Идеальное государство Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 20:18, курсовая работа

Описание

Определим цель нашей работы. Она будет заключаться в изучении идеального государства Платона, а так же в выявлении аргументов «За» и «Против».

Содержание

Введение 3
ГЛАВА I. Формирование политических взглядов Платона. Роль и место концепций «Идеального государства» в творчестве ученого 5
ГЛАВА II. Концепция «Идеальное государство» Платона 9
2.1.Основы идеального государства по Платону, его цели и задачи 9
2.2 Типы государств по Платону 14
ГЛАВА III. Аргументы «За» и «Против» 16
3.1. Томас Мор и его одобрение «идеального государства» 16
3.2. Аристотельская критика Платоновского коммунизма 18
3.3 Карл Поппер и его критика концепции «идеального государства» 19
Заключение 22
Список использованной литературы 25

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ ПО ФИЛОСОФИИ. ИДЕАЛЬНОЕ ГОС-ВО ПЛАТОНА.АРГУМЕНТЫ ЗА И ПРОТИВ.docx

— 69.89 Кб (Скачать документ)

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ 

    Факультет культуры

    Кафедра философии и культурологии    

    Курсовая  работа

    Идеальное государство Платона. Аргументы  «За» и «Против».   
 
 
 

    Выполнил (а) студентка

    4 группы I курса факультета конфликтологии

    (специальность  «Юриспруденция»)

    Суровегина  Мария Сергеевна

    ______________________

    (подпись)

    Научный руководитель: д. филос. н.,

    профессор Н.И.Фатиев

    _____________________

    (подпись)      
 
 
 
 

    Санкт-Петербург

    2011 г.

 

Оглавление 

Введение 3

ГЛАВА I. Формирование политических взглядов Платона. Роль и место концепций  «Идеального государства» в творчестве ученого 5

ГЛАВА II.  Концепция «Идеальное государство» Платона 9

2.1.Основы  идеального государства  по Платону, его  цели и задачи 9

2.2 Типы государств  по Платону 14

ГЛАВА III. Аргументы «За» и «Против» 16

3.1. Томас Мор и  его одобрение  «идеального государства» 16

3.2. Аристотельская критика  Платоновского коммунизма 18

   3.3 Карл Поппер   и его критика концепции «идеального государства» 19

Заключение 22

Список  использованной литературы 25 
 
 
 

 

    

Введение

 

    Данная курсовая работа посвящена изучению учения Платона об идеальном устройстве государства.

    В целом, с именем Платона связано  формирование политической философии. Он стоит у истоков философии  государства и права. Именно им впервые были поставлены и проанализированы на теоретической основе многие фундаментальные вопросы политико-правового профиля, не потерявшие своего значения и для современных исследователей. В этом смысле справедливы слова А.Н. Уайтхеда, писавшего: "Самая надежная характеристика европейской философии состоит в том, что она представляет собою ряд примечаний к Платону". Этим определяется актуальность нашей работы.

    В обширном и разностороннем творчестве Платона огромное внимание уделено  проблемам государства, права и  политики. Совсем не случайно двумя  самыми крупными его произведениями являются Законы и Государство. В последнем, как это следует уже из названия, описывается идеальное, с точки зрения Платона, государство.

    Для того, чтобы оценить то грандиозное сооружение, каким является идеальное государство Платона, необходимо выяснить, какие задачи ставит перед собой такое общество и уже, исходя из этого, изучить мнение Платона, как об идеальном государстве, так и о других типах государств.

    Объектом курсовой работы является непосредственно само учение Платона. Предмет исследования - наиболее концептуальные из платоновских идей - его понимание сути идеального государства, а так же анализ аргументов «За» и «Против» идей древнегреческого мыслятиля.

    Определим цель нашей работы. Она будет заключаться в изучении идеального государства Платона, а так же в выявлении аргументов «За» и «Против».

    Задачи работы, в целом вытекают из указанной выше цели и заключаются в следующем:

  1. изучить процесс формирования политических взглядов Платона, определить роль и место концепций «Идеального государства» в творчестве ученого;
  2. выявить сущность, цели и задачи платоновского государства;
  3. выявить различные типы государств Платона;
  4. проанализировать аргументы «За» и «Против» концепции «идеального государства» Платона.

    В соответствии с целями и задачами формируется структура курсовой работы, которая состоит из введения, основной части, поделенной на три главы, заключения и списка использованной литературы.

    При написании настоящей курсовой работы использовалась специальная литература таких авторов, как В. Асмус, Н. Болдырев, Н. Дианиной, А. Лосева, В. Нерсесянца и других, в которых с позиций современного знания анализируются известные уже две тысячи лет постулаты греческого ученого. Кроме того при написании настоящей работы мы пользовались текстами Платона, Аристотеля, Томаса Мора и Карла Поппера, без которых, естественно, невозможно было достичь глубокого понимания темы.

 

    

ГЛАВА I. Формирование политических взглядов Платона. Роль и место концепций «Идеального государства» в творчестве ученого

 

    Данная  курсовая работа посвящена исследованию основ идеального государства Платона, с помощью дошедших до нас трудов великого древнегреческого ученого. Прежде чем взяться за изучении концепции «идеального государства», необходимо ознакомиться с основными и наиболее важными тенденциями формирования политический взглядов самого мыслителя посредствам краткого анализа его биографии.

    Платон  родился в Афинах в 428 или 427 до н.э. и умер там же, в возрасте 80 или 81 года. Настоящее имя Платона было Аристокл. Платон вырос в семье, члены которой традиционно готовились к государственной карьере, в обстановке, пропитанной идеалами греческой демократии. О важной роли в воспитании Платона традиций государственной службы свидетельствует он сам, повествуя о раннем периоде своей жизни. Это сообщение мы находим в VII письме, являющемся основным и наиболее надежным источником информации о жизни Платона. В нем он пишет, что с ранней молодости проникся глубочайшим интересом к политике. Этот интерес, определенным образом подогревался общением Платона со своим знаменитым учителем - Сократом (взгляды и деятельность которого непосредственным образом воздействовали на формирование деятельности молодого философа), которое продолжалось около восьми лет. 1

    Здесь целесообразно кратко остановится  на взглядах учителя Платона, которые, признано, оказали колоссальное влияние  на ученого. Итак, Сократ - древнегреческий  философ (ок. 469 г. до н. э., Афины – 399 г. до н. э., там же), учение которого знаменует поворот в философии – от рассмотрения природы и мира, к рассмотрению человека. Его деятельность – поворотный момент античной философии.2

    Под влиянием политической действительности Сократ поставил вопрос о необходимости нравственного совершенства личности как условии совершенства государства, о взаимозависимости индивидуального и общественного интересов, поверяемых ориентацией на важнейший вид добродетели справедливость. В дальнейшем, многие вопросы, ставившиеся Сократом, отразились в творчестве его ученика.

    Итак, именно общение со своим учителем поспособствовало развитию политических взглядов Платона. Возможность фактически заняться политикой представилась Платону в конце долгой Пелопоннесской войны. В тот период в Афинах было создано правительство тиранической олигархии, в которое вошли два его родственника – Хармид и Критий.

    Платон  хотел понять, во что выльется новое революционное правление, и пришел в ужас при виде начавшихся эксцессов и жестокостей. Когда правители пытались и Сократа вовлечь в свои замыслы - арестовать ни в чем не повинного человека ,- он отказался.

    Политические  надежды Платона ожили, когда  восстановилась демократия, однако вскоре они были сокрушены осуждением и казнью Сократа. Опасаясь за свою собственную жизнь, Платон покинул Афины.

    После возвращения в Афины, великий мыслитель отказался от политической карьеры и начал работать над  сократовскими вопросами фундаментального характера. В первую очередь это глобальные вопросы о том, могут ли достигнуть справедливой жизни люди, не причастные к философии и не имеющие четкого представления о том, что такое справедливость. В определенные период своего развития, Платон также ставит и другие, не менее важные вопросы – например, о душе, государстве, воспитании и др.

    В своих ранних, т.н. сократических  диалогах Платон попытался восстановить беседы своего старшего друга в том  виде, в каком они сохранились  в его памяти. Диалоги подводили  слушателей к определенным выводам, и Платон задумал создать школу, где можно было бы обучать справедливости и добродетели.3

    Таким образом, следует сделать вывод, что жизнь, деятельность и круг общения Платона способствовал развитию его нестандартных идей, которые касались государственного управления и политики .

    Перейдем  к наследию древнегреческого ученого, а точнее к роли и месту концепции  «идеального государства».

    Платоновское  учение о государстве является первым существенным вкладом в политическую теорию. Это учение может быть рассмотрено  как синтез сократовской этики и  платоновской теории идей. 4

    Полное  собрание сочинений Платона насчитывает 36 произведений, поделенных на 9 тетралогий, которые наглядно демонстрируют  развитие философии Платона.5

    В конце XIX в. была установлена последовательность платоновских диалогов в рамках четырех  различных групп: сократических, платонических, среднеплатонических и поздних.6

    Ход изложения диалогов Платона своеобразен - он подчинен не только философским, но и художественным целям. Причем, смысловое содержание диалога делается неясным и неточным там, где применяется мифологическая форма изложения. Кроме всего прочего, следует отметить, что между диалогами отсутствуют смысловые связи.

    Вместе  с тем, каждый из платоновских диалогов глубоко продуман и в своей  совокупности они составляют нечто  единое, связанное учением об идеях. В целом же, мышление Платона скорее филологическое, нежели философское или же научное.7

    Платон  постоянно подвергал все сомнению, поэтому его философия не представляет собой завершенной системы. В некоторых диалогах он, как правило, не приходил к каким-либо выводам, а в других – вовсе ставил вопросы, тем самым вызывая сомнение у  читателей.

    Традиционно, философия Платона, разделяется на три составляющих - этику, теорию познания и теорию природы. Концепция «идеального государства», как правило, отражается в этической составляющей его философии.

    Основными политическими произведениями Платона  являются трактаты «Государство», «Законы» и диалог «Политик».8

      В наибольшей степени особо важный диалог Платона – «Государство». Здесь он воссоздает политическую утопию, противопоставляемую круговороту реальных государственных форм.

    По  Платону существуют два мира: мир  идей (эйдосов) и мир вещей.9 Абсолютно любая вещь – это отражение своей идеи, она может стремится к ней, но никогда не достигнет её. Что касается философа, то он должен изучать не сами вещи, а идеи. Это относится и к государству. Платон описывает круговорот государственных форм, но все они несовершенны, потому, что существуют в мире вещей, идеальная же форма полиса им противостоит.

 

ГЛАВА II.  Концепция «Идеальное государство» Платона

2.1.Основы идеального государства по Платону, его цели и задачи

Информация о работе Идеальное государство Платона