Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:16, контрольная работа
Социальная философия - важнейшая область философского знания, нацеленного на осмысление состояний и процессов жизнедеятельности людей в обществе. Будучи составной и неотъемлемой частью философии, она, естественно, несет в себе все общие черты, присущие этому знанию, но одновременно имеет и ряд особенностей, отличающих ее объект и предмет исследования.
Введение……………………………………………………………… 2
Историческая эволюция философского понимания общественной жизни…………………………………………….. 3
Современная социальная философия о характере исторического процесса и сущности общественной жизни…… 13
Раскройте сущность материалистического и идеалистического пониманий общества и исторического процесса. Выразите свое отношение к ним. Приведите примеры………………………… 16
Заключение………………………………………………………….. 20
Список литературы………………………………………………….. 21
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Всероссийский
заочный финансово-
(ВЗФЭИ)
Филиал
ВЗФЭИ в г.Туле
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Философия»
на тему: «Историческое развитие социальной философии»
вариант
№2
Тула 2012г.
Содержание
Введение………………………………………………………… |
2 |
|
3 |
|
13 |
|
16 |
Заключение…………………………………………………… |
20 |
Список
литературы…………………………………………………. |
21 |
Введение
Социальная
философия - важнейшая область философского
знания, нацеленного на осмысление
состояний и процессов
Социальная
философия отличается от других разделов
философии и различных областей
обществознания тем, что она исследует
всеобщие отношения социального
бытия, рассматривая исторически однородную
уникальность общественной жизни в
качестве одной из подсистем мира,
занимающей в нем специфическое
место. Социальная философия анализирует
не только отношения и связи общества
с иными сферами окружающей и
охватывающей людей реальности, но
и изучает специфические
Объектом познания социальной философии является не весь мир, а только общество, как способ и результат взаимодействия людей друг с другом и с окружающим миром. Объект социально-философского познания - это постоянно изменяющаяся действительность общественной жизни в единстве и разнообразии всех отношений людей, сложно переплетенных случайных и закономерных причинных факторов и следствий. Предметом социальной философии является знание всеобщего о целостности общественного (коллективного, совместного) бытия, об условиях и факторах его развития.
Социальная философия как теоретически выраженная система философских воззрений на существование и развитие общества ведет свое начало с 20 – 40 годов 19 века. В то время ее обширная проблематика была представлена, прежде всего, в работах французского философа Огюста Конта, а затем его последователя Герберта Спенсера.
Позитивистская социальная философия и ее проблематика.
Социальная
философия как теоретически выраженная
система философских воззрений на существование
и развитие общества ведет свое начало
с 20—40-х годов XIX века. В то время ее обширная
проблематика была представлена прежде
всего в работах французского философа
Огюста Конта, а затем и его последователя
Герберта Спенсера. Параллельно развивалось
и другое на правление социальной философии
со своей проблематикой. Оно было представлено
в трудах немецких мыслителей Карла Маркса
и Фридриха Энгельса.
Огюст Конт (1798—1857) ввел в науку термин
«социология», образованный из сочетания
латинского слова societas (общество) и греческого
logos (учение) и означающий «учение об обществе».
Именно его нередко называют основоположником
социологии как самостоятельной науки
об обществе. Эту науку он называл еще
социальной философией.
О. Конт выступил против того, чтобы считать
общество простой совокупностью индивидов,
которые многими мыслителями до него рассматривались
как своего рода «социальные атомы», существующие
чуть ли не автономно по отношению друг
к другу. Согласно такому пониманию развитие
от дельных людей как бы предшествует
развитию общества. Чем более развиты
отдельные индивиды с точки зрения их
способностей к производительной, духовной
и иной деятельности, их нравственных,
политических и других качеств, тем, следовательно,
совершеннее будет общество.[1,c.126]
О.
Конт называл свою философию и
социологию позитивными, поясняя при
этом, что они целиком базируются на данных
науки — не на воображении или догадках,
а на научных наблюдениях. Он вошел в историю
науки и философии как основоположник
позитивизма — одного из наиболее влиятельных
и поныне направлений философии.
Центральными
проблемами позитивистской социальной
философии О. Конта являются проблемы
закономерного характера развития общества
и его первоосновы. Решая эти проблемы,
он сформулировал «великий основной закон
интеллектуальной эволюции человечества».
Согласно этому закону познавательная
деятельность людей, их общественное сознание
и в конечном счете человеческая история
прошли три стадии своего развития: теологическую,
метафизическую и позитивную.
Позитивизмом
ставилась и решалась проблема прогрессивного
развития общества пол влиянием биологических
и «астрономических» (то есть космических)
законов. Конт писал о влиянии на развитие
общества климата и расового состава населения.
Однако основное влияние на развитие общества
оказывает, по Конту, интеллектуальная
эволюция человечества как эволюция его
сознания.[2,c.95]
Герберт
Спенсер (1820-1903) представляет интерес
решение Г. Спенсером проблемы эволюции,
в том числе социальной. В эволюции он
видел следующие основные моменты: переход
от простого к сложному (интеграция); от
однородного к разнообразному (дифференциация);
от неопределенного к определенному (возрастание
порядка). «Что такое социальная эволюция?»
— ставит вопрос Спенсер, и отвечает, что
социальная эволюция есть прогрессивное
развитие общества по пути его усложнения
и совершенствования деятельности социальных
институтов. Он показывает объективную
обусловленность социальной эволюции
потребностями людей.
С точки зрения Г. Спенсера, в процессе
социальной эволюции увеличивается значение
коллективной деятельности людей и разного
рода социальных институтов. Он писал:
Процесс в человеческих
обществах всегда происходит
в направлении поглощения
индивидуальных действий
действиями корпоративных
органов.
Так же, как и О. Конт, Г. Спенсер ставил
и решал проблемы равновесия, гармонии
и стабильности в обществе. Социальное
равновесие истолковывалось им как результат
приспособительных действий людей, достижения
гармонии их интересов, а также компромиссов
в действиях социальных групп и институтов.
Спенсер излагает свое видение проблем
распада общества как процесса, обратного
социальному равновесию, гармонии и стабильности.
Распад общества, по Спенсеру, начинается
с прекращением эффективной деятельности
государственных институтов, включая
институты власти, армии, прогрессивные
в прошлом организации.[5,c.89]
Марксистская
социальная философия
и ее проблематика.
Параллельно с позитивистским развивалось
направление социальной философии, представленное
в трудах Карла Маркса (1818-1883),
Фридриха Энгельса (1820—1895)
и их последователей. Главной его особенностью
стал переход от идеалистического к материалистическому
пониманию развития общества и в целом
исторического процесса.
Как подчеркивали основоположники марксизма, предпосылки, с которых они начинали исследовать развитие общества, — это живые люди с их потребностями и интересами, находящиеся между собой во взаимном общении и взаимодействии. Совокупность общественных связей и отношений всех социальных субъектов образует то или иное общество. Через систему присущих ему общественных отношений, условий материального производства, политических и других социальных институтов общество в решающей степени определяет содержание и направленность деятельности людей, воздействует на формирование и развитие каждого человека.
Первый решающий шаг к обнаружению и осмыслению объективной социальной основы деятельности и поведения людей и к материалистическому пониманию истории. Следующий шаг в этом направлении заключался в обосновании материальных побудительных сил деятельности людей.
В истории общества, — писал Энгельс, — ... действуют люди, одаренные сознанием, поступающие обдуманно или под влиянием страсти, стремящиеся к определенным целям. Здесь ничто не делается без сознательного намерения, без желаемой цели.
Однако с точки зрения марксизма намерения и цели людей, вся система их внутренней мотивации обусловлена в конечном счете объективными материальными факторами их общественной жизни. Исходя из этого делается вывод, что «идеальные побудительные силы», то есть внутренние мотивы деятельности людей, отнюдь не являются последними причинами исторических событий.[6,c.425]
Психологическое направление.
Лестер Уорд (1841—1913) — американский социолог, которого нередко называют отцом социологии в США. Л. Уорд перенес центр тяжести с биологических моментов на психологические, пытался раскрыть психологические причины деятельности и поведения людей и тем самым обосновать психологические механизмы развития общества.«Социальные силы суть силы психологические и заключаются в умственной природе индивидуальных членов общества», — писал Уорд.
По его мнению, в качестве изначальной причины деятельности любого субъекта выступают его желания. Очень важно осознавать желания, чтобы хоть как-то управлять своими действиями в соответствии с требованиями цивилизации. Он пишет, что «с тех пор, как действия организма начали определяться сознательными желаниями, начались большие преобразования, которые продолжаются до сих пор».
Изучение социальных законов Уорд относил к области социальной философии или теоретической социологии. Данные законы выступают, по Уорду, как законы социальной деятельности людей и в конечном счете как законы человеческой эволюции. Они осуществляются под влиянием указанных выше психических сил, прежде всего человеческих желаний и воли. Их-то Уорд и называет основными психическими факторами цивилизации. Выявление их роли лежит в основе «психологического эволюционизма» Л. Уорда.
«Общество — это подражание», — заключает Габриэль Тард (1843—1904). Изобретения и открытия одних становятся достоянием многих. Он считал, что подражания возникают на почве социально-психологических отношений между людьми и направлены на выполнение вполне определенных функций, связанных с удовлетворением потребностей людей, достижением какой-либо пользы.
При этом Тард указывал на три основных закона, характеризующих содержание процессов подражания и их реализацию в обществе:
1) закон повторения, то есть усвоения и воспроизведения людьми тех или иных новшеств;
2)
закон оппозиции, выражающий
3)
закон приспособления, то есть
адаптации людей к появившимся
новшествам и изменившимся
Вшьфредо Парето (1848—1923) обосновал логическо-экспериментальный метод исследования социальных явлений исходя из того, что выводы науки об обществе, движущих силах его развития должны базироваться исключительно на точных эмпирических (опытных) данных.
Основную цель науки об обществе Парето видел в выявлении и обосновании функциональных связей и взаимозависимостей социальных явлений, порождаемых социальными действиями людей. Социальные действия он делит на «логические» и «нелогические». Задачи науки — выявить законы их функционирования и развития, чтобы учитывать их на практике с возможно большей пользой для общества, социальных групп и индивидов. Исходя из этого Парето делает вывод: чистая экономия должна найти законы явлений, которые могли бы применяться как к обществу, где господствует частная собственность, так и к обществу с коллективной собственностью... она должна дать нам возможность предвидеть экономические результаты при какой угодно форме общественного устройства.
Информация о работе Историческое развитие социальной философии