Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 20:18, курсовая работа
Определим цель нашей работы. Она будет заключаться в изучении идеального государства Платона, а так же в выявлении аргументов «За» и «Против».
Введение 3
ГЛАВА I. Формирование политических взглядов Платона. Роль и место концепций «Идеального государства» в творчестве ученого 5
ГЛАВА II. Концепция «Идеальное государство» Платона 9
2.1.Основы идеального государства по Платону, его цели и задачи 9
2.2 Типы государств по Платону 14
ГЛАВА III. Аргументы «За» и «Против» 16
3.1. Томас Мор и его одобрение «идеального государства» 16
3.2. Аристотельская критика Платоновского коммунизма 18
3.3 Карл Поппер и его критика концепции «идеального государства» 19
Заключение 22
Список использованной литературы 25
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ
Факультет культуры
Кафедра
философии и культурологии
Курсовая работа
Идеальное
государство Платона. Аргументы
«За» и «Против».
Выполнил (а) студентка
4
группы I курса факультета
(специальность «Юриспруденция»)
Суровегина Мария Сергеевна
______________________
(подпись)
Научный руководитель: д. филос. н.,
профессор Н.И.Фатиев
_____________________
(подпись)
Санкт-Петербург
2011 г.
Оглавление
Введение 3
ГЛАВА I. Формирование политических взглядов Платона. Роль и место концепций «Идеального государства» в творчестве ученого 5
ГЛАВА II. Концепция «Идеальное государство» Платона 9
2.1.Основы идеального государства по Платону, его цели и задачи 9
2.2 Типы государств по Платону 14
ГЛАВА III. Аргументы «За» и «Против» 16
3.1. Томас Мор и его одобрение «идеального государства» 16
3.2. Аристотельская критика Платоновского коммунизма 18
3.3 Карл Поппер и его критика концепции «идеального государства» 19
Заключение 22
Список
использованной литературы 25
Данная курсовая работа посвящена изучению учения Платона об идеальном устройстве государства.
В целом, с именем Платона связано формирование политической философии. Он стоит у истоков философии государства и права. Именно им впервые были поставлены и проанализированы на теоретической основе многие фундаментальные вопросы политико-правового профиля, не потерявшие своего значения и для современных исследователей. В этом смысле справедливы слова А.Н. Уайтхеда, писавшего: "Самая надежная характеристика европейской философии состоит в том, что она представляет собою ряд примечаний к Платону". Этим определяется актуальность нашей работы.
В обширном и разностороннем творчестве Платона огромное внимание уделено проблемам государства, права и политики. Совсем не случайно двумя самыми крупными его произведениями являются Законы и Государство. В последнем, как это следует уже из названия, описывается идеальное, с точки зрения Платона, государство.
Для того, чтобы оценить то грандиозное сооружение, каким является идеальное государство Платона, необходимо выяснить, какие задачи ставит перед собой такое общество и уже, исходя из этого, изучить мнение Платона, как об идеальном государстве, так и о других типах государств.
Объектом курсовой работы является непосредственно само учение Платона. Предмет исследования - наиболее концептуальные из платоновских идей - его понимание сути идеального государства, а так же анализ аргументов «За» и «Против» идей древнегреческого мыслятиля.
Определим цель нашей работы. Она будет заключаться в изучении идеального государства Платона, а так же в выявлении аргументов «За» и «Против».
Задачи работы, в целом вытекают из указанной выше цели и заключаются в следующем:
В соответствии с целями и задачами формируется структура курсовой работы, которая состоит из введения, основной части, поделенной на три главы, заключения и списка использованной литературы.
При написании настоящей курсовой работы использовалась специальная литература таких авторов, как В. Асмус, Н. Болдырев, Н. Дианиной, А. Лосева, В. Нерсесянца и других, в которых с позиций современного знания анализируются известные уже две тысячи лет постулаты греческого ученого. Кроме того при написании настоящей работы мы пользовались текстами Платона, Аристотеля, Томаса Мора и Карла Поппера, без которых, естественно, невозможно было достичь глубокого понимания темы.
Данная курсовая работа посвящена исследованию основ идеального государства Платона, с помощью дошедших до нас трудов великого древнегреческого ученого. Прежде чем взяться за изучении концепции «идеального государства», необходимо ознакомиться с основными и наиболее важными тенденциями формирования политический взглядов самого мыслителя посредствам краткого анализа его биографии.
Платон родился в Афинах в 428 или 427 до н.э. и умер там же, в возрасте 80 или 81 года. Настоящее имя Платона было Аристокл. Платон вырос в семье, члены которой традиционно готовились к государственной карьере, в обстановке, пропитанной идеалами греческой демократии. О важной роли в воспитании Платона традиций государственной службы свидетельствует он сам, повествуя о раннем периоде своей жизни. Это сообщение мы находим в VII письме, являющемся основным и наиболее надежным источником информации о жизни Платона. В нем он пишет, что с ранней молодости проникся глубочайшим интересом к политике. Этот интерес, определенным образом подогревался общением Платона со своим знаменитым учителем - Сократом (взгляды и деятельность которого непосредственным образом воздействовали на формирование деятельности молодого философа), которое продолжалось около восьми лет. 1
Здесь целесообразно кратко остановится на взглядах учителя Платона, которые, признано, оказали колоссальное влияние на ученого. Итак, Сократ - древнегреческий философ (ок. 469 г. до н. э., Афины – 399 г. до н. э., там же), учение которого знаменует поворот в философии – от рассмотрения природы и мира, к рассмотрению человека. Его деятельность – поворотный момент античной философии.2
Под влиянием политической действительности Сократ поставил вопрос о необходимости нравственного совершенства личности как условии совершенства государства, о взаимозависимости индивидуального и общественного интересов, поверяемых ориентацией на важнейший вид добродетели справедливость. В дальнейшем, многие вопросы, ставившиеся Сократом, отразились в творчестве его ученика.
Итак, именно общение со своим учителем поспособствовало развитию политических взглядов Платона. Возможность фактически заняться политикой представилась Платону в конце долгой Пелопоннесской войны. В тот период в Афинах было создано правительство тиранической олигархии, в которое вошли два его родственника – Хармид и Критий.
Платон хотел понять, во что выльется новое революционное правление, и пришел в ужас при виде начавшихся эксцессов и жестокостей. Когда правители пытались и Сократа вовлечь в свои замыслы - арестовать ни в чем не повинного человека ,- он отказался.
Политические надежды Платона ожили, когда восстановилась демократия, однако вскоре они были сокрушены осуждением и казнью Сократа. Опасаясь за свою собственную жизнь, Платон покинул Афины.
После возвращения в Афины, великий мыслитель отказался от политической карьеры и начал работать над сократовскими вопросами фундаментального характера. В первую очередь это глобальные вопросы о том, могут ли достигнуть справедливой жизни люди, не причастные к философии и не имеющие четкого представления о том, что такое справедливость. В определенные период своего развития, Платон также ставит и другие, не менее важные вопросы – например, о душе, государстве, воспитании и др.
В своих ранних, т.н. сократических диалогах Платон попытался восстановить беседы своего старшего друга в том виде, в каком они сохранились в его памяти. Диалоги подводили слушателей к определенным выводам, и Платон задумал создать школу, где можно было бы обучать справедливости и добродетели.3
Таким образом, следует сделать вывод, что жизнь, деятельность и круг общения Платона способствовал развитию его нестандартных идей, которые касались государственного управления и политики .
Перейдем к наследию древнегреческого ученого, а точнее к роли и месту концепции «идеального государства».
Платоновское учение о государстве является первым существенным вкладом в политическую теорию. Это учение может быть рассмотрено как синтез сократовской этики и платоновской теории идей. 4
Полное собрание сочинений Платона насчитывает 36 произведений, поделенных на 9 тетралогий, которые наглядно демонстрируют развитие философии Платона.5
В
конце XIX в. была установлена последовательность
платоновских диалогов в рамках четырех
различных групп: сократических, платонических,
среднеплатонических и поздних.
Ход изложения диалогов Платона своеобразен - он подчинен не только философским, но и художественным целям. Причем, смысловое содержание диалога делается неясным и неточным там, где применяется мифологическая форма изложения. Кроме всего прочего, следует отметить, что между диалогами отсутствуют смысловые связи.
Вместе с тем, каждый из платоновских диалогов глубоко продуман и в своей совокупности они составляют нечто единое, связанное учением об идеях. В целом же, мышление Платона скорее филологическое, нежели философское или же научное.7
Платон
постоянно подвергал все
Традиционно, философия Платона, разделяется на три составляющих - этику, теорию познания и теорию природы. Концепция «идеального государства», как правило, отражается в этической составляющей его философии.
Основными политическими произведениями Платона являются трактаты «Государство», «Законы» и диалог «Политик».8
В наибольшей степени особо важный диалог Платона – «Государство». Здесь он воссоздает политическую утопию, противопоставляемую круговороту реальных государственных форм.
По Платону существуют два мира: мир идей (эйдосов) и мир вещей.9 Абсолютно любая вещь – это отражение своей идеи, она может стремится к ней, но никогда не достигнет её. Что касается философа, то он должен изучать не сами вещи, а идеи. Это относится и к государству. Платон описывает круговорот государственных форм, но все они несовершенны, потому, что существуют в мире вещей, идеальная же форма полиса им противостоит.