Историческое развитие социальной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:16, контрольная работа

Описание

Социальная философия - важнейшая область философского знания, нацеленного на осмысление состояний и процессов жизнедеятельности людей в обществе. Будучи составной и неотъемлемой частью философии, она, естественно, несет в себе все общие черты, присущие этому знанию, но одновременно имеет и ряд особенностей, отличающих ее объект и предмет исследования.

Содержание

Введение……………………………………………………………… 2
Историческая эволюция философского понимания общественной жизни…………………………………………….. 3
Современная социальная философия о характере исторического процесса и сущности общественной жизни…… 13
Раскройте сущность материалистического и идеалистического пониманий общества и исторического процесса. Выразите свое отношение к ним. Приведите примеры………………………… 16
Заключение………………………………………………………….. 20
Список литературы………………………………………………….. 21

Работа состоит из  1 файл

философия2 (2).docx

— 50.86 Кб (Скачать документ)

  Идеалистическое понимание истории - понимание исторического процесса, исходящее из признания первичности общественного сознания по сравнению о общественным бытием, абсолютизирующее и мистифицирующее субъективные факторы в истории. И. п. и. имеет гносеологические корни, заключающиеся в трудности различения объективных факторов истории, скрытых в глубине процессов материального производства, и выступающей на поверхности исторических событий роли идей, сознательной деятельности выдающихся личностей. Причина классовых корней И.: п. и.- классовые интересы, побуждающие создавать теории, выгодные эксплуататорам, оправдывающие их цели и политику. Концепции И. п. и. многообразны. С древн. времен господствовал взгляд, согласно к-рому исторические события непосредственно определяются волей богов, ^божественным провидением, судьбой, фатумом. В противовес этим теологическим взглядам фр. просветители и материалисты выдвинули утверждения о сознательной деятельности людей, к-рые по своей воле устанавливают социальные порядки (Общественного договора теория), отмечая при этом в качестве определяющей силы истории общественное сознание людей данной эпохи («мнение правит миром»). У Гегеля определяющей силой истории стала мистифицированная в виде «абсолютной идеи», «мирового разума» познавательная и созидающая деятельность человека. Позже приобрели распространение антропологические теории, как прогрессивные (Фейербах, Чернышевский), так и субъективистские, волюнтаристские (младогегельянцы, народничество и др.). Развитие промышленности и естествознания породило концепции, переносящие на об-во биологические закономерности (Конт, Спенсер), привлекло внимание к отдельным материальным условиям жизни об-ва - географической среде (географическое направление в социологии), народонаселению (мальтузианство). В эпоху империализма сплав наиболее реакционных идей волюнтаризма а извращением роли отдельных факторов привел к наиболее реакционным, человеконенавистническим концепциям - неомальтузианству, геополитике, расизму, фашизму. Одновременно в буржуазной философии истории распространился эклектизм (Факторов теории) и агностицизм. В последнее время в И. п. и. ведущее место занимают технократические идеи, абсолютизация роли техники в историческом развитии (теории индустриального общества, стадий экономического роста, «постиндустриального общества» теория).[10]

     Заключение

     Если  вдуматься в суть позитивизма  во всех его разновидностях, то следует  сказать: это реальность развития философской  мысли. Позитивистские устремления  выражают попытку усилить опору  на достижения науки, доходя до их отождествления. Эта тенденция усиления связи  философии и конкретных наук постоянно  абсолютизируется, начиная с позитивизма  О.Конта. Слабая сторона позитивизма связана с подменой собственно-философского предмета и метода конкретно-научными предметом и методом. Позитивизм, начиная уже с О.Конта, отрицает почти все предшествующее развитие философии и по существу настаивает на тождестве философии и науки, а это непродуктивно. Философия по сути (и предмету, и методу) является самостоятельной областью знания, опирающейся на весь массив культуры, в том числе и на естествознание, и на общественные науки, и на искусство, и на житейский опыт человека.

     Весь  ход исторического развития общественного  сознания и самопознания людей, как  в зеркале, отражается в истории  философии и, прежде всего, в истории  социальной философии. Именно в рамках социальной философии происходит осмысление и объяснение социального мира и  самого человека. Вся история философии  есть история развития человеческого  духа, человеческого сознания. Человеческое самосознание и самопознание реализуются  не только через социальную философию. Оно осуществляются через духовную культуру, через всю духовную жизнь  общества. Задача социальной философии  состоит, прежде всего, в том, чтобы  выдвинуть перед человечеством  и помочь ему осознать объединяющие человеческий род идеи и направить  человеческие усиления на их реализацию. 
 
 

Список  литературы

  1. Конт О. Дух позитивной философии. – СПб.,1910
  2. Конт О. Дух позитивной философии. – СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2001 – XIV+ 162 с.
  3. Лавриненко В.Н. Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 – 735с.
  4. Новейший философский словарь, Минск 1999, Научное издание.
  5. Спенсер Г. Система синтетической философии. Соч. В 2т. Т.1. СПб.,1898
  6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2006. - 736 с.
  7. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — M.: Юристъ. 2004 — 511 с.
  8. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 584с.
  9. Философский энциклопедический словарь/Гл. ред: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев и др. – М.: Сов. энциклопедия, 1983. – 840 с.
  10. http://filslov.ru/i/142-idealisticheskoe-ponimanie-istorii.html
 
 

     Размещено на Allbest.ru

Информация о работе Историческое развитие социальной философии