Исторические типы философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 18:14, реферат

Описание

Для того чтобы лучше понять смысл и суть философии как науки, полезно и даже необходимо обратиться к истории ее развития, рассмотреть, как шло движение философской мысли в разные периоды истории человеческого общества. Изучение центральных проблем, встававших перед философами того или иного периода, поможет выработать представление об исторических типах философии, о своеобразии философской мысли разных народов в разные периоды их истории. В настоящее время в истории философской мысли обычно выделяют следующие ее основные типы: философия Древнего Востока, античная философия, философия средневековья и эпохи Возрождения, философия Нового времени, развитие отечественной философии в Х1-Х1Х столетиях, формирование и развитие диалектико-материалистической философии, зарубежная философия ХХ века.

Работа состоит из  1 файл

Исторические типы философии.doc

— 201.00 Кб (Скачать документ)

       Тем не менее оптимизм сторонников  сциентизма,  хотя и основательно  потускнел,  но далеко не иссяк.  В наши дни он находит свое проявление в представляющих и теоретический и практический интерес моделях информационного общества,  способных якобы решить те самые больные проблемы, с которыми ни науке, ни технике так и не удалось справиться полтора-два десятка лет назад.

       А между тем влияние прогресса  науки и техники на общественную  жизнь действительно противоречиво.  И неудивительно в этих условиях,  что обнаружение несостоятельности  иллюзий сциентизма и техницизма  неизбежно вызывает усиление антисциентистских  и  антитехницистских  настроений.  Это нашло свое проявление в художественной, преимущественно научно-фантастической литературе,  а наряду с этим и в рождении утопических проектов, начиная с предложений о наложении на длительный срок моратория на научные открытия и технические новшества  и  кончая  ретроградными призывами вернуться к ремеслу, мануфактуре и принципам организации земледелия эпохи конного плуга и сохи.

       Сегодня ясно, что ни безбрежный  оптимизм, ни безысходный пессимизм в оценке влияния научно-технического прогресса на ход истории не могут быть приняты.  Установление оптимальных места и  роли НТП  в  жизни общества сегодня и в обозримой перспективе остается в наши дни одной из центральных задач философии, поскольку от характера решения этой задачи во многом зависит:  быть или не быть земной цивилизации.

       Мы подошли  к одному из  основных направлений философии  нашего столетия - к позитивизму,  хотя истоки его уходят  в   сравнительно далекое прошлое.  Сам "термин "позитивизм" происходит от лат.positivus - положительный.  Современный  позитивизм  или  неопозитивизм представляет  собой третью разновидность,  а точнее - третью волну позитивизма.

     Появление  первой  связано  с  именами   французского  философа О.Конта  (1798-1857) и англичан Д.С.Милля (18О6-1873) и Г.Спенсера (182О-19О3). Вторая историческая разновидность позитивизма связана с работами австрийского физика и философа  Э.Маха  (1838-1916)  и швейцарского  философа  и психолога Р.Авенариуса  (1843-1896)  и представлена махизмом или эмпириокритицизмом. Наконец, третья волна  позитивизма - неопозитивизм и постпозитивизм,  истоки которого относятся к началу ХХ века, а эволюция продолжается вплоть до настоящего  времени.  Основы  неопозитивизма  были  заложены в трудах Б.Рассела (1872-197О) и в Венском кружке в начале  2О-х годов.  В него входили М.Шлик  (1882-1936),  Р.Карнап (1891-197О),  О.Нейрат (1882-1945) и другие.

       При всем  различии  в  понимании  целей и задач позитивистской  философии на разных этапах ее развития она с первых шагов и вплоть до современного периода отличалась и определенными общими чертами. Во-первых,  позитивизм всегда претендовал на роль философии науки. Другой общей чертой позитивизма было и остается отрицание самостоятельного значения традиционной философии со всей  ее  проблематикой,  объявление всего ее содержания метафизикой, а основных положений - псевдопроблемами.  Больше того,  неопозитивизм начал  свой путь с призыва:  "Философию за борт!" Что же касается собственного понимания философии позитивизмом, то оно началось с незамысловатого признания:  наука сама себе философия и поэтому следует ограничиться частнонаучным знанием.

       Наука трактовалась на всех  этапах позитивизмом таким образом,  что она имеет дело только  с явлениями, опытом, ощущениями и не может претендовать на выход за их пределы,  в непознаваемую сущность вещей.  В то же время в отличие от махизма, который свел философию к теории познания,  неопозитивизм устами одного из своих основателей Л.Витгенштейна (1889-1951) обвинил махистов в увеличении запретной метафизикой и провозгласил,  что главная задача философии не выработка теории и даже не решение мировоззренческих и методологических проблем,  а деятельность, состоящая в логическом анализе языка науки и его очищении от всякой метафизики.

       Неопозитивизм в  своем   развитии прошел ряд этапов.  Первоначально он выступил в  виде логического позитивизма.

       Рассмотрим исходные положения  логического позитивизма. Первое  положение:  научное знание, как  утверждали логические позитивисты, включает  два вида высказываний.  Первый - аналитические или логико-математические, которые тавтологичны и не несут нового познавательного содержания.  Это предложения типа: "сумма углов треугольника равна 2d", "все металлы электропроводны".

       Второй тип высказываний - эмпирические,  синтетические, которые несут  новые знания и фиксируют данные  опыта.  Например,  "этот ключ  железный"; "стрелка прибора  сдвинулась на 3 деления".

       Все остальные высказывания логическими  позитивистами  трактуются как либо бессмысленные (типа:  "красный розовый синий высокий жизнь"), либо лишенные смысла. К числу последних неопозитивизм относит высказывания о чем-то, находящемся за пределами опыта (о материи вне опыта,  о сознании и т.д.). Эти предложения метафизичны, поскольку  они  не опираются опыт и не могут быть сведены к данным опыта.  На этом основании и отвергается неопозитивизмом традиционная философия.

       Второй принцип логического позитивизма  - принцип редукционизма, т.е. возможности  сведения теоретических положений науки к элементарным эмпирическим высказываниям.

       Третье исходное положение:  наше  знание относится не к объективному  миру,  а к "наблюдениям",  "опыту" либо к высказываниям   о них. По сути дела неопозитивисты  продолжают линию Юма. Это еще одна причина,  по которой неопозитивизм отвергает традиционную философию,  т.к. она выходит за пределы опыта, т.е. признает, если говорить о материализме,  реальное существование объективного  мира. Неопозитивизм же урезает мир до схемы - субъект и его опыт.

       Итак, наука сводится к эмпирическим  высказываниям и  логическим  выводам из этих высказываний  по правилам логики.  Но перед  логическими позитивистами встал  вопрос о способах проверки  истинности  эмпирических  высказываний.  Так возникла проблема верификации (проверки) эмпирических высказываний.  Принцип верификации эмпирических высказываний сводится к сравнению этих высказываний с опытными данными.  Например: высказывание "этот ключ железный" мы проверяем с помощью магнита.

       Но оказалось,  что сам принцип верификации невозможно свести, редуцировать к непосредственному опыту.  Он, по классификации неопозитивистов,  попал в число высказываний,  лишенных смысла,  т.е. высказываний "метафизических".  Далее,  выяснилось,  что важнейшие теоретические положения науки, ее законы не могут быть редуцированы, сведены к элементарным эмпирическим высказываниям, а значит, и проверены,  не говоря уже о высказываниях,  касающихся прошлого  и будущего.  Не спасла логический позитивизм и замена принципа верификации принципом  верифицируемости,  т.е.  возможности  проверить опытом, равно как и замена последнего принципом фальсифицируемости знания,  иными словами, опровержения утверждения опытными данными, не согласными с ним.  Так,  нам пришлось бы отказаться от тезиса  "все вороны черны",  если бы обнаружился в опыте хотя бы один белый ворон.  Однако и этот принцип оказался "метафизическим",  т.е.  не сводимым к опыту,  так как фальсифицируемость  и  верифицируемость логически эквивалентны.

       Таким образом, в поисках оснований проверки и отбора истинных научных  эмпирических высказываний неопозитивизм потерпел неудачу. Но главное, конечно, даже не в этом, а в том, что, во-первых, высказывания следует сравнивать не с ощущениями субъекта,  а с объективной реальностью, а во-вторых, оказались бесплодными попытки все содержание теории свести к чувственным данным;  не нашел подтверждения и принцип редукционизма. В итоге логический позитивизм обнаружил ряд своих слабостей и отступил,  а неопозитивизм в 3О-е годы принял облик семантической философии.  При этом академическая  семантика сосредоточила свое внимание на формально-логическом анализе языка науки, которая стала рассматриваться как логическая конструкция,  построенная  в  соответствии  с определнными логическими правилами того языка,  который используется для построения  данной теории.  Это был поиск принципов построения идеального языка с однозначными словами, обеспечивающую логическую структуру науки. При этом  выбор  правил выведения заключения,  как утверждал Р.Карнап, может быть произвольным.  Главное,  чтобы логическая система была внутренне непротиворечива.

       Таким образом,  логические  основы  построения  теории  стали рассматриваться  как результат конвенции,  соглашения  ученых. Опасность такого подхода в том,  что наука теряет объективную основу и превращается в произвольную конструкцию, об объективной истинности которой не может быть и речи.

       Одновременно представители общей  семантики занялись "социотерапией".  Представители общей семантики  Чейз и Кожибский утверждали, что все беды и потрясения в обществе проистекают из неправильной трактовки языковых явлений.  Они  заявляли,  что  общественная жизнь есть по преимуществу языковая конструкция, т.е. определяется тем,  что о ней говорят люди.  При этом имеющими значение они объявили  только  те  слова,  которые имеют соответствующий референт, т.е.  единичный чувственный факт,  обозначаемый ими. В итоге произошла своеобразная подмена объективной реальности с ее конфликтами и проблемами языковой конструкции,  а реальных  причин  социальных конфликтов и проблем - чисто филологическими.

       Попытки создать идеальный язык  науки и обосновать  конвенционализм   в  качестве  базы логического  построения науки закончились  неудачей.  Поиск идеального языка  оказался безрезультатным, а конвенционализм  натолкнулся на серьезное сопротивление представителей науки.  В итоге неопозитивизм вступил в следующий этап своего развития. Этот этап представлен лингвистической философией.

       Если на предыдущем этапе шел  безуспешный поиск искусственного  идеального языка науки, то лингвистическая философия сосредоточила свое внимание на естественном языке в его использовании наукой. Задача  философии сузилась до языковой терапии,  очищения языка от "метафизических предложений", т.е. от высказываний о явлениях, лежащих за пределами опыта, а также алогичных, а философские проблемы все чаще стали подменяться филологическими.

       Лингвистическая философия,  с  одной стороны, отрывает язык  от действительности,  а с другой - непомерно преувеличивает его  роль, превращая  язык  чуть  ли не  единственную реальность (по крайней мере,  поскольку с ней имеет дело философия),  объективный мир зачастую  оказывается  подмененным тем,  что и как о нем говорят,  а мышление отождествляется с языком.

       Вместе с  тем  философия  языка,  в которую вылился неопозитивизм, представляет собой своеобразный синтез логического, лингвистического  и математического подходов.  На этой основе исследуется соотношение значения и смысла языковых форм, предложений, на основе  сопоставления  форм  языка и форм логики реализуется как комплексный логико-лингвистический анализ,  что в целом может давать и дает положительные результаты.

       Последний этап в развитии  позитивизма,  начало которому  было положено сравнительно недавно,  в 6О-х годах, представлен постпозитивизмом. Его появление на свет было связано с кризисными явлениями  в  лингвистической философии.  Представители постпозитивизма в отличие от своих предшественников сосредоточили свое  внимание  не на языке ии логике науки, а на более общих проблемах ее развития - на анализе структуры научных теорий и их функциях,  на  процедурах проверки  подтверждения и опровержения теорий,  законов и гипотез, на вопросах истории науки и закономерностях ее развития.  Наиболее видные  представители постпозитивизма - Т.С.Кун (1922),  И.Лакатош (1922-1974), П.Фейерабенд (1924) - в своих работах высказали целый ряд  оригинальных  положений относительно закономерностей развития

  науки, хотя далеко не все из них бесспорны.

       Было бы ошибкой не видеть  серьезных заслуг представителей неопозитивизма. Эти заслуги состоят в углубленной разработке широкого круга проблем логики,  в особенности логики математической.  Не меньшее значение имеет закладка фундамента механизмов формализации мышления,  разработка  науки о знаковых системах - семиотики.  Все это имеет особенно большое значение для развития процессов компьютеризации и информатики.  Важна и проработка проблем, связанных с языком науки, с соотношением мышления и языка. Наконец, определенное  значение  для развития философии,  если отбросить крайности, имела критика позитивизмом традиционной философии за ее  отрыв  от действительности, за туманный, неясный язык и т.д.

       Проблемы языка привлекли в  современной философии внимание  не только неопозитивизма,  но  и таких течений философской мысли,  как структурализм и герменевтика. При этом внимание этих течений обращено прежде всего на языковые проблемы в гуманитарной сфере, в области духовной культуры,  т.е. в тех областях, которыми неопозитивизм практически не занимался.  Наряду с этим в отличие от позитивизма оба названных течения ориентированы не  на  анализ  исходных единиц языка,  доступных описанию и исчислению, а на целостные образования языка или его большие фрагменты, тексты и документы.

       Структурализм -  наиболее  крупные  его  представители  К.Леви-Стросс (19О8),  Ф.де Соссюр (1857-1913) и др. - выдвигает в качестве задачи научного анализа выявление и изучение структуры объектов. Эта деятельность включает ряд процедур:

       а) описание объекта таким,  каков он есть;

       б) выявление инвариантных, устойчивых связей объекта;

Информация о работе Исторические типы философии