Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 14:58, курсовая работа
Прогресс науки и техники в XX веке выдвинул перед методологией и историей науки актуальную проблему анализа природы и структуры тех коренных, качественных изменений научного знания, которые принято называть революциями в науки. В западной философии и истории науки интерес к этой проблеме был вызван появлением нашумевшей в 70-х годах работы Томаса Куна "Структура научных революций". Книга Т.Куна вызвала огромный интерес не только историков науки, но также философов, социологов, психологов, изучающих научное творчество, и многих естествоиспытателей различных стран мира.
Введение 2
История науки по Т.Куну 3
1.1. Допарадигмальный период 4
1.2. Зрелая наука 4
2. Этапы развития зрелой науки 5
2.1. Нормальная наука 6
2.2 Аномалии кризис в науке 8
2.3. Революция в науке 10
2.3.1 Несовместимость старой и новой парадигмы 10
2.3.2 Переключение гештальта в результате революций 12
2.3.3 Выбор новой парадигмы. 12
3. О характере революции в математике 13
3.1. Основные точки зрения на революцию в математике. 14
3.2 Математика и научные революции 16
Заключение 18
Литература 18
Оглавление
Введение 2
История науки по Т.Куну 3
1.1. Допарадигмальный период 4
1.2. Зрелая наука 4
2. Этапы развития зрелой науки 5
2.1. Нормальная наука 6
2.2 Аномалии и кризис в науке 8
2.3. Революция в науке 10
2.3.1 Несовместимость старой и новой парадигмы 10
2.3.2 Переключение гештальта в результате революций 12
2.3.3 Выбор новой парадигмы. 12
3. О характере революции в математике 13
3.1. Основные точки зрения на революцию в математике. 14
3.2 Математика и научные революции 16
Заключение 18
Литература 18
Прогресс науки и техники в XX веке выдвинул перед методологией и историей науки актуальную проблему анализа природы и структуры тех коренных, качественных изменений научного знания, которые принято называть революциями в науки. В западной философии и истории науки интерес к этой проблеме был вызван появлением нашумевшей в 70-х годах работы Томаса Куна "Структура научных революций". Книга Т.Куна вызвала огромный интерес не только историков науки, но также философов, социологов, психологов, изучающих научное творчество, и многих естествоиспытателей различных стран мира.
Работа Т. Куна имеет значение для изучения множества дисциплин, в том числе и курса «Концепции современного естествознания», так как лежит в основе осмысления методологии научного познания.
Как пишет автор в предисловии к своей работе, первая возможность углубиться в разработку не идей, которые изложены в «Структуре научных революций», представилась во время стажировки при Гарвардском университете. Изучение истории науки, работ А. Койре и впервые обнаружил работы Э. Мейерсона, Е. Мецгер и А. Майера показали Т. Куну, что значило мыслить научно в тот период времени, когда каноны научного мышления весьма отличались от современных.
Автор потратил много времени на разработку областей, не имеющих явного отношения к истории науки, но тем не менее содержащих ряд проблем, сходных с проблемами истории науки. Кратко теория Куна состоит в следующем: периоды спокойного развития (периоды "нормальной науки") сменяются кризисом, который может разрешиться революцией, заменяющей господствующую парадигму. Под парадигмой Кун понимает общепризнанную совокупность понятий, теории и методов исследования, которая дает научному сообществу модель постановки проблем и их решений. В качестве попытки наглядно представить рассматриваемую теорию предлагается схематический график развития науки по Куну. Дальнейшее изложение идет по пути раскрытия понятий и процессов, изображенных на схеме.
Согласно
книге "Структура научных революций"
Т.Куна, историю науки можно
Комментарий к схеме:
1. - При переходе к зрелой науке на основе идей одной (или нескольких) научных
- школ возникает общепринятая парадигма;
2. - одно из главных направлений деятельности нормальной науки — обнаружение и
- объяснение фактов как фактов, подтверждающих парадигму;
3. - при таком исследовании часть фактов трактуется как аномалии - факты,
- противоречащие парадигме;
4. - в период кризиса доверие к парадигме в известной степени подорвано, но она еще
- сохраняет свое значение;
5. -для объяснения аномальных фактов возникает новая теория как реакция на кризис;
6. - в ряде случаев новая теория может быть отринута, а часть аномальных фактов
- путем "решения задач-головоломок" объясняется старой парадигмой;
7. - новая теория приобретает статус парадигмы и, в результате научной революции,
8 - полностью (или частично) замещает старую парадигму.
Опишем отдельно такие объекты этой схемы как Допарадигмальный период, парадигма, нормальная наука, аномалии и научная революция и т.д.
Допарадигмальный период в развитии науки характеризуется наличием большого числа школ и различных направлений. Каждая школа по-своему объясняет различные явления и факты, лежащие в русле конкретной науки, причем в основе этих интерпретаций могут находиться различные методологические и философские предпосылки. В качестве примера можно рассмотреть историю физической оптики. От глубокой древности до конца XVII века не было периода, для которого была бы характерна единственная и общепринятая в научном сообществе точка зрения на природу света. Вместо этого было множество противоборствующих школ, большинство из которых придерживалось какой-либо разновидности теории Эпикура, Аристотеля или Платона. Одно из направлений рассматривало свет как частицы, испускаемые материальным телом; для другого свет был модификацией среды, находящейся между этим телом и человеческим глазом; кроме того, свет объяснялся в терминах взаимодействия среды с излучением самих глаз. Хотя представители всех этих школ физической оптики до Ньютона были учеными, результат их деятельности нельзя в полной мере назвать научным. Не имея возможности принять какую-либо общую основу для своих убеждений, представители каждой школы пытались строить свою собственную физическую оптику заново, начиная с наблюдений.
Ученые свои труды адресовали не к своим коллегам, а скорее к оппонентам из других школ в данной области исследований и ко всякому, кто заинтересуется предметом их исследования. С современной точки зрения, их труды можно отнести в разряд научно-популярных изданий.
Допарадигмальный
период, по мнению Куна, характерен для
зарождения любой науки. Ситуация, описанная
выше, типична в развитии каждой
науки, прежде чем эта наука выработает
свою первую всеми признанную теорию
вместе с методологией исследований
— то, что Кун называет парадигмой.
На ранних стадиях развития любой
науки различные исследователи,
сталкиваясь с одними и теми же
категориями явлений, далеко не всегда
одинаково описывают и
На смену Допарадигмальный науки приходит, по мнению Куна, зрелая наука. Зрелая наука характеризуется тем, что в данный момент в ней существует не более одной общепринятой парадигмы.
Первоначальные
расхождения, характерные для ранних
стадий развития науки, с появлением
общих теоретических и
Существование
парадигмы предполагает и более
четкое определение области
В наши дни такие парадигмы или научные достижения, которые в течение долгого времени признаются определенным научным сообществом как основа для развития его
дальнейшей
деятельности, излагаются в учебниках.
Учебники разъясняют сущность принятой
теории, иллюстрируют многие ее применения
и сравнивают эти применения с
типичными наблюдениями и экспериментами.
Они определяют правомерность проблем
и методов исследования каждой области
науки для последующих
Зрелая наука в своем развитии последовательно проходит несколько этапов. Период нормальной науки сменяется периодом кризиса, который либо разрешается методами нормальной науки, либо приводит к научной революции, которая заменяет парадигму. С полной или частичной заменой парадигмы снова наступает период нормальной науки.
Согласно
концепции Куна, развитие науки идет
не путем плавного наращивания новых
знаний на старые, а через смену
ведущих представлений — через
периодически происходящие научные
революции. Однако, действительного
прогресса, связанного с возрастанием
объективной истинности научных
знаний, Кун не признает, полагая, что
такие знания могут быть охарактеризованы
лишь как более или менее
В этой связи следует отметить, что Кун не связывает явно смену парадигм с преемственностью в развитии науки, с движением по спирали от неполного знания к более полному и совершенному. По моему мнению, Кун опускает вопрос о качественном соотношении старой и новой парадигмы: является ли новая парадигма, пришедшая на смену старой, лучше с точки зрения прогресса в научном познании? Спираль развития зрелой науки у Куна не направлена вверх к высотам "абсолютной истины", она складывается стихийно в ходе исторического развития науки.
"Нормальной наукой" Кун называет исследование, прочно опирающееся на одно или несколько прошлых научных достижений, которые в течение некоторого времени признаются определенным научным сообществом в качестве основы для развития, то есть это исследование в рамках парадигмы и направленное на поддержание этой парадигмы. При ближайшем рассмотрении "создается впечатление, будто бы природу пытаются втиснуть в парадигму, как в заранее сколоченную и довольно тесную коробку", "явления, которые не вмещаются в эту коробку, часто, в сущности, вообще
упускаются из виду" .
Нормальная наука не ставит своей целью создание новой теории, и успех в нормальном научном исследовании состоит не в этом. Исследование в нормальной науке направлено на разработку тех явлений и теорий, существование которых парадигма заведомо предполагает. Кратко деятельность ученых в рамках нормальной науки можно охарактеризовать как наведение порядка (ни в коем случае не революционным путем).
По мнению Куна, "три класса проблем — установление значительных фактов, сопоставление фактов и теории, разработка теории — исчерпывают ... поле нормальной
науки, как
эмпирической, так и теоретической"
. Подавляющее большинство
Понятие "нормальной науки", введенное Куном, подверглось острой критике сторонниками критического рационализма во главе с Карлом Поппером. Поппер согласен с тем, что нормальная наука существует, но если Куну этот феномен представляется как нормальный, то Поппер в работе "Нормальная наука и ее опасности" (1970) рассматривает его как опасный для науки в целом.
В критике понимания Куном нормальной науки можно выделить два направления. Во-первых, полное отрицание самого существования нормальной науки. С этой точки зрения наука никогда бы не сдвинулась с места, если бы основной деятельностью ученых была нормальная наука, как ее представляет Кун. Сторонники этого направления в критике Куна полагают, что нормальной науки, предполагающей только кумулятивное накопление знания, вообще не существует; что из нормальной науки Куна не может вырасти революции. "Нормальная наука" отождествляется с теоретическим застоем или стагнацией в науке.
Второе направление
в критике нормальной науки представлено
К.Поппером. Он признает существование
нормальной науки, но вместе с тем
принижает ее роль. Нормальная наука
Куна, как считает Поппер. представляет
опасность для самого существования
науки. "Нормальный" ученый вызывает
у Поппера чувство жалости: он
не привык к критическому мышлению.
На самом деле, хотя ученый и работает
обычно в рамках какой-то теории, при
желании он может в любой момент
выйти за эти рамки. Неверно, однако,
на этом основании говорить об истории
науки как о непрерывной
Действительно,
в понимании Куна "самая удивительная
особенность проблем нормальной
науки ... состоит в том, что они
в очень малой степени