Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 23:08, реферат
На вопрос «Что на свете всего труднее?» поэт-мыслитель Гёте отвечал в стихах так: «Видеть своими глазами то, что лежит перед ними». Эти строки могут показаться странными: со способностью видеть мы свыкаемся настолько, что она кажется нам прирожденной. Между тем видеть приходится учиться, только обучение происходит в том возрасте, события которого не сохраняются в нашей сознательной памяти.
Хосе Ортега-и-Гассет «ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?»
(комментарии
к цитатам работы)
На
вопрос «Что на свете всего труднее?»
поэт-мыслитель Гёте отвечал в
стихах так: «Видеть своими глазами
то, что лежит перед ними». Эти
строки могут показаться странными:
со способностью видеть мы свыкаемся
настолько, что она кажется нам
прирожденной. Между тем видеть приходится
учиться, только обучение происходит в
том возрасте, события которого не
сохраняются в нашей
Способность
видеть реальные вещи в пространстве
возникает и развивается
Воображение
как всеобщая человеческая способность,
без которой мы вообще были бы не
в состоянии видеть окружающий мир,
в ее низших, элементарных формах, воспитывается
самыми обычными условиями жизни. В
элементарных формах эта способность
ничего специфически человеческого
в себе не заключает: собака тоже видит
вещи, но видит она в окружающем
мире именно то, и только то, что важно
с ее «собачьей точки зрения»,
– то, что ей нужно видеть, чтобы
биологически приспособиться к условиям,
ее взор управляется чисто
Хотя различие явления и сущности философии развивается до крайности лишь в результате перипетий, пережитых философией за последние сто семьдесят восемь лет, оно присуще не только современной философии, но и всей истории философии от Фалеса и Парменида до Гегеля включительно. Не случайно люди в своем большинстве всегда считали и сегодня еще считают философией то, чем философия кажется, а философами — тех, кто кажутся философами себе и другим. Начнем с этого обычного — внешнего, или экзотерического, значения, поскольку с него, как правило, начинается интерес к философии, ибо именно оно заранее настраивает публику, задавая большинству определенную установку восприятия философии и философов.
Что
же такое философия по видимости,
или по явлению? Очевидно, что она
есть один из особенных феноменов всеобщей
культуры наряду с другими ее феноменами,
в числе которых находятся также обыденная
жизнь людей, их правовые и морально-нравственные
отношения, науки, искусство и религия.
Среди этого множества явлений культуры
имеется и такое явление, как философия.
Ко множеству людей принадлежит по явлению
и такой человек, как философ. Согласно
видимости, он является одним из многих
человеческих индивидов, чем- то отличающимся
от священника, художника и ученого, от
политического деятеля, правоведа и простого
обывателя, а чем- то схожим с ними.
Нельзя
не заметить, что плюралистический
дух нашего времени, который, вопреки провозглашаемой
его апологетами терпимости ко всевозможным
различиям, на деле стремится всё уравнять,
весьма строго причисляет философию и
философов к разряду явлений. Поэтому
когда какой-нибудь философ начинает выходить
из их ряда и утверждать, что философия
в нём не находится, ему тотчас указывают
на нарушение установленного порядка.
Если же он не слушается указания и, подобно
Сократу, продолжает вести себя не отвечающим
установке большинства образом, то вокруг
него непременно начинаются пересуды
о неадекватности отношения философа
к себе самому, к тому, чем он занимается
и к другим людям.
По
своей сути любое познание есть поиск
истины. Это извечная задача человеческого
разума. Проблема истинности наших
знаний имеет важное значение в любых
видах познавательной деятельности,
идет ли речь о межличностном общении
или о формировании политики государства.
Поэтому важнейшим основанием оценки
знания является его истинность. Истина
— цель, идеал и абсолютная познавательная
ценность. Знать — значит располагать
достоверной информацией, соответствующей
действительному положению
То, что вторая половина XIX столетия стала временем общего упадка спекулятивной философии истории, не может быть объяснено только организованным против нее мощным интеллектуальным наступлением либеральных элит Запада и мощной антирекламной марксизму, которую давала ему все это время практика "реального социализма". Все же, более важная, корневая причина здесь, по моему мнению, в общей завершенности интеллектуального процесса.
От религиозной метафизики истории через чистую эго-софию Вольтера и романтическую реакцию на нее и ей подобные, процесс подошел к своей вершине, когда были воздвигнуты фундаментальные спекулятивные философские системы Фихте и Гегеля, метафизическая система Шеллинга. Затем, уже в сороковых годах XIX столетия началась ее позитивизация, а вместе с тем началось и разложение. Великие учения Шопенгауэра, Маркса, Конта, и десяток более мелких, но позитивистски "омертвленных" философско-исторических спекуляций, стали источником многочисленных и полезных "практических приложений", но метафизическая и философская мысль в этих "приложениях" или запуталась, или застыла.
Рикёр подвергает анализу три «соединительных устройства»: календарное время, позволяющее соединять социальное время и астрономическое время; идею продолжения поколений, то есть взаимосвязи между современниками, предшественниками и последователями, обеспечивающей соединение биологического времени и социологического времени; и, наконец, архивы, документы, памятники, образующие первичный материал для историка; вторая из отмеченных проблем должна особо привлечь наше внимание, когда мы будем исследовать понятие трансмиссии.
Попытаемся понять, какова специфическая особенность временно́́го механизма, отсылающего нас к одной из самых глубоких апорий, с которой сталкивается философское размышление, касаясь тайны времени, -антиномии между конечным временем смертных индивидов и социальным временем общества, неразрывно связанным со сменяющими друг друга поколениями. Таким образом, мы обращаемся к понятию поколения, имеющему важное значение в философии истории и означающему «связь исторически действующих субъектов, связь между живыми людьми, приходящими на смену умершим поколениям».
Понятие поколения вызывает у нас живой интерес, но одновременно оно оказывается трудным для восприятия, поскольку исток его лежит в области биологии, но само оно не является собственно биологическим. Вслед за Рикёром можно привести здесь слова Канта из его небольшого произведения «Идея универсальной истории с точки зрения космополитизма». Кант прекрасно показывает значение этого понятия, возникающего на грани между имманентной телеологией природы, готовящей человека к социальному бытию, и этико-политическими задачами, встающими перед формирующимся гражданским обществом: «Странным здесь является то, – говорит Кант, – что предшествующие поколения, кажется, только тем и заняты, что работают на последующие поколения, дабы поднять их на новую высоту, опираясь на которую они смогли бы еще дальше продвинуть ту работу, что осуществляло (по существу, безотчетно) не одно поколение их предшественников без всякой надежды лично воспользоваться плодами своих трудов».
Короче
говоря, столкнувшись с идеей о
том, что будущее во всех отношениях
должно быть открытым и непредсказуемым,
а прошлое – закрытыми, обладающим
одной лишь необходимостью, надо сделать
наши ожидания более обоснованными,
а опыт – более непредсказуемым.
Но это – два аспекта одной
и той же задачи, поскольку одни
только обоснованные ожидания могут
вернуть жизнь прошлому, придав ему
характер живой традиции…
Информация о работе Хосе Ортега-и-Гассет «ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?»