Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 23:08, реферат
На вопрос «Что на свете всего труднее?» поэт-мыслитель Гёте отвечал в стихах так: «Видеть своими глазами то, что лежит перед ними». Эти строки могут показаться странными: со способностью видеть мы свыкаемся настолько, что она кажется нам прирожденной. Между тем видеть приходится учиться, только обучение происходит в том возрасте, события которого не сохраняются в нашей сознательной памяти.
Успехи
познания тесно связаны с развитием
науки как одной из форм общественного
сознания. Без науки невозможно представить
современную жизнь и
В
результате усилий ученых, прежде всего,
естествоиспытателей, меняется образ
мира, возникает его научная картина.
Утверждается представление о бесконечности
Вселенной, в которой Земля —
небесное тело, существующее наряду с
другими планетами. С эволюцией
образа мира меняется и образ человека,
обогащенный новым типом
Важнейшее
значение в понимании сущности и
предназначения науки имеет выяснение
факторов, которые сыграли решающую
роль в ее возникновении. Вся история
человеческой жизни свидетельствует,
что до настоящего времени главнейшей
задачей человека остается борьба за
существование.
Совершенно
очевидно, что никакая сфера
Специальные науки служат отдельным конкретным потребностям общества: технике, экономике, искусству врачевания, искусству обучения, законодательству и др. Они изучают свой специфический срез действительности, свой фрагмент бытия. Частные науки ограничиваются отдельными частями мира. Философию же интересует мир в целом. Она устремлена к целостному постижению универсума. Философия задумывается о мировом целом, о всеохватывающем единстве всего сущего, она ищет ответ на вопрос: "Что есть сущее?" В этом смысле справедливо определение философии как науки "о первоначалах и первопричинах".
Частные
науки обращены к явлениям и процессам
реальности, существующим объективно,
независимо ни от человека, ни от человечества.
Их не интересует ценностная шкала
человеческих смыслов, они безоценочны.
Свои выводы наука формулирует в
теориях, законах и формулах, вынося
за скобки личностное, эмоциональное
отношение ученого к изучаемым
явлениям и тем социальным последствиям,
к которым может привести то или
иное открытие. Фигура ученого, строй
его мыслей и темперамент, характер
исповеданий и жизненных
Мир
в глазах философа - это многообразие
взаимодействий, в котором переплетены
причина и следствие, цикличность
и спонтанность, упорядоченность
и деструкция, силы добра и зла,
гармонии и хаоса. Философствующий
разум должен определить свое отношение
к миру. Поэтому основной вопрос
философии и формулируется как
вопрос об отношении мышления к бытию
(человека к миру, сознания к материи).
Научная
теория есть обобщение экспериментальных
результатов и опыта. Она есть
такое обобщение, в котором схвачены
все главные связи и
В
этом смысле научная теория всегда
ограничена своей предметной областью
и областью своей применимости, за
пределами которой она теряет
свою силу и не предсказывает правильных
результатов. Иными словами, любая
научная теория ограничена. Помимо
этого, любая теория не может претендовать
на абсолютную точность, поскольку
она не в состоянии учесть все
без исключения тонкости рассматриваемых
явлений (она отсекла «второстепенное»)
В
то же время научная теория выступает
как особая форма практики, т.е. как
обобщение результатов
Буквально,
в переводе с древне греческого,
философия — любовь к мудрости
(“фио” — любовь, “софия” —
мудрость). Философия — это
Начнем
с мировоззрения. Философия выступает
теоретической основой
Мифы
не являются знанием как таковым.
Мифология не представлена знанием
в чистом виде, так как на этом
этапе общественного развития человек
еще не может отделить истинное знание
от ложного. Т.е. мифология это своеобразная
проекция отношения человека к миру,
где все представлено в определенном
наборе. Здесь не дифференцированно
знание от незнания. Место подлинной
связи занимает вымышленная, т.е. человек
стремится объяснить мир, но имеющихся
в наличии знаний не хватает, поэтому
место реальной связи занимает вымышленная.
Второй
мировоззренческий тип мышления
— это религия. Надо сказать, что
мифология и перерастает
Что
составляет особенности религии? Религия
представляет собой культовую систему,
т.е. система обрядовых действий,
направленных на установление связи
со сверхъестественным. Религия четко
разделяет мир на посюсторонний
и потусторонний. И рассматривает
первый, т.е. мир, в котором человек
находится здесь и сейчас, как
подготовительный этап, ступеньку в
мир потусторонний. Т. е. Атрибутом
подлинности обладает не тот мир,
в котором человек живет, а
тот, в который он перейдет после
смерти.
Философия
приходит на смену мифологии и
религии, но на первых этапах в ней
в значительной степени представлены
мифологические и религиозные знания.
В чем же специфика философского
знания? Бертран как-то точно заметил,
что философия начинается там
и тогда, где для здравого смысла
заканчиваются все проблемы.
Рассмотрим,
что из себя представляет философия,
исходя из структуры общественного
сознания. Общественное сознание включает
в себя два уровня:
1)
Уровень обыденного (повседневного,
или массового) сознания. Носители
— абсолютное большинство
2)
Научно-теоретический.
Рассматривать
философию как уровень научно-
Давайте посмотрим понятие мудрости. В житейском понятии мудрость накапливается с возрастом, и к старости человек становится мудрее, как правило. Но житейская мудрость, это совершенно не то, что мудрость в философском понимании. Дело в том, что если житейская мудрость предполагает аккумуляцию знаний, приобретаемых индивидом в его собственном жизненном опыте и опыте других людей, то мудрость в философском понимании отличается тем, что она базируется на знании, приобретенном всем человечеством.
Каждый
человек философствует, в меру своего
интеллектуального ресурса. Здесь
мы сталкиваемся с очевидным противоречием:
с одной стороны большая часть
людей невежественна в вопросах
философии, а с другой стороны
желание человека философствовать.
Это все объяснимо, если принять
во внимание, что важен сам факт
философствования. Весьма точно передает
эту мысль высказывание Петра
Ивановича Лаврова: ”Философия есть
нечто весьма обыденное, нечто до
такой степени не раздельное с
нашим существом, что мы философствуем
не учась, при каждом произносимом слове,
при каждом осмысленном действии.
Философствуем хорошо или дурно,
но постоянно и неудержимо”. ”Философия
не есть наука, она есть только деятельность,
строящая науку, и без нее не существовало
бы не одной науки”. Из этого высказывание
следует, что стремление философствовать
заложено в каждом человеке, но далеко
не у каждого это стремление аполизированно.
Что такое философствование? —
это по своей сути элементарное обобщение.
Для чего нужна философия, если ее
даже рассматривать сугубо прагматически?
Она нужна для того, чтобы формировать
культуру мышления. Чтобы учиться
мыслить.
Итак,
можно утверждать, что первым или
основным вопросом философии является
достоверное установление ИСТИНЫ. Если
философия не может решить этот вопрос
(отсутствует система
Вопрос
об отношении материи и сознания,
как и вопрос о характере самой
истины (абсолютная, объективная, субъективная
и т.д.) решается в рамках самой
теории познания каждой философской
системы. Эти вопросы есть частные,
хотя и достаточно важные, случаи основного
вопроса философии. Они служат демаркационной
линией, отделяющей материалистическую
философию от идеалистических философских
систем.
Информация о работе Хосе Ортега-и-Гассет «ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?»