистов, усмотрев всю опасность
для общества их учения, выступил гениальный
философ Сократ (469-399). Обличая внутреннюю
несостоятельность софизма, Сократ отметил
тот факт, что, не смотря на относительность
эмпирического познания, все же существует
некоторая степень устойчивости человеческих
представлений, которое выражается в более
или менее определенных понятиях, иначе
"если бы каждый под каждым словом и
каждый разумел нечто различное, то невозможны
были бы не только разговор, соглашение
и общее действие двух или нескольких
человек, но и вообще целесообразная и
последовательная деятельность одного
человека". И далее Сократ сделал такое
заключение, что "если есть какое-либо
знание вообще, то сама его возможность
предполагает идею безусловного, истинного
знания". Элементом же подлинного знания,
является строго определенное понятие,
выработка которого посредством самоиспытания,
самопознания и испытания других, приведет
к истине. Таким образом, идеалом абсолютного
знания является система строго определенных
понятий. Утверждая же достижимость абсолютного
знания мы косвенно утверждаем достигаемость
абсолютных нравственных норм, т. к. нравственное
знание есть часть абсолютного знания:
"чтобы правильно поступать нужно, знать
правду, добро и истинное, благо человека,
но чтобы знать нужно, отличать истину
ото лжи, истинное знание от ложного".
Продолжил борьбу
с "софистической опасностью"
(т. е. релятивизмом в этике и гносеологии)
ученик Сократа Платон (427-347). Хотя все
творчество Платона "пронизано сократовским
стилем поисков истины, сократовской
манерой философствования и сократовским
пониманием роли философии в человеческой
жизни", в то же время, философия Платона
это попытка найти более философское (т.
е. критическое) обоснование учения Сократа.
Эта попытка была реализована Платоном
в стройную гносеологическо-онтологическую
теорию, и "если Сократ посвятил свои
силы борьбе за существование философской
и тесно с ней связанной нравственной
истины и положил для нее фундамент, то
Платон воздвиг сам храм этой истины и
начертал ее образ".
Философия Платона
Центральным нервом
всей философии Платона стало
его учение о так называемых идеях:
"теория идей стала как бы частью
имени Платона, его символом". Но само
по себе изучение теории Платона об идеях
представляет собой серьезное и непростое
дело, недаром видный отечественный исследователь
древней философии А.Ф Лосев советует
"прежде чем оценивать Платона или работу
о Платоне, заняться на несколько лет философией
вообще и получить хотя бы элементарную
философскую школу для собственного ума".
Эта трудность в изучении и оценке обусловлена
тем, что у Платона нет систематического,
цельного изложения его учения об идеях.
Все пронизано у Платона учением об идеях,
но оно как бы разбросано по различным
его сочинениям. Это приводило даже к тому,
что у некоторых исследователей складывалось
ошибочное представление, будто "Платон
пытается скрывать свои подлинные воззрения
в большом разнообразии возможных истолкований".
Но в действительности же, по мнению А.
Ф. Лосева все дело в том, что "философия
Платона находится в непрестанном становлении,
философствование Платона есть сплошное
кипение и бурление, сплошные каскады
и фейерверки мысли, сплошной фонтан неутомимого
философского глубокомыслия". Но все,
же большинству исследователей Платона
представилась возможным с той или иной
степенью очевидности изложить его учение
об идеях.
Гносеологическая
часть учения Платона об идеях
в основе своей излагается в диалоге
"Теэтет". Здесь, ставя вопрос о
том, "что такое знание само по
себе" (Теэтет 146е, Т.2, стр.231), Платон
выступает решительным
Вместе с тем
Платон указывает на то, что ощущение
не есть конечный источник нашего познания,
потому что "одни вещи душа наблюдает
сама по себе, а другие с помощью
телесных способностей" (Теэтет 185е,
т. 2., с. 283). Например, общие отношения
тождества, сходства, различия нельзя
считать ощущениями, а значит, у человека
имеются познавательные способности отличные
от aisqhsi", а именно умственные (novhsi").
Попытка же представить
эту умственную деятельность души,
формирующую истинное знание, как
мнение (ajlhqhv" dovxa), не может быть признана
состоятельной. И вот почему: истинное
мнение не тождественно истинному знанию,
"истинное мнение и знание... это
разные вещи" (Теэтет 201с, т. 2, с. 305), т.к.
"мнение есть знание смешанное, нечистое,
ибо в нем надо различать два
элемента: чувственный и рациональный,
к которому подводится элемент чувственный".
Так же несостоятельна
попытка представить знания, как
"истинное мнение, соединенное с
объяснением" (Теэтет 201d, т. 2, с. 305) (alhqhv"
dovxa metav lovgou). Фактически, это есть описание
и понимание предмета, разделение
его на составные части и указание
характеристического отличия
Но если истинное
знание заключается в понятиях, которые
соответствуют особым объектам, находящимся
вне предметно-чувственного мира, то,
как, же достигнуть этого знания? Каков
механизм снятия копий с идей?
Для того чтобы
ответить на эти вопросы, необходимо,
по возможности, четко уяснить, что
представляют из себя по сути эти самые
идеи.
Идея не есть
предмет или вещь, какими являются
предметы и вещи видимого мира, необходимо
исключить всякую степень материальности
из понятия об идее, понятие об идее
принадлежит к совершенно иной сфере,
чем понятие вещи и события. Идеи
также не есть и наши мысли или наши субъективные
представления, "они обладают вечной
реальностью..." и "есть умозрительные
сущности": "идея нерожденная и негибнущая,
ничего невоспринимающая в себя, откуда
бы то ни было и сама ни во что не входящая,
незримая и никак иначе не ощущаемая"
(Тимей 52а, т. 3, с. 493) (о неизменности см.
также Федон 78D, т. 2, c. 42-43) Идеи тождественны
сами себе (см.Филеб 15bc, т. 3, с. 16), к идее
не может прилагаться какая-либо пространственная
характеристика: "Это то, что не находится
ни на земле, ни на небесах, будто бы и не
существует" (Тимей 526, т. 3, с. 493).
Отсутствие пространственно-
Но, несмотря на
свою "трансцендентность мировому бытию
(как быванию), идеи собой, же его обосновывают,
бытие причастно им, а они бытию, между
двумя мирами существует неразрывная
связь - причины и следствия, основы и произведения".
Другими словами, идея у Платона "является
оригиналом и источником вещей, она - основание
вещи, причина ее существования, постоянно
поддерживающий ее принцип", т. е. идеи
являются первообразами вещей, их образцами
(para, deigma), а вещи их отобразами (ei;dwlon), у
Платона вещи причастны идеям, а идеи в
свою очередь, присущи вещам. "Платон
утверждает, что идеи являются тем в силу
чего причастные им вещи получают свои
свойства", т. е. причастность наделяет
предметы определенными характерными
признаками. Это положение подвергается
критическому анализу в диалоге Парменид
(131-132, т. 2, с. 409-411). Там ставится вопрос:
"как оставаясь единой и тождественной,
идея в то же время будет вся целиком содержаться
во множестве отдельных вещей?" (Парменид
131b, т. 2, с. 400) Для доказательства своей
правоты Платон использует аналогию дня,
находящегося во многих местах одновременно,
но тем не менее одного и того же (см. Парменид
131b, т. 2, с. 409). Для Платона неприемлемо
понимание причастности в грубом и буквальном
смысле, т. е. так, что телесные предметы
заключают в себе идеи, предметы есть лишь
призрачные изображения идей, их копии
(Госуд. 514, т. 3, с. 321).