Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 17:57, курсовая работа
Данная работа посвящена рассмотрению религии у Канта. Для этого необходимо:
1. Рассмотреть наиболее значительные работы Канта по философии религии;
2. Проанализировать религию в пределах только разума;
3. Обозначить роль и место критики доказательств бытия бога в структуре Критики чистого разума.
В начале работы рассматривается место этой тематики в ранних работах Канта, предложение им различных аргументов. Затем анализируется работа Канта “Религия в пределах только разума”.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Наиболее значительные работы Канта по философии религии………………4
2. «Религия в пределах только разума»………………………………………….. 10
3. Роль и место критики доказательств бытия Бога в структуре Критики чистого разума……………………………………………………………………………….16
Заключение…………………………………………………………………………27
Список использованной литературы……………………………………………..29
Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное образование
Высшего профессионального образования
Воронежский
Государственный
Технический Университет
Кафедра
Философии
Реферат по Филосифии
на тему:
И.Кант
и религия «в пределах
только разума».
профессор,
Курочкина Л.Я
Воронеж, 2009
Содержание:
Введение…………………………………………………………
2. «Религия в пределах только разума»………………………………………….. 10
3. Роль и место
критики доказательств бытия
Бога в структуре Критики
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………………..
Проблема религии в философии как доказательство бытия бога имеет богатую историю. В истории европейской философии эта тема является одной из значимых в области осмысления связи бытия и мышления.
Одним из важнейших этапов философской мысли по поводу бытия является творчество Иммануила Канта. Большинство последующей классической философии признает решающей значение кантовской критики по данному поводу. Однако в XX веке теории подверглись пересмотру.
Такое
положение вещей
Данная работа посвящена рассмотрению религии у Канта. Для этого необходимо:
1. Рассмотреть наиболее значительные работы Канта по философии религии;
В начале работы рассматривается место этой тематики в ранних работах Канта, предложение им различных аргументов. Затем анализируется работа Канта “Религия в пределах только разума”.
В первый - "докритический" - период Кант занимался
естественнонаучными проблемами. Главная работа периода - "Всеобщая
естественная история и теория неба" (1755). Второй - "критический" период -
был посвящен разработке трансцендентальной философии, или критицизма.
Философия - наука об абсолютном, но в границах человеческого разума.
Главные работы этого периода: "Критика чистого разума" (1781), "Критика
практического разума" (1786), "Критика способности рассуждения" (1790),
"Религия в пределах только разума" (1793).
Одна из заслуг Канта состоит в том, что он отделил вопросы о
существовании Бога, души, свободы — вопросы теоретического разума — от вопроса практического разума: что я должен делать? Практическая философия Канта оказала огромное воздействие на следующие за ним поколения философов (А. и В. Гумбольдты, А. Шопенгауэр, Ф. Шеллинг, Ф. Гельдерлин и др.). Ни на собственном, ни на чужом опыте мы не можем убедится в его существовании. Нам остается положится на разум: только система рассуждений приводит к выводу, что есть на свете некое высшее, абсолютное и необходимое существо. (Свои соображения по данному вопросу Кант изложил в трактате "Единственно возможное основание для доказательства бытия бога").
Работа вышла в конце 1762 года, принесла автору первую литературную
известность, но богословов насторожила. Кант утверждал, что мораль и
религия - разные вещи. Мораль скорее всеобщий человеческий, нежели
божественный, суд. Конечно, страшен бог без морали, но такое бывает.
Может и мораль обходится без религии. Есть нравственные народы, не
познавшие бога. Общество должно терпимо относится к атеистам, если они
ведут себя нравственно.
По мнению Канта, наука в
современном ему обществе
болезнями. Имя одной - узость горизонта, однобокость мышления, имя другой
- отсутствие достойной цели. Наука нуждается в "верховном философском
надзоре". Перед собой Кант ставит задачу преодоления пороков современной
ему науки. "Если существует наука, действительно нужная человеку, то это
та, которой я учу, - а именно подобающим образом занять указанное человеку
место в мире - и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы
быть человеком". Ценность занятия определенна нравственной ориентацией; та наука, которой он себя хочет посвятить, - наука людей. Отныне в
философских исканиях Канта центральная тема - проблема человека. Весь
вопрос в том, что же действительно нужно человеку, как ему помочь.
Иммануил Кант оказал огромное влияние на развитие этической мысли, его
работа "Основы метафизики морали" стала одним из наиболее разработанных нехристианских систем взглядов на проблемы нравственности.
Кант твердо придерживался
понималась им как утверждение о том, что принципы морали происходят из
природы разумной воли человека, воздерживающейся от действия, подчиненного принципу, который не может быть сделан всеобщим без внутреннего противоречия. Моральные принципы, не могут происходить ни от какого стремления к личным преимуществам, от чувств, метафизических умопостроений или религии1.
Религия для Канта представляет ценность лишь как средство
нравственного совершенствования личности. Христианское учение было
интерпретировано им в работе "Религия в пределах одного только разума" как
чисто нравственное учение, причем лишенное главных черт, отличающих его от естественной этики. Главным нравственным побудительным мотивом Кант считал чувство долга, идею блага он сводил к понятиям благой воли и счастья.
Говоря в "Кpитике чистого разума" о невозможности познания вещей и явлений мира априорно, без привлечения опыта, о нравственных принципах Кант рассуждает как о познаваемых apriori, независимых от эмпирического познания и могущих вести к выводам и результатам, основы которых лежат вне эмпирической сферы. Такое понятие о нравственных принципах в целом является представлением о нравственности как о естественном нравственном законе (о христианской нравственности, понятно, речи не идет). Высшее благо, с точки зрения Канта, достижимо через исполнение нравственного закона.
Счастье, согласно учению
лишь тогда, когда достигается усилием благой воли, направленной чувством
нравственного долга. Такая точка зрения выгодно отличается от бытовавших во
времена Канта утилитарных взглядов на долг как нечто вторичное по отношению к счастью, имеющее смысл лишь как стремление к удовольствию, получаемому личностью или общественным организмом. Однако даже с точки зрения нехристианской этики точка зрения Канта может быть оспорена как сводящая все средства нравственного действия в человеке к чувству, являющемуся лишь частью заложенных в человеке нравственных качеств, и к тому же частью, может быть, более других подверженной привносимым извне искажениям. Так, профессор Кембpиджского Унивеpситета А. Эвинг пишет, что Кант, "очевидно, отрицает ценность чего-либо, кроме благой воли и счастья, даже ценность науки и знания, любви, эстетического и религиозного опыта, - они признавались значимыми лишь в качестве средств. Он (Кант) подчеркивает, что благость благой воли не зависит от того, достигает ли она успеха в попытках действия или фактических последствиях. Он отрицает любую заслугу в действии, лишенном моральной мотивации, насколько бы оно ни было согласно со внешним нравственным законом. Это утверждение широко оспаривается, поскольку многие добрые дела лучше совершаются, будучи движимы любовью, а не чувством долга".
Необходимо также отметить, что, пожалуй, главным отличительным
критерием подлинно нравственного принципа Кант считал возможность его
универсализации. Понимая, впрочем, что не всегда возможно и нужно
действовать только по принципу, который непременно можно унивеpсализовать (так, если никто из нашего окружения не выполняет обещаний, это не значит, что мы не должны их выполнять), Кант одновременно считает, что нельзя действовать по принципу, который невозможно сделать всеобщим ни пpи каких условиях (например, не может быть общим для убийцы и его жертвы "принцип" оправдания убийцей своего действия).
Основные положения Кантовой этики неизбежно приводят к созданию на
основе разрозненных стремлений "очистить" этику от религии стройной,
"унивеpсалистской" системы этики, основанной на взгляде на человека (или,
скорее, на человечество) как на конечную меpу своей собственной
нравственности. Конечной целью жизни вселенского человеческого сообщества, естественно, при этом должно стать достижение абстрактного и вместе с тем утилитарного счастья. Поэтому вполне логичной выглядит следующая формулировка Канта, звучащая новым нравственным императивом: "Действовать так, чтобы обращаться с человечеством никогда как только со средством, но всегда также как с конечной целью". При том, что первая часть данной формулы совершенно справедлива, когда речь идет об использовании человека человеком только как средства для достижения утилитарных целей, поставление человечества в ранг конечной цели для всего и вся становится лозунгом внеpелигиозной этики. Апофеозом этого импеpатива является наpисованная Кантом картина "царства конечных целей" - человеческого сообщества, все члены которого относятся друг ко другу не только как к средствам, но как к конечным целям.
Этот идеал, прямо
подменивший его, ставший его суррогатом, проложил путь не только для
дальнейшей "привязки" естественных нравственных норм к системам взглядов, далеким от творца морали - Бога, но и для учений, ограничивавших область действия естественной этики или просто отрицавших ее существование, а нередко и прямо отвергавших всякую мораль.
Любопытно заметить, что последователи философии Канта в искусстве
прочнейшим образом закрепили свое восприятие его воззрений в сознании
Информация о работе И.Кант и религия «в пределах только разума»