Историческое развитие социальной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:16, контрольная работа

Описание

Социальная философия - важнейшая область философского знания, нацеленного на осмысление состояний и процессов жизнедеятельности людей в обществе. Будучи составной и неотъемлемой частью философии, она, естественно, несет в себе все общие черты, присущие этому знанию, но одновременно имеет и ряд особенностей, отличающих ее объект и предмет исследования.

Содержание

Введение……………………………………………………………… 2
Историческая эволюция философского понимания общественной жизни…………………………………………….. 3
Современная социальная философия о характере исторического процесса и сущности общественной жизни…… 13
Раскройте сущность материалистического и идеалистического пониманий общества и исторического процесса. Выразите свое отношение к ним. Приведите примеры………………………… 16
Заключение………………………………………………………….. 20
Список литературы………………………………………………….. 21

Работа состоит из  1 файл

философия2 (2).docx

— 50.86 Кб (Скачать документ)

     Парето  указывал на постоянную циркуляцию элит. Она заключается в том, что  менее способные члены элит опускаются в нижние элитные группы. Напротив, более талантливые представители  не элитных групп поднимаются  в элитные. В конечном счете, считал Парето, творческий потенциал элит определяет возможности развития любого общества.[7,c.389]

     Неокантианство.

     Одним из влиятельных направлений философской  мысли конца XIX — начала XX вв. было неокантианство. Оно основывалось на философии Канта и то же время  развивало ее в новых условиях. В области социальной философии  свою задачу последователи Канта  видели в том, чтобы про анализировать сущность и специфику наук об обществе и прежде всего «исторического метода» исследования социальных явлений.

     Эта цель с наибольшей полнотой была реализована  в трудах немецких мыслителей Вильгельма Винделъбанда (1848—1915) и Генрик Риккерта (1863—1936). Они поставили и по-своему решали проблем; сути философии как науки и мировоззрения. Оба они подходили к философии как к многогранному явлению.

     Суть  социальной философии неокантианцы видели в том, чтобы исследовать  методы познания и истолкования исторических событий, составляющих культурную жизнь  народов разных стран и исторических эпох. «Метод есть путь, ведущий к  цели», — писал Риккерт. По их мнению, методы наук об обществе и его культуре существенно отличаются от методов наук о природе. Это мнение было положено ими в основу классификации наук. Решая данную проблему, они исходили из того, что науки о природе «отыскивают общие законы» развития природных явлений. Наличие же законов в развитии общества они отрицали. Отсюда задача наук об обществе сводилась к тому, чтобы понять и объяснить отдельные исторические факты, их характерные особенности. Подчеркивая это различие наук о природе и наук об обществе, их «методологическую противоположность», Виндельбанд писал:

     Одни  из них суть науки о законах, другие — науки о событиях; первые учат тому, что всегда имеет место, последние, что однажды было.

     Социальная  философия М. Вебера.

     Макс  Вебер (1864—1920) в своих трудах развил многие идеи неокантианства, однако его воззрения не сводились к этим идеям.

     М. Вебер считал, что социальная философия, которую он характеризовал как теоретическую  социологию, должна изучать прежде всего поведение и деятельность людей, будь то отдельный человек или группа. Отсюда основные положения его социально-философских воззрений укладываются в созданную им теорию социального действия.

     Социальные  действия составляют, по Веберу, систему  сознательного, осмысленного взаимодействия людей, в котором каждый человек  учитывает влияние своих действий на других людей и их ответную реакцию на это. Необходимо осмыслить, понять содержание духовного мира субъектов социального действия. Осмыслив это, социология выступает как понимающая.

     В своей «понимающей социологии»  Вебер исходит из того, что понимание  социальных действий и внутреннего  мира субъектов может быть как  логическим, то есть осмысленным с  помощью понятий, так и эмоционально-психологическим. более важно, по Веберу, логическое понимание социальных процессов, их осмысление на уровне науки. Их постижение путем «чувствования» он характеризовал как подсобный метод исследования.

     Вебер трактует ценность как «установку той  или иной исторической эпохи», как  «свойственное эпохе направление  интереса». Другими словами, он подчеркивает земную, социально-историческую природу  ценностей. Это имеет важное значение для реалистического объяснения сознания людей, их социального поведения и деятельности.

     Важнейшее место в социальной философии  Вебера занимает концепция идеальных  типов. Под идеальным типом им подразумевалась некая идеальная  модель того, что наиболее полезно  человеку, объективно отвечает его  интересам в данный момент и вообще в современную эпоху. В этом отношении  в качестве идеальных типов могут  выступать моральные, политические, религиозные и другие ценности, а  также вытекающие из них установки  поведения и деятельности людей, правила и нормы поведения, традиции.[8,c.410]

     Фрейдизм  и неофрейдизм.

     Речь  идет о концепциях Зигмунда Фрейда (1856-1939) и его последователей, касающихся проблем поведения человека, культуры и развития общества. Особое значение Фрейд придает психосексуальному развитию человека, влиянию его инстинктивной сексуально-биологической энергии (л и б и д о) на «жизнь его чувств» и поведение. Сексуальное самопознание ребенка означает, по Фрейду, «первый шаг к его самостоятельной ориентировке в мире». В дальнейшем поведение ребенка, а затем юноши и взрослого человека во многом определяется его сексуальной энергией. Более того, сексуально-биологическая энергия объявляется основой развития человеческой культуры. В дальнейшем наряду с инстинктами жизни и самосохранения, половыми инстинктами он выделяет инстинкты разрушения, агрессии и смерти.

     Так, один из его ближайших учеников Альфред Адлер (1870—1937) перенес акцент с сексуально-бессознательного на бессознательное стремление к власти как основное побуждение людей, проявляющееся в их поведении в рамках семьи, межличностных отношений и отношений социальных групп.

     Другой  его приверженец — Карл Юнг (1875—1961) развил учение о «коллективном бессознательном», определяющем социальное поведение людей, в том числе разного рода коллективных общностей. По Юнгу, «коллективное бессознательное» представляет собой совокупность исторически сформировавшихся «архетипов», которые характеризуются как коренящиеся в глубинах психики людей их неосознанные коллективные мотивы представления воображения, проявляющиеся, в частности, в виде неких образов, символов, знаков.

     Наиболее  видные представители фрейдо-марксизма Вильгельм Рапх (1897—1957) и Герберт Маркузе (1898—1979). Они, как и другие фрейдо-марксисты, объявляют борьбу бессознательных инстинктов и влечений (к жизни и смерти, наслаждению и разрушению) основным фактором, определяющим поведение человека, межличностные отношения и развитие общества. Особую роль отводят они сексуальным влечениям и половым отношениям. Сексуальная энергия рассматривается как важнейшая побудительная сила деятельности людей, источник их творческого вдохновения, «эмоциональной уверенности» и «психической устойчивости». Сексуально неудовлетворенный индивид «субъективно вступает в глубокое противоречие с обществом», отчуждается от него, ввергается «в состояние одиночества и изоляции».[4] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Современная социальная философия  о характере исторического  процесса и сущности общественной жизни 

         Как было показано, различные направления  в социальной философии по-разному  объясняют сущность и движущие силы исторического процесса. При этом мы встречаемся с признанием исторических законов и с их отрицанием, с теориями, доказывающими объективный характер истории, и с концепциями, утверждающими приоритет субъективного фактора. Одни авторы говорят о наличии смысла истории, другие, напротив, утверждают, что такого смысла нет и быть не может и т.д. все эти точки зрения сочетаются соответственно с многообразием подходов и методов к анализу исторического процесса.

         Человеческая  история в своем реальном осуществлении  – сложный и многоплановый  процесс. В ней действуют самые  различные силы и факторы. Она  протекает в разное социальное время  и проявляется в различных  культурах и цивилизациях. На человеческую историю и социальную жизнь влияют и географическая среда, и производительные силы общества, и уровень технического развития, и господствующие идеологические, этические и другие ценности. Все эти многообразные факторы тесно между собой взаимосвязаны.

         Следует так же иметь в виду, что история  - это всегда деятельность человека, наделенных сознанием, волей, со своими интересами и потребностями. Именно человек его разумом и страстями, мыслями и желаниями является одновременно автором и актером своей собственной исторической драмы. На деятельность отдельной личности  оказывают влияние многие факторы, и поэтому ее результаты получаются часто совсем иными, чем преследовал человек. Этот важный момент следует учитывать, когда мы говорим об объективных причинах многообразия и необходимой вариантности исторического процесса.

         Объективность исторического процесса обусловлена, таким образом, наличием материальных предпосылок и условий жизнедеятельности  людей и их объективными интересами, которые заставляют их действовать  вполне определённым образом. Объективный  характер исторического процесса и  позволяет говорить о наличии законов в истории, несмотря на то, что в ее развитии принимает активное участие и субъективный фактор. Задача социальной философии и заключается в том, чтобы вскрыть и объяснить эти законы.

         С объективностью исторического процесса связано и его единство. Преемственность и взаимосвязь в развитии производительных сил образуют общий материальный стержень и объективную основу исторического развития человеческого рода и вместе с тем взаимосвязь исторического процесса в разных его проявлениях и в разных регионах. Каждое последующее поколение стоит на плечах предыдущего. При этом чем дальше, тем больше человеческая история выступает именно как всемирная история, как история единого человечества.

         Это особенно наглядно проявляется в  сравнении начального этапа исторического  развития, характеризующегося наличием в нем многочисленных локальных  способов жизнедеятельности, и сегодняшнего этапа. Развитие производства, общественных отношений, рынка, единой денежной систем, средств коммуникации и т.д. –  все это объективно способствует всемирно-исторической интеграции человечества, всеобщности исторического процесса. История, таким образом, все больше становится всемирной историей. Здесь  только не следует забывать, что  все более укрепляющаяся взаимозависимость  и взаимосвязь человечества может иметь не только положительные, но и отрицательные последствия.

         Противоречивый  характер человеческой истории, наличие  и взаимодействие в ней объективных  и субъективных факторов, ее единство и многообразие обуславливают неоднозначность  и нелинейность исторического процесса, его вариативный характер. С этим связана и возможность реализации в истории различных моделей общества, утверждения различных его структур и способов функционирования. В каждый исторический период именно конкретная комбинация разнообразных факторов будет определять преимущественный способ, форму и содержание развития той или иной социальной структуры.

         Задача социальной философии заключается как раз в том, чтобы среди массы фактов истории выявить главные, определяющие и показать закономерности и тенденции развития исторических событий и социальных систем. При этом социальная философия должна стремиться использовать разнообразные теоретические модели познания, рассматривать объект с разных сторон, избегать теоретического догматизма. Анализ исторического процесса должен осуществляться в соответствии с логикой самой всемирной истории. В нем необходимо использовать как формационный, так и цивилизованный подходы, которые не исключают, а взаимодополняют друг друга. В этом анализе необходимо учитывать и «циклические культуры», и исторические этапы развития общества, эпохи, стадии и периоды его развития. Словом, чем более полно из разных сторон мы будем исследовать исторический процесс, тем более конкретную и адекватную научную картину его развития мы получим. Хотя следует помнить, что абсолютного знания тут, как впрочем, и во всех других науках, нет и быть не может. Кроме того, в социальной философии добавляется существенный момент: поскольку субъектом человеческой истории и ее объектом выступает, прежде всего, человек, то история не имеет конца, она всегда не завершена.[3,c.357-360]

     3. Раскройте сущность материалистического и идеалистического пониманий общества и его исторического процесса. Выразите свое отношение к ним. Приведите примеры

     Материалистическое  понимание истории — учение об обществе, материалистически решающее основной вопрос философии применительно к истории и исследующее на этой основе общесоциологические законы исторического развития и формы их реализации в деятельности люден. И. м. составляет теоретическую и методологическую базу социологии и др. общественных наук. Все домарксистские философы, в т. ч. материалисты, были идеалистами в понимании общественной жизни, поскольку останавливались на констатации того факта, что в отличие от природы, где действуют слепые силы, в обществе действуют люди — существа сознательные, руководствующиеся в своих действиях идеальными побуждениями. Ленин указывал, что сама идея материализма в социологии была гениальной идеей (Т. 1. С. 136). Ее реализация—создание И. м.— означала проникновение науки в сущность исторического процесса, открытие его законов. Создание И. м. позволило, с одной стороны, провести последовательно материалистический взгляд на мир в целом — не только на природу, но и на об-во, с др.— вскрыть материальную основу общественной жизни, определяющую развитие всех др. ее сторон. Свою основную идею о естественно-историческом процессе развития общества Маркс выработал, выделив из разных областей общественной жизни область экономическую, из всех общественных отношений — отношения производственные как осн. и определяющие все др. отношения. Взяв за исходный пункт осн. для всякого человеческого общества факт — добывание средств к жизни, марксизм поставил в связь с ним те отношения, в которые люди вступают в процессе производства своей жизни, и в системе этих производственных отношений увидел ту основу — реальный базис каждого определенного общества,— к-рая облекается политико-юридическими надстройками и различными формами общественного сознания. Каждая система производственных отношений, возникающая на определенной ступени развития производительных сил, подчинена как общим для всех формаций, так и особым, свойственным лишь одной из них законам возникновения, функционирования и перехода в высшую форму. Действия людей в пределах каждой общественно-экономической формации — бесконечно разнообразные, индивидуализированные, казалось бы, не поддающиеся никакому учету и систематизации — были обобщены и сведены к действиям больших масс, в классовом обществе — классов, реализующих в своей деятельности назревшие потребности общественного развития. В противоположность идеализму И. м. не ограничивается рассмотрением идейных мотивов человеческой деятельности, а исследует то, чем вызываются эти мотивы, какими материальными причинами они порождаются. Признавая роль выдающихся личностей в истории, И. м. уделяет основное внимание действиям народных масс — подлинных творцов истории. Вскрывая материальную обусловленность общественно-исторического процесса, И. м. в противовес вульгарно-материалистическим теориям, отрицающим роль идей, политических и др. учреждений и организаций, подчеркивает их обратное, активное воздействие на породивший их базис и выявляет огромную роль субъективного фактора — действий людей, классов, партий, сознательности и организованности масс. И. м. несовместим с фатализмом и волюнтаризмом. Люди сами творят свою историю, но не могут творить ее по произволу, ибо каждое новое поколение действует в определенных объективных условиях, созданных до него. Эти условия и действующие на их основе законы открывают разнообразный возможности для деятельности людей. Реализация этих возможностей, а значит, реальный ход истории зависит от людей, их активности и инициативы, от организованности и сплоченности прогрессивных сил. Поскольку человек есть социальное существо, то научный анализ общества в И. м. дает ключ к пониманию развития человека в истории и взаимоотношения общества и личности в различные исторические эпохи. Впервые основные черты И. м. были изложены Марксом и Энгельсом в работе “Немецкая идеология”. Формулировка сущности И. м. дана Марксом в предисловии “К критике политической экономии” (Т. 13. С. 6—7). Но “синонимом общественной науки” И. м. стал только со временем выхода в свет “Капитала” (Ленин В. И. Т. 1. С. 140). Вместе с накоплением нового опыта исторического развития необходимо происходит развитие и обогащение И. м. Замечательный образец такого развития дал Ленин. И. м. тесно связан с осмыслением проблем современного общественного развития, с развитием наук. Существование государств с различным общественным строем, выход на историческую арену народов Азии, Африки, Лат. Америки, ваучно-техническая революция, возникновение глобальных проблем — эта историческая реальность выдвигает новые проблемы, разработка которых обогащает И. м. Большое значение для обогащения теории И. м. имеет опыт строительства социализма. В сферу И. м. включается все шире проблематика человека, культуры, ценностей, гуманизма, механизмов сознательного использования объективных социальных законов, конечно, в их теоретико-методологических аспектах. В процессе коренного обновления советского общества важной задачей становится борьба с вульгаризацией и догматизацией И. м., получившие широкое распространение в годы культа личности и застоя, преодоление устаревших положений, творческое переосмысление его основных принципов и идей с учетом тенденций и этапов современного развития цивилизации.[11]

Информация о работе Историческое развитие социальной философии