Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 18:14, реферат
Для того чтобы лучше понять смысл и суть философии как науки, полезно и даже необходимо обратиться к истории ее развития, рассмотреть, как шло движение философской мысли в разные периоды истории человеческого общества. Изучение центральных проблем, встававших перед философами того или иного периода, поможет выработать представление об исторических типах философии, о своеобразии философской мысли разных народов в разные периоды их истории. В настоящее время в истории философской мысли обычно выделяют следующие ее основные типы: философия Древнего Востока, античная философия, философия средневековья и эпохи Возрождения, философия Нового времени, развитие отечественной философии в Х1-Х1Х столетиях, формирование и развитие диалектико-материалистической философии, зарубежная философия ХХ века.
Идеалистически Кант представил
и предмет познания. Согласно
учению Канта, предмет познания
конструируется человеческим
В идеалистической философии Канта имеются и ценные образцы диалектики. Заслуга Канта в теории познания состоит в том, что он установил недостаточность аналитического метода для науки и поставил вопрос о познавательной роли синтеза в научном исследовании. Кант отверг распространенный среди метафизиков взгляд, будто научный метод сводится исключительно только к анализу. Выдающийся немецкий философ защищал плодотворную мысль о фундаментальном значении синтеза как метода научного познания. Диалектический характер имела критика Кантом рассудочного мышления. Кант различал рассудок и разум; он считал, что разумное познание выше и по природе своей диалектично. В этот отношении особый интерес представляет его учение о противоречиях ("антиномиях") разума. Согласно Канту, разум, решая вопрос о конечности или бесконечности мира, его простоте или сложности и т.д., впадает в противоречия.
Диалектика, по мнению Канта,
имеет негативный отрицательный
смысл: с одинаковой
Высшей ступени своего
Гегелевская система
хотя и в идеалистической форме, Гегель вскрыл всеобщие законы развития. Впервые в истории философии Гегель учил, что источником развития являются противоречия, присущие явлениям. Мысль Гегеля о внутренней противоречивости развития была драгоценным приобретением философии.
Выступая против метафизиков, рассматривавших понятия вне связи друг с другом, абсолютизировавших анализ, Гегель выдвинул диалектическое положение о том, что понятия взаимосвязаны между собой. Таким образом, Гегель обогатил философию разработкой диалектического метода. В его идеалистической диалектике заключалось глубокое рациональное отражение. Рассматривая основные понятия философии и естествознания, он в известной мере диалектически подходил к истолкованию природы, хотя в своей системе он и отрицал развитие природы во времени.
В Гегелевской философии
Таким образом, историческая
роль философских учений
Но идеалистические
Прежде чем стать
Он возродил франко-британские материалистическое мировоззрение. Старая, идеалистическая философия, говорил Фейербах, состояла в союзе с теологией, новая философия опирается на достижение естествознания. Природа - основа всего сущего, учил Фейербах. Особенность философии Фейербаха состоит в том, что это антропологический материализм. Критикуя гегелевскую философию за пренебрежение живым человеком, за игнорирование чувств как источника познания, Фейербах за исходный пункт своего учения принимает живого человека. В этом и состоит, по мысли Фейербаха, его антропологический подход к философии. Фейербах отвергает идеалистическое учение о приоритете, первичности мышления по отношению к бытию. Он доказывает, что сознание человека является особым свойством мозга, что оно в конечном счете вторично по отношению к материи.
Однако антропологизм
Фейербах, признавая познаваемость
мира, резко критиковал агностицизм.
Исходным в процессе познания
он считал ощущение, дающее человеку,
по его мнению, все необходимые
сведения об окружающем мире.
Сильной стороной материализма Фейербаха
было то, что он решительно подчеркивал
связи идеализма с религией, обнаружил
их гносеологические корни, выступал
с резкой критикой религии. Однако
Фейербах отверг учение о диалектике.
В этом заключался один из крупных
недостатков в его воззрениях.
При всех ограниченностях, свойственных
философии Фейербаха, его материализм
оказал большое влияние на дальнейшее
развитие философской мысли.
5. Отечественная философская мысль в XI-XIX вв.:
основные
этапы и особенности
ее развития
Вопросы развития философии на
обширной территории нашей
Ограниченность места
В развитии русской философии до конца XIX в. можно выделить ряд этапов. Первый охватывает XI-XVII вв. и соответствует эпохе средневековья на Западе. Этот тип включает два периода - древнерусский, связанный с культурой Киевской Руси и средневеково-русский, относящийся к культуре Московской Руси. Второй этап охватывает весь XVIII в. и первую четверть XIX в. Ему в известной мере соответствует на Западе культура эпохи Ренессанса.
Наконец, третий этап берет свое начало со второй четверти ХIX в., продолжается до конца столетия и характеризуется, с одной стороны, тем, что русская философия в эту пору отличается наибольшей оригинальностью, а с другой - более тесной соотнесенностью с западно-европейской философией XVII-XIX вв.
Русская философия возникла
в Киевской Руси в ХIX в.,
причем начало процессу было
положено крещением в 988 году
и обретением письменности. Это
в свою очередь предопределило
воздействие византийской
При этом на протяжении столетий вплоть до XVIII в. развитие философии шло преимущественно в рамках религиозной традиции либо в различных религиозных же по характеру формах протеста против этой традиции, т.е. в различных ересях.
Одна из первых попыток
В XIV в. значительное влияние
на русскую мысль оказал
В XV-XVI вв. представители "новгородско-московской
ереси" принесли на Московскую
Русь идеи политической
Параллельно
В царствование Ивана IV получили дальнейшее развитие принципы неограниченного самодержавия как в практике и трудах самого царя, так и в работах его современников.
XVII век, особенно период после
завершения смутного времени,
отмечен формированием идеи
Реформы Петра I явились важным поворотом в развитии русской философской мысли. Немалое значение имел уже сам факт смены идеала православной "Святой Руси" идеалом сильного светского государства. Начался второй этап в развитии культуры России, который во многом аналогичен эпохе Ренессанса на Западе. Эти перемены нашли свое отражение в том, что русская философия, еще сохраняя известные черты средневековой, шаг за шагом преодолевала границы последней. Традиционная философия еще держалась, например, в Киево-Могилянской академии, хотя и здесь уже наметились перспективы соединения с западно-европейской философией.
С открытием в 1755 году университета в Москве раздались призывы к отказу от преподавания философии на латыни и переходу на русский язык. Оригинальные и вместе с тем выходящие за рамки богословской традиции философские взгляды развивают М.В.Ломоносов (1711-1765), Г.С.Сковорода (1722-1794) и А.Н.Радищев (1719-18О2).
М.В.Ломоносов развил основы "корпускулярной философии", искал возможности примирения религии и науки при сохранении самостоятельности последней.
Г.С.Сковорода, выпускник
Проблему человека, его души особенно подробно рассмотрел А.Н.Радищев в своем труде "О человеке, его смертности и бессмертии", обнаружив при этом основательное знакомство с западно-европейской философией. Рассматривая человека в его связях с природой, А.Н.Радищев одновременно подчеркивает его способность видеть в всем присутствие бога. Он приводит доводы как в пользу смертности души, так и ее бессмертия, придерживаясь в своей философии деизма.