Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 22:16, контрольная работа
Социальная философия - важнейшая область философского знания, нацеленного на осмысление состояний и процессов жизнедеятельности людей в обществе. Будучи составной и неотъемлемой частью философии, она, естественно, несет в себе все общие черты, присущие этому знанию, но одновременно имеет и ряд особенностей, отличающих ее объект и предмет исследования.
Введение……………………………………………………………… 2
Историческая эволюция философского понимания общественной жизни…………………………………………….. 3
Современная социальная философия о характере исторического процесса и сущности общественной жизни…… 13
Раскройте сущность материалистического и идеалистического пониманий общества и исторического процесса. Выразите свое отношение к ним. Приведите примеры………………………… 16
Заключение………………………………………………………….. 20
Список литературы………………………………………………….. 21
Парето
указывал на постоянную циркуляцию элит.
Она заключается в том, что
менее способные члены элит опускаются
в нижние элитные группы. Напротив,
более талантливые
Неокантианство.
Одним
из влиятельных направлений
Эта цель с наибольшей полнотой была реализована в трудах немецких мыслителей Вильгельма Винделъбанда (1848—1915) и Генрик Риккерта (1863—1936). Они поставили и по-своему решали проблем; сути философии как науки и мировоззрения. Оба они подходили к философии как к многогранному явлению.
Суть социальной философии неокантианцы видели в том, чтобы исследовать методы познания и истолкования исторических событий, составляющих культурную жизнь народов разных стран и исторических эпох. «Метод есть путь, ведущий к цели», — писал Риккерт. По их мнению, методы наук об обществе и его культуре существенно отличаются от методов наук о природе. Это мнение было положено ими в основу классификации наук. Решая данную проблему, они исходили из того, что науки о природе «отыскивают общие законы» развития природных явлений. Наличие же законов в развитии общества они отрицали. Отсюда задача наук об обществе сводилась к тому, чтобы понять и объяснить отдельные исторические факты, их характерные особенности. Подчеркивая это различие наук о природе и наук об обществе, их «методологическую противоположность», Виндельбанд писал:
Одни из них суть науки о законах, другие — науки о событиях; первые учат тому, что всегда имеет место, последние, что однажды было.
Социальная философия М. Вебера.
Макс Вебер (1864—1920) в своих трудах развил многие идеи неокантианства, однако его воззрения не сводились к этим идеям.
М. Вебер считал, что социальная философия, которую он характеризовал как теоретическую социологию, должна изучать прежде всего поведение и деятельность людей, будь то отдельный человек или группа. Отсюда основные положения его социально-философских воззрений укладываются в созданную им теорию социального действия.
Социальные действия составляют, по Веберу, систему сознательного, осмысленного взаимодействия людей, в котором каждый человек учитывает влияние своих действий на других людей и их ответную реакцию на это. Необходимо осмыслить, понять содержание духовного мира субъектов социального действия. Осмыслив это, социология выступает как понимающая.
В
своей «понимающей социологии»
Вебер исходит из того, что понимание
социальных действий и внутреннего
мира субъектов может быть как
логическим, то есть осмысленным с
помощью понятий, так и эмоционально-
Вебер
трактует ценность как «установку той
или иной исторической эпохи», как
«свойственное эпохе
Важнейшее
место в социальной философии
Вебера занимает концепция идеальных
типов. Под идеальным типом им
подразумевалась некая
Фрейдизм и неофрейдизм.
Речь идет о концепциях Зигмунда Фрейда (1856-1939) и его последователей, касающихся проблем поведения человека, культуры и развития общества. Особое значение Фрейд придает психосексуальному развитию человека, влиянию его инстинктивной сексуально-биологической энергии (л и б и д о) на «жизнь его чувств» и поведение. Сексуальное самопознание ребенка означает, по Фрейду, «первый шаг к его самостоятельной ориентировке в мире». В дальнейшем поведение ребенка, а затем юноши и взрослого человека во многом определяется его сексуальной энергией. Более того, сексуально-биологическая энергия объявляется основой развития человеческой культуры. В дальнейшем наряду с инстинктами жизни и самосохранения, половыми инстинктами он выделяет инстинкты разрушения, агрессии и смерти.
Так, один из его ближайших учеников Альфред Адлер (1870—1937) перенес акцент с сексуально-бессознательного на бессознательное стремление к власти как основное побуждение людей, проявляющееся в их поведении в рамках семьи, межличностных отношений и отношений социальных групп.
Другой его приверженец — Карл Юнг (1875—1961) развил учение о «коллективном бессознательном», определяющем социальное поведение людей, в том числе разного рода коллективных общностей. По Юнгу, «коллективное бессознательное» представляет собой совокупность исторически сформировавшихся «архетипов», которые характеризуются как коренящиеся в глубинах психики людей их неосознанные коллективные мотивы представления воображения, проявляющиеся, в частности, в виде неких образов, символов, знаков.
Наиболее
видные представители фрейдо-марксизма
Вильгельм Рапх (1897—1957)
и Герберт Маркузе (1898—1979). Они, как и
другие фрейдо-марксисты, объявляют борьбу
бессознательных инстинктов и влечений
(к жизни и смерти, наслаждению и разрушению)
основным фактором, определяющим поведение
человека, межличностные отношения и развитие
общества. Особую роль отводят они сексуальным
влечениям и половым отношениям. Сексуальная
энергия рассматривается как важнейшая
побудительная сила деятельности людей,
источник их творческого вдохновения,
«эмоциональной уверенности» и «психической
устойчивости». Сексуально неудовлетворенный
индивид «субъективно вступает в глубокое
противоречие с обществом», отчуждается
от него, ввергается «в состояние одиночества
и изоляции».[4]
Как было показано, различные направления в социальной философии по-разному объясняют сущность и движущие силы исторического процесса. При этом мы встречаемся с признанием исторических законов и с их отрицанием, с теориями, доказывающими объективный характер истории, и с концепциями, утверждающими приоритет субъективного фактора. Одни авторы говорят о наличии смысла истории, другие, напротив, утверждают, что такого смысла нет и быть не может и т.д. все эти точки зрения сочетаются соответственно с многообразием подходов и методов к анализу исторического процесса.
Человеческая история в своем реальном осуществлении – сложный и многоплановый процесс. В ней действуют самые различные силы и факторы. Она протекает в разное социальное время и проявляется в различных культурах и цивилизациях. На человеческую историю и социальную жизнь влияют и географическая среда, и производительные силы общества, и уровень технического развития, и господствующие идеологические, этические и другие ценности. Все эти многообразные факторы тесно между собой взаимосвязаны.
Следует так же иметь в виду, что история - это всегда деятельность человека, наделенных сознанием, волей, со своими интересами и потребностями. Именно человек его разумом и страстями, мыслями и желаниями является одновременно автором и актером своей собственной исторической драмы. На деятельность отдельной личности оказывают влияние многие факторы, и поэтому ее результаты получаются часто совсем иными, чем преследовал человек. Этот важный момент следует учитывать, когда мы говорим об объективных причинах многообразия и необходимой вариантности исторического процесса.
Объективность
исторического процесса обусловлена,
таким образом, наличием материальных
предпосылок и условий
С объективностью исторического процесса связано и его единство. Преемственность и взаимосвязь в развитии производительных сил образуют общий материальный стержень и объективную основу исторического развития человеческого рода и вместе с тем взаимосвязь исторического процесса в разных его проявлениях и в разных регионах. Каждое последующее поколение стоит на плечах предыдущего. При этом чем дальше, тем больше человеческая история выступает именно как всемирная история, как история единого человечества.
Это
особенно наглядно проявляется в
сравнении начального этапа исторического
развития, характеризующегося наличием
в нем многочисленных локальных
способов жизнедеятельности, и сегодняшнего
этапа. Развитие производства, общественных
отношений, рынка, единой денежной систем,
средств коммуникации и т.д. –
все это объективно способствует
всемирно-исторической интеграции человечества,
всеобщности исторического
Противоречивый
характер человеческой истории, наличие
и взаимодействие в ней объективных
и субъективных факторов, ее единство
и многообразие обуславливают неоднозначность
и нелинейность исторического процесса,
его вариативный характер. С этим
связана и возможность
Задача социальной философии заключается как раз в том, чтобы среди массы фактов истории выявить главные, определяющие и показать закономерности и тенденции развития исторических событий и социальных систем. При этом социальная философия должна стремиться использовать разнообразные теоретические модели познания, рассматривать объект с разных сторон, избегать теоретического догматизма. Анализ исторического процесса должен осуществляться в соответствии с логикой самой всемирной истории. В нем необходимо использовать как формационный, так и цивилизованный подходы, которые не исключают, а взаимодополняют друг друга. В этом анализе необходимо учитывать и «циклические культуры», и исторические этапы развития общества, эпохи, стадии и периоды его развития. Словом, чем более полно из разных сторон мы будем исследовать исторический процесс, тем более конкретную и адекватную научную картину его развития мы получим. Хотя следует помнить, что абсолютного знания тут, как впрочем, и во всех других науках, нет и быть не может. Кроме того, в социальной философии добавляется существенный момент: поскольку субъектом человеческой истории и ее объектом выступает, прежде всего, человек, то история не имеет конца, она всегда не завершена.[3,c.357-360]
3. Раскройте сущность материалистического и идеалистического пониманий общества и его исторического процесса. Выразите свое отношение к ним. Приведите примеры
Материалистическое понимание истории — учение об обществе, материалистически решающее основной вопрос философии применительно к истории и исследующее на этой основе общесоциологические законы исторического развития и формы их реализации в деятельности люден. И. м. составляет теоретическую и методологическую базу социологии и др. общественных наук. Все домарксистские философы, в т. ч. материалисты, были идеалистами в понимании общественной жизни, поскольку останавливались на констатации того факта, что в отличие от природы, где действуют слепые силы, в обществе действуют люди — существа сознательные, руководствующиеся в своих действиях идеальными побуждениями. Ленин указывал, что сама идея материализма в социологии была гениальной идеей (Т. 1. С. 136). Ее реализация—создание И. м.— означала проникновение науки в сущность исторического процесса, открытие его законов. Создание И. м. позволило, с одной стороны, провести последовательно материалистический взгляд на мир в целом — не только на природу, но и на об-во, с др.— вскрыть материальную основу общественной жизни, определяющую развитие всех др. ее сторон. Свою основную идею о естественно-историческом процессе развития общества Маркс выработал, выделив из разных областей общественной жизни область экономическую, из всех общественных отношений — отношения производственные как осн. и определяющие все др. отношения. Взяв за исходный пункт осн. для всякого человеческого общества факт — добывание средств к жизни, марксизм поставил в связь с ним те отношения, в которые люди вступают в процессе производства своей жизни, и в системе этих производственных отношений увидел ту основу — реальный базис каждого определенного общества,— к-рая облекается политико-юридическими надстройками и различными формами общественного сознания. Каждая система производственных отношений, возникающая на определенной ступени развития производительных сил, подчинена как общим для всех формаций, так и особым, свойственным лишь одной из них законам возникновения, функционирования и перехода в высшую форму. Действия людей в пределах каждой общественно-экономической формации — бесконечно разнообразные, индивидуализированные, казалось бы, не поддающиеся никакому учету и систематизации — были обобщены и сведены к действиям больших масс, в классовом обществе — классов, реализующих в своей деятельности назревшие потребности общественного развития. В противоположность идеализму И. м. не ограничивается рассмотрением идейных мотивов человеческой деятельности, а исследует то, чем вызываются эти мотивы, какими материальными причинами они порождаются. Признавая роль выдающихся личностей в истории, И. м. уделяет основное внимание действиям народных масс — подлинных творцов истории. Вскрывая материальную обусловленность общественно-исторического процесса, И. м. в противовес вульгарно-материалистическим теориям, отрицающим роль идей, политических и др. учреждений и организаций, подчеркивает их обратное, активное воздействие на породивший их базис и выявляет огромную роль субъективного фактора — действий людей, классов, партий, сознательности и организованности масс. И. м. несовместим с фатализмом и волюнтаризмом. Люди сами творят свою историю, но не могут творить ее по произволу, ибо каждое новое поколение действует в определенных объективных условиях, созданных до него. Эти условия и действующие на их основе законы открывают разнообразный возможности для деятельности людей. Реализация этих возможностей, а значит, реальный ход истории зависит от людей, их активности и инициативы, от организованности и сплоченности прогрессивных сил. Поскольку человек есть социальное существо, то научный анализ общества в И. м. дает ключ к пониманию развития человека в истории и взаимоотношения общества и личности в различные исторические эпохи. Впервые основные черты И. м. были изложены Марксом и Энгельсом в работе “Немецкая идеология”. Формулировка сущности И. м. дана Марксом в предисловии “К критике политической экономии” (Т. 13. С. 6—7). Но “синонимом общественной науки” И. м. стал только со временем выхода в свет “Капитала” (Ленин В. И. Т. 1. С. 140). Вместе с накоплением нового опыта исторического развития необходимо происходит развитие и обогащение И. м. Замечательный образец такого развития дал Ленин. И. м. тесно связан с осмыслением проблем современного общественного развития, с развитием наук. Существование государств с различным общественным строем, выход на историческую арену народов Азии, Африки, Лат. Америки, ваучно-техническая революция, возникновение глобальных проблем — эта историческая реальность выдвигает новые проблемы, разработка которых обогащает И. м. Большое значение для обогащения теории И. м. имеет опыт строительства социализма. В сферу И. м. включается все шире проблематика человека, культуры, ценностей, гуманизма, механизмов сознательного использования объективных социальных законов, конечно, в их теоретико-методологических аспектах. В процессе коренного обновления советского общества важной задачей становится борьба с вульгаризацией и догматизацией И. м., получившие широкое распространение в годы культа личности и застоя, преодоление устаревших положений, творческое переосмысление его основных принципов и идей с учетом тенденций и этапов современного развития цивилизации.[11]
Информация о работе Историческое развитие социальной философии